Существует пять основных правил, которые и выделяют фасилитацию среди всех инструментов. Их строгое соблюдение, позволит эффективно проводить обучение, а так же диалоги.



ФАСИЛИТИРОВАННЫЕ ДИСКУССИИ

Современная эпоха характеризуется быстрым увеличением визуального потока информации, охватывающего многие сферы человеческой деятельности. Предметный мир, окружающий человека, все чаще предстает в его сознании как совокупность визуальных образов, транслируемых через возрастающее число новых и достаточно разнообразных средств визуальной коммуникации - кино, телевидение, интернет. Все это, в совокупности, привело к возникновению своеобразного «визуального хаоса». Через визуальный канал к человеку из окружающего мира поступает 90 % информации. Следовательно, качество этой информации является важными факторами становления отношения человека к миру.[1]

В центре современного общего образования – ребенок, развивающуюся личность которого мы хотели бы видеть мыслящей, чувствующей, открытой для контактов с окружающим миром и обладающей широкими возможностями общения. Новые подходы к образовательному процессу трансформировали прежнюю, жестко регламентированную систему образования, построенную на субъектно-объектных отношениях, задали стремление к пересмотру роли и места гуманитарных дисциплин в школе.[9]

Сегодня в российском образовании происходят качественные перемены, необходимым условием которых является изменение роли учителя в процессе обучения. Если ориентироваться на требования Федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях образования, необходимо перенести акцент с преподавания на учение. Возникает потребность организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как процесс осмысленного учения. [8]

В настоящее время в образовательном процессе наблюдается засилье письменных работ, разнообразных форм дистанционного обучения, что привело к уменьшению внимания на монологическую и диалогическую речь учащихся. Дети всё меньше и меньше говорят на уроках, не умеют высказать суждение, формулировать собственное отношение, сделать выводы. Каждый учитель в работе, наверняка, сталкивался с «молчащими» классами, где дети довольно хорошо пишут проверочные работы, ВПР и даже сдают экзамены. Но вступить с ними в беседу, дискуссию, практически невозможно. На развернутые устные ответы по теме времени на уроке катастрофически не хватает. И пока один ученик с трудом пытается ответить, остальные скучают.

Ученику, как субъекту, активно осваивающему окружающее пространство, необходимо создать условия, которые помогут ему эффективно использовать свои познавательные, личностные особенности. Современное образование в недостаточной степени использует потенциал визуальных объектов для развития способностей учащихся. [1]

Актуальность проблемы массового включения учащихся в образовательный процесс в современной школе очевидна. Частично ее может решить применение на уроках и во внеурочной деятельности метода фасилитированной дискуссии.

Фасилитированная дискуссия: понятие, сущностные характеристики

Основоположником понятия фасилитации является американский психолог, представитель гуманистической педагогики Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987). Термин «фасилитация» происходит от английского глагола “facilitate” – облегчать, содействовать, способствовать, помогать, продвигать.

В педагогике термин «фасилитация» - это управление учебной деятельностью учащихся, при котором учитель занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать какие-либо навыки.Применительно к школе под «фасилитацией» следует понимать развивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности. [10]

Основными задачами фасилитации являются:

1) развитие индивидуальности и творческих проявлений учащихся;

2) стимулирование, оказание педагогической поддержки и инициирование разнообразныхформ активности учащихся на всех этапах педагогического процесса, внутри которых осуществляется личностное становление и развитие каждого.[7]

Педагогическая фасилитациярешает задачу стимулирования, инициирования и поощрения саморазвития и самовоспитания учащихся в процессеучебной деятельности за счет взаимодействияпедагога и обучаемого, их особого стиля общенияи особенностей личности педагога.

В основе данной технологии лежит позитивное принятие каждого учащегося и создание условий, помогающих усвоить учебный материал осознанно.

Организация занятий с применением метода «фасилитации» целесообразна в случаях, когда поднимаются острые темы, которые требуют конкретных решений; когда ситуацию нужно рассмотреть комплексно, с разных сторон, когда требуется организовать эффективное групповое обсуждение, где каждый участник может высказаться, поделиться идеями, опытом и предположениями.

В фасилитации часто используют тактильные и визуальные техники, то есть исследуются видимые или осязаемые объекты. Фасилитатор использует в диалоге произведения изобразительного искусства, таблицы, зарисовки, конструктор, игрушки,макеты и т. д. Благодаря этому, у участников нет возможности отвлечься на другую тему. В итоге, каждый из них становиться частью единого мыслительного процесса.

Фасилитированная дискуссия представляет собой коллективное обсуждение произведения, опирающееся на определенную систему последовательно задаваемых учителем вопросов, где участники вступают в диалог по собственному желанию. Каждый учащийся обладает собственной точкой зрения, поэтому главной задачей фасилитации является интеграция мыслей отдельных учащихся в единое эффективное решение.[6]

Основные задачи, стоящиепри развитии визуальной культуры - это:

-научить вглядываться (развиваем способность видеть);

-научить задумываться над увиденным (развиваем способность интерпретировать);

-научить эмоционально воспринимать увиденное (развиваем художественный вкус и способность получать эстетическое удовольствие).[2]

Фасилитированная дискуссия может быть как разовым мероприятием, так и серией мероприятий.Она решает как специализированные, так и абстрактные проблемы.

Для правильной организации такой дискуссии необходимо наличиеследующих компонентов:
- группа, в которую входят участники (в нашем случае это школьный класс);
- ведущий, в роли которого выступает учитель, готовый к сотрудничеству с детьми и умеющий создать благоприятную для работы
атмосферу;
- стимул, который представляет собой необходимость изучения определенной темы всеми участниками (объект для обсуждения);

- стратегия, состоящая из специально подобранных вопросов и техники парафраза, которая понимается как определенный порядок работы;
- результат, который может быть выражен в виде находки, догадки, ощущения у участников дискуссии внутреннего комфорта и уверенности в своих силах, открытия нового в себе, в другом человеке, в исследуемом произведении.[2]

Особенность фасилитированной дискуссии заключается в предоставлении возможности каждому её участнику вынести свою мысль на обсуждение, быть выслушанным и принятым окружающими. В ходе этого процесса высказывание одного ребенка направляет внимание и служит стимулом для мыслей других детей. При коллективном обсуждении учащиеся помогают друг другу подробнее и глубже вглядеться в объект, который постепенно складывается в восприятии ребенка в единый образ. Со временем дети начинают осознавать, что существует много различных мнений и оценок по поводу одного и того же предмета или явления и они равноценны. [2]

Организация занятий в форме фасилитированной дискуссии требует определенного алгоритма вопросов открытого характера. Именно открытость вопроса, помноженная на открытость объекта совместного рассматривания, обеспечивают вариативность, сугубую индивидуальность и неповторимость ответов детей. Это позволяет педагогу пользоваться алгоритмом вопросов и методикой парафразов в точном соответствии с уровнем развития, состоянием и настроением ребенка. Уникальность методики состоит в особом методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения учениками предлагаемого объекта.

Последовательность вопросов, задаваемых учителем, строго продумана и соответствует особенностям развития художественного восприятия.

Обсуждение начинается с вопросов: "Что вы здесь видите?". Учитель, побуждая детально рассматривать картину (объект), задает другие варианты вопроса: "Что вы видите кроме этого?", "Кто-нибудь может что-нибудь добавить?".Другой вопрос: "Что здесь происходит?" требует от детей нахождения связей между изображенными предметами, персонажами, рассказа о сюжете произведения. Так, ребенок не просто перечисляет увиденное, а выражает своё мнение и даёт собственные интерпретации.
В дальнейшем, помимо вопросов общего характера, появляются более направленные вопросы, требующие углубленного, вдумчивого рассматривания: "Как вы думаете, кто это?", "Что вы можете сказать об этом человеке (людях)?", "Где это происходит?", "Когда это могло происходить?". Такие вопросы побуждают детей обращать внимание на позы, жесты персонажей, а также на одежду, характер интерьера, пейзаж, нюансы освещения и т. п. Постепенно в дискуссию включаются вопросы, предполагающие наличие умения понимать смыслизображенияи

задумываться над особенностями поведения, мыслей и чувств изображаемых
на картине людей: "О чем могли говорить эти люди?", "О чем думает этот человек?", "Что чувствует этот человек?", "С помощью чего автору удалось передать такое настроение?" и т. д. Вопрос: "Что ты здесь видишь такого, что позволяет тебе так говорить?" ("Что позволило тебе так сказать?", "Что даёт тебе право так считать?") побуждает детей обосновывать своё мнение, делать его более убедительным. Завершать обсуждение могут такие обобщающие вопросы, как: "Что общего между картинами (объектами)?" (если сравнивается несколько изображений), "Как могла бы называться эта картина, объект?", "Что вас больше всего здесь заинтересовало?","Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться? ".[4]

Для привлечения к групповой дискуссии так называемых "молчунов", детей, активность которых внешне никак не проявлялась в силу разных причин (замкнутость, стеснительность, боязнь высказываться и других), используются специальные приемы. Например, к ним лично учитель обращается с вопросом: "А что ты здесь видишь?", "Может быть, Дима хочет что-то сказать?". Если ребенок приходит в замешательство от вопроса, то его негативные переживания сглаживаются фразами: "Ты еще подумаешь над этим", "Я уверена, у тебя были причины так сказать".

При возникновении на занятии спорных моментов в обсуждении, для предотвращения конфликтной ситуации учитель использует такие высказывания, как: "У нас появилось несколько точек зрения, и все они имеют право на существование", "Сколько людей, столько и мнений" и другие. Использование учителем подобных приемов ненасильственной коммуникации создает атмосферу психологической безопасности, способствует приобретению уверенности в себе и самораскрытию ребенка.

Таким образом, можно выделить следующие требования к вопросам фасилитированной дискуссии:

- простая, понятная для всех, формулировка;

- отсутствие в вопросе какой-либо информации или оценочных суждений;

- вопрос не должен подразумевать кратких ответов «да» или «нет».

Все промежуточные и конечные результаты могут фиксироваться на доске или бумаге. Следует фиксировать не только значимую информацию, но и важные мысли, которые отличаются от того, что звучало ранее по ходу обсуждения, и делать их достоянием всей группы. Это поможет общему пониманию и продвижению группы по обсуждаемым вопросам более глубоко и широко. Визуализация дискуссии и ее результатов способствует лучшему общему пониманию, фокусировке внимания участников, возможности в любой момент обратиться в написанному, а также создать визуальные картинки сказанного, которые позволят лучше запоминать важную информацию.

Таким образом, фасилитация – это организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Очевиден и педагогический потенциал изображения, как наиболее подходящий фактор формирования самостоятельности и креативности мышления ребенка.

Существует пять основных правил, которые и выделяют фасилитацию среди всех инструментов. Их строгое соблюдение, позволит эффективно проводить обучение, а так же диалоги.

1. Фасилитатор должен быть открыт при работе с группой.

2. В процессе нет главных. Вся группа - единый механизм, где каждая деталь играет важную роль.

3. Все участники – эффективные и состоятельные личности. Все могут решать проблемы и задачи.

4. Все мнения одинаково важны.

5. Главная задача – всестороннее исследование объекта, процесса.[8]

Очень важным является отбор объекта рассмотрения в соответствии с целями и задачами, а также, основными этапами становления визуального мышления как функциональной организации познавательных и эмоциональных процессов.Он должен соответствовать следующим принципам:

- доступность (доступным на том или ином этапе считается такое произведение, в котором дети могут понять содержание и высказать смысловые версии);

- содержательность (предполагает оптимальную насыщенность объекта деталями и /или изображение на ней легко определяемых эмоций, что дает возможность для создания детьми развернутого рассказа с целью передачи своего зрительского отношения к произведению);

- охват широкого спектра жизненных явлений (изображение исторических событий, повседневной жизни, людей разных эпох, природы, интерьеров и др.);

- последовательность (учитываются возрастные особенности детей, уровень развития их визуальной культуры, особенности самого произведения);

- сочетаемость (организация восприятия на одном занятии нескольких произведений, объединение которых осуществляется на основе жанра, художественного направления, авторства, сходства тематики, персонажей, настроения, изобразительно-выразительных средств и др.)[4]


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!