Лоб, скулы, щеки, подбородок, шея
Человеческий лоб имеет четыре границы:
— верхняя — линия роста волос;
— нижняя — надбровные дуги, брови;
— боковые — границы с висками.
Так как у каждой из них масса вариантов, то формы лба анфас отличаются поразительным многообразием, как, впрочем, и в профиль. Форма лба влияет на контуры лица, а значит и на композицию. Если учесть исходную форму лба и использовать различные способы корректировки, то можно «создать лоб» для какого-то конкретного персонажа.
Анфас лоб может быть пропорциональным или, по сравнению с высотой и шириной лица: высоким или низким, узким или широким. Боковые границы лба в той или иной степени могут быть округлыми или наклоненными относительно вертикали.
Форма лба
Контур лба в профиль может быть выпуклым, впалым, прямым. На его рельеф влияют величина и особенности формы лобных бугров и надбровных дуг, наличие или отсутствие морщин.
Наклон лба может быть различным относительно вертикали.
Скулы могут быть плоскими и широкими, узкими и острыми, ярко выступающими или почти не выступать. Это видно при оценке верхней половины контура лица. От формы скул зависит и форма щек.
Щёки могут быть «пухлыми», впалыми, обвисшими в силу возраста, иметь красивые ямочки… и, в свою очередь, связаны и с шеей, и с подбородком.
Подбородок можно назвать узким, средним или широким, сравнив его ширину с шириной лица. Он может быть высоким, гармоничным или низким в зависимости от соотношения его высоты и высоты нижней части лица. Контур подбородка определяется формой нижней челюсти. Кроме того, что подбородки бывают округлыми, квадратными, треугольными, с ямочкой и без нее, асимметричными и симметричными, они отличаются и при рассмотрении в профиль. Подбородок может быть прямым, выступающим или скошенным. А еще подбородок может быть обвисшим, двойным/тройным, морщинистым и иметь какие-то другие особенности.
|
|
Скулы и подбородок
У мужчин и у женщин контур подбородка отличается из-за различий нижней челюсти. Эти отличия следует учитывать, если приходится «менять пол» актера при помощи грима.
Изменяется подбородок и с возрастом. Это должно быть учтено в гриме старческом или при выполнении антивозрастной корректировки. Подбородок можно сделать более узким или более широким, чем исходный, чтобы грим помог персонажу, или изменить силуэт кардинально, наклеив бороду.
Гримировать шею приходится практически всегда, иначе она смотрится отдельно от лица и «разрушает» цельность внешнего облика персонажа. Приходится обращать внимание на все ее особенности: мускулистая, с жировыми складками или жилистая, морщинистая «лебединая», например, или «бычья». Картинка возникает сама собой.
|
|
Форма или какие-то особенности ушей могут внести свою лепту во внешний облик персонажа, поэтому их, хоть и не часто, но тоже гримируем. Важно заметить размер, наклон, симметричность и форму. Оттопыренные уши актеров приходится прятать так же часто, как и создавать этот эффект искусственно.
Как правило, мешают в работе:
— отверстия для множества серег или «тоннели»;
— сильная обвислость в силу возраста.
Глава 6. Кожа
Кожа человека может быть:
— различной степени жирности и эластичности;
— упругая либо дряблая;
— грубая, толстая либо нежная, тонкая, мягкая;
— гладкая, ровная либо шершавая, пористая, морщинистая;
— матовая, лоснящаяся, сияющая…
Кожа имеет цвет, тон которого может иметь какой-то оттенок и быть разным по светлоте. Одна из часто используемых классификаций создана Томасом Б. Фицпатриком и включает в себя шесть фототипов кожи:
— кельтский. Это светлокожие, голубоглазые, рыжеволосые, мгновенно обгорающие на солнце люди;
— нордический. На светлую, почти без веснушек кожу этих светловолосых и светлоглазых людей загар ложится еле-еле;
— темный европейский. Люди с темно-русыми волосами и карими глазами, имеющие смуглую кожу легко загорают:
|
|
— средиземноморский. Оливковая смуглая кожа практически не обгорает. Волосы и глаза темные;
— индонезийский. Кожа очень смуглая, не обгорает, волосы и глаза очень темные;
— африканский. Не обгорает никогда. Люди с очень темной кожей и черными волосами.
Кроме вышеперечисленных, гримеру приходится учитывать, использовать в гриме или маскировать и другие особенности:
— веснушки и круги под глазами от недосыпа;
— прожилки, сосудики, пигментные пятна и витилиго;
— бородавки и синяки, родинки и родимые пятна;
— шрамы, татуировки различного размера и цвета.
В зависимости от полученного набора, а также конкретной задачи в каждом случае необходим индивидуальный подбор косметики, маскирующих и корректирующих средств, других материалов.
ВАЖНО!!! Разумеется, если кожа раздражена или повреждена, то о гримировании не может быть и речи.
Глава 7. Нос
Перед началом гримирования нужно проанализировать размеры, объемы и все особенности его формы, чтобы оценить возможности и невозможности конкретного грима. Ведь нос — центральная деталь лица и, часто — центр композиции.
|
|
Каждая из частей носа может иметь различные размеры, наклон, форму, рельеф, особенности. Этим сочетанием и обусловлено многообразие.
Кроме абсолютных и относительных размеров носа, не столь детально, как пластический хирург, но мы обязаны оценить каждую его часть.
Анфас можно заметить:
— форму, длину и ширину спинки носа. Она может быть расширяющейся, сужающейся, прямоугольной, асимметричной, иметь резкий или плавный переход с боковыми частями носа;
— форму кончика носа. Его ширину по сравнению со спинкой носа, округлость, раздвоенность или заостренность;
— особенности крыльев носа и формы носовой перегородки. Крылья носа могут различаться глубиной складки, высотой, положением, формой ноздрей.
При взгляде снизу можно увидеть:
— форму основания носа. Она может быть: квадратной, круглой, треугольной, заостренной….
Профиль позволяет оценить:
— кончик носа, который может различаться по размеру, форме;
— положение основания носа относительно горизонтали.
Кончик носа может быть вздернутым, «висящим»;
— степень выступания носа и глубину переносицы;
— угол между плоскостью лба и плоскостью спинки носа;
— рельеф спинки носа. Она может быть вогнутой или ровной. Может быть и с горбинкой.
Строение и формы носа
Глава 8. Рот
Анфас можно, прежде всего, определить:
— размер рта по сравнению с шириной лица;
— симметричность и пропорциональность губ;
— расположение губ по высоте и их ширину (толщину);
— контур линии смыкания губ и положение углов рта.
В профиль можно увидеть, что губы с различной степенью «западают» или выступают, по-разному располагаются друг относительно друга.
С 1957 года гармоническое положение губ определяют
относительно эстетической Е-линии. R. M. Ricketts предложил проводить ее, соединяя кончик носа и подбородок. Губы, касающиеся этой линии,
выходящие за нее или слишком далеко находящиеся от нее считаются не гармоничными.
Гримёру важно заметить многое. Например, при улыбке могут
обнажаться десны. Кроме того, рот может быть приоткрытым, поджатым, очень большим/маленьким, асимметричным, запавшим…
Для характерного грима эти характеристики имеют большое значение.
Губы персонажа могут не иметь контура, быть плотно сжатыми,
пухлыми, морщинистыми… Уголки их могут смотреть вверх или вниз.
Губы актера могут прекрасно поддерживать образ или требовать корректировки. Например, при выполнении старческого грима скрывают естественный контур губ актера еще на этапе нанесения общего тона.
Гримеру частенько приходится гримировать и зубы актера.
Ну, какой, к примеру, вампир без клыков?
Часто приходится «лишать» актера на время спектакля парочки «зубиков», создавать видимость зубов испорченных или делать акцент на два передних резца для правдоподобности некоторых персонажей.
По этим причинам нас должны интересовать:
— величина, дефекты и особенности зубов, например, отсутствие зуба, золотой зуб, брекеты…;
— вид прикуса и контур зубного ряда.
Строение и формы рта
Если для полноты образа персонажу требуются уж совсем особенные зубки, то сделать их можно из стоматологических материалов самостоятельно или заказать специалисту.
Глава 9. Брови и глаза
У некоторых людей брови идеальные, точь в точь соответствующие представленной выше схеме. У большинства людей они не соответствуют этой картинке, что, надо сказать, очень часто пригождается в нашей работе.
Например, для острохарактерного грима, как правило, нужна бровь не совсем идеальная или даже совсем не идеальная.
Форма брови играет важную роль практически в любом гриме, так как с их помощью выражаются разнообразные эмоции.
Брови у разных людей отличаются по длине, ширине, густоте и цвету, а могут быть уж совсем особенными:
— кустистыми или малозаметными, а то и отсутствующими;
— выщипанными, сросшимися, асимметричными;
— нависающими, татуированными и пр.
И все эти нюансы приходится иметь в виду при гримировании.
Каждый актер должен знать особенности своих собственных бровей как дважды два. Так же, как и способы их корректировки.
Часто какая-то часть собственной брови актера не вписывается в рисунок грима и ее приходится скрывать. Но!!! Это только часть брови! Лишь в редких случаях новая бровь рисуется так далеко от исходной, что приходится скрывать собственную бровь целиком.
В гриме реалистичном «новая» бровь — всегда результат корректировки собственной брови актера.
Видов бровей великое множество, а комбинаций брови–глаза вообще не счесть.
Глаза различаются по многим признакам:
— по размеру и положению, по форме контура глазной щели;
— по степени раскрытия и выступанию глазных яблок;
— по цвету и каким-либо особенностям.
Глаза могут быть относительно центральной вертикали лица расположены гармонично, близко или широко. Они всегда рассматриваются в паре с бровями, которые могут располагаться:
— по вертикали — низко или высоко по отношению к глазам;
— по горизонтали — относительно центральной линии лица быть близко-, средне- или широко расставленными.
Брови и глаза. Строение и формы
По пропорциям классическим, величина отрезка между внутренними уголками глаз равна длине глаза, а линия глаз — делит голову пополам. Однако, часто случается так, что линия глаз находится чуть выше относительно центра головы или ниже его.
Положение глаз относительно горизонтали определяется по наклону оси глазной щели. Брови тоже могут быть различны по направлению:
— восходящие;
— горизонтальные;
— падающие.
Форму контура глазной щели, называют по-разному, учитывая похожесть, например, с геометрическими фигурами или предметами. Миндалевидные глаза считаются самыми гармоничными, а их форма классической.
Верхнее веко — это подвижная кожная складка, защищающая глаз от внешних повреждений. Ресницы на нем более длинные, да и само верхнее веко гораздо выразительнее нижнего.
Глаза могут быть глубоко посаженными или «на выкате». Кроме того, могут присутствовать возрастные или этнические признаки: подглазный мешок или нависание верхнего века различной степени и формы.
Характерный признак глаз восточного типа — эпикантус — кожная складка, прикрывающая глаз.
Ресницы — важная часть глаз — с учетом различных характеристик можно назвать:
— короткими или длинными;
— редкими, густыми, пушистыми, нарощенными;
— бесцветными, имеющими какой-то цвет или подкрашенными;
— с загнутыми концами или прямыми.
Накладные ресницы с давних пор есть в гардеробе каждой актрисы и используются в гриме и сценическом макияже.
Глаза иногда бывают асимметричными или разноцветными.
Могут присутствовать косоглазие, воспаление, покраснение, бельмо, слепота.
Все особенности глаз и персонажа, и актера имеют огромное значение при разработке грима.
Глава 10. Волосы
Форма прически, фактура и цвет волос очень важны при создании внешнего образа персонажа. Изменив цвет, силуэт, можно кардинально поменять композицию грима, «попасть в эпоху», «изменить возраст» или придать характерность персонажу. Значит, гример обязан понимать, что возможно сделать с волосами конкретного человека.
Волосы актера, как и волосы персонажа, могут иметь различную длину, толщину, жесткость, быть густыми или редкими, прямыми, волнистыми, кудрявыми в различной степени, ухоженными или грязными… А ещё шевелюра бывает различных цветов и оттенков. Она может быть однотонно или фантазийно окрашенной, выгоревшей под солнцем или с сединой, различной по тону, расположению, степени…
Важно обратить внимание не только на вышеперечисленные качества, но и на особенности линии роста волос, наличие или отсутствие лысины какой-либо формы.
При изготовлении парика или головного убора учёт объема волос актера обязателен. У мужчин необходимо оценить также наличие/отсутствие усов и бороды, их форму, цвет, интенсивность и особенности роста. При гримировании, например, разная степень небритости актера может как помешать, так и помочь, а выбритые наголо виски — проблема, если предполагается приклеивание бакенбард.
Оценив исходный материал и зная задачу конкретного грима, можно понять целесообразность использования постижерных изделий. Часто они сильно облегчают жизнь театральным гримерам.
Самое замечательное, что все умные картинки и заметки этого раздела можно использовать для создания практически любого грима. Из этих «пазлов» можно «собрать» любой персонаж, а возможное количество вариантов зависит лишь от вашей внимательности, знаний, набора и качества умений, а также наличия необходимого бюджета.
Повторюсь. Если после прочтения раздела вы непроизвольно начнете вглядываться в лица прохожих, все, вы — наш человек. Началась профессиональная деформация. =)
==================================================================================
Живописный грим — «хлеб с маслом» для каждого гримера. Не важно, рисуете ли вы клубный фейс-арт или грим острохарактерного персонажа — без красок и кистей не обойтись. Даже объемная деталь, сделанная с
использованием сложных технологий, обязательно раскрашивается. Без знания живописных способов корректировки можно запросто загубить
даже результат трудоемкой подготовительной работы по созданию пластического грима.
Следующий раздел книги построен в виде программы мастер-классов и позволит приобрести необходимые базовые навыки живописного грима. На любом мастер-классе требуются умения предыдущих занятий. Поэтому начинать даже с середины уже не эффективно.
Для того, чтобы в дальнейшем с легкостью выполнять сложный грим, важно базовые навыки довести до автоматизма:
— научиться держать кисть правильно;
— определить для себя удобную сторону рисования и начинать всегда с НЕ удобной;
— научиться проводить линии и контуры свободным, уверенным непрерывным и плавным движением;
— видеть и использовать ориентиры лица.
Первоначально придется постоянно держать внимание на правильности и не торопиться. Как при разучивании скороговорок. Постепенно и
одно за другим все эти умения станут привычными и перестанут требовать вашего постоянного внимания. Без них либо трудно, либо никак.
ВАЖНО!!!
1. Отсутствие акцентов делает цветовые пятна плоскими, ощущение объёма не возникает.
2. Лучше добавляйте, чем убирать лишнее.
Хозяйка без таймера знает, когда бисквит пора доставать из духовки. Это чутье — результат опыта — при гримировании тоже не помешает.
Когда вы постепенно добавляете грим в нужную точку, то раз за разом учитесь интуитивно понимать, сколько нужно взять грима на кисть.
3. Смотрите на свою работу с трех-четырех шагов. Это добавит в ваш арсенал еще один полезный навык. Постепенно вы начнете рисовать
осознанно, так как, оценивая грим и с точки зрения гримера, и в качестве зрителя, станете понимать:
— какой результат будет видеть зритель;
— какой эффект даст то или иное ваше действие;
— в какой цельный образ соберутся все отдельные детальки-пазлы-пятна, нарисованные вами и видимые вблизи лишь россыпью.
==================================================================================
Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!