ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРВЬЮ:



СИТУАЦИЯ И СОБЕСЕДНИК

                                     Все они: ученые, писатели, артисты – по-своему               

                                     невменяемы. К ним нужен особый подход. Потому что

                                     они живут своей, придуманной ими жизнью.

                                     Юлиан Семенов. “ 17 мгновений весны ”

Получение согласия на интервью необходимой персоны – первый и едва ли не самый важный шаг в этом виде творчества. Добиваться этого можно разными способами. Однако надо помнить о том, что в любой ситуации данная процедура должна организовываться журналистом с учетом КОНКРЕТНОЙ личности предполагаемого собеседника и КОНКРЕТНЫХ обстоятельств его жизни и работы. Ясно, что в случае авиакатастрофы руководитель аэропорта на контакт с журналистами пойдет гораздо менее охотно, чем тогда, когда тот же самый аэропорт готовится отметить юбилейную дату со дня своего открытия. Поэтому конкретные виды интервью не всегда могут быть адекватны по своим целям и задачам тем реалиям, в которых существует и действует “объект вашего внимания” как журналиста. Очевидно, что создание на радио или в телеэфире интервью-портрета руководителя “Ленэнерго” Андрея Лихачева в период постоянных отключений электричества в домах петербуржцев в условиях сильных морозов зимой 2002\03 годов было явно неуместно и могло принести совсем неожиданные результаты с точки зрения восприятия потенциальной аудиторией. А вот получить у него проблемное интервью в связи со складывающейся в руководимой им энергосистеме ситуацией было бы более чем уместно33.

Есть и определенная специфика в том, когда и как лучше договариваться о возможном интервью с представителями разных профессий. С руководителями государственных учреждений не стоит связываться по данному поводу в понедельник в первой половине, когда проводятся всевозможные “аппараты” и совещания. Вас просто при телефонном звонке не соединит секретарь-референт с искомым ответственным лицом. С гастролирующими артистами и звездами шоу-бизнеса \в случае если вы не имеете прямого выхода на них\ интервью может быть организовано только при непосредственном участии тех, кто продюсирует выступления при условии, что вы успеете заявить о своем первенстве в этом вопросе. Чаще всего согласие получают представители тех СМИ, которые являются информационными спонсорами гастролей. Легко уяснить и то обстоятельство, что с представителями артистического мира по телефону лучше всего разговаривать об интервью не раньше десяти-одиннадцати часов утра. Если же вы решитесь на личную встречу с артистом, певцом, музыкантом, чтобы получить согласие на беседу, то подходите к нему на свидание лучше всего после спектакля, концерта или выступления. У вашего будущего собеседника в такой ситуации - вполне приподнято-возбужденное настроение и эмоционально он готов к контакту.

Еще более успешным станет ваш контакт с искомой персоной, если вас порекомендует кто-то из ближайших друзей или доверенных лиц, или из тех, в ком заинтересован так нужный вам для интервью персонаж34. Не стоит пренебрегать и помощниками VIPов, которые подчас играют решающую роль в получении согласия. Автору этих строк некоторое время назад довелось вести долгие и упорные переговоры о возможном интервью с помощниками такого занятого человека как Зураб Церетели. Пришлось пройти все этапы согласования и проверок, вплоть до составления перечня возможных вопросов. Было оговорено, что Церетели как Президент Академии Художеств не будет отвечать на вопрос о временном перемещении фондов музея Академии из Петербурга в Москву. В конце концов, местом и временем для интервью был определен…дружеский ужин Зураба Константиновича в одном из отелей Санкт-Петербурга. Процедурные тонкости на предварительном этапе были выдержаны не зря: интервью со знаменитым скульптором продолжалось полчаса и было крайне благожелательным по отношению к журналисту.

Точный учет обстоятельств жизни и творчества артистической личности помогает порою добиться согласия со стопроцетной гарантией. Можно сослаться на собственный опыт. Андрон Михалков-Кончаловский и Михаил Шемякин проявили лояльность по отношению к автору этих строк и дали согласие не только на интервью, но и на то, чтобы сниматься в телепрограмме “Мужские истории”, держа в уме предстоящие премьеры собственных постановок в Мариинском театре. Оперы Прокофьева “Война и мир” в первом случае, и балета Чайковского “Щелкунчик” во втором35. И режиссер, и художник использовали предоставившиеся возможности для дополнительной рекламы собственных творений. 

Не стоит, наверное, объяснять и то обстоятельство, что для политических деятелей их податливость по части согласия на интервью увеличивается по мере приближения к очередным выборам разного уровня. Однако, чтобы журналистский труд не пропал зря, необходимо соблюсти отведенные законом сроки для предвыборной агитации. И если вы намерены затрагивать в беседе с политиком вопросы, связанные с его личной биографией, то лучше выпустить такое интервью до наступления срока ответственности за публикации агитационных материалов “за” или ”против” того или иного кандидата блока или партии. Если ваш текст или передача “публикуются” в сроки, предусмотренные действующим законодательством для агитации, то в подобном общественно-политическом контексте интервью сразу же приобретает двусмысленное значение и очевидно воспринимается как пропагандистский материал.

Наличие личных и дружеских связей с VIPами облегчает жизнь журналиста при получении согласия на интервью. Но если вам еще только предстоит налаживать отношения с кандидатом на беседу с вами, то можно воспользоваться и официальными каналами. Для того, чтобы получить первое интервью у “объекта вашего внимания”, такой метод установления контакта общепринят и вполне результативен. Особенно в общественно-политической сфере. Сегодня во всех более или менее крупных государственных учреждениях, политических образованиях и объединениях, общественных организациях существуют либо подразделения, либо уполномоченные лица, отвечающие за контакты с прессой. Пресс-службы или соответствующие департаменты имеют большинство коммерческих структур регионального и федерального уровня. Использование этих подразделений для выполнения поставленного редакцией задания - эффективный инструмент повседневной журналистской практики. Но для этого сотрудник СМИ должен иметь официальный статус \корреспондент, ведущий, обозреватель и т.п.\, удостоверенный соответствующим документом.

Хороший повод для установления контакта – назначение известного лица на новую должность. Как правило, в подобной ситуации “объект вашего внимания” более открыт для общения с прессой. Важно уметь использовать любой информационный повод для того, чтобы войти в контакт с искомой персоной. Поэтому, выбрав определенную сферу журналистской специализации, постоянно следите за тем, как развиваются события в интересующей вас области, какие здесь проявляются тенденции и возникают проблемы. Обращайте внимание, прежде всего, на комментарии и суждения специалистов. Вполне вероятно, что один из комментаторов – ваш будущий и желаемый собеседник. Тогда у журналиста возникает явный повод для установления контакта с искомой персоной под предлогом получения комментария к высказанному мнению36.

Событийный мониторинг – основа профессиональной деятельности журналиста. Отсюда становится очевидной еще одна рекомендация, которую важно соблюдать для успешной реализации творческих планов начинающего интервьюера:

ни одно важное событие в избранной вами сфере профессионального интереса не должно оставаться вне вашего внимания.

 

                

                  

 

 

          

 

 

          ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРВЬЮ:

ВРЕМЯ И МЕСТО

                                                            Тень! Знай свое место!

                                                            Евгений Шварц. “Тень”

                                                                                    

                                                           Всему свое время , и время всякой вещи              

                                                           под небом. Время разбрасывать камни, и

                                                           время собирать камни.

                                                           Книга  Екклезиаста

Выбор места проведения интервью определяется, прежде всего, тем как для какого СМИ журналист берет интервью. Естественно, что наименьшие требования выдвигаются при организации интервью для печатных изданий. Журналисту необходимы всего лишь диктофон и собеседник. Однако и в таком случае следует учитывать место проведения беседы. Если вам требуется официальное мнение официального лица, то, скорее всего, вы получите интервью прямо у него в кабинете. Для получения интервью, связанного с особенностями личной \ или семейной\ жизни ”объекта вашего внимания”, предпочительнее менее официальная обстановка: кафе, уютный холл или любое другое помещение в том же здании, но не являющееся местом официального пребывания в должности вашего собеседника. В случае природных или техногенных катаклизмов, аварий, иных эктремальных ситуаций журналисту приходится довольствоваться тем, что беседа будет происходить прямо на месте события, как правило, в экстерьерных условиях.

Выбор времени встречи для заранее согласованного интервью с должностным лицом лишь на первый взгляд кажется обстоятельством малосущественным. Опыт проведения подобных интервью показывает, что если журналист общается с интервьюируемым в первой половине рабочего дня, то структура общения “cвой – чужой” выдерживается достаточно жестко. Ведь, как правило, мысль о грядущих заботах и проблемах порождает у официального лица одновременно ощущение тревоги и порыв побыстрее отделаться от журналиста, чтобы приступить к выполнению своих служебных функций. Тем более, что почти постоянно вашего собеседника будут отвлекать либо коллеги, либо подчиненные, либо вышестоящее начальство. У него останется и больше психологических сил для того, чтобы выстроить своеобразную систему защиты от слишком любопытствующего и настойчивого представителя СМИ.

Поэтому стоит дать одну важную рекомендацию тем, кому предстоит постигать таинства процедуры интервью: СТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЛИЦО СОГЛАСИЛОСЬ ВСТРЕТИТЬСЯ С ВАМИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ РАБОЧЕГО ДНЯ. Самое оптимальное время - конец рабочего дня, а лучше – после его завершения. Во-первых, вашего собеседника меньше будут беспокоить те категории людей, которые связаны с ним профессиональной деятельностью. Во-вторых, закономерная психологическая усталость от привычного общения в рамках служебных обязанностей в большинстве случаев порождает потребность отвлечься на разговор с посторонним человеком \в большинстве случае таковым является для “объекта вашего внимания” любой журналист\.37 В-третьих, та же усталость облегчит переход с официальной интонации общения на менее дежурную и протокольную. Если, конечно, журналист сумеет почувствовать настроение собеседника и этим воспользоваться.

Конечно, в случае чрезмерной занятости VIP-персоны приходится соглашаться и на удобное для будущего визави время. Однако никто не мешает журналисту проявить некоторую твердость и упорство, предложив свой, альтернативный вариант. Что вовсе не исключает последующего согласия представителя СМИ на предложение противоположной стороны. К такому же крайнему средству как интервью “на ходу” или при случайной встрече с искомым персонажем, стоит прибегать лишь в исключительных случаях38. Реакция на навязчивость журналистов со стороны VIPов следует чаще всего раздражительная. Порою – вовсе негативная и резкая.

По-особому необходимо относиться к выбору места и времени проведения интервью с представителями культуры и искусства , шоу-бизнеса. Здесь, во-первых, не стоит назначать время встречи раньше полудня с учетом ночного и вечернего характера их работы. Людям надо элементарно выспаться. Чаще всего представители театрально-музыкальной сферы назначают журналистам время для интервью перед вечерним спектаклем или концертом, иногда – в антракте, реже – после их окончания. Понятно, что в подобной ситуации представитель прессы явно ограничен во времени, а закулисная суета и нервозность затрудняют установление эмоционального контакта с собеседником. Тем не менее, такие условия – привычная практика для работы корреспондента, что требует максимальной концентрации внимания и настроя при тщательной подготовке на предварительном этапе. Времени на то, чтобы сообразить последовательность вопросов и их характер, у журналиста практически нет. Поэтому лучше всего записать вопросы на бумаге заранее и не стесняться озвучивать их непосредственно во время интервью со “звездой”.

“Звезды” любят общаться с журналистами в гримерных комнатах, сочетая общение с прессой с подготовкой к спектаклю или отдыхом в антракте. Поэтому смущаться того, что артист, разговаривая с вами, накладывает грим или меняет сценический костюм, не следует. Наоборот, подобная ситуация выгодна, так как ваш собеседник, сосредоточив внимание на профессиональных обязанностях, менее всего контролирует собственную речь. Если же вы желаете получить более развернутые ответы на свои вопросы, то можно пригласить собеседника в кафе. Правда, в таком случае существует опасность того, что знаменитость будет отвлекаться на общение с проходящими мимо знакомыми и друзьями. Поэтому с точки зрения выбора места для проведения интервью общий совет может быть дан один: СТАРАЙТЕСЬ УЕДИНИТЬСЯ С СОБЕСЕДНИКОМ.

Выбор подобной позиции для интервью является предпочтительным и в том случае, если вы записываете разговор на диктофон для радио или снимаете его на телекамеру. Очевидно, что в такой ситуации вы минимизируете помехи, связанные с человеческим фактором, и обеспечите лучшее техническое качество записи.

Для аудиоинтервью замкнутое пространство вообще является наиболее предпочтительной обстановкой проведения его записи. Даже если вы находитесь с диктофоном в помещении, где присутствует много посторонних, то постарайтесь расположить вашего собеседника где-нибудь в углу. Тем самым вы уменьшите возможный посторонний шум39 при записи. Аналогичным способом следует действовать и в условиях записи на пленере, то есть на открытом пространстве. Постарайтесь в таком случае выбрать место за каким-нибудь укрытием или, по крайней мере, вдали от работающих механизмов и машин. Используйте также и специальные шумопоглащающие насадки на микрофон, если все же вам приходится работать в ветренную погоду.

Если вы записываете интервью в радиостудии, то лучше всего пользоваться одним стационарным микрофоном, сидя за пультом-столом записи. Это позволит уравновесить звучание голосов собеседников, создаст более непринужденную атмосферу в общении с гостем. Когда в такой ситуации журналист задает вопрос, то лучше всего частично разворачиваться в сторону его адресата, как бы указывая направления вашей речи. В момент ответа интервьюеру следует еще более разворачиваться лицом к собеседнику, тем самым ободряя его, демонстрируя внимание и контролируя продолжительность речи. Кроме того, в таком положении легче подавать гостю корректирующие мимические знаки, направляющие тему и темп разговора. Вы можете выполнять эту функцию и с помощью соответствующих жестов.

Ни в коем случае не располагайтесь в паре с гостем в радиостудии лицом к лицу с противоположных сторон стола или пульта. Подобной мизансценой вы невольно провоцируете некую конфликтность общения, которая вполне может отрицательно повлиять на вашего гостя, если он впервые оказывается в замкнутом пространстве студии, отгороженной от внешнего мира звуконепроницаемыми стенами. Конечно, приступов клаустрофобии не бывает, но возникновение психологического ступора, который актеры определяют термином “зажим”, вероятно. Старайтесь брать интервью у лиц, не имеющих навыков произнесения публичных речей и публичного общения, в привычных для них условиях по месту работы или проживания. В конце концов, где-нибудь в нейтральном месте – кафе, холле, даже на улице. Приглашение в студию – ситуация для таких людей экстремальная, поэтому вашего будущего собеседника необходимо к ней готовить заранее. 

Телесъемка интервью выдвигает особые требования к тому месту, где ее организует журналист. Если вы снимаете интервью официального лица в официальном месте, то особых изысков в подобной ситуации не требуется. О том, чтобы грамотно выстроить кадр, должен позаботиться оператор. В его обязанности входит и внимание к деталям. Вернее, к тому, чтобы они не слишком бросались в глаза и не отвлекали внимание от “объекта вашей беседы”. Перед началом записи журналист должен дать указания оператору относительно возможных визуальных акцентов съемки. Это - и крупные планы интервьюера и его собеседника, и подсъемка общих планов беседующей пары, которые впоследствие могут использоваться для монтажных “перебивок”. Здесь важно взаимодействие журналиста и оператора. Просто обязан чувствовать те моменты в интервью, когда интервьюируемый дает важную информацию или высказывает необходимое журналисту суждения. “Наезд” телекамеры на лицо говорящего в эти секунды поможет ведущему получить выразительный крупный план своего собеседника, который может быть использован позднее, при окончательном монтаже.

Не стоит напоминать, наверное, и о рекомендациях по части одежды вашего собеседника. Предпочтительнее темные цвета. Необходимо избегать того, чтобы ваш собеседник был одет в пиджак в полоску или клетку. Как известно, это создает на телеэкране неприятный эффект ряби. Стоит помнить и о том, что очень часто \особенно в летнее время\ ваши собеседники могут быть одеты в разного рода одежду, на которых будет крупно изображен логотип или название фирмы, Во избежание возможных осложнений с рекламной службой вашей телекомпании стоит избегать того, чтобы такие детали попадали в объектив телекамеры.

Если вы берете интервью у важного собеседника на пленере, вне помещения, на открытом воздухе, то стоит обратить внимание на точку съемки. Cтрого следите, чтобы за спиною интервьюируемого был нейтральный фон, а уж тем более не происходило бы никаких перемещений, работ, иных отвлекающих действий. Вы снимете эти кадры позже, когда закончите разговор. Если интервью не носит официального или политического характера, то подобные требования можно опустить. Сегодня гораздо чаще, для оживления телевизионной “картинки” используется активно насыщенный людьми и действием фон. Очевидно, что такой подход наиболее характерен для развлекательных передач или информационных программ, когда интервью у носителя компетентного мнения зачастую берется или записывается журналистом в динамичной обстановке.

В том случае, если вы записываете интервью не в студии, но в помещении, следует обращать внимание на окружающие интерьеры. Так автор этих строк, задумывая вместе с режиссером петербургского телевидения Константином Гавриловым телепрограмму “Мужские истории”, пришел к выводу о необходимости ее записи в том месте, которое бы располагало собеседника к диалогу с ведущим, с одной стороны, а, с другой, производило бы на будущего гостя яркое впечатление. 40 В результате наш выбор был остановлен на известных фешенебельных ресторанах. Для тех VIPов, которые кое-что видели на своем веку, приход в красивый интерьер и роскошную обстановку становился событием. Они получали доказательство уважения к своей персоне, что диктовало в последующем и определенный стиль в общении между гостем и ведущим.

Подобные рекомендации отчасти условны, потому что многое в ситуации записи развернутого интервью зависит от того времени, которое уделяет журналисту его собеседник. Фактором, определяющим место \ и время\ телесъемки, всегда служит для журналиста статус “объекта его профессионального внимания”, а также - пол, возраст, род занятий, образование. Не говоря уже о виде самого интервью, предопределяемого содержательными моментами предстоящего разговора.

Ситуация студийной телезаписи интервью значительно облегчает технологическую подготовку будущего процесса. Однако подобные условия не снижают требовательности журналиста к своей подготовке. Как и в случае с радиоинтервью приход в студию телевидения в любом случае событие для интервьюируемого, особенно если он не обладает опытом публичного разговора. Проблемы в телеинтервью здесь идентичны тем , что возникают и при радиозаписи. С той лишь разницей, что наличие телекамер\ы\ усугубляет возможную скованность гостя при общении. Для представителей артистического мира, наоборот, подобная ситуация является привычной, и они чувствуют себя в ней, как рыба в воде. Здесь кроется иная опасность. Профессиональная адаптация к ситуации общения в присутствии посторонних лиц происходит быстро и “объект вашего внимания” начинает не общаться, а играть в общение, используя набор определенных штампов и уже рассказанных кому-то и где-то случаев и историй41. Здесь ведущему надо быть начеку  и контролировать ход разговора.

 Важный аспект интервью в студии – выбор мизансцены, в условиях которой предстоит общаться журналисту и гостю. Она определяет световые, визуальные и аудиальные параметры записи, производимой, как правило, не менее чем тремя телекамерами. Традиционно интервью записывается в “cидячей” мизансцене. Здесь важно сохранение паритета. Если кто-то из двух участников меняет свое положение \например, встает\, то его визави также необходимо ответить сменой положения. Проще говоря, ведущий и гость должны либо сидеть вдвоем, либо стоять. В противном случае, в кадре зрители увидят явный дисбаланс, когда ведущий стоит, как бы нависая над собеседником. Обратная ситуация и вовсе выглядит неприличной. Особенно, если ваш гость - дама42.

В “сидячей” мизансцене важен момент расположения участников. Точки их нахождения должны быть на уровне одного горизонта. Но часто ведущий ставит собственный стул или кресло на некоторое возвышение по отношению к гостю, тем самым нарушая визуальный паритет43. Другой характерный недостаток студийных мизансцен при записи интервью – явная отдаленность собеседников друг от друга. Особенно грешат этим многие ток-шоу последних лет на ТРК “Петербург”44. Их ведущим было бы нелишне знать, что если собеседники располагаются лицом друг к другу, но параллельно объективу телекамер, то на экране зрителям остается созерцать лишь два говорящих профиля. Если к этому добавляется еще и большой стол, находящийся между собеседниками, то легко понять, насколько в таком положении затруднено непринужденное общение. Вероятно, что именно по этим причинам и программа “Инверсия”, и передача “Дневной экспресс”, и беседы с губернатором производят впечатление растянутых во времени протокольных интервью, не более.

В социальной психологии давно известны приемлемые расстояния в ситуации общения между людьми. Г.Почепцов, например, выделяет четыре зоны: интимная \15-45 сантиметров\,

личная: - близкая \45-75 cантиметров\,

         - дальняя \75 – 120 сантиметров\

социальная \120-360 cантиметров\

публичная \360 сантиметров и далее\45.

Если произвести анализ мизансцен телепрограмм, в которых наличествуют элементы интервью, или которые сами являются развернутыми интервью, то мы обнаружим, что в большинстве из них собеседники располагаются в лучшем случае в пределах социальной зоны общения и, гораздо чаще, в публичной. Тем самым формализируются попытки установления диалога. Такое мизансценирование выглядит адекватным тогда, когда собеседник журналиста – лицо официальное. Но оно противоречит целям и задачам доверительного разговора. Поэтому важно найти некоторую золотую середину, чтобы не слишком вторгаться в личную зону собеседника, с одной стороны, и чтобы не удаляться от него, с другой. В ряде случаев, если это допускает режиссерское решение программы, журналист может расположиться непосредственно рядом с телекамерой, ориентированной на его гостя, и из этого положения вести с ним беседу46.

               ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ:

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

      

                                                Умение ставить разумные вопросы есть уже

                                                важный необходимый признак ума и          

                                                проницательности.

                                                Иммануил Кант

 

Чередование вопросов и ответов, как уже отмечалось, есть главный структуробразующий признак интервью как вида журналистского творчества. Умение задать в нужное время нужный вопрос и получить на него ответ – непременный признак того, что журналист владеет своей профессией. Интервью – это способ получения информации или мнения, а вопрос – самый прямой путь к достижению этой цели. Английский журналист Дэвид Рэндалл справедливо писал, что “интервью – всегда долгое и кропотливое занятие, при котором вы не отступаетесь от вопроса, на который хотите получить ответ, или от темы, которую хотите понять до конца”47.

    После того, как журналист пройдет все стадии подготовки к интервью, решит организационные проблемы, добившись согласия будущего собеседника, определит время и место встречи, наступает самый важный этап. Здесь многое зависит от того, как “стартует” общение. Поэтому один из самых главных уроков, который должен усвоить журналист, включающийся в ситуацию диалога с нужным ему собеседникoм, это тщательное обдумывание первого вопроса интервью. Конечно, вы зададите его только после того, как поздороваетесь с собеседником, представитесь и подготовите записывающую технику к работе. Но твердо помните: ПЕРВЫЙ ВОПРОС ИНТЕРВЬЮ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОДГОТОВЛЕН ЗАРАНЕЕ. Причем он должен быть связан непосредственно как с личностью “объекта вашего профессионального интереса”, так и с темой начинающейся беседы. Это правило действует и в том случае, когда интервью относится к типу - “интервью в связи с….” \см. с.5 настоящего издания\, и в том случае, когда беседу можно отнести к типу “интервью ни о чем”\там же\.

Когда автору приходилось выступать в роли ведущего телепрограммы “Мужские истории”, то всегда наготове был первый вопрос, с которого начинался разговор с гостем. Так в октябре 2000 года состоялась запись программы со знаменитым российским певцом и музыкантом Юрием Шевчуком. И вот как складывалось общение:

“СЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: Скажите, пожалуйста, Юрий Юлианович, Вам что-нибудь говорит название – “дихлордифенилтрихлорэтан”?

ЮРИЙ ШЕВЧУК: Да, немного говорит. Дуст.

СЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: Дуст?

ЮРИЙ ШЕВЧУК: Его нашли даже в пингвинах. Страшный яд. А вообще-то это название группы “ДДТ”. Народ, кстати, очень много переводил эти буквы. Сейчас это, конечно, уже имя существительное, а раньше переводилось как угодно: “Добрый День, Товарищи!”, “Дураки из Дома Техники”\где мы репетировали\, “Добрый Детский Театр”. А так вообще это – яд, чтобы травить тараканов и клопов. Название по тем временам было остро-социальное, Мы его придумали в 80-м году….”48.

Дальнейшее общение после такого входа в разговор носило доверительный характер. Юрий Шевчук не стал скрывать ни своих мыслей, ни своих чувств. Он вспоминал прошлое и оценивал настоящее. Порою субъективно, но всегда образно и ярко. Так что правило товарища Исаева-Штирлица, которое мы всегда слышим при очередной демонстрации телефильма “17 мгновений весны”, оказывается действенным49. Правда, для того, чтобы выучить и записать официальное название вещества ДДТ, пришлось господину Невскому консультироваться у своих знакомых химиков.

Удачный вопрос не всегда может вызвать нужный интервьюеру ответ, даже если вопрос является домашней заготовкой. Поэтому журналисту не следует расслабляться после того, как он увидел положительную реакцию своего визави. Приведем еще один пример из практики Сергея Невского. В феврале 2000 года снимался очередной выпуск “Мужских историй” с участием популярного артиста театра и кино Николая Трофимова. Обратите внимание на то, как даже при правильно поставленном вопросе, интервью с первого же ответа зашло в тупик:

“СЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: Николай Николаевич, Вас очень любят зрители. Недаром Вас называют “любимцем публики”.Я читал статьи о Вашем творчестве. Там Вам присваивают титул “обаятельного трагикомика”. А в театре Вас  величают, как я слышал, “баловнем судьбы”. А Вы сами кем себя считаете?

НИКОЛАЙ ТРОФИМОВ: Моя жена называла меня “любимцем судьбы”, только она несколько лет назад тому умерла…\Пауза\

СЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: А с кем Вы сегодня живете?

НИКОЛАЙ ТРОФИМОВ: Мы живем в отдельной квартире вместе с дочкой”50.

Надо ли объяснять, что пауза была достаточно продолжительной, потому что ничто не предвещало столь драматического ответа на вполне приятный для Николая Трофимова вопрос. Второй вопрос был задан ведущим, скорее, по инерции, чем после каких-то стремительных интеллектуальных выкладок. Случившейся во время телезаписи ситуации можно было бы избежать, если ведущий более тщательно подготовился к интервью, узнав обстоятельства семейной жизни собеседника. Так в свое время Сергей Невский и поступил, когда готовился к интервью с другим знаменитым артистом - Донатасом Банионисом. Узнав о том, что его старший сын умер, ведущий не стал расспрашивать собеседника о его детях \второй сын артиста жив-здоров,женат, имеет дочку\. Важно в подобной ситуациях еще одно правило, которое можно сформулировать на основе приведенных примеров: ЗАДАВАЯ ПЕРВЫЙ ВОПРОС ИНТЕРВЬЮ, НАДО УЖЕ ДЕРЖАТЬ В УМЕ НАГОТОВЕ ВТОРОЙ.

Опытный журналист, выстроив в уме цепочку предстоящих вопросов, может в иных ситуациях отойти от выбранного плана, если он чувствует, что его собеседник неожиданно начинает либо излагать очень ценную информацию, либо высказывать интересные суждения, либо рассказывать неизвестную ранее широкой публике новеллу из собственной жизни. Здесь не надо мешать собеседнику уточняющими вопросами и междометиями. Главное в такой ситуации: внимательно слушать.

В телевизионной практике автора пособия было немало подобных ситуаций, когда оставалось только слушать, не перебивая. В очередной раз вынужден сослаться на опыт “Мужских историй”. В мае 2000 года состоялась долгожданная запись программы с участием знаменитого кинорежиссера Эльдара Рязанова. Этому событию предшествовало общение ведущего со своим будущим собеседником в течение целого дня. На съемку Эльдар Александрович прибыл в сопровождении супруги Эммы Валерьяновны \ситуация присутствия на записи интервью друзей и родственников заслуживает отдельных разъяснений\.

Общение состоялось, разговор проходил в доверительной атмосфере. Сначала Рязанов рассказывал о собственном творчестве, изредка направляемый вопросами Невского. И где-то минут через двадцать после начала записи я рискнул задать неожиданный вопрос, связанный с судьбой его семьи. Вот как это произошло. Реакция знаменитого режиссера была именно той, на которую и рассчитывал интервьюер:

“ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ: …Меня ведь пытались и в партию загнать. Я отбивался, отнекивался, говорил, что я сатирик и у меня должны быть руки развязаны. Отбояриться удалось. Но зато потом мне не надо было жечь партийный билет, устраивать такое театральное действо. Я не выбывал из партии. Я просто в ней не состоял. Не участвовал.

СЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: Такая позиция связана с судьбой Вашего отца, который выполнял секретную миссию в Китае и потом был репрессирован?

ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ: Вы что, в архивах КГБ копались? Не знаю, откуда Вы это знаете, я об этом нигде не писал, по-моему. Но это правда. Мой отец вообще был сыном сельского фельдшера из деревни в Нижегородской губернии…”51

Далее последовал искренний и подробный рассказ Эльдара Александровича о родителях, о драматической судьбе отца, и о том, как складывались его отношения с отчимом. Подробности, которые довелось услышать ведущему, действительно носили эксклюзивный характер. Но есть в подобной откровенности и опасность. Заключается она в том, что, вступив на путь доверительного общения, ваш собеседник в определенной ситуации может неожиданно остановиться и, прервав поток признаний, заявить о том, что все выше сказанное – информация не для печати.

Так в декабре 2000 года записывалась очередная программа “Мужские истории”. Ее гостем стал популярный артист Игорь Костолевский. И вот какой оборот приняла наша беседа…

“СЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: В одном из Ваших интервью Вы рассказали о том, что история Вашей семьи началась со знакомства с будущей супругой на остановке такси…

ИГОРЬ КОСТОЛЕВСКИЙ: История моей семьи и моего брака с Еленой Романовой закончилась год назад, и я бы не хотел сегодня об этом говорить. Cергей, прошу Вас, потом вырежьте, пожалуйста, этот момент из передачи. Я не хочу это обсуждать в эфире.

СЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: Постараемся. Тогда позвольте Вас спросить об одном образе комсомольского вожака, который Вы сыграли в телефильме “И это все о нем”. Я лично знаю женщину, которая в честь Вашего героя – Евгения Столетова - назвала собственного сына. A в каком-то поселке на БАМе есть даже улица, названная этим именем.

ИГОРЬ КОСТОЛЕВСКИЙ: Да, я слышал об этом. Но вот с именем мальчика….Вы меня удивили.”52.

Очевидно, что для cохранения положительного эмоционального фона интервью Невскому пришлось резко поменять тему разговора. Подобный прием должен быть в запасе у журналиста постоянно. Ведь предположить направление развития интервью трудно, хотя и возможно. Особенно в его середине. Поэтому было бы неплохо усвоить журналистам еще одну рекомендацию: ВСЕГДА БУДЬТЕ ГОТОВЫ СМЕНИТЬ ТЕМУ РАЗГОВОРА, ЕСЛИ ЧУВСТВУЕТЕ, ЧТО ИНТЕРВЬЮ ПРОХОДИТ НЕ ПО ВАШЕМУ ПЛАНУ.

Если вы чувствуете, что вашего визави увлекают воспоминания или какие-либо подробности, не столь существенные для вашего будущего материала или программы, то можно также использовать вброс неожиданного для интервьюируемого вопроса. Тем самым вы ломаете ритм общения, направляете разговор в другое русло, перехватываете психологическую инициативу. Вот как приходилось “переключать внимание” в разговоре с режиссером Андроном Михалковым-Кончаловским. Беседа длилась где-то уже минут сорок, а одну из главных тем его жизни – отношения с женщинами – мы с моим визави еще никоим образом не обсуждали, хотя очевидно, что для него она имела существенное значение. Недаром он столько места уделил ей в своих книгах “Низкие истины” и “Возвышающий обман”, которые вышли из печати буквально накануне записи программы. Режиссер очень долго и подробно рассуждал о патриотизме, сравнивал Россию и Америку, постепенно переходя на тему личной свободы. Приведу цитату из расшифровки записи…

“АНДРОН МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ: …Надо сначала стать нужным. А для этого надо иметь свои собственные цели. Надо свою жизнь жить. А получается очень часто, что жизнь нас живет. Вот мы так лежим и думаем: “Если бы мне дали это, то я бы тогда! Если б мне в Америку поехать, так я бы язык, конечно, выучил!” Цена свободы – труд.

CЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: Значит, по натуре вы Штольц, а не Обломов?

АНДРОН МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ: Да, я, конечно, больше Штольц, чем Обломов. Я совсем не Обломов, абсолютно. Обломов мне малоприятен. Женщина может любить Обломова до определенного периода, а потом она уйдет к Штольцу. Потому что Штольц ее будет любить и обеспечит будущее их детей.

СЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: То есть мужчина должен быть кормильцем в семье?

АНДРОН МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ: Мужчина должен иметь власть. В любой форме. Ум, деньги, власть. Власть – самый большой афрозодиак. Женщины обожают власть в мужчинах в любом виде: юмор, талант, деньги, просто политическая власть. Женщина – это существо, которое должно прильнуть к кому-то. Они мечтают о сильных людях. К сожалению, мало мужчин, которые сильны по-настоящему.

Я думаю, один из примеров – Вуди Аллен, по виду страшный еврей с длинным носом. Но он – гений. У него такой юмор, что любая женщина пойдет за ним. Потому что он гений. И все. И ничего не поделать”53.

Беседа переключилась на значимую для гостя программы тему. Вопрос, что называется, “сыграл” свою ключевую роль. Он удачно перевел разговор в нужном ведущему программы направлении еще и потому, что носил опосредованный, косвенный характер, аппелируя к мужским типажам русской классической литературы. Подобный прием зачастую оказывается очень эффективным способом отвлечь вашего собеседника от грустных мыслей, спровоцировать воспоминания, ассоциации, активизировать интеллектуальную активность, сконцентрироваться на том круге вопросов и проблем, которые должны и могут, по вашему первоначальному замыслу, составлять основное содержание интервью.

Пример из сферы словесного творчества или экранных искусств, как правило, результативен в том случае, если вы заранее спроецируете его на возможный круг интересов и сферу деятельности вашего собеседника. Так, например, при записи беседы с Юрием Соломиным для программы “Мужские истории”, желая проявить общественную позицию артиста, Сергей Невский задал следующий вопрос: “Вы играли старшего брата Ленина, а потом Николая Второго, будучи членом КПСС. У вас происходил внутренний перелом от одной роли к другой?”54 Юрий Мефодьевич изящно ушел от ответа, переведя разговор на общечеловеческие мотивы поведения его персонажей, а не политические убеждения. Это означало лишь то, что вопрос был артикулирован слишком осторожно. Примерно через полгода проводилась запись передачи с Кириллом Лавровым, которого в прежние времена считали чуть ли не “официальным артистом с партийный билетом в кармане”. Урок общения с Юрием Соломиным был учтен. Вопрос был поставлен предельно конкретно, спровоцировав очень интересный ответ…

“СЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: Сколько раз вы сыграли Ленина?

КИРИЛЛ ЛАВРОВ: Да вот сколько предлагали, столько и сыграл. Началось все с отказа”55.

Последующий рассказ, действительно, являлся эксклюзивным, потому что Кирилл Юрьевич никогда не любил и не любит отрекаться от прежде сыгранных ролей, в том числе и от роли Ленина, которая принесла ему официальное признание.

Очевидно, что описанный выше прием гораздо легче применяется в интервью с представителями творческих профессий. Но вопрос о вкусовых пристрастиях в литературе, театре, музыке, кино представителей иных сфер деятельности вполне может служить переходным мостиком к обсуждению более специфических тем и проблем. Так, например, в беседе Сергея Невского с лауреатом Нобелевской премии Жоресом Алферовым вопрос о том, как изображают ученых в кино, вызвал живую реакцию интервьюируемого, перейдя в обсуждение проблемы проявления иной творческой активности современных жрецов науки. Из чего следует еще одна рекомендация: ИНТЕРВЬЮ ПРОХОДИТ БОЛЕЕ УСПЕШНО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ЖУРНАЛИСТ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ОБЩИХ ТЕМ, КОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИНТЕРЕС И ДЛЯ НЕГО САМОГО, И ДЛЯ СОБЕСЕДНИКА.

В диалектической взаимосвязи вопросов и ответов в структуре интервью для журналиста есть еще один очень важный аспект. Он касается скорости реакции представителя СМИ на те ответы, которые он получает “в обмен” на заданные собеседнику вопросы. Здесь крайне важна мгновенная реакция, преимущественно положительной эмоциональной окраски. Журналист в такой ситуации получает дополнительные возможности для установления психологического контакта с “объектом своего профессионального внимания”. Важно подхватить его интонацию, почувствовать темпоритм, в котором он существует. Можно честно признаться, что подобный драйв в журналистской практике редко возникает “на заказ”.

Автору удалась несколько раз подобная драматургия беседы. Собеседником его однажды был Геннадий Хазанов \март 2000 года\. Вот как пришлось ведущему вступать в пикировку с человеком, у которого наличествует совершенно невероятное и серьезное чувство юмора и самоиронии. Хазанова явно всколыхнул вопрос журналиста о его двойном гражданстве. Последовала мгновенная юмористическая сценка:

“ГЕННАДИЙ ХАЗАНОВ: ….Борис Николаевич никогда меня не спрашивал про израильское гражданство, хотя кто-то ему сказал, что я агент Моссада.56

СЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: Это вы-то?

ГЕННАДИЙ ХАЗАНОВ: Ему кто-то говорил, что нельзя со мной общаться: Хазанов – агент Моссада. А если я агент Моссада, почему никто зарплату не платил?! Почему никто воинского звания ни присваивал? Что это такое? Что за альтруизм бесконечный?! Что за филантропия?! Пускай деньги платят. Я не знал о том, что я агент Моссада. Тот, кто сказал, что я агент Моссада, пусть скажет,куда зайти за зарплатой.

СЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: В израильское посольство, наверное?

ГЕННАДИЙ ХАЗАНОВ: Нет. К кому именно? Я куда ни обращался, мне говорили:”Вы у нас не работаете”.

CЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: И ни одного шекеля не заплатили?

ГЕННАДИЙ ХАЗАНОВ: Нет.

CЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: Обидно…

ГЕННАДИЙ ХАЗАНОВ: Конечно, обидно. Говорят, что я агент Моссада, а денег не платят. Так тоже нельзя.

СЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: Как вы относитесь к пародиям на самого себя?

ГЕННАДИЙ ХАЗАНОВ: Да никаких пародий не было – это все не пародии…

СЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: Говорят, что Владимир Высоцкий обиделся на вашу пародию ….”57.

Последующую новеллу гость телепрограммы излагал уже в более спокойном темпе. Хотя по ходу беседы Хазанов еще несколько раз пытался войти в ритм фехтовального обмена репликами. Но темы обсуждения были не столь потенциальны с точки зрения юмора, поэтому, в конце концов, мой собеседник вернулся к раздумчивой интонации. И в финале нам удалось поговорить об очень серьезных и важных вещах.

Схема “вопрос – ответ” для интервью в ряде ситуаций может сыграть роль своеобразного спасительного “якоря”, когда разговор приобретает либо слишком серьезный, либо слишком легкомысленный характер. Журналист, внимательно слушающий ответы своего визави, может, что называется, “сесть на хвост последнего ответа”. Таким образом и формируется эта непрерывающаяся цепочка общения: вы, отталкиваясь от ответа интервьюируемого, задаете следующий вопрос. Тема вашей беседы расширяется, обрастает деталями и подробностями. Например, в интервью с директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским разговор шел о подготовке музея к 300-летию Петербурга и планах на 2003 год. Но примерно в середине разговора возникла более “легкомысленная”, но не менее любопытная тема. Интервью готовилось для газеты “Невское время”:

“- О важных и знаменитых гостях. Ведь вы сопровождаете в экскурсии по Эрмитажу и королей, и президентов. Какое впечатление он производит на них?

- На всех он производит хорошее впечатление….Я увидел в них важную черту политика: они к каждому шагу готовятся. Каждый из них готовился не только е посещению России, но и конкретно – Эрмитажа. Каждый что-то знал из того, что ему рассказывали.

- А как же неполитические VIPы?

- Cтараюсь разговаривать с ними в своем рабочем кабинете. Чтобы потом гости не отвлекались на общение со мной, а наслаждались музеем. Здесь мы общались и с Джеком Николсоном, и с Дэвидом Копперфильдом….

- Однако собачке Лайзы Минелли вы разрешили прогуляться по эрмитажному паркету…

- Ничего сенсационного в этом не вижу. Этот эпизод, скорее, раздули журналисты. Животное оказалось смирным и аккуратным.

- Об Эрмитаже ходит немало мифов, легенд. Какая из них вам наиболее по душе?

- Как ученый, я их не очень люблю. И мне трудно ответить на ваш вызов.

- А как же легенда о кошках, обитательницах эрмитажных подвалов?

- Они есть, и “несут” свою нужную службу.

- И сколько их “служит” в Эрмитаже?

- Мною установлена конкретная цифра – пятьдесят. Но число кошек постоянно растет из-за сердобольности наших сотрудников, которые приносят сюда все новых и новых. Раз в год мы проводим их перепись. У нас есть еще новое фондохранилище и есть часть здания Главного штаба, куда тоже требуются наши усатые-полосатые мяукающие “cотрудники”58.

Вывод из вышесказанного очевиден. Он может быть оформлен в еще одну рекомендацию тем, кто использует в своей журналистской работе интервью: ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ СОБЕСЕДНИКА. ЕГО ОТВЕТЫ МОГУТ НАТОЛКНУТЬ ВАС НА НОВЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ.

                

                ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ:

                                 СПРОСИ МЕНЯ “КАК”

 

                                                        Диалог – сумма двух монологов.

Артур Бейр

 

 Умение задавать вопросы – одно из главных профессиональных качеств журналиста. Без постоянных тренировок и опыта общения здесь не обойтись. Практические навыки приобретаются в работе, в том числе и на подготовительном этапе, когда вы еще только-только задумали интервью. При составлении плана предстоящей беседы стоит учитывать еще одну рекомендацию: СТАРАЙТЕСЬ СПЛАНИРОВАТЬ ИНТЕРВЬЮ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ НАИБОЛЕЕ ТРУДНЫЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ ДЛЯ ВАШЕГО СОБЕСЕДНИКА ВОПРОСЫ ПРОЗВУЧАЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ БЕСЕДЫ. ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, НЕ В САМОМ ЕЕ НАЧАЛЕ.

  Автору пособия приходилось неоднократно встречаться и беседовать с генеральными консулами разных стран, аккредитованными в Санкт-Петербурге. Очевидно, что в истории отношений с рядом государств у России \как и у Советского Союза\ были драматические этапы и непростые проблемы. Например, для любого венгра будет болезненным воспоминание о событиях 1956 года, как для чеха или словака – разговор о трагедии 1968 года. В разговоре с поляками может возникнуть тема Катынского расстрела польских солдат и офицеров или Варшавского восстания. С эстонцем, латышом или литовцем надо очень деликатно обсуждать тему борьбы бывших советских прибалтийских республик за выход из состава СССР или тему сталинских репрессий после их инкорпорации в Советский Союз. Во всяком случае, когда проходило мое интервью с генеральным консулом Литвы в Петербурге господином Ронкайтисом, то вопрос о преодолении в его стране синдрома антисоветизма был задан в самом конце разговора. Ответ был получен вполне дипломатичный, корректный, но во многом объективный.                                        

Если вы захотите перейти на личные темы \что особенно часто происходит в интервью с людьми искусства и представителями шоу-бизнеса\, то лучше всего спросить у вашего собеседника разрешения. Несанкционированное любопытство может привести к тому, что ваш визави просто завершит интервью раньше оговоренного срока. Но если вы все же решились задать вопрос о личной жизни “объекта вашего журналистского внимания”, то постарайтесь также сделать это тогда, когда вы уже обсудили проблемы, представляющие для вашего собеседника, прежде всего, сферу его профессиональной деятельности. Люди, особенно мужчины, положительно оценивают ситуацию, когда с ними cначала разговаривают о том деле, которым они занимаются, а уж затем, как они проводят досуг. Формулировка данной рекомендации выглядит так: СНАЧАЛА СПРАШИВАЙТЕ О ДЕЛЕ, А ПОТОМ – О СЕМЬЕ, ХОББИ И ЛЮБВИ. 

  Данная схема беседы базируется на закономерностях межличностного общения. Чем дольше люди общаются \они могли встретиться друг с другом впервые в жизни\, тем глубже происходит процесс взаимной психологической адаптации собеседников. Проще говоря, они привыкают друг к другу. Вот почему для успеха интервью так желательно предварительное знакомство с собеседником. Хотя бы на уровне визуальном, чтобы и вы, и он \она\ представляли себе друг друга. 

Если вы же впервые в жизни видите вашего собеседника, то постарайтесь избегать вопросов, связанных с состоянием его здоровья, уровнем доходов, недостатками характера, привычками. Это – уже сфера личной жизни, которая в западной журналистике имеет точное юридическое определение – “privacy”. Вторжение в нее, даже если только и с вопросами, есть нарушение этики интервью. Особенно, если спрашивает малознакомый для интервьюируемого человек. Впрочем, если это необходимо для будущего материала или передачи, то вопрос может прозвучать. Только формулировка его должна быть максимально корректной. В декабре 2001 года мы записывали интервью с Александром Розенбаумом, который, как известно, в молодости был склонен злоупотреблять горячительными напитками. Где-то в середине беседы ведущий, почувствовав, что собеседник уходит в “глухую защиту”, решился вбросить интересующий его вопрос. И вот что из этого вышло….

“СЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: Вы много гастролируете, много выступаете. Ваша жизнь – постоянный стресс. Я сам видел, с какой самоотдачей вы работаете на сцене. Но вы же врач, и знаете, что силы организма не беспредельны. Вам часто приходилось использовать традиционный российский метод расслабления и отдыха?

АЛЕКСАНДР РОЗЕНБАУМ: Вы алкоголь имеете в виду?

CЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: Да….  

АЛЕКСАНДР РОЗЕНБАУМ: Так вот. Сейчас я отвечу на этот ваш вопрос. И раз и навсегда закроем эту тему. И больше к ней возвращаться не будем? \Пауза\

Согласны?

СЕРГЕЙ НЕВСКИЙ: Да, согласен.

АЛЕКСАНДР РОЗЕНБАУМ: Я бросил пить после того, как со мной случилась клиническая смерть во время перелета из Петербурга в Австралию. Впрочем, я сам был в этом виноват, потому что мы очень долго – почти сутки – летели, а пили много. В итоге – сердце остановилось…”59.

Обратите внимание на ремарку – “пауза”. Она была очень долгой. Видимо, мой собеседник принимал решение: прервать интервью или нет? Приняв его, он остался за столом и наш разговор продолжился.

Сегодня психологи разработали достаточно регламентированную технологию того, как надо задавать вопросы. Для того, чтобы вы могли чувствовать себя более уверенно в ситуации интервью, приводим ниже их классификацию. В.Н.Панкратов предлагает ее в качестве инструмента делового общения. На наш взгляд, интервью также есть деловое общение, имеющее целью получение информации. Итак.

Первая пара классификации – по степени выраженности: явныЕ и скрыты E вопросы.

Явный вопрос выражает желание установить неизвестное. Например: Скажите, пожалуйста, где Вы родились? Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а установка на получение неизвестной информации срабатывает после осмысления предложенных предпосылок. Например: Ваши родители ведь поженились в Самаре? И после положительного ответа на данный скрытый вопрос, может последовать его продолжение. Например: Там вы и родились?

Вторая пара классификации – вопросы по характеру структуры: ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ.

Простой вопрос предполагает только одно суждение. Например: Когда Вы родились?

Cложный вопрос образуется из простых с применением логических союзов “если, то”, “или”, “и” т.д. Ответ на него должен выражаться, как минимум двумя суждениями. Например: Если вы родились в 1970 году, то должны были стать пионером и комсомольцем?60

Третья пара классификации – вопросы по способу запроса неизвестной информации: УТОЧНЯЮЩИЕ И ВОСПОЛНЯЮЩИЕ.

Уточняющий вопросы имеют и второе название – “ли”-вопросы. Они направлены на потверждение истинности высказанных в них суждений. Например: правда ли, что Вас исключали из театрального института за профессиональную непригодность? В подобных вопросах присутствует частица “ли”, включенная в такие словосочетания как “правда ли”, “действительно ли”, “необходимо ли” и т.д.

Восполняющий вопрос направлен на получение новой информации. Например: C кем вместе Вас исключали из театрального института?

Четвертая пара классификации – вопросы по количеству возможных ответов: ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ.

На открытый вопрос можно дать неопределенное количество ответов. Например: Какие у Вас самые яркие воспоминания об учебе в театральном училище?

Закрытый вопрос подразумевает количественно ограниченное вариантов ответов. Например: Сколько раз Вы пытались поступить в театральное училище?

Пятая пара классификации вопросов – по отношению к познавательной цели: УЗЛОВЫЕ И НАВОДЯЩИЕ.   

Узловым вопрос называется в том случае, если ответ на него дает возможность получить конкретное описание решения той или иной проблемы, рекомендацию, связанную с той или иной сферой жизни, прогноз на развитие той или иной ситуации в будущем. С помощью узлового вопроса журналист более четко понимает мировоззрение своего собеседника, его взгляды, позицию. В конце концов, ответ на узловой вопрос есть одна из возможных кульминационных точек в драматургии интервью. Например: Считаете ли Вы, что человек творческой профессии должен занимать административно-руководящие посты? Или: Если бы Вам предложили должность министра культуры, то Вы бы согласились?

Наводящий вопрос приближает собеседника к обсуждению темы, которая волнует журналиста в интервью. Он подготавливает появление узлового вопроса. “Разминает” ситуацию общения эмоционально и интеллектуально. Создает ту самую цепь вопросов, когда в структуре беседы предшествующий ответ “провоцирует” cледующий вопрос. Если вы посмотрите на два примера, которые были приведены в предыдущем абзаце, то вы можете легко превратить эти вопросы в наводящие перед узловым вопросом типа: Вы считаете, что в современной России художник обязан сотрудничать с властью?

Шестая пара классификации вопросов – по правильности постановки: КОРРЕКТНЫЕ И НЕКОРРЕКТНЫЕ.

Корректным называется вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Мы уже приводили пример возможного вопроса человеку, который родился в 1970 году. Он касался его пребывания в молодежных коммунистических организациях. Вопрос будет вполне корректным, если Вы, зная дату рождения собеседника, зададите ему вопрос о том, являлся ли он членом КПСС.

Некорректный вопрос основывается на ложной или неправильно воспринятой информации или суждении, смысл которых не определен. Например, вы спрашиваете ученого: правда ли, что на Марсе есть биологическая форма жизни? Некорректным можно назвать и такой вопрос, который базируется на домыслах, непроверенной информации, слухах. В журналистском обиходе ими, как правило, пользуются представители СМИ таблоидного типа61.

Некорректные вопросы теоретики разделяют на два типа: тривиально некорректные и нетривиально некорректные. В первом случае вопрос является таковым, если содержит неясные слова и словосочетания. В.Н. Панкратов в своей книге приводит наглядный пример подобного вопроса: “Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитации тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?”62 Попробуйте более простыми словами объяснить: о чем вопрос?

Вывод из этого следует один: КОГДА ВЫ ЗАДАЕТЕ ВОПРОС, ТО СТАРАЙТЕСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОНЯТНЫЕ И ВАМ, И ВАШЕМУ СОБЕСЕДНИКУ СЛОВА, ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ.

Если собеседник не смог адекватно отреагировать на ваш вопрос, то не стесняйтесь переспросить о том, все ли ему ясно. Иначе с трудом налаживаемое общение и доверие может разрушиться в мгновение ока.

Случай нетривиально корректного вопроса заключается в том, что его предпосылкой является ложное утверждение. Следовательно, на подобный вопрос нельзя дать истинного ответа. Например, вы допускаете, что ваш собеседник, популярный актер кино, побывал на Марсе \хотя, как известно, на эту планету космическая экспедиция планируется не раньше чем через двадцать лет\. Задавая ему вопрос: а правда ли, что на Марсе яблони цветут?, вы заведомо ставите своего собеседника в неловкое положение, потому что любое его серьезное высказывание по этому поводу может восприниматься как ложное. Потому что, во-первых, на Марс он не летал, а, во-вторых, еще не доказано, что на данной планете может быть какая-либо фауна.

Приведенная выше классификация – хороший инструмент для овладения тайнами интервью как вида журналистского творчества63. Но есть еще один эффективный способ добиться от собеседника желаемой откровенности в разговоре. Или, как говорят на профессиональном слэнге представители правоохранительных органов, “расколоть” cвоего визави. Однако применять данный способ лучше всего тогда, когда журналист освоится с премудростями науки интервью. Заключается он в следующем: СТАРАЙТЕСЬ НЕ ЗАДАВАТЬ ВАШЕМУ СОБЕСЕДНИКУ ТРАДИЦИОННЫХ И ОЧЕВИДНЫХ ВОПРОСОВ. НЕ СПРАШИВАЙТЕ У НЕГО О ТОМ, О ЧЕМ СПРАШИВАЮТ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ. Автору пособия приходилось применять такой способ общения в рамках интервью на практике. Особенно при записях телевизионной программы “Мужские истории”. И в ряде случаев это приносило хорошие результаты. Так, когда Михаил Боярский появился на съемках передачи в своей черной шляпе с полями, то она смотрелась как-то странно в интерьерах фешенебельного ресторана. Мой собеседник явно ждал, что я спрошу его о том, почему это он постоянно носит шляпу. Стоило большого труда удержаться от очевидного, “подставленного” мне вопроса. И наше общение ввиду незаданного вопроса только выиграло. Михаил Сергеевич начал рассказывать удивительные новеллы из своего детства и юности. Вторым провоцирующим, незаданным вопросом стал для Боярского вопрос о роли Д^Артаньяна в знаменитом телесериале. И здесь ведущему удалось выдержать паузу. В результате наш разговор пошел о не столь известных большинству телезрителей ситуациях, связанных с биографией популярного артиста. Например, Михаил Сергеевич рассказал драматическую историю о том, как в день смерти отца ему пришлось выходить на сцену театра имени Ленсовета, поскольку он был занят в спектакле и отменить его не было никакой возможности.

Напомним также и о тех правилах постановки вопросов, которые формулирует уже известный нам исследователь-практик. Следование им поможет журналисту справиться с задачей проведения интервью:

“Корректность постановки вопроса. Они должны быть правильно сформулированы по форме и содержанию. Провокационные и неопределенные вопросы недопустимы.

Предусмотрение альтернативности ответа \”да” или “нет”\ на уточняющие вопросы.

Краткость и ясность формулировки вопроса. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.

Простота вопроса. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых.

Отличие обычных вопросов от риторических. Риторические вопросы, как известно, являются суждениями, так как в них содержится утверждение или отрицание, обычные же вопросы суждениями не являются”.64

Заметим, что, несмотря на жесткость приведенных правил, они – лишь дополнительный инструмент журналистского творчества. Поэтому их применение – не догма. В практической деятельности представителя СМИ бывают случаи, когда из-за ситуации \недостаток времени, неудобное место и т.д.\, в которой вы берете интервью, соблюдать все эти рекомендации не представляется возможным. Но знать и стараться следовать им необходимо.

 

 

                             ДИСЦИПЛИНА ИНТЕРВЬЮ

                     

                                                        Нравственные правила походят на знаки,  

                                                        которые указывают путь на поприще жизни

                                                        и показывают подводные камни.

                                                        Пьер Буаст

    

Для того, чтобы ваше интервью было успешным, желательно соблюдать не только те рекомендации, которые приводятся в этом пособии, но еще и помнить о том, что вы общаетесь, прежде всего, с человеком. И в принципе на журналистскую работу распространяются те же психологические законы, что и на любую другую сферу профессиональной деятельности. Поэтому рекомендуем усвоить на самом первом этапе журналистской карьеры нехитрый свод правил, соблюдение которых поможет вам достичь успеха.

НИКОГДА НЕ ОПАЗДЫВАЙТЕ НА ИНТЕРВЬЮ. Старайтесь придти на встречу за пять-десять минут до назначенного времени. Лучше ждите вы, чем будут ждать вас. Если вы отправляетесь к официальному лицу, то эти минуты ожидания в приемной руководителя или в коридорах власти могут стать временем невольного сбора дополнительной информации об учреждении или организации, в которой вы оказались. Лишнее время можно также использовать для дополнительного настроя на беседу. Вы можете проверить список заготовленных вопросов, лишний раз пролистать ваши предварительные записи, освежить в голове сведения, необходимые для проблемного разговора.

Кроме того, появившись заранее, вы продемонстрируете свое уважение к собеседнику, свою заинтересованность в его положительной реакции на вашу персону. А самое главное, точность – вежливость не только королей, но и просто воспитанных людей.

Стоит внимательно следить и за хронометражом вашего общения с “объектом профессионального внимания”. Не стоит чрезмерно пользоваться гостеприимством, затягивая интервью. Старайтесь закончить его в точно установленное время. Поэтому и не стесняйтесь контролировать ход интервью с точки зрения получения нужных ответов на ваши вопросы. Для этого необходимо четко контролировать то время, которое тратит ваш собеседник на ответ. Если ответ по вашему мнению затягивается, то можно аккуратно посмотреть на часы. Желательно, чтобы этот жест был увиден вашим “ответчиком”.

Направляясь на интервью, продумайте свой внешний вид. Хотя журналист может использовать ту одежду, в которой, прежде всего, ему удобно работать. Однако некоторые минимальные требования – чистота и аккуратность – все же стоит соблюдать. Ничто в вашей одежде не должно отвлекать интервьюируемого от общения с вами. Иные молодые дамы, игнорируя возможный человеческий и мужской интерес собеседника к собственной персоне, носят порою слишком яркие блузки, кофточки, платья с разрезами и вырезами, мини-юбки. Стоит, наверное, помнить, что свою привлекательность надо демонстрировать в иных ситуациях65. Ваша одежда должна соответствовать социальному статусу вашего собеседника и тем обстоятельствам, в которых вы берете интервью. Очевидно, что если вас приглашают на интервью к губернатору, то джинсы и футболку стоит оставить дома, надев костюм. Также нелепо, отправляясь в ночлежки для бездомных одеваться в смокинг с бабочкой. Он вам может пригодится для официальных приемов и элитных мероприятий. Но в любой ситуации не забывайте о том, чтобы взять с собою рабочие “инструменты” в виде записных книжек, авторучек, диктофона, фотоаппарата и т.д.

Общение с собеседником, объектом вашего интервью, стоит начать с приветствия и собственного представления. Желательно, чтобы журналист обменялся визитными карточками с тем человеком, с которым ему предстоит общаться. Если вы пригласили гостя на запись радио- или телепрограммы в студию или в соответственно подготовленный интерьер, то вполне уместным будет предложение чашки кофе или чая.

Достаточно часто гости появляются в студии в сопровождении своих родных, близких и коллег. Не стоит сразу же отделять вашего главного героя от группы или спутника\спутницы\. Но сразу же стоит оговорить, где они будут находиться непосредственно во время записи. Если вы записываете интервью на радио, то в записывающей студии должны находиться только вы и ваш собеседник.

Сложнее добиться такого уединения, если вы проводите запись телепрограммы в павильоне или каком-либо интерьере красивого помещения. Обычно сопровождающие устраиваются где угодно и как угодно. Опыт показывает, что наличие рядом знакомого человека провоцирует вашего визави не только на неадекватные реакции, смущение при определенных тематических поворотах интервью, но и на элементарное нарушение мизансцены, когда “объект вашего профессионального внимания” постоянно поворачивается в сторону от телекамеры, ища взглядом знакомые лица. Поэтому для сохранения нужной композиции кадра во время записи надо размещать сопровождающих гостя людей за теми камерами, которые направлены на вашего собеседника. Идеальный же вариант – вообще изолировать его от сопровождающих. Иначе получится ситуация, которая сложилась на площадке при съемке самой первой программы “Мужские истории”. Гостем был артист Донатас Банионис вместе с супругой. Ведущий задал вопрос об отношениях звезды театра и кино с поклонницами. Реакция была любопытной. “Что вы меня все о поклонницах справшиваете? Ведь у меня жена здесь рядом!” – шутливо парировал вопрос известный актер.

Ваши жесты и ваша поза во время интервью – такой же фактор успеха, как и умело заданный вопрос. Журналист может и должен располагаться рядом с интервьюируемым так, как ему удобно для работы. Но соблюдение правил хорошего тона при этом никто не отменял. Не стоит наваливаться грудью на стол или разваливаться в кресле или на стуле, закинув ногу на ногу. Даже если так поступает ваш собеседник. 

Существует немало рекомендаций, как вести себя во время интервью, чтобы общение было результативным и приятным. Все мы – люди со своими слабостями, привычками, желаниями, темпераментом. И тот, кто спрашивает, и тот, кто отвечает. Поэтому старайтесь, прежде всего, настроиться на эмоциональную волну вашего визави. Он – такой же, как и вы. Вы играете роль внимательного и корректного слушателя, задающего вопросы. А он играет роль профессионала, отвечающего на заданные вопросы. При этом, не забывая и о своей социальной роли. Позволим здесь дать некоторые советы не столько профессионального, сколько общежитейского характера. Но они вполне могут выручить вас и во время выполнения редакционного задания, и в общении во время интервью.

Сошлемся на авторитет классика ХХ века, американского писателя Джона Стейнбека. В его романе “Благостный четверг” описана жизнь небольшого приморского городка, в котором есть разные развлекательные заведения. И вот хозяйка одного из них по имени Фауна наставляет молоденькую “cотрудницу” Cюзи…

“Фауна вздохнула: Держи рот на замке – убережежься от многих неприятностей.

- Это правильно, - сказала Сюзи. – Но не получается у меня молчать.

- А ты учись – всему на свете можно научиться…Что ты, что я – обе любим высказать собтственное мнение. Но если разобраться, какое оно собственное? Мы просто повторяем, что слышали или в кино видели. А молчать боимся. Вот тебе и второе правило: придержи свое мнение, потому что нет у тебя никакого мнения….Итак, правило третье. Учись слушать собеседника. Это вроде легко, но ведь никто не слушает! Зато если научишься слушать, можешь узнать много интересного…Вот мужчина что-то сказал, тебя это заинтересовало – так ты этого не скрывай! Вникни в его мысли, а не ломай голову, что бы самой такое ловкое вставить.

- Да, - вздохнула Сюзи, - неплохо бы мне этому научиться…

- Погоди, это еще не все. Осталось самое трудное правило, оно же самое легкое…Правило такое. Всегда оставайся сама собой, никем не притворяйся…Не делай вид, будто знаешь то, чего не знаешь: рано или поздно выплывет…И держи еще к этому правилу довесок: никогда не стесняйся спрашивать, за спрос денег не берут…Если хочешь знать, люди больше всего на свете любят учить других тому, что непонятно. Вот и давай им такую возможность!                     

- Какая ты молодец! – зачарованно сказала Сюзи. – Спасибо за советы. Только вот смогу ли я всему этому научиться.          

- Сможешь…Я горжусь тобой. Умеешь слушать. Итак, ты – расчудесная. Но учти – всем на тебя наплевать. Никто про тебя не думает, все заняты собой. Как же сделать, чтоб тебя заметили?..Запомни: хочешь обратить на себя внимание, заговори с человеком о нем самом – проверенный способ! Видишь в нем что-то хорошее, красивое, умелое – скажи ему об этом. Однако льстить и притворяться не стоит… Итак, человек обратил на тебя внимание: и он тут же захочет что-нибудь для тебя сделать. И ради бога пусть делает. Не гордись: мол, ничего мне ни от кого не нужно, - так только дураки говорят…Потому что для человека в жизни самая большая отрада – дать что-то другому и знать, что дар твой – нужен”66.

При всей житейской практичности советов Фауны есть в них то, что можно назвать человеческим отношением к окружающим людям. И подобная эмоциональная настроенность на позитив в непростой работе журналиста может дать и дает, как правило, неплохие результаты с точки зрения творчества. Можно было бы назвать эту рекомендацию “правилом доброжелательности”. Необходимо видеть в собеседнике не противника, охраняющего от вас информацию или скрывающего военную тайну, но человека, уполномоченого выполнять определенные функции, обладающего комплексом прав и обязанностей и подчиняющегося принятым в обществе законам так же, как и правилам поведения и работы, которые приняты в той структуре, где он трудится.

Дисциплина интервью – это дисциплина доброты и благожелательности. Иначе вы как представитель СМИ будете постоянно оказываться в скрытой оппозиции к любому вашему собеседнику. Еще более сложные условия общения ожидают журналиста, когда его визави оказывается либо смущающимся человеком, либо уклончивым или враждебно настроенным.  

В первом случае самым главным является начало общения. Дэвид Рэндалл в подобной ситуации рекомендует журналисту убедить своего эмоционально скованного собеседника сказать хотя бы одно слово67. Последующие действия имеют для спрашивающего такой же алгоритм, как и в случае общения с более открытым собеседником. Разница лишь в том, чтобы журналист не слишком прессинговал смущающегося визави вопросами, в том числе и теми, на которые последний либо затрудняется отвечать, либо он их просто-напросто боится.

В случае явного проявления враждебности или уклончивости вашего потенциального собеседника следует, наоборот, проявлять настойчивость в допустимых пределах корректности. Если собеседник не дает вам конкретные ответы, то тот же Д.Рэндалл советует предлагать ему различные варианты ответов68. Словом, не заискивайте, но демонстрируйте максимально возможную лояльность, готовность к сотрудничеству. При этом старайтесь анализировать ту информацию, которую вы получаете во время интервью. Вполне вероятно, что ваш собеседник что-то недоговаривает, желая утаить отрицательные факты, тревожные данные или сведения. Если вам без них никоим образом не обойтись в будущей статье или репортаже, то можно задать прямой вопрос – в лоб, но в таком случае надо быть готовым к тому, что вам ответят традиционной фразой: “Без комментариев”. Подобный ответ – не конец интервью, поэтому стоит через некоторое время повторить “заход” на неудобный вопрос, попытавшись задать его косвенным образом. Например, хрестоматийная ситуация для представителей СМИ складывается во время техногенных катастроф. Типичный вопроc – это вопрос о возможном количестве жертв. Задавая его в привычной форме со словом “cколько”, вы рискуете не получить искомой цифры. Во второй раз можно поинтересоваться, например, характером разрушений, количеством людей, находящихся в зоне катастрофы, требуемым количеством врачей и качеством оказываемой медицинской помощи. Можно попросить вспомнить аналогичные ситуации из практики тех, кто ликвидирует последствия катастрофы. Полученная таким косвенным путем информация поможет журналисту составить картину события даже в том случае, если официальные лица что-то скрывают.

 

 

 

 

                     ПОСЛЕ ИНТЕРВЬЮ

         

                                                                       Конец – делу венец.     

Русская пословица

 

    Любой журналист берет интервью для того, чтобы опубликовать его либо в печатных СМИ, либо в электронных. Поэтому и общение с “объектом своего пофессионального внимания” он должен высстраивать с учетом данного обстоятельства. В этой связи следует обратить особое внимание на несколько важных ситуаций, которые могут возникнуть в связи с тем, что содержание беседы должно быть обнародовано.

  Во-первых, ваш собеседник в ходе разговора может сделать специальную оговорку: “Это – не для печати”. Постарайтесь сразу же определить: насколько серьезно для интервьюируемого высказанное им ограничение. Если он настаивает на нем, то вы обязаны соблюдать договоренность о том, что не будете оглашать “информацию не для печати”. Но никто не запрещает журналисту использовать ее в своей работе в иных ситуациях. Например, при разговоре с другим официальным лицом. Вбрасывание в разговор закрытой информации журналистом, как правило, производит сильное впечатление на собеседника. Но здесь важно чувство меры, чтобы ваш визави не начал выстраивать систему защиты от вашего осведомленного любопытства. Кроме того, необходимо проверить полученную "информацию не для печати” через другие источники, чтобы понять ее правдивость и важность. Так, например, поступали знаменитые корреспонденты американской газеты “Washigton Post” Карл Бернстайн и Боб Вудворд во время расследования известного скандала “Уотергейт”. Они пользовались нерасшифрованным для общественности персональным источником информации, компрометирующей администрацию президента США Никсона. Но при этом каждый полученный факт проверяли с помощью опроса других людей.

Во-вторых, всячески старайтесь в ходе интервью избегать обещаний по части того, что текст вашей беседы будет обнародован. Нет ничего хуже невыполненных обещаний. Лучше молчать, чем давать гарантии в публикации. Тем более, если в ходе интервью вы получили социально значимую и тревожную информацию. Ее публикация потребует, как минимум, визы руководителей издания или программы. В этом случае могут возникнуть проблемы, связанные с тем, что ответственные лица конкретного СМИ начнут вырабатывать позицию по освещению обсуждаемой в интервью теме.

В-третьих, если ваш собеседник попросил \или потребовал\ показать подготовленный вами для публикации текст интервью, то эту просьбу \или требование\ необходимо обязательно выполнить. Не секрет, что во время интервью журналистом могут быть неверно записаны какие-то сведения, цифры, факты, неправильно записаны фамилии и имена, а также должности интервьюируемого или людей, которых он упоминал. Кроме того, возможны изменения обстоятельств, в которых давалось интервью. Например, был отправлен в отставку какой-либо высокопоставленный чиновник, имя которого упоминалось в беседе. Или произошла отмена премьеры спектакля, в котором собирался участвовать популярный актер, у которого вы брали интервью.

Авторизация текста интервью обязательна, если вы его получили у официального лица или руководителя. Конечно, если позволяют обстоятельства. Для этого, как правило, используют пресс-службу или пресс-секретаря. Завизированный текст интервью – гарантия от возможных претензий к печатному изданию как со стороны того, кто интервью давал, так и со стороны тех, кто это интервью читал.

 В случае с электронными СМИ \радио, телевидение\ подобная процедура представляется затруднительной вследствие более оперативного характера их функционирования. Если же вы используете записанную для радио и телевидения беседу в качестве основы конкретной передачи или программы, то вмешательство вашего экс-собеседника в ее редактирование нежелательно. Конечно, бывают исключения из правил. Обычно это происходит, когда передача или программа носят заказной характер. Или когда героем становится высокое должностное лицо государства. Но даже Владимир Путин не вмешивался в то, как беседовавший с ним режиссер Игорь Шадхан смонтировал передачу “Ночной разговор с президентом”, вышедшую в эфир на канале “Россия” 7 октября 2002 года, в день пятидесятилетия Президента РФ.

После того, как интервью состоялось, начинается этап обработки полученного массива информации. Очевидно, что при подготовке текста интервью для газеты или журнала самой главной проблемой является перевод устной речи в письменную. Необходимая адаптация производится самим журналистом, исходя из стилистики, принятой в том издании, для которого и готовится интервью. У каждого издания есть свои разделы и рубрики, в которых публикуются интервью. Так, например, в петербургской газете “Невское время” существует полоса “Человек пятницы”, предполагающая еженедельный выход интервью. Кроме того, этот вид журналистского творчества активно используется в таких рубриках газеты, как “Из первых рук”, “Крупный план”, “Прямая речь”, “Подробности’, “Персона грата”.

Интервью – весьма затратный \по временным и творческим ресурсам\ вид журналистского творчества. Общий объем расшифрованного текста интервью, как правило, не может быть размещен на полосе, а потому каждому журналисту надо быть готовым к тому, что возникает необходимость в сокращении материала. Здесь, собственно, и наступает следующая фаза творчества, когда происходит выстраивание в тексте логики беседы. Обычно материал имеет двусоставную форму - небольшое введение, представляющее вашего собеседника и обстоятельства проведения интервью, и сам обработанный текст. Реже встречаются такие материалы, в которых наличествуют завершающие пояснения и комментарии. Ряд изданий предпочитает вводить в текст интервью подзаголовки69. 

Более сложной в силу специфики этого вида СМИ представляется подготовка радиоинтервью к эфиру. Необходимые этапы в этом процессе: расшифровка записи, создание плана-схемы для монтажа, монтаж, наложение голоса ведущего \если в этом существует необходимость\. Монтаж может в современных технических условиях \в зависимости от наличия необходимого оборудования\ производиться двумя способами:c помощью магнитной ленты и обыкновенного монтажного пульта и с помощью компьютера. Способ определяется тем носителем, на котором зафиксирована беседа журналиста с интервьюируюемой персоной.

Схожая схема работы над записью интервью ожидает журналистов, специализирующихся на телевидении. Технологическая разница с радиозаписью является моментом эстетическим и функциональным. В телеинтервью монтируются и звук, и изображение. Спор о первичности изображения в данном дуэте выразительных средств ‘’электронного чуда ХХ века” давно решен. Изображение первично. Однако в интервью, как правило, именно на воспроизводимую в кадре речь и падает смысловая и информационная нагрзука. Важно не только кто говорит, но еще и как, и что говорит. Поэтому при монтаже телеинтервью необходимо тщательно следить в кадре за контрапунктом зрелища и того, что называется “звуковой дорожкой”. Сам же монтаж в современных технологических условиях телевидения, как правило, осуществляется либо в линейном \с помощью магнитной пленки\, либо в нелинейном варианте \с помощью компьютера\.

Учитывая отходный характер производства интервью, возникает проблема сохранения первичного зафиксированного рабочего материала70. Здесь снова настает черед практической рекомендации: ОБЯЗАТЕЛЬНО СОХРАНЯЙТЕ ПЕРВИЧНУЮ ЗАПИСЬ ИНТЕРВЬЮ.  Пририричем независимо от того, для какого типа СМИ вы готовите публикацию. Архивируйте полученную запись потому, что вполне вероятно, что в будущем вам она сможет пригодиться для подготовки какого-либо иного материала, может быть, даже в другом жанре. Так в свое время автор пособия сохранил у себя на магнитной пленке запись одного из интервью замечательного артиста Евгения Леонова. Когда же он скоропостижно скончался в январе 1994 года, то обладатель записи использовал ее для монтажа сюжета в память о Леонове, вышедшего в эфир на петербургском радио. А записи эксклюзивных интервью звезд зарубежного кинематографа Жанны Моро, Катрин Денев, Гвинет Полтроу были использованы для создания радиопрограмм из авторского цикла “Легенды и мифы ХХ века”.

Кроме прагматичных целей, сохранение первичной записи может оказаться палочкой-выручалочкой в том случае, когда надо еще и еще раз проверить слова вашего собеседника по интервью. И, наконец, запись интервью является юридическим доказательством вашей правоты в том случае, если возникают претензии со стороны лиц, у которых вы брали интервью, либо со стороны тех, кто был упомянут в нем. В нынешней судебной российской практике при рассмотрении дел о защите чести и достоинства, а также дел, связанных с нанесением морального ущерба, или ущерба деловой репутации, аудио- и видеозаписи принимаются в качестиве вещественных доказательств. 

В том случае, если готовящееся к публикации интервью может затронуть чьи-то интересы или связано с обнародованием сенсационных фактов и подробностей, тщательно скрываемых сведений, журналисту следует обязательно поставить в известность об этом руководителей СМИ, уполномоченных принимать решения по вопросу публикации. Нелишней была бы и консультация у юриста данного СМИ, где готовится столь скандальное интервью. Лучше предусмотреть возможные юридические последствия подобного шага заранее, чем после публикации заниматься исправлением ситуации в пожарном порядке.

                            

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

И вот, наконец, подготовленное вами долгожданное интервью опубликовано в газете, прозвучало на радио или было показано по телевидению. Работа сделана. Люди узнали благодаря вашей настойчивости, интуиции и таланту нечто такое, что не знали раньше. Или познакомились с интересным человеком. Но вечный профессиональный долг журналиста уже снова призывает взяться за дело. И снова вы получаете задание. Либо по собственной инициативе отправляетесь в поход за интервью. Только нынче вы – уже опытный человек, потому что у вас за плечами, как минимум, есть одно интервью. При подготовке которого вы чему-то смогли научиться. Напоследок автор данного пособия позволяет себе дать журналистам, особенно тем, кто еще начинает постигать азы профессии,еще одну рекомендацию. Это слова уже знакомого вам польского писателя Станислава Ежи Леца: “БУДЬТЕ САМОУЧКАМИ, НЕ ЖДИТЕ, КОГДА ВАС НАУЧИТ ЖИЗНЬ”.   

             


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!