Ислам на заре создания Союза Советских Социалистических республик



Министерство просвещения Российской Федерации

Санкт - Петербургский государственныйуниверситет

 

Доклад на тему:

«Отношение советской власти к Исламу»

 


 

Подготовила студентка 1- го курса магистратуры

Факультет религиоведения

 

Санкт-Петербург

2020 год.

 

 

Содержание :

 

1. Введение

2. Ислам в России до революции

3. Ислам на заре создания Союза Советских Социалистических Республик

4. Отношение в СССР к Исламу

5. Духовная жизнь мусульман в СССР

6. Состояние Ислама к концу существования советского государства

7. Заключение

8. Использованная литература

 

 

Введение:

На время возникновения советского государства исламу было уже 1359 лет по хиджре. Появившись на аравийском полуострове в 610 году он начал своё шествие по планете вовлекая в свои ряды государства и народы. Так эта религия дошла и до Дагестана откуда затем пошло распространение по Российскому государству. Это случилось в 7 веке.      Многие находили в Исламе ответы на вопросы, которые их религия или мировоззрение не могли дать.  Ислам принёс миру расцвет науки и множество ученых. Со времени своего возникновения вёл борьбу за распространения слова Бога на земле. Против идолопоклонства и язычества. Относился с пониманием к тем, кто исповедует иудаизм и христианство беря их под свою защиту.

Но пришли времена когда религия начала терять своё влияние. К власти пришли атеисты и  безбожники. Случилась революция  в России и начались гонения на религиозных  лидеров. Разрушались церкви, синагоги и мечети. Верующие сгонялись в Сибирь. Или просто расстреливались без суда и следствия. Для них это были очень тяжелые времена. В начале своего существования советское государство позиционировало себя как атеистическое. Шел разгул воинствующего атеизма и безбожия.

Во время Великой Отечественной войны Сталин решил поменять отношение к религии и в частности к Исламу. За время существования советского государства многократно менялось и отношение к Исламу в зависимости от политической ситуации. И мусульмане изменились в результате таких отношений. Но не изменилась сама религия.

Если взять мое частное мнение, то я считаю что советский период законсервировал развитие Ислама в России. И он сохранился в том же виде в каком он существовал в дореволюционной России.

 

 

Ислам в России до революции

 В русских землях приверженцы Ислама появились в VII-VIII вв. во время расширения Арабского халифата. В середине VI века первые отряды мусульман пришли на территорию Азербайджана и в 642-43 гг. дошли до города Дербент, который располагается на территории современного Дагестана. С  земель Северного Кавказа и Дагестана ислам распространился по Волге. В тюркском государстве Хазарский каганат, занимавшем в VII-IХ веках обширные территории Нижней Волги, Северного Кавказа и Причерноморья, государственной религией был иудаизм, но ислам обладал огромным влиянием. По мнению некоторых исследователей, мусульмане были наиболее распространенной конфессией в этом государстве.

В петровский период начинается изучение ислама. Так, в 1716 году осуществляется первый перевод Корана на русский язык. Но ограничения для свободного исповедания ислама сохранялись.

С 1800 года были сняты все ограничения на издание мусульманской религиозной литературы. С 1832 года курирование исламских вопросов было передано Министерству внутренних дел. К концу первой трети XIX века мусульманское духовенство было окончательно встроено в систему государственного управления. Его представители имели весьма неплохое жалованье, могли свободно выезжать на хадж (к середине XIX века число паломников ежегодно составляло 8-10 тыс. человек), строить мечети, основывать медресе и издательства.

С присоединением Северного Кавказа к России в начале XIX века возникает проблема взаимодействия с исламскими народами этого региона.

 

Ислам на заре создания Союза Советских Социалистических республик

В декабре 1917 г. было опубликовано обращение СНК «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», где говорилось, что «отныне ваши верования, обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными».

 

 

На Северном Кавказе после Февральской революции активизируются национально- религиозные движения, лидерами которых становятся суфийские шейхи. Они выступают за создание самостоятельной Северо-Кавказской (Горской) республики, о чем и было заявлено в мае 1918 года.

Наиболее полно позиция новой власти отразилась в Декрете СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Если такие положения декрета, как отстранение религиозных организаций от участия в государственных делах, отмена религиозной клятвы, обрядов и церемоний в учреждениях не затрагивали прав мусульман, то другие пункты лишали возможности полноценного существования исламской религии в обществе. Передача актов гражданского состояния в ведение советских органов, национализация имущества религиозных организаций и лишение их права юридического лица ограничивало роль религии и духовенства в жизни мусульман.    Особенно сильный удар по этим позициям был нанесен провозглашением в декрете отделения школы от религии, так как институт образования у татар был неразрывно связан с исламом.

 

 

Далее  среди мусульман появляются движения, заявляющие о сочувствии советской власти и коммунистической идеологии.

Большевики уничтожают политические организации мусульман, но вместе с тем проявляют определенную благожелательность к исламу (во всяком случае, большую, чем к другим религиям).

После победы Октябрьской социалистической революции жизнь мусульманской общины бывшей Российской империи приобрела новые формы. На начальном этапе советская власть пыталась привлечь мусульман на свою сторону, использовать их для пропаганды идей большевизма и социализма в странах Востока и в борьбе с другими социальными группами немусульманского общества.

Строительство нового режима и совет­ская политика по отношению к религии были встречены образованными мусульманами по-разному. Кто-то изначально решил встроиться в новую систему, кто-то решил занять выжидательную позицию, посмотреть, как будут выстраиваться отношения большевиков в отношении мусульман в целом.

В 1922 г. политика властей уже была чётко ориентирована на жёсткий контроль над духовенством и религией. Экономические свободы, данные в период нэпа, не должны были сопровождаться политическими свободами. Вооружённое антисоветское сопротивление в Средней Азии и на Северном Кавказе, боязнь политического альянса мусульманских народов даже под коммунистическими лозунгами неизбежно вели к стремлению центра поставить под свой контроль Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) и не допустить превращения мусульманских съездов в форумы своих политических оппонентов.

 

Принято считать, что в Советском Союзе исламу пришел конец. Новый режим занял довольно агрессивную позицию по отношению к конфессиям бывшей Российской империи. Посте­пенно сворачивалось исламское образо­вание, закрывались мечети, бывшие имамы лишились прав и были вынуждены искать заработок в светской среде, чаще всего в городах. Контроли­рующие органы изымали и сжигали частные библиотеки с тысячами томов редкой исламской литературы.

Советская политика по отношению к исламу, опять же как и в случае с импер­ской, характеризуется во мно­гом прагматикой. Проблема­тично лишь демони­зировать эту политику и гово­рить, что советский период был однозначно деструктивным и мусуль­мане негативно относились к совет­скому режиму.

 

Отношение в СССР к Исламу.

Методы и механизмы религиозной политики Советского государства в разные годы зависели от общеполитических тенденций, преобладавших в стране в тот или иной период. Несмотря на различия применявшихся методов, цель государства всегда оставалась неизменной — «полное искоренение религиозных предрассудков из сознания советских людей». Тем не менее, история ислама в СССР позволяет говорить о том, что, несмотря на все притеснения и унижения, которым подвергались верующие, ислам сумел сохранить некоторые свои позиции и оказывал влияние на значительную часть населения мусульманских регионов.

Одной из причин корректировки религиозной политики стала международная ситуация. Перед Советским Союзом стояла важная задача — открытие второго фронта. В этих условиях демократизация некоторых сторон жизни советского общества могла благоприятно сказаться на ходе переговоров с союзниками. Черчилль и Рузвельт дали Сталину понять, что настроить общественное мнение их стран в пользу Советского Союза могут сведения о религиозной свободе в СССР. Не случайно официальное признание властями заслуг религиозных организаций и верующих произошло накануне переговоров на высшем уровне в Тегеране.

 

 

В мае 1944 г. был учреждён Совет по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров. Новый орган был призван осуществлять связь между правительством и религиозными объединениями. В его функции входило своевременное информирование партийных и государственных структур о состоянии и деятельности конфессиональных организаций, составление статистических сводок об уровне религиозной активности населения.

 

В середине 1950-х годов, в условиях общеполитической оттепели, верующие вправе были рассчитывать на более лояльную политику в отношении религии. Этому способствовал и выход постановления ЦК КПСС от 10 ноября 1954 г. «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения», вызвавший новый наплыв ходатайств о регистрации религиозных обществ.

Но в 1958 г. начался новый массированный натиск на религию. Провозгласив развёрнутое строительство коммунизма, Н. С. Хрущёв поставил задачу «преодоления религии как пережитка капитализма в сознании людей». В этих условиях главным направлением работы стала борьба против незарегистрированных общин и групп верующих, а также служителей культа, поскольку заметного отдаления верующих от мечети и спада активности духовенства, особенно на селе, не наблюдалось.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!