Периодизация творчества Канта



1. Докритический период (до начала 70- х гг.)
В 1755 году Кант опубликовал первую полностью философскую работу — «Новое освещение первых принципов метафизического познания». В этот период он занимался проблемами естествознания, природы и бытья.

2. Критический период (с начала 70- х гг. и до 1804 года)
Интерес Канта сместился в сторону этики и логики, механизмов и границ познания, социальной философии. В 1781 году вышла переломная, одна из важнейших, работа Канта — «Критика чистого разума». Еще два труда — «Критика практического разума» и «Критика способности суждения» появились, соответственно, в 1788 и 1790 годах.

Теория познания Канта

Одно из основных отличий теории познания Канта в том, что он считал причиной трудности познания действительности — субъект познания, человека и разум. Знание у Канта – совокупность суждений, имеющих одновременно субъективно и объективно достаточное основание. Оно имеет две формы — апостериорное и априорное.

1. Апостериорное получено через опыт. Оно не достоверно и носит предположительный характер, требует проверки на практике.

2. Априорное существует изначально и носит доопытный характер. Доказательств не требует. На такое знание опираются физика и другие естественные науки.

Понимание Кантом разума: Разум – познавательная способность, которая может руководить рассудком, высшая форма сознания. Рассудок не имеет цели и спонтанен, оперирует предельно общими понятиями, категориями (возможность и невозможность, количество, качество и т.д.), с помощью которых систематизируются первоначальные ощущения. С помощью категорий, рассудок переводит индивидуальное восприятие в общезначимый опыт. Разум же предлагает нечто безусловное в форме идей, представлений о конечной цели, побуждает рассудок к действию. В то же время, цели, что дает разум – невыполнимы, так как абсолютное познание невозможно.

Существует еще одна форма сознания, помимо рассудка и разума — чувственность. Чувственность помогает систематизировать ощущения в своих формах – пространстве и времени.

Подводя итог следует привести схему процесса познания, предложенную Кантом:
1. Окружающий мир оказывает воздействие на органы чувств.

2. Органы чувств воспринимают образы в формате ощущений.

3. Сознание систематизирует образы.

4. В разуме человека появляется целостная картина окружающего мира.

Данная картина является лишь образом, не имеющим ничего общего с реальностью из-за неразрешимых противоречий и невозможности познания «вещей в себе».

«Вещь в себе». Неразрешимые противоречия

Понятие «вещь в себе»важнейшее в философии Канта. Это то, что невозможно постигнуть разумом, истинная, внутренняя природа вещи. Человек способен знать лишь явления – вещи в том виде, в котором они существуют в его сознании, образы вещей. Качество же вещей вне своего сознания он понять не в силах. Это абсолютно неопределенное, практически отрицательное понятие.
Окружающую действительность невозможно познать, о чем Кант говорит в работе «Критика чистого разума». Как доказательство этого, Кант приводит антиномии разума, неразрешимые противоречия, возникающие, когда человек пытается познать «вещи в себе».

Кант обнаруживает четыре подобных противоречия:

1. Конечность/ бесконечность мира – ограниченность мира или отсутствие у него границ в пространстве и времени.

2. Все сложные субстанции состоят из простых частей/ не существует ничего простого.
3. Свобода существует/ причинность главенствует в мире.

4. Бог есть/ Бога нет.

Для каждого из вариантов с помощью разума можно найти логические доказательства, что и приводит в тупик.

Этика Канта. Категорический императив

Этика Канта базируется на понятиях о духовном бессмертии, свободе воли и бытие Бога, т.е. – на антиномиях разума. По мнению Канта, этика может быть построена как точная наука и одна из главных ее проблем — обоснование системы нравственных норм, автономной и общей для всех, не ограниченной религиозными постулатами. Нравственность должна быть универсальной. Кант отказывался видеть основы подобной общей морали в природе. В его этике человек сам является автором моральных норм, если выступает от имени всех и в общих интересах.

В основе всей этики Канта лежит категорический императив, гласящий - поступай так, чтобы правила, которым ты следуешь, могли быть основой всеобщего морального законодательства. Человечество – величайшая ценность и самоцель в этике Канта.

Категорический императив не нуждается в доказательствах и является высшим принципом науки о добре. При этом, он лишь дает форму способную породить более конкретные законы. Человек должен быть морален не из-за надежды на лучшее, а из уважения к закону.

Карл Маркс основывался на философии Гегеля, и применил ее к истории развития человечества. Он активно участвовал в общественной деятельности, был журналистом. С ним стремились сотрудничать представители всех «левых» движений. Он написал Коммунистический Манифест («Пролетарии всех стран объединяйтесь»). Его соратником был Ф. Энгельс. В 1867 г. философ опубликовал свой главный рукописный труд — «Капитал». Капиталистическое общество он разделил на классы (буржуазия и пролетариат), ввел понятие классовой борьбы, результатом которой является революция, для перехода на более высокую ступень в развитии человечества – «коммунизм» как бесклассовое общество, которое существовало на заре человечества (как первобытнообщинный строй). К величайшему разочарованию мыслителя, его революционные идеи остались при его жизни только теорией. Карл Маркс умер в своем доме в Лондоне в 1883 г. Расскажи про ВОСР в России 1917 г. и Ленина, Сталина!

15) Философия 20-го и 21-го века (философия жизни, концепция прагматизма, феноменология, экзистенциализм, христиански ориентированная философия, философия постмодерна, структурализм = характеристика отдельных течений и их представителей)  

Прагматизм — философское учение, разработанное в конце XIX века американскими философами Ч. Пирсом, У. Джеймсом и Д. Дьюи. С их точки зрения, истинность той или иной идеи или теории состоит не в их соответствии реальному положению дел. (напр., прагматик – чешский политик, бывший президент Вацлав Клаус, президент Милош Земан)

Феноменология – предметом являются феномены сознания, возникающие в сознании смыслы предметов и событий, в процессе их познания человек конструирует окружающий мир 

Понятие «интенциональности познания» - направленности на объект (без субъекта нет объекта)

Представители Феноменологии

Эдмунд Гуссерль (1859-1938), ф. – новая, строго научная дисциплина о феноменах сознания, как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах, позволяющих очистит сознание от эмпирического содержания

Представители Экзистенциализма (философии о существовании человека в мире) 

Мартин Хайдеггер (1889-1976)

важнейшая характеристика – ВРЕМЯ, произведение «Бытие и время», детерминация времени: прошлое, настоящее, будущее – важно для нашей экзистенции (существования), сущее для него – Человек !    

Мартин Бубер (1878-1965) - философия диалога

еврейский экзистенциональный философ, теоретик сионизма, центральная идея – ситуация сосуществования Я с другой личностью, существования, как «со-бытия» с другими людьми

Жан-Поль Сартр (1905-1980)

Экзистенция (существование) – способ бытия человеческой личности, Человек – существо устремленное в будущее. Нет иного творца кроме человека, он сам себя творит, постоянно    

 Ян Паточка (1907-1977)

чешский феноменолог, ученик Гуссерля, тема жизненного мира «Естественный (наивный) мир как философская проблема» (1936), видит роль Праги как посредника между Западом и Востоком, пишет работу о Т.Г. Масарике, первом президенте Чехословакии, также Коменском – учителе народов, подписал Хартию-77

 

Философская эволюция Гуссерля, несмотря на страстную его преданность одной идее (а может быть, именно благодаря этому), претерпела целый ряд метаморфоз. Однако неизменным оставалась приверженность следующему:

1. идеал строгой науки;

2. освобождение философии от случайных предпосылок;

3. радикальная автономия и ответственность философствующего;

4. «чудо» субъективности.

СТРУКТУРАЛИЗМ (франц. structuralisme), общее название ряда направлений в гуманитарном познании 20 в., связанных с выявлением структуры системы, т. е. совокупности таких многоуровневых отношений между элементами целого, которые способны сохранять устойчивость при разнообразных изменениях и преобразованиях. Постструктарализм – М. Фуко. 

 

Творческое наследие Мишеля Фуко не всеми воспринимается однозначно. Политологи причисляют его к политологам, социологи — к социологам, а историки — к историкам. Тем не менее, если всё же причислять Фуко к философам, можно отметить, что он философствует за пределами традиционных философских территорий, однако ставит именно философские вопросы. Это вызвано как личностными причинами (сложные отношения в детстве с отцом, гомосексуальность), так и спецификой его образования и интересов (изучение психиатрии, политизированность сознания). Фуко всегда стремился показать, что та действительность, в которой живёт современный человек и которая представляется самому человеку как нечто абсолютно несомненное и само собой разумеющееся, на самом деле не является — включая самого человека — чем-то изначально заданным и существующим от природы и на века, а формируется исторически. В своих работах Фуко, освещая такие темы, как история тюрьмы, клиники, психиатрической больницы, история отношения к сексу и регулирующих его норм, доказывает, что эти учреждения и нормы, которые представляются современному человеку чем-то неизменным и естественным, возникли при определённых социальных отношениях и во вполне конкретных структурах распределения власти

Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Нормы морали (моральные нормы) — нормы поведения человека, возникающие из морали. Их исполнение является моральным долгом, их нарушение является источником моральной вины. Это одно из основных понятий этики.

Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества. 

Основные проблемы этики: - проблема добра и зла, - проблема справедливости, - проблема должного, - смысл жизни и назначение человека. 

Проблема свободы в философии. Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение или совершить поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками: он основан на осознании им объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего его мира.

Мобильность – вертикальная (карьерный рост) и горизонтальная (крепостной нет)

Социальная стратификация(от лат. stratum — слой) – индийские касты

Стратаэто реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединённая каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.).

Законодательная власть — парламент, состоящий из палаты депутатов (200) и сената (81)

Судебная власть - структура судов от окружного до конституционного

Исполнительная власть - президент, правительство, муниципалитеты – городская власть

Конституция – высший закон страны, описаны права человека

Строй – республика (парламентская и президентская)

Активность – участие в политике, в выборах

Демократияпрямая – референдум / непрямая – выборы в парламент

Гражданское общество – некоммерческие организации, без отношения к государственной власти

Избирательная система – парламентская республика

Субъекты международных организаций – основные (страны и Святой Престол) и дополнительные (напр., Красный Крест)

Экономические – ОПЕК

Спортивные – олимпийский комитет

Здравоохранения – ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения)

Се́кта — понятие (термин), которое используется для обозначения религиозной, политической, философской или иной группы, иногда отделившейся от основного направления и противостоящей ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение.

Экумени́зм (греч. οἰκουμένη, обитаемый мир, вселенная) — идеология всехристианского единства, экумени́ческое движение — движение за сближение и объединение различных христианских конфессий, один из механизмов межхристианских отношений.

Религия и наука дополняют друг друга, поскольку каждая удовлетворяет важнейшие потребности человека, соединяющего в себе два начала: духовное и природное.

Назначение религии — помочь человеку познать Бога и соединиться с Ним. Религия, главным нервом которой является вера, с самого начала истории человечества и до нынешнего дня отвечает самым глубоким запросам человеческой души, а именно потребности найти опору в абсолютном Существе. Попытка обрести смысл жизни в мире конечном, изменчивом, текущем и непостоянном — иллюзия. Только абсолютное и вечное начало, каким является Бог, может придать смысл и непреходящую ценность человеческой жизни.

Наука же удовлетворяет естественные потребности человека. Ее цель — объективное познание специальными методами природы, человека и общества. Выдающийся физик Роберт Гук (1635–1703) дает классически точное определение: «Задача науки состоит в изыскании совершенного знания природы, а также свойств тел и причин; эти знания приобретаются не просто ради самих себя, а для того, чтобы дать возможность человеку вызывать и совершать такие эффекты, которые могут наиболее способствовать его благополучию в мире».

Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Инфля́ция — повышение общего уровня цен на товары и услуги на длительный срок. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.

Дефля́ция — снижение общего уровня цен на товары и услуги; процесс, противоположный инфляции.

Девальва́ция — уменьшение золотого содержания денежной единицы в условиях золотого стандарта. В современных условиях термин применяется для ситуаций официального снижения курса национальной валюты по отношению к твёрдым валютам в системах с фиксированным курсом валюты, устанавливаемым денежными властями.

Экономические циклы — колебания экономической активности, состоящие в повторяющихся экономических спадах и экономических подъёмах. Циклы носят периодический, но нерегулярный характер. Продолжительность и амплитуда колебаний может сильно меняться.

Индивидуа́льный предпринима́тель — физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Национальная экономика — совокупность хозяйствующих субъектов и социально-экономических связей в отдельно взятом государстве.

Нало́г — обязательный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!