Основные периоды развития античной философии



Ранний (VII – V до н.э.). Для этого периода характерен поиск первоначала всего сущего. К нему относятся Милетская (Фалес), Пифагорейская, и Элейская (Парменид) школы, а также Гераклит Эфесский и атомисты Демокрит и Левкип. Именно из этого периода пришёл термин “натурфилософия”.

Средний период (VI – V в. до н.э.). К этому периоду относятся софисты и Сократ, а также школы стоиков (школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма) и киников (одна из философских школ Древней Греции сократического периода). Большое внимание уделяется проблемам человека и человеческого места в мире. Софисты были первыми из философов, получившими материальное вознаграждение за обучение красноречию. Софисты ставили чувственное над материальным, в то же время они отрицали возможности достигнуть объективного знания. Сократ возник из школы софистов и в последствие стал критиковать их идеи.

Классический (V-IV до н.э.). К третьему периоду античной философии относят учения Платона и затем Аристотеля. Платон развивал и критиковал некоторые идеи Сократа, также для него характерны размышления о чувственном мире и мире идей. Его учеником был Аристотель, который также отчасти подверг критике своего учителя, и известен тем, что ввёл силлогистику (теория логического вывода, исследующая умозаключения, состоящие из т. н. категорических высказываний (суждений)).

Эллинистический период (IV – I вв. до н.э.) В этот период происходило развитие некоторых уже существующих философских школ, но в целом он знаменуется упадком античной философии древнегреческой культуры в связи с победой Македонии над Древней Грецией. Иногда этот период называют эллинизмом.

Римский период развития античной философии (I в. до н.э. - V н. э.). Чертой этого периода является неоплатонизм. В это время продолжают развиваться некоторые направления классического периода. Ближе к концу периода начинают появляться идеи зарождающегося христианства.

13) Средневековая философия, философия Ренессанса, философия 17-го и 18-го века (патристика и схоластика и их известные представители; Ренессанс, гуманизм, реформация, общественное мышление Ренессанса, философия и естественные науки в период Ренессанса, проблема познания в философии 17-го и начала 18-го века, французское просвещение, французские энциклопедисты) 

Патристика – совокупность учений христианских Отцов церкви, заложивших основы священного предания (Патрис=отец), напр. Татиан, Августин Блаженный, Григорий Палама  

Схоластика – синтез христианского богословия и логики Аристотеля, преподается в университетах, напр. Петр Дамиани, Пьер Абеляр, Бонавентура, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Уильям Оккам  

Августин Блаженный (Аврелий) /4-5 век нашей эры/ – высшая цель жизни человека = любовь к Богу, осознание всей полноты зависимости от Него, произведение «О граде божьем» - учение о 2 градах, 1-й – Град земной = мир Зла и Сатаны, 2-й – Град божий = мир Добра и Любви; история человечества = борьба 2 Градов     

 

Фома Аквинский /см. рисунок (13 век н.э.) – философия на службе у теологии

5 доказательств бытия Бога:

1. доказательство через движение

2. д. через производящую причину

3. д. через необходимость

4. д. от степеней бытия

5. д. через целевую причину   

 

Проблемы познания 17-18 вв.

Эмпиризм – в основе понятия лежит чувственный опыт, являющийся источником познания  

Представители (17 в.) - Фр. Бэкон – основоположник, указывал - нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах (сенсуализм), критикует теорию «врожденных идей», принижает роль рационального познания, главный метод – индуктивный (от единичного к общему)   

Т. Гоббс, Дж. Локк (Англия), Дж. Дьюи (США)

Рационализм – основой бытия и познания является РАЗУМ

Представители - Рене Декарт, Барух Спиноза, Г. Лейбниц

Направления – онтологический (в основе бытия лежит разумное начало) и гносеологический (в основе познания также лежит разум) 

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

14) Немецкая классическая философия и характеристика пост-гегелевской философии (известнейшие представители немецкой философии от конца 18-го до половины 19-го века и их характерные темы, течения так называемой пост-классической философии – акцент на научный подход и объективность познания и философия традиционализма)

Немецкая философия была чрезвычайно многообразной по представляемым взглядам, занимала центральное место в рамках аналитической и континентальной философских школах на протяжении веков, от Готфрида Лейбница, Иммануила Канта, Георга Гегеля, Карла Маркса, Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше, Людвига Витгенштейна до современных философов, таких как Юрген Хабермас

Иррационализм

Основой познания являются нерациональные средства – интуиция, воображение, воля, вера, озарение

В центре – вопросы вне компетенции науки – жизнь как иррациональное начало, проблема нравственного выбора личности

Представители - Артур Шопенгауэр (воля как высший космический принцип, поля к жизни), Сёрен Кьеркегор (родоначальник экзистенциализма) и Фридрих Ницше (философия жизни, фраза «Бог умер», произведение «Как сказал Заратустра»)

Иммануил Кант (22.04.1724 г. - 12.02.1804 г.) — философ, основоположник немецкой классической школы.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!