Феофановское направление московской школы живописи поражает сложностью духовной культуры, неисчерпаемой фантазией, умением передать самые тонкие душевные движения.



Конспект 14

Тема: Живопись Московского княжества, конец XIV – XV вв. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева.

Начало расцвета московского искусства приходится на 80-е годы XIV в.

Предпосылки:

· Куликовская битва укрепила положение Москвы, которая встала на путь объединения русских земель;

· Ширились политические и культурные связи;

· Русь поддерживала политическую и культурную связь с Константинополем;

· Из Константинополя (Византия) приезжали на Русь греческие мастера и от туда попадали к нам произведения искусства.

Самым ярким из деятельным среди византийских мастеров в Москве был Феофан Грек. Как и в Новгороде, он очень скоро стал одной из ведущих фигур. Феофан оставил глубокий след в московском искусстве, обогатив его новизной и смелостью решений.

Именно с его именем следует связать сложение формы русского иконостаса (греч. «образ» и «место стояния») – совокупность священных изображений (икон), покрывающих алтарную преграду, стену, которая отделяет молящихся от алтаря, где совершается Таинство). Феофан Грек выполнял росписи в Архангельском соборе московского кремля, вместе с Прохором из Городца и Андреем Рублевым работал в Благовещенском соборе, выполнял светские росписи во дворце серпухово - боровского княжества. Но из всех этих работ сохранился лишь деисусный чин в Благовещенском соборе.

С него начинается история русского высокого иконостаса.

Раньше алтарная часть русских храмов отделялась низкой деревянной или каменной преградой, состояла она из двух рядов- чинов: 1 чин - изображал 12 главных христианских праздников (двунадесятых) и 2 чин – деисусный ( главный чин, с греч «моление», изображал Христа, справа и слева от него Богоматерь и Иоанн Предтеча).

Новое:

· Иконостас представлял собой высокую стену из икон, наглухо отделяющий алтарную часть от от церкви.

· Иконы сильно увеличились в размерах;

· Фигуры стали изображать в полный рост (высота деисусных икон Благовещенского собора больше 2-х метров);

· Увеличилось число рядов икон, прибавтлся пророческий чин (библейские пророки), праздничный чин (события из жизни Богородицы, события из земной жизни Христа), ниже деисуса – алтарная преграда, прорезанная царскими вратами (главный вход в алтарь).

· По сторонам от царских врат располагаются две иконы – Христа Спасителя и Богородицы. Здесь же крепится местная икона - образ того праздника или святого, которому посвящен храм.

1. Деисусный чин Благовещенского собора Московского кремля.

Сейчас в иконостасе 9 икон: Спас в Силах, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Особенности композиционных и живописных приемов: свободное расположение фигур на досках; разнообразие ракурсов; жестов; крупные формы; используются диагональные линии; асимметричность композиционных построений. Подчеркнута глубина переживаний каждого персонажа. Каждая фигура решена по-своему. Виртуозность рисунка, безукоризненное чувство пластики, богатство колорита. Прием - тончайшие голубые лессировки на одеждах (символизируют небесный свет).

 

2. «Богоматерь Донская» двухсторонняя, на обороте – образ Успения Богоматери.

            

Икона прославилась как чудотворная. Композиция своей нежностью и теплотой напоминает богоматерь Владимирскую. «Успение Богоматери» написано в ином стиле: экспрессивно, резко по линии и краскам.

3. «Преображение» для Спасского собора г. Переяславль-Залесский.

Христос на горе Фавор преобразился (просиял) необычайным светом, приоткрыв ту благодать, которая была присуща Христу как Богу. Неземной свет – присущий Богу.

Феофановское направление московской школы живописи поражает сложностью духовной культуры, неисчерпаемой фантазией, умением передать самые тонкие душевные движения.

В последствии московские иконописцы отказываются от напряженного психологизма и суровости феофановских образов. На рубеже XIV – XV вв. складываются новые художественные особенности.

Формирование новых чет московской школы живописи связано с именем выдающегося художника

Андрея Рублева

Биография Рублева известна в общих чертах: родился около 1370 года, умер между 1427-1430 годами. Инок подмосковного Андронникова монастыря, близко связанного с Троицко-Сергиквой лаврой. Жадно впитывал идеи своего времени, наполненные радостью первой победы над татарами. Сотрудничал с Феофаном Греком приросписи Благовещенского собора в Москве.

4. Иллюстрации Евангелия Христова

           

                     4                                                                                     5

Рублев и его товарищ Даниил Черный выполнял две миниатюры: евангелист Матфей и его символ – ангел. Круговая композиция отличается редкой красотой и завершенностью.

5. «Страшный суд» Успенский собор г. Владимир.

Из всей росписи до нас дошли фрески расположенные на сводах, столбах и арках по хорами в западной части храма. Фрески посвящены теме «Страшного суда» и по смыслу и композиции представляют законченное целое.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!