КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» И ЕЁ РОЛЬ В РАСКРЫТИИ ЛИЧНОСТИ ПЕЧОРИНА



Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение во многом новаторское. Оно впервые в русской литературе глубоко и психологически тонко сумело раскрыть сложный внутренний мир человека, отразило в образе главного героя индивидуальное и типическое, характерное для человека 30-х гг. ХІХ в.

Необычна и своеобразна композиция романа. Лермонтов отошёл от традиционного хронологического расположения глав. Его произведение состоит из относительно самостоятельных повестей, объединённых личностью главного героя — молодого дворянина, офицера Григория Александровича Печорина. В каждой повести он предстаёт в новом ракурсе, а в целом роман — это сочетание различных аспектов изображения главного героя, дополняющих друг друга. В «Бэле» и «Максиме Максимыче» дан внешний рисунок характера главного героя. «Журнал Печорина», куда входят три повести — «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист», — яркий психологический автопортрет героя. В целом изображение характера Печорина, раскрывающегося в его поступках, во взаимоотношениях с людьми и в его записках-«исповедях», делает «Героя нашего времени» не «собранием повестей», а социально-психологическим и философским романом: «История души человеческой, хотя бы и самой мелкой души, едва ли не любопытнее, не полезнее истории целого народа…».

Сюжет каждой повести концентрического типа: Печорин находится в центре всех событий, именно вокруг него сгруппированы второстепенные и эпизодические персонажи. События жизни героя изложены с умышленным нарушением их естественной хронологической последовательности. Повесть «Тамань» (третья по общему счёту), в которой рассказан случай, происшедший с Печориным ещё до приезда на Кавказ, следует за повестью «Максим Максимыч», которая повествует о жизни Печорина на Кавказе. В «Максиме Максимыче» случайная встреча двух бывших сослуживцев происходит через несколько лет после 230 окончания «кавказского» периода жизни Печорина, незадолго до его смерти. Повести-главы, относящиеся ко времени пребывания Печорина на Кавказе («Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»), служат обрамлением этих двух повестей, занимая соответственно первую, четвёртую и пятую позиции в романе.

Композиция «Героя нашего времени» имеет две мотивировки: внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивировка расположения повестей — постепенное приближение читателя к главному герою. Её можно считать основным композиционным принципом романа. От повести к повести между читателем и Печориным постепенно убираются все «посредники»-рассказчики, герой всё больше приближается к читателю. Так, в «Бэле» между читателем и Печориным — два рассказчика. Основной — Максим Максимыч, сослуживец, участник и свидетель всего, что произошло в крепости: «Раз, осенью пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти». Именно его точка зрения на Печорина в этой повести господствует. Вторым рассказчиком является молодой офицер-повествователь, заинтересовавшийся Печориным и передающий рассказ Максима Максимыча. Первый рассказчик ближе Печорину, второй — читателю. Но оба они не только помогают понять героя, но и в какой-то степени «мешают» читателю. На реально существующий облик Печорина накладываются субъективные мнения, эмоции рассказчиков, уровень их понимания людей. Это приводит к ощущению, что первое знакомство с героем состоялось, но было отрывочным, мимолётным: он мелькнул, заинтриговал и как бы растворился в дали. В повести «Максим Максимыч» остаётся один рассказчик — молодой офицер-повествователь, наблюдающий встречу Максима Максимыча с Печориным. В «Журнале Печорина» герой сам рассказывает о событиях своей жизни, а повествователь, неизменно присутствовавший в первых двух повестях романа, становится издателем его записок: «Это известие меня очень обрадовало: оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить имя над чужим произведением». Меняется и тип повествования: если в «Бэле» и «Максиме Максимыче» о Печорине говорилось в третьем лице, то в повестях из «Журнала Печорина» рассказ ведётся от первого лица. Записи Печорина не предназначались для постороннего читателя (это отмечено автором в предисловии к «Журналу…»), это искренний самоанализ, приближающийся к исповеди перед самим собой. Внутренняя мотивировка расположения повестей — постепенное проникновение в духовный мир Печорина. В «Бэле» герой предстаёт холодным, замкнутым человеком, повинующимся своим мимолётным желаниям и страстям. В «Максиме Максимыче» появляется психологический портрет героя, который даёт важную подсказку, в чём искать «тайну» личности Печорина — в его душе.

«Журнал Печорина» раскрывает нам эту душу. В центре «Журнала» — личность человека, искренне высказывающего наблюдения «зрелого ума» над самим собой. В нём и даётся самый важный — «внутренний», психологический портрет, составленный, как уверял Лермонтов в предисловии к роману, «из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Таким образом, необычная композиция «Героя нашего времени» помогает автору выполнить основную художественную задачу — раскрыть внутренний мир главного героя романа, дать его социально-психологический и философский портрет.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!