Создание духовно-нравственной атмосферы в семье.



Особая роль семьи – “домашней Церкви” в христианской культуре (Рим. 16; 4. Флм. 1; 2) – заключается в исполнении исконной функции – духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви “чадородие” (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и “приумножать”, содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

                           

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, “что такое хорошо и что такое плохо”.

Русский философ И.А. Ильин называет семью “первичным лоном человеческой культуры”. В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Только семья может воспитать семьянина. По мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку “два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:

– первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;

– и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение”. Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца; тем, насколько сами родители могли показать своему чаду добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви.

Святитель Василий Великий:
“Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге”.

Святитель Феофан Затворник:

“Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти”.

Святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь в письме к матери маленькой девочки, пишет:“Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери”.

Священник Александр Ельчанинов:

“Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью”.

“Почему так важны впечатления детства? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окамененности. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к Церкви – это напитает их на всю жизнь”.

Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: “Мать праведная – ограда каменная”, “Отец сына не на худо учит” и много других примеров…

Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье

Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь дать детям истинное христианское воспитание, сообщая им одни христианские во всем понятия, приучая к христианским правилам жизни, возгревая любовь к Церкви Божией и всем порядкам церковным…

Святитель Феофан Затворник

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и включаться в нее по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с ближними?

Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:
1) обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);
2) традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);
3) отношения: сердечные чувствования и настроения;
4) правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни;
5) распорядок дня, недели, года (порядок, установленный в течение дел в обозначенные промежутки времени); в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, суточным, седмичным и годовым кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире.

Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. Смысл этой задачи заключается, по мнению И.А. Ильина, в том “чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях”.

И.А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где “Дух Божий дышит, зовет и раскрывается”:

· природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности;
· истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости;
· неподдельное сочувствие всему страдающему;
· действенная любовь к ближним;
· блаженная сила совестного акта;
· мужество национального героя;
· творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью;
· непосредственное молитвенное обращение к Богу, “Который и слышит, и любит, и помогает”.

Интересно сравнить (и убедиться в их созвучии) перечни средств духовно-нравственного воспитания И.А. Ильина и известного пастыря Церкви середины XX века, протоиерея Сергия Четверикова. Отец Сергий размышляет о том, что благоприятствует возвращению утратившей веру души к религиозной жизни, он называет следующие средства:

– религиозные воспоминания детства;
– влияние природы;
– влияние художественной литературы;
– встречи с действительно религиозными людьми;
– посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест);
– чтение религиозной литературы.

В современной ситуации осознание действенности названных средств особенно важно, так как речь идет не об отдельных душах, но о поколениях, утративших или так и не успевших обрести веру. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать двойную задачу:

1) становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям;
2) создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, доброму и святому.

 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!