Православное таинство бракосочетания.



Цели : раскрыть сущность православного брака через христианские ценности, познакомиться со смыслом таинства «венчания», особенностями семейных традиций в православной культуре.

1.Современное положение дел в вопросах взаимоотношений в браке и сексуальных отношениях .

Брак – добровольный союз одного мужчины и одной женщины для создания семьи.

Семья – основанная на браке или кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Сексуальные взаимоотношения – очень табуированная тема. Долгое время у нас «секса не было». Потом мы перешли в другую крайность – сексуальную революцию. И теперь нормой считается, что у женщины до замужества было много мужчин. Сексом занимаются, как спортом – для поддержания формы.
Сейчас возникает очень много разных течений, много разных школ, которые пропагандируют легкое отношение к сексуальным контактам. Многие современные психологи говорят о том, что проблемы в семье можно решить с помощью секса, а если секса нет – то семья неполноценна. Все эти утверждения неверны о свободной любви, безопасном сексе и так далее.

В женском целомудрии – огромная сила. Такая женщина и семью спасти может, и даже жизнь мужу сохранить. Просто своей верностью. Кроме того, такая чистота при вступлении в брак всегда окупается сторицей. Такие браки гораздо крепче – если, конечно, они основаны не только на физическом влечении. Мы же считаем такой вариант несовременным. Как это вообще до свадьбы «ни-ни»? А как же попробовать, а вдруг он мне не подойдет? На самом деле сексуальной несовместимости не бывает. Точнее, она возможна, если женщина не любит мужчину или мужчина не любит женщину.

2.Христианская интерпретация сексуальности.
 Христианство освящает брак, апостолы в окружении Иисуса были женаты, даже брак Марии (богоматери) и Иосифа, согласно Новому Завету, был освящён. Но со времён апостола Павла воздержание стало считаться благом: «Хорошо человеку не касаться женщины, но во избежание блуда каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа». «Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление», — отмечает он в седьмой главе Первого послания к Коринфянам. То есть в христианской этике разрешение заниматься сексом изначально было продиктовано скорее уступкой грешной человеческой природе. «Сложно сказать, что христианство напрямую навязывает целибат, но воздержание рассматривается как поведение в высшей степени достойное».

Согласно Ветхому Завету, не жена должна выполнять желания мужа, а прямая ответственность мужа — доставить удовольствие жене: «(Мужчина) не должен лишать её пищи, одежды и сожительства с нею, а если он сих трёх вещей не сделает для неё, пусть она отойдёт даром, без выкупа» (Ветхий Завет, Исход, глава 21). Таким образом, сексуальная неудовлетворённость женщины может стать легитимной причиной для развода.

Богословская перспектива. Христианское понимание брака.

В комментарии на стихи книги Бытия: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут два плоть едина» (Быт. 2, 24), он говорит, что здесь как раз и начинается тот первоначальный закон, который был установлен после создания женщины и затем вошел в природу людей 3.

А раз так, то брак — это естественная связь и установление, которое имеет возраст, равный возрасту человечества4. Христианство только освятило его и сделало Таинством Церкви, т.е. таким священнодействием, в котором под видимыми знаками обряда невидимо подается божественная освящающая сила, или на церковном языке- божественная благодать.

                                

 Но если это так, то и цель брака гораздо выше наших обычных человеческих представлений.

Одна из них — воспитание целомудрия. Об этом говорил уже апостол Павел в послании к Коринфянам: «Во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 2). А св. Иоанн Златоуст, блистательный проповедник Церкви 4 века разъяснял: «Глубочайшей целью брака является завершение человеческого существа посредством соединения мужчины и женщины, нравственное совершенство мужчины и женщины посредством упражнения в добродетели»7.

Что это все означает? А вот что! Жена и муж должны быть помощниками и спутниками друг другу на трудном пути в вечную жизнь. При таком понимании у брака открывается головокружительная перспектива: он начинается в этой жизни и заканчивается в будущей, он — средство осуществить предназначение человека войти в полноту божественной жизни. Для некоторых эти слова могут показаться неубедительными, но для верующего сердца их смысл абсолютно понятен.

А отсюда ясно и назначение семьи в христианстве.

Христианская семья не является всего лишь естественным установлением ради природных инстинктов человека. Она и не ячейка общества, возникающая по требованию общественного мнения или по семейным и экономическим интересам.

Когда заключают христианский брак, то обычное человеческое намерение всю жизнь жить вместе, поддерживая друг друга, одухотворяют верой в Бога, которая только и может очистить, освятить и укрепить личность в христианской семье. В таком случае семья становится инструментом действий Божественного Промысла. А у него своя цель — совершенство и вечное блаженство супругов и их детей. На языке Священного Писания это состояние называется спасением. Именно его имеет в виду апостол Павел, когда говорит: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7, 16).

4.Вопросы семейной нравственности.

В церковном обиходе есть одно замечательное по силе внутренней теплоты изречение — домашняя церковь. Так еще апостол Павел в своих посланиях приветствовал семьи некоторых своих сподвижников ( 1 Кор. 16, 19; Филим. 2).

Тут по аналогии с Церковью имеется в виду семья как единый организм. Ее члены живут по закону любви. А любовь в христианстве — это внутренняя сила жизни, или по слову святителя Феофана Затворника самораспятая жизнь, когда люди готовы носить тяготы друг друга8. Здесь преодолевается эгоизм и себялюбие и другой становится таким же важным для меня, как и я сам. У семьи как малой церкви есть несколько черт, из которых наиболее важными являются три:

1) Внутреннее единство жизни и духа.

Супруги должны жить в нерасторжимом пожизненном союзе. Посмотрите, с каким изумлением об этом говорит тот же св. Иоанн Златоуст:

«Подлинно, это – таинство и великое таинство, потому что человек, оставив произведшего его, воспитавшего, и ту, которая зачала его, в болезнях родила, оставив тех, которые столько благодетельствовали ему, к которым он привык, — сочетается с тою, которой прежде не видел, которая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает её всему.

Подлинно, это – таинство. И родители не печалятся, когда так делается, но напротив, печалятся, когда так не бывает, и, в знак радости, не жалеют денежных издержек и расходов…Эти двое уже не представляются двумя…но они соединяются так, ято бывают в плоть едину»9.

2) Вера в Бога как норма жизни супругов и детей.

Семья существует не только для того, чтобы производить государству ученых, рабочих, воинов, земледельцев и моряков, но и для того, чтобы прививать детям веру, чтобы они, войдя в науку, труд, армию, земледелие, мореходство и авиацию, изнутри благотворно воздействовали бы на окружающих их людей и способствовали нравственному преображению общества.

3) И, наконец, жертвенность родителей.

Эта черта сопровождала христианскую семью во всей ее истории. Христиане очень хорошо понимали одну вещь. После рождения ребенка кончается их личная жизнь и все личные интересы. Ради заботы о детях необходимо оставить развлечения, театры, знакомства, хождение по гостям и все остальное, что только крадет время и силы, так необходимые для труда над душой ребенка. А надо торопиться, чтобы успеть наполнить сердце и ум ребенка светом и добром уже в самом раннем возрасте.

 

 

Православное таинство бракосочетания.

«Брак есть одно из семи христианских таинств, которое ведет свое начало от времен ветхозаветных. Согласно (Быт.2:18), целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам (Быт.1:22, 28), но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» (Быт.2:24). О высоком значении брака свидетельствует то, что в Библии брачный союз символизирует отношение Бога к народу, Христа к Церкви (Ос; Еф.5:22). Христос Спаситель подтверждает святость брака, установленную в Ветхом Завете (Мф.19:3). В идеале христианский брак нерасторжим; расторжение его стало возможным лишь как уступка «жестокосердию» людей (Мф.5:31-32, 19:3-12). О церковном благословении брака впервые говорит сщмч. Игнатий Антиохийский (+107г.). В древней Церкви форма таинства сводилась к совместному причащению вступающих в брак, с IV века возникает обряд венчания, а в X веке складывается его чинопоследование. …Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца».

          

Таинство венчания-брака в обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».

Таинство Брака – это образ соединения Христа с Церковью и эта тайна велика есть (см. Еф. 5:22–33)! Вот на какие чудесные и святые высоты зовет нас Господь через венчание. Вспомним евангельское зачало, читающееся во время последования Таинства Брака, о браке в Канне Галилейской (см. Ин. 2:1–11). Спаситель претворил воду в вино. Ведь также Он в Таинстве претворяет двух людей в новое духовное «вино» для Царствия Небесного. Из двух людей получается уже качественно другая духовная субстанция – объединенная и силой Божией освященная. И мужчина, и женщина, желающие Таинства Брака, должны осознавать это, должны трепетать перед святыней Божией. Им необходимо жить жизнью Церкви для этого, молиться, исповедоваться, причащаться, участвовать в богослужениях. Чтобы их души опытно познали богообщение и величие этого союза Христа с Церковью, и одновременно утверждение, что семья есть малой церковью. Но до этого нужно дорасти.

Потому что свершается Таинство, сходит благодать Святого Духа, сочетая духовно и телесно мужчину и женщину в единое целое. На головы возлагаются венцы как символ полноты благодати Божией, как символ царственности, богоусыновления, которые они получают в Таинстве Брака.

Нужно четко это осознавать. Чтобы потом, скоро получив все это и соединившись благодатью Божией в одно, не оказаться несозревшим, не готовым к принятию этой святыни. И неосторожным движением не разрушить свою малую церковь.

И недаром на головы брачующихся возлагаются венцы. Таинство Брака церковного и есть венец жизни человека в миру. Только до него нужно дорасти с Божьей помощью


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!