VII.3. СИЛИКАТНАЯ ШПАТЛЕВКА (39. С. 78)



 

Жидкое стекло (модуль 1,12—1,2)..................... 1,0

Песок молотый......................................................... 2,0

Мел............................................................................. 2,5

Гранулированный шлак......................................... 1,5

Вода............................................................................ 2,0

 

Зашпатлеванную поверхность после ее просыхания грунтуют 1 раз жидким стеклом плотностью 1,1 —1,15.

Флюатирование. Чтобы снизить водопоглощение пористыми материалами зданий, применяют флюатирование — пропитку этих материалов калиевым жидким стеклом. Однако это не лучший способ защиты пористых поверхностей, так же, как и подготовки их для росписей силикатными красками.

Использование кремнийорганических жидкостей для этих целей тоже имеет ряд недостатков. В частности, при многочисленных увлажнениях эти материалы теряют постепенно гидрофобность.

В ФРГ стены из пористого бетона для защиты их от влаги сначала покрывают раствором жидкого калиевого стекла с красителем, а затем раствором жидкого натриевого стекла с древесной мукой и кизельгуром или слоем жидкого стекла с мылом (39. С. 47).

Опыт советских строителей свидетельствует о том, что пропитка пористых материалов смешанным раствором жидкого стекла (модуль 2,02, плотность 1,3) с метилсиликонатом натрия (5%-ный раствор) при соотношении компонентов 70 : 30 значительно улучшает прочность этих материалов, не изменяя цвета и тона их поверхности. Введение же в смесь пигментов позволяет получить желаемый цвет этих поверхностей (39. С. 47—50).

Хорошие результаты дает и обработка поверхностей смешанным раствором жидкого стекла с ГКЖ-94 при следующем соотношении компонентов: жидкого стекла плотностью 1,3—70%; 5%-ного водного раствора ГКЖ-94 — 30%. Смесь этих компонентов пропитывает материал на глубину приблизительно 3 мм, в то время как 5%-ный раствор ГКЖ-94 — лишь на 1 мм.

Оптимальный результат на гидрофобность дает трехкратное нанесение того или другого раствора — смеси (39. С. 50, 51).

Техника безопасности при работе с силикатными красками:

1. При работе с сухими пигментами-смесями следует надевать респираторы, в противном случае могут иметь место отравления.

2. Избегать попадания готовой к работе краски в глаза. При попадании — глаза следует немедленно тщательно промыть.

3. Иметь на объекте аптечку, в которой обязательно должны быть слабый раствор борной кислоты, вазелин, нашатырный спирт (39. С. 75—76).

Исследования по использованию силикатных красок на основе калиевого жидкого стекла в живописи (стенописи) в СССР впервые были начаты в 20-х годах художником-технологом Н. Г. Бонч-Осмоловским. В 50— 60-х годах на эти разработки им был получен целый ряд авторских свидетельств[174]. Наибольший интерес из них имеет созданная им в 1957 году кремниевая (силикатная) пастель (12 б), красочный слой которой после окончания работы закрепляется кремниевым (силикатным) фиксажем. После закрепления она приобретает прочность, позволяющую экспонировать работы без стекла.

В 1965 году Подольский производственный комбинат ХФ СССР выпустил первую опытную партию этой пастели. Пастель выпускается и в настоящее время[175].

В 60-е годы художник О. Б. Павлов, исходя из основной идеи возможности создания силикатных красок на основе жидкого калиевого стекла, зная о красках А. Кейма и Н. Г. Бонч-Осмоловского, самостоятельно провел разработку техники письма щелочестойкими пигментами, разведенными только водой (как во фреске), но с добавлением в них для вязкости небольшого количества жидкого стекла («на чутье»: для письма по более рыхлым основаниям — больше, по более плотным — меньше). После окончания работы красочный слой закреплялся раствором жидкого стекла — силикатным (кремниевым) фиксажем (VII. 4).

О. Б. Павлов выполнил целый ряд экспериментальных работ-проб на различных основаниях и разработанных им грунтах (в том числе и на штукатурке), которые подтвердили высокие технологические показатели силикатных красок. Они давали матовый красочный слой, напоминающий внешне фреску, имели насыщенные цветом тона, были удобны в работе (59. С. 78—80). Красками можно работать как Лессировочно (акварельно), так и укрывисто (как гуашью или темперой), но они исключают пастозное наложение. Ими можно работать по кирпичу, бетону, штукатурке, камню и асбоцементу (как по грунтованным, так и без грунта)[176], как по сухим, так и по влажным (непросохшим) поверхностям. Не следует ими работать по деревянным основаниям, а также по рыхлым и непрочным — старым, деструктированным кирпичу и штукатурке, по гипсу и глине.

После окончания работы силикатными (кремниевыми) красками или пастелью их красочный слой должен быть зафиксирован силикатным (кремниевым) фиксажем.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!