В чём ты для себя видишь пользу для других от своих путешествий? 12 страница



Одни писали книги, другие основывали города, третьи делали картины, четвёртые проповедовали, пятые занимались торговлей, шестые — наукой... Были и такие люди, которые занимались исключительно только путешествиями.

Чем отличается путешествие от бродяжничества?

Наличием цели.

Не может ли страсть к путешествиям превратиться в наркоманию?

Может. Так же как может превратиться в наркоманию, например, страсть к зарабатыванию денег, или любовь к еде, к телевизору, привязанность к вещам вообще.

Мудрец же радуется отсутствию привязанностей.

Не являются ли путешествия побегом от реальной жизни?

Скорее, это шаг навстречу реальной жизни.

Встречал ли известных людей: Путина, папу римского, Бен Ладена, Пеле, профессора Плыкина, Фёдора Конюхова, А.Лебедева?

Нет, с этими людьми я лично не знаком, никогда их не видел. И не переживаю от этого. Из всех политиков, имена которых на слуху, видел только Ельцина (на большом расстоянии, в 1991 г) и Эдуарда Лимонова (на небольшом расстоянии), видел президента Киргизии Атанбаева (на расстоянии), ну а также подарил свою книгу «Практика вольных путешествий» опальному бизнесмену Ходорковскому. Ещё я подарил свои книги двум губернаторам и двум мэрам, но их имена не на слуху, и наверное они уже не исполняют свои былые обязанности.

Путешественник Алексей Лебедев, написавший книги «В горах Алтая», «Эльбрус» и прочие, иногда появляется у меня в гостях. Но мне кажется, это не тот Лебедев, про которого меня спросили уже раз триста пятьдесят, а совсем другой. Про некоего А.Лебедева говорят, что он посетил все страны мира. Возможно – но это другой Лебедев.

Граждане, фотографирующиеся случайно или на форумах, съездах с разными политиками, спортсменами – эти фото никак не являются украшением ваших страниц ВКонтакте! Ну разве что вы сами являетесь сторонниками этой партии или занимаетесь этим же спортом, что и сфотканный рядом с вами «знаменитый» персонаж!

А что ж ты с Конюховым не виделся-то?

Это и понятно: он постоянно где-то вдали от людей, то на яхте, то на воздушном шаре, то на лодке, главное, чтоб народ рядом не толпился. А я постоянно среди людей, по разным городам и селениям. Поэтому если где-то и увидимся, то на какой-либо выставке или на фестивале, посвящённом путешествиям.

Случалось ли тебе встречаться с сторонниками террористических методов? Что бы ты им сказал?

Случалось (не на территории Российской Федерации). Важнее в данном случае не говорить, а слушать. Эти сторонники жёстких методов потому и применяют их (или мечтают применить), что никто их выслушать не хочет, из представителей противоположной стороны. Так что учимся слушать, и уважать собеседников, а тогда они и не будут применять свои грубые методы.

Равномерно ли, по-твоему, распределены мудрые люди по различным народам, регионам, религиям? Или где-то их больше, а где-то меньше?

Количество мудрых людей исключительно велико, если под мудростью понимать не только мудрость путешествий. Касательно науки путешествовать, понятное дело, люди неравномерно распределены: так, русские, поляки, литовцы и японцы часто путешествуют («научными методами»), а например дагестанцы, киргизы или суданцы — редко (разве только в хадж или на заработки).

Однако, реальная мудрость не всегда связана с путешествиями. Человек может не знать, например, пограничных переходов между Кенией и Танзанией, но может быть мудр в чём-то другом, в каком-то ином жизненном опыте, подчас даже более полезном. Знания и мудрость распределены среди самых разных людей и народов — как среди кочевых, так и среди домоседов; мудрецы есть и среди богачей, и среди простых людей. Чем больше у вас собственной мудрости, тем больше её вам откроется в другом, встреченном вами, человеке.

Иногда мне ещё так везёт — изредка встречается мне в какой-либо стране человек святой, праведной жизни. Но это случается нечасто, и понять распределение таковых по странам невозможно из-за малого числа наблюдений, а также вероятно из-за моей низкой наблюдательности.

Есть ли какой-то особый признак, по которому вы судите о справедливости той или иной социальной системы, ведь вы много стран перевидали?

Не знаю. Выносить суждение о справедливости всей системы в целом — дело вредное: обнаружишь, что система несправедлива, всем расскажешь об этом, потом начинается бунт, революция, возникает новая система с новыми недостатками (или даже с большими недостатками), и это человечество уже переживало тысячу раз. Важно помнить, что мы все соучастники всего, что происходит в нашем обществе, государстве, на планете, и на каждом из нас — какая-то доля ответственности за происходящее рядом. А клеймить систему, там-мол хорошо, а тут-мол плохо — это не всегда продуктивно. Где-то висят портреты и стоят статуи вождей, может быть с вождями хуже, а может быть и нет. Где-то в странах есть нищие, в других — почти нет нищих, но это тоже не признак: нищенствуют и в самых богатых городах, где можно на это прожить, множества нищих и бомжей я видал и в Нью-Йорке, и в Лос-Анджелесе.

Где-то, например, «живой журнал» запрещён, спутниковое телевидение тоже запрещено, а в других местах всё можно: но это тоже не главное. Мы же всей информацией не обладаем, есть пропаганда «за» и «против». И в нашей стране, и в Иране, и в Европе, и в Туркмении, кто-то доволен, а кто-то негодует. Так что подходим взвешено и стараемся улучшить мир вокруг себя — это важней.

Так как же нам переделать страну, мир, общественный строй, чтобы всем было хорошо?

Повторяю: я никак не знаю, как переделать всю страну и мир: мы такие попытки уже видели, уже проходили, множество раз, и у нас в стране, и за рубежом. Улучшать жизнь и планету, думаю, нужно не сверху, а снизу. Гармонично и правильно, на мой взгляд, сперва — устроить свою собственную жизнь, в соответствии со своими планами, со своими намерениями, убеждениями и целями.

После этого, обустроить общество людей вокруг себя — собрать тех людей, которые будут близки по интересам, жить там, где считаем нужным и так, как мы считаем нужным и правильным. Постепенно и другие люди, которые с нами соприкасаются, могут тоже оптимизировать их собственную жизнь. Оптимизировать — но не по моим планам, а по своим собственным.

Можно жизнь прожить так, как считаешь, что должен жить. Если постоянно знаешь и считаешь, что нужно жить так-то и так-то — вот и живи так, по-своему. А вот к другим людям, со своими теориями, не суйся, пока они сами не попросят. Спросят — можно ответить. Не спрашивают — пусть живут по-своему, лишь бы не вмешивались в мою жизнь. Революции, переустройство планеты — проходили уже, пробовали, и всё время какая-то ерунда получалась!

Могут ли путешествовать инвалиды?

Зависит от того, насколько этот инвалид реально хочет путешествовать. Среди путешественников встречались мне и инвалиды.

Владимир Васкевич — он всю жизнь полностью слепой, но ходит, ездит, путешествует, даже автостопом умеет ездить самостоятельно, и даже написал книгу о своих путешествиях.

Человек, ставший парализованным из-за врачебной ошибки, Игорь Скикевич, на инвалидной коляске он проехал автостопом 20,000 км от Таганрога до Сахалина, прыгал с парашютом и даже изобрёл подводную инвалидную коляску.

Англичанин Tony Giles, встреченный нами в Индонезии, хотя и полностью слепой, почти стопроцентно глухой, и с пересаженной почкой — трижды инвалид, — но посетил более ста стран совершенно самостоятельно.

Почитайте в Интернете или в моём блоге об этих трёх людях, уже все сомнения отвалятся.

Какими средствами ты укрепляешь своё здоровье? Ведь поездки требуют выносливости!

Много двигаюсь, ем простую пищу, не прохожу мимо турников или брусьев, стараюсь подтягиваться, шевелиться. В моём случае специальных средств для укрепления здоровья и не требуется — моя активная жизнь сама по себе укрепляет организм. Но если в одном месте, городе, квартире, живу долго, более трёх суток, то стараюсь делать зарядку.

Думаю, что для нормального здорового человека (мужского пола) полезно уметь подтягиваться раз 20, отжиматься раз 50-100, ходить пешком по 40 км, переносить жару и холод — это всё хорошо, признак, что у вас или у меня всё в порядке. Если что-то из этого не получается, нужно посмотреть на свой организм и начать следить за ним.

Зарядку делаешь по какой-то системе?

Да как-то с годами сформировался свой комплект телодвижений, которые я делаю. Полный комплект движений занимает минут сорок пять, есть и сокращённые варианты на полчаса или на двадцать минут.

У тебя все зубы в сохранности? сколько у тебя пломб?

Интересный вопрос. Зубы у меня не все на месте, их имеется 29. Три задних зуба сгнили и вырваны ещё в далёком прошлом, более двадцати лет назад. Оставшиеся зубы в разном состоянии, есть и пломбы, может быть штук восемь или десять. Сейчас перед каждой большой поездкой я хожу к стоматологу профилактически, чтобы он обнаружил ещё зарождающиеся отверстия и заклеил их. Потому что африканская медицина, конечно, дешева, но лучше от неё мне держаться подальше.

Как ты относишься к вегетарианству, веганству? Сыроедение? Солцеедение? Встречал ли солнцеедов?

Солцеедов я не встречал, и подозреваю, что их не существует. Видео от посторонних лиц не является доказательством, и не присылайте. А вот если сам читатель является солнцеедом или каким-либо воздухоедом, то пусть напишет мне — я буду рад лично встретиться (даже приехать, при возможности, если пригласите — или сами приезжайте в гости), чтобы изучить ваш феномен и узнать, как так можно круто сэкономить на еде. Также будет у меня несколько вопросов, прежде всего — в каких температурах и в каких регионах это возможно?

Вегетарианцев и веганов я уважаю, если у них нет каких-то иных недостатков (т.е., например, если вегетарианец является вором, жуликом или необязательным, ненадёжным человеком, то моё уважение к нему исчезнет). Сыроеды в моём окружении существуют, но обычно они недолго сыродеят, не более года, обычно им это быстро надоедает. А пока они являются сыроедами, они порой успевают надоесть окружающим занудными сообщениями о том, почему все вокруг неправы и почему всем тоже нужно быть сыроедами. Если человек является сыроедом и никому не мешает при этом, то желаю ему удачи.

 Что касается меня, то я избегаю приобретения мясных продуктов, и в странах не-мусульманских почти никогда не покупаю их. Стараюсь избегать употребления мясных продуктов в России вообще, как и других сложных и дорогих продуктов. Думаю, что лучше не есть животных — оно и полезнее, и дешевле. Однако, сам я иногда ем животную пищу, особенно если её в мусульманских странах предлагают мне.

Какие самые необычные, нестандартные люди, из тех кто попался в путешествиях?

Из наших коллег-путешественников: 1) кочевник цыганско-швейцарского происхождения, путешест­ву­ющий с верблюдом и зверями; 2) «вечный стран­ник» Измаил, который путешествует, и зарабатывает надписями на рисе, происхождением француз; 3) двое других французов, которые шли много лет вокруг света исключительно пешком, о них я писал в своём блоге — их мы принимали в гостях в Куньмине (Китай); 4) босоногий путешественник Владимир Петрович Несин, который уже протопал более чем по 150 странам пяти континентов, пешком и босиком; сейчас ему 71 год; 5) величайший велопутешественник и художник Владислав Кетов; 6) английский путешественник, слепой, почти глухой и с пересаженной почкой, который посетил более 120 стран, путешествуя самостоятельно. www.tonythetraveller.com – его сайт, а зовут его Tony Giles, я только что упоминал о нём. Есть ещё 7) слепой путешественник Васкевич, путешественник на инвалидной коляске Скикевич, пора про них уже всех какую-то книгу писать. Ещё 8) очень крутой человек из путешественников нашего поколения (1970-х годов рождения) — Сергей Лекай.

Многие мои друзья в России — совершенно офигенные, невероятные люди, но тут даже и список трудно привести — сложно выделить одних, а других не упустить. Мои родители — тоже весьма нестандартные люди, а также родители некоторых из моих друзей.

 Правда ли, что ты принял ислам? Добровольно?

Правда. Ещё осенью 2001 года. Конечно, добровольно. К тому моменту я уже десять лет интересовался религиями, читал священные книги, ходил по всем церквям, храмам, сектам, мечетям. Первый раз Коран (в переводе Крачковского) я прочитал в 1993 году; в мечети тоже впервые побывал, наверное, тогда же, лет в семнадцать. Помимо ислама, я изучал традиционные направления христианства, а также учения иеговистов, кришнаитов, мунитов, виссарионовцев, ивановцев, сикхов, анархистов, буддистов, коммунистов; читал Библию, книги по буддизму, индуизму, атеизму, учения разных сект (уж все не перечислить тут). Ходил в разнообразные церкви, монастыри, сравнивал учения друг с другом, изучал, применяются ли они на практике. Посещал на проповеди разных проповедников, включая иностранного Билли Грэма или сибирского Виссариона. Ездил в разные страны, где христианство, или ислам, или индуизм распространены с давних времён, смотрел, как влияют религии на развитие человеческого общества (и как человечество влияет на религии и изменяет их).

Чем ислам для тебя лучше других религий?

Практической применимостью, если вкратце.

А так, основные отличия, обнаруженные мной, такие:

- Пророк Мухаммад реально существовал, его жизнеописание достаточно достоверно, в нём практически нет сверхъестественных чудес, что тоже для меня свидетельство достоверности;

- Ислам — практическая религия; Мухаммад реально управлял большим сообществом людей; общество и государство, организованное по законам ислама, может на практике существовать;

- В исламе нет поклонения картинам, мощам, крестам, различным сувенирам; строгое единобожие, которое, мне кажется, и должно быть;

- Исламская теория более справедливо направляет людей в рай после смерти, чем христианство: согласно христианству, 80-90% людей попадают в ад просто оттого, что не были крещены, оттого, что о них не позаботились священники или потому, что они жили до появления Иисуса Христа и до распространения священников по планете; исламская традиция говорит, что человек может попасть в рай, даже никогда не услышав о Иисусе, Мухаммаде и других известных нам пророках; всё зависит от веры и от дел этого человека, а не от священников;

- Страны, в которых много столетий распространён ислам, содержат, как правило, приятный и гостеприимный народ, что я приписываю влиянию ислама; в странах христианства, атеизма и индуизма народ более закрытый;

- Ислам, при определённом строе мысли, хорошо вписывается в нашу (привычную мне) еврейско-христианскую религиозную историю, к которой мы привыкли с детства;

- Современный нам ислам — достаточно древняя религия: 1400 лет — достаточный срок, чтобы отсеять совсем подозрительные и короткоживущие религии и секты, которые существуют на планете, как правило, в течение 100-300 лет;

- Ислам наиболее соответствует моему собственному мироощущению, даёт ответы на практические вопросы.

Правда ли, что мусульманину проще путешествовать по исламским странам, чем христианину?

Не так — всё зависит от самого человека. В чём-то проще, в чём-то сложнее. Проще в том, что понимаешь причины некоторых поступков, свойства народа, имеешь общую тему для беседы. Сложнее в том, что узнав, что ты мусульманин, да ещё и с далёкой не-мусульманской страны, многие начнут интересоваться, задавать вопросы, проверять твою эрудицию — не подставной ли ты мусульманин? Давать разные советы, основанные на хадисах. Менты на Кавказе и в некоторых других местах будут подозревать, тащить в полицию, обыскивать, придираться, снимать отпечатки пальцев, обыскивать рюкзак, воровать время, иногда — не только время. Некоторые будут ненавидеть.

Христианином объявлять себя (в путешествии) проще — ничего особенного от тебя ожидать не будут, как мусульмане, так и христиане те же.

Был ли ты в Мекке?

Да, я совершил хадж в 2016 году. Но не автостопом.

Власти Саудовской Аравии пускают к себе в хадж только тех людей, которые приобрели оплаченный турпакет (с гостиницей, транспортировкой и т.д.). Ещё имеются квоты, выдаётся в год на каждые 1000 мусульман одна виза на хадж.кку, даже деньги заплатил, но в визе мне отказали -- там , иногда -- не и людей, которые в этом раз Подробно о том, как совершается паломничество в святые города Саудовской Аравии, можете прочитать в моей книге. «А.Кротов. Медина. Мекка. Хадж» (2017).

А вот умру (малое паломничество, происходящее не в сезон хаджа) с 2019 года может совершить каждый мусульманин, получив самостоятельно визу Саудовской Аравии по Интернету. Саудовские чиновники тоже решили развиваться, и за сумму около ста долларов решили выдавать визы практически всем, в том числе и не мусульманам (но если человек не мусульманин, то посещать ему Мекку не разрешается).

Есть ли какие-то сложности для путешественника, исповедующего ислам?

Такие сложности имеются. Некоторые проявляются в России, в северных широтах.

Самая главная сложность, на мой взгляд, это утренняя молитва, которая должна происходить перед рассветом. Однако, на неё сложно проснуться, особенно в летнее время, когда в наших северных краях светает часа в четыре утра, а в Петербурге, Петрозаводске и далее на север — вообще всю ночь достаточно светло. На Лесном Трезвом Сходе АВП, который проходит в начале июня (не так далеко от Москвы), время утренней молитвы выпадает на 2:00 ночи. В таком случае проще досидеть до ночи и совершить утреннюю молитву перед сном; получается как-то так (и в Петербурге — тоже). В целом, сложно; но если проспал утреннюю молитву, нужно совершить её позднее, когда проснёшься.

Вторая сложность связана, опять же в России и странах СНГ, с ездой в поездах, ну и самолётах и иных транспортных средствах. Если взять дневные молитвы, то там достаточно растянутый срок, когда их можно совершать (если человек — путешественник, то он может соединять 2-ю и 3-ю, а также 4-ю и 5-ю молитвы). А утренняя молитва приходится на относительно короткий срок. Есть опасения, что если будешь совершать моления в поезде, то это вызовет неудобства, а если на станции — то подозрения правоохранительных органов (у нас же в России исламофобия случается). Такие вот сложности[10].

Третья сложность временная, она связана с тем, что сейчас (2020) месяц поста Рамадан приходится на май месяц, и опять же время вечернего ифтара (еды) сдвигается на позднее время, а утренняя еда (сухур) приходится на 2-3 часа ночи. Тут, если человек находится в ежедневном путешествии, то пост можно перенести на другое время года, а если я в одном городе более-менее постоянно, то и пост здесь следует соблюдать. Однако, в северных широтах есть и приятственный момент: когда, через двенадцать лет, месяц поста опять переползёт на зиму, трудностей уже не будет, когда солнце заходит часа в четыре дня.

Четвёртая сложность связана с тем, что мечетей в России существенно меньше, чем обычно имеется в мире на аналогичное количество мусульман. Если покинуть татарские регионы и Кавказ, то мечетей может быть одна на большой город, или вообще ни одной. Даже в европейских странах (ну, кроме там, Греции, Лихтенштейна, Сербии) сих заведений существенно больше. Поэтому для дневной молитвы нужно летом конспиративно скрыться, например, в парк (вечернюю-то можно и на вписке произвести). Что же касается ноября-декабря — осеннее-весеннего грязного времени, то тут парк не поможет, потому как грязно, лужи, мокрый снег и другие неудобства, а день короткий. Такая уж у нас местность.

Ну, и есть ещё у нас в России народная исламофобия, что скрывать.

Что же касается путешествий по тропическим странам, то тут сложностей таких нет. И рассвет, и закат приходятся примерно на одинаковое время, да и количество мечетей, что в Турции или Египте, что на Шри-Ланке или на Филиппинах, достаточное, чтобы там периодически оказываться.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!