Древнейшие центры производящего хозяйства



Один из древ­ней­ших цен­тров становления производящего хозяйства (часто наз неолитизацией) сло­жил­ся в 12–10-м тыс. до н. э. в Пло­до­род­ном по­лу­ме­ся­це, ох­ва­ты­вав­шем с вос­то­ка, се­ве­ра и за­па­да ме­ж­ду­ре­чье Ти­гра и Ев­фра­та, вклю­чая Сев. Ме­со­по­та­мию и часть тер­ри­то­рии Ле­ван­та. На­чаль­ный этап ста­нов­ле­ния про­из­во­дя­ще­го хо­зяй­ст­ва в Сев. Ме­со­по­та­мии про­сле­жен по ма­те­риа­лам поселений Зе­ви-Че­ми-Ша­ни­да­ра, Ка­рим-Ша­хи­ра и др. па­мят­ни­ков, оп­ре­де­ляе­мых как про­то­не­о­ли­ти­че­ские.

Для до­ке­ра­мического неолита по­ка­за­тель­ны: ста­биль­ная осед­лость; на ря­де по­се­ле­ний – пла­ни­ров­ка, фор­ти­фи­ка­ция, зо­ны (куль­то­вые и др.) и спец. по­строй­ки, свя­зан­ные со слож­ной струк­ту­рой об­ществ. жиз­ни.

В ран­них пе­рио­дах до­ма уг­луб­лён­ные, круг­лые или оваль­ные в пла­не, ино­гда име­ли внутр. пе­рего­род­ки и стол­бы-опо­ры для кры­ши, сде­лан­ные из де­ре­ва или спрес­со­ван­ной гли­ны. Позд­нее по­яв­ля­ют­ся бóльшие по раз­ме­рам на­зем­ные пря­мо­уголь­ные до­ма, как пра­ви­ло, с внутр. перего­род­ка­ми.

 Сим­во­лические объ­ек­ты фик­си­ру­ют су­ще­ст­во­ва­ние еди­но­го «ин­фор­ма­ци­он­но­го про­стран­ст­ва», в рам­ках ко­то­ро­го вы­де­ля­ют­ся отд. ре­гио­ны.

 Общ­но­сти, пред­став­лен­ные осн. па­мят­ни­ка­ми на тер­ри­то­рии Сев. (Му­рей­бит и др.), Центр. (Телль-Ас­вад и др.), Юж. (Ие­ри­хон и др.) Ле­ван­та, сло­жи­лись на ос­но­ве ме­ст­ных тра­ди­ций нату­фий­ской куль­ту­ры и Хи­ам­ско­го пе­рио­да. Так­же на ос­но­ве не­сколь­ких ме­ст­ных тра­ди­ций сфор­ми­ро­вал­ся ряд общ­но­стей в Сев. Ме­со­по­та­мии и вер­ховь­ях р. Тигр (Чай­о­ню, Хал­лан-Че­ми, Не­ва­лы-Чо­ри, Нем­рик, Телль-Абр, Маг­за­лия и др.).

Ок. 8000–7500 до н. э. эти тра­ди­ции в осн. пре­ры­ва­ют­ся, но их отд. чер­ты про­сле­же­ны в ма­те­риа­лах не­ко­то­рых по­се­ле­ний в Ме­со­по­та­мии, на тер­ри­то­рии Сев. Си­рии (Са­би-Абь­яд), в Ана­то­лии (Ча­тал-Хю­юк, Хад­жи­лар и др.).

На тер­ри­то­рии Ира­ка к это­му вре­ме­ни от­но­сит­ся Джар­мо. В ря­де ре­гио­нов про­сле­жи­ва­ют­ся па­де­ние уров­ня куль­тур­но­го раз­ви­тия, пе­ре­ры­вы в за­се­ле­нии по­сёл­ков и т. д., по­сле че­го по­сле­до­вал но­вый подъ­ём в пе­ри­од ке­ра­мического неолита. Его ре­зуль­та­том ста­ло фор­ми­ро­ва­ние яр­ких куль­тур Хас­су­на, Ха­лаф, Са­мар­ра и др., от­но­си­мых боль­шин­ст­вом спе­циа­ли­стов уже к эне­о­ли­ту. На этой ос­но­ве сфор­ми­ро­вал­ся один из древ­ней­ших оча­гов ци­ви­ли­за­ции (ме­со­по­там­ский) и ряд ци­ви­ли­за­ций Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рья.

Тер­ри­то­рия Ира­на, Сред­няя Азия, Кав­каз, Юж­ная Азия. К кру­гу куль­тур за­гросс­кой куль­тур­ной общ­но­сти, в осн. Ближ­не­го Вос­то­ка, от­но­сят и па­мят­ни­ки на тер­ри­то­рии Лу­ре­ста­на (Лури­ста­на; напр., Гу­ран и др.).

 В Юж. При­кас­пии не­оли­ти­за­ция про­сле­же­на по ма­те­риа­лам Га­ри-Ка­мар­банд и др. па­мят­ни­ков.

С пе­ре­дви­же­ния­ми ран­не­зем­ле­дельческих групп из За­гро­са, при уча­стии ме­зо­ли­тич. охот­ни­ков Южного При­кас­пия, свя­зы­ва­ют фор­ми­ро­ва­ние на ру­бе­же 7-го и 6-го тыс. до н. э. куль­ту­ры Джей­тун на тер­ри­то­рии Юж. Турк­мении и Сев.-Вост. Ира­на. В 5-м тыс. до н. э. в хо­де взаи­мо­дей­ст­вия этих тра­ди­ций и куль­ту­ры ти­па Анау IA скла­ды­ва­ет­ся эне­о­ли­тич. куль­ту­ра ти­па На­маз­га I.

Под влия­ни­ем взаи­мо­дей­ствия с бо­лее юж. куль­ту­ра­ми, но на ос­но­ве ме­ст­ных ме­зо­ли­тич. тра­ди­ций раз­ви­ва­лась кель­те­ми­нар­ская куль­ту­ра – не­оли­тич. общ­ность охот­ни­ков и ры­бо­ло­вов 6–3-го тыс. в ме­ж­ду­ре­чье Аму­да­рьи и Сыр­да­рьи, в ни­зовь­ях Сыр­да­рьи и Зе­рав­ша­на, на ле­вом бе­ре­гу Аму­да­рьи. Её кон­так­ты и влия­ние про­сле­жи­ва­ют­ся до Ура­ла. Ар­ха­ич. об­лик име­ла гис­сар­ская куль­ту­ра охот­ни­ков и ско­то­во­дов гор­ных рай­онов на тер­ри­то­рии Зап. Тад­жи­ки­ста­на (6–4-е тыс. до н. э.); в её ин­ду­ст­рии пре­об­ла­да­ли га­леч­ные ору­дия. На тер­ри­то­рии Ка­зах­ста­на, Фер­ган­ской до­ли­ны и час­ти При­кас­пия (Ус­тюрт) мно­го раз­ве­ян­ных стоя­нок, ма­те­риа­лы ко­то­рых от­но­сят к позд­не­му ме­зо­ли­ту или Н. На юге тер­ри­то­рии Ира­на древ­ней­шее зем­ле­де­лие, су­дя по ма­те­риа­лам Ба­ку­на и др., от­но­сит­ся к эне­о­ли­ту.

Па­мят­ни­ки ран­не­го неолита (5–4-е тыс. до н. э.) на тер­ри­то­рии час­ти Сев.-Вост. Поль­ши, Юго-Зап. Лит­вы, Зап. Бе­ло­рус­сии, час­ти Сев.-Зап. Ук­раи­ны вы­де­ля­ют в при­пят­ско-не­ман­скую куль­ту­ру, сфор­ми­ро­вав­шую­ся на ос­но­ве ме­ст­ных тра­ди­ций.

 

Общественное разделение труда

Дальше продвинулось межобщинное и межплеменное разделение труда. Это было подлинно общественное разделение труда, т. е. закрепление определенных занятий за определенными группами людей, не связанное с их половозрастным делением.

До конца XIX в. считали, что первым крупным общественным разделением руда было выделение пастушеских племен. Позднее выяснилось, что скотоводство не старше, но на стадии позднепервобытной общины действительно произошло первое крупное разделение труда – выделение племен с производящим хозяйством из общей массы других племен. Это способствовало развитию обмена между ранними земледельцами или земледельцами-скотоводами и охотниками-рыболовами, как низшими, так и высшими. Наряду с сырьевыми ресурсами и изделиями стали обмениваться скот и пищевые продукты.

Ранние земледельцы и земледельцы-скотоводы не только известны по археологическим находкам, но и широко представлены этнографическими аналогами в Юго-Восточной Азии, Африке, Океании, Северной и Южной Америке. Высшие охотники, рыболовы и собиратели, помимо того, до сравнительно недавнего времени имелись в Северной Сибири. Материал по ним огромен, и трудности характеристики стадии позднепервобытной общины состоят главным образом в том, чтобы отделить подлинную первобытность от явлений, возникших под воздействием соседних классовых обществ.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!