Священный гражданский порядок



Ранний русский консерватизм

Реакция от лица общества

Как уже отмечалось, консерватизм в качестве целостной идеологии возникает как реакция на Французскую революцию. И в этом плане русская ситуация, русский сюжет первых десятилетий XIX века принципиальной специфики не представляют. Они являются реакцией на события во Франции, на то, что дальше превращается уже в общеевропейский кризис, на ситуацию наполеоновских войн, на ситуацию общего потрясения политического порядка в Европе.

Однако применительно к России есть одна, пожалуй, наиболее любопытная черта. Это то, что в первое десятилетие XIX века консервативные настроения, распространенные в обществе, в дворянском обществе, оказываются не только реакцией на внешний вызов, но во многом и реакцией на правительственную политику, поскольку курс александровского правления 1800-х годов воспринимается, и во многом справедливо, как либеральный. То есть предметом полемики, оппонентом для русских консервативных идеологов во многом выступает существующая власть или, во всяком случае, многие из действий данной власти. Отсюда и направленность аргументации идеологов русского консерватизма. Это апелляция не столько к обществу, сколько от лица общества к власти, с тем, чтобы власть прислушалась, с тем, чтобы она изменила свою политику.

В чем здесь видится угроза, в чем здесь видится изменение? С одной стороны, это конституционалистские поползновения, конституционалистские мечты начала александровской эпохи. С другой стороны, официальная риторика, которая опирается на целый ряд из протолиберальных черт. Но наиболее важное здесь – это то, что правительственный курс александровской эпохи (и здесь нет ошибки – это не история про недопонимание, это история про действительное видение происходящего), так вот, правительственный курс александровской эпохи так или иначе, с теми или иными оговорками, компромиссами, лавированиями нацелен на осуществление двух ключевых мер.

Во-первых, это отмена крепостного права. А с другой стороны, это уменьшение власти дворянства за счет создания профессионального государственного аппарата, за счет создания бюрократии. Собственно, тот прежний режим российской империи, который опирается на дворянство как таковое, предполагает переход к профессиональной бюрократии, к автономизации государственного аппарата.

И то и другое в глазах русского дворянства является вполне очевидной угрозой. Вместе с тем никакой прямолинейности здесь не будет. И правительство, в свою очередь, будет точно так же время от времени, даже на протяжении этого небольшого периода с 1801-го по 1812-й, обращаться к тем или иным консервативным сюжетам.

С другой стороны, если мы говорим об александровском царствовании в целом, то склонность правительства принимать на себя консервативную идеологию как таковую будет достаточно ограничена. Здесь мы видим общую рамку, общий сюжет, который будет возникать постоянно, поскольку когда мы говорим об идеологии, то мы говорим о более или менее целостной, последовательной идеологической системе. А уже в силу одного этого идеология является не только ресурсом, не только возможностью, но и ограничителем для любой существующей власти. Это набор действий, набор опций, который имеется в ее распоряжении, и одновременно невозможность принятия других мер, которые выпадают из этой идеологической схемы, или затрудненность их.

Моральное республиканство Карамзина

Соответственно, если мы будем говорить о раннем русском консерватизме, то здесь наиболее разумно остановиться на трех персонажах, которые представляют три стороны, три варианта русского консерватизма этого времени: на фигурах Карамзина, Шишкова и Ростопчина. Начать имеет смысл с Николая Михайловича Карамзина. Напомню, что Карамзин принадлежит к новиковскому кругу, московскому новиковскому кругу. Это московское масонство 80-х годов XVIII века. Огромную роль в его формировании играет И.Г. Шварц, интеллектуальный лидер московского масонства, профессор Московского университета.

Ранние интересы Николая Михайловича Карамзина, до его заграничной поездки – это Германия, настроения «Бури и натиска». Из германских же интересов приходит его интерес к Шекспиру. Перед поездкой Карамзин осуществляет прозаический перевод одной из шекспировских трагедий, задумывает исполнить полное шекспировское собрание сочинение в русском переводе. Это не столько романтическая черта, сколько действительно отражение тех немецких вкусов, тех немецких интересов, которые связаны с эпохой 1760-80-х годов.

И вместе с тем уже в этом раннем периоде коренится источник многих будущих, последующих настроений Николая Михайловича Карамзина. На этом, пожалуй, есть смысл остановиться подробнее, поскольку отдельные эпизоды могут дать повод для смущения или для несколько запутывающих трактовок. Так, позволительно остановиться на проблематике республиканства у Карамзина. Позволю себе напомнить несколько известных цитат. Например, своему другу, другу всей жизни, в последующем министру юстиции Российской империи Дмитриеву Карамзин пишет: «По чувству я остаюсь республиканцем, но притом верным подданным русского царя». Своему шурину, князю Петру Андреевичу Вяземскому, он пишет: «Я в душе республиканец и таким умру».

На первый взгляд здесь представляется некое противоречие, или, во всяком случае, некая непоследовательность. Если воспользоваться характеристикой известного историка русской философии профессора В. Зеньковского, то это республиканство можно охарактеризовать как моральное. И в этом нет ничего парадоксального для того времени. Республика – это добродетель. Здесь мы можем опять же вспомнить прямую отсылку к взглядам Шарля-Луи Монтескьё, для которого каждое правление определяется своим принципом. И подобно тому, как для республики определяющим принципом является принцип добродетели, точно так же для монархии это принцип чести. Отсюда, например, вытекает целый ряд соображений о том, что республика не может быть большой, республика не может быть богатой.

Отсюда характерные дебаты второй половины XVIII века. Например, можно вспомнить американские дебаты о том, как совместить территориальный простор Северной Америки с республиканским принципом и возможна ли вообще республика в Америке. Отсюда – тот выход, который видится американским конституционалистам: это принцип федерализма, попытка совместить размер государственного образования с республиканским принципом.

Так вот, возвращаясь к суждениям Карамзина, в этом смысле мы увидим, что действительно здесь прямая последовательность идей. Еще раз напомню: «По чувству я остаюсь республиканцем, но притом верным подданным русского царя». Речь идет о том, что по своим моральным взглядам, по тому, кем ты стремишься быть, по своим внутренним устоям ты следуешь республиканским принципам. Но тот политический контекст, в котором ты находишься, делает саму по себе республику неосуществимой. Ты живешь как республиканец, и ты являешься верным подданным.

Достаточно полно и отчетливо подобный взгляд на Карамзина сформулировал Гоголь, когда писал: «Карамзин представляет, точно, явление необыкновенное. Вот о ком из наших писателей можно сказать, что он весь исполнил долг, ничего не зарыл в землю и на данные ему пять талантов истинно принес другие пять. Карамзин первый показал, что писатель может быть у нас независим и почтен всеми равно, как именитейший гражданин в государстве. Он первый возвестил торжественно, что писателя не может стеснить цензура, и если уж он исполнился чистейшим желанием блага в такой мере, что желанье это, занявши всю его душу, стало его плотью и пищей, тогда никакая цензура для него не строга, и ему везде просторно. Он это сказал и доказал. Никто, кроме Карамзина, не говорил так смело и благородно, не скрывая никаких своих мнений и мыслей, хотя они и не соответствовали во всем тогдашнему правительству, и слышишь невольно, что он один имел на то право»[1]. Собственно говоря, этим правом и является внутреннее моральное республиканство, жизнь в соответствии с этими нравственно-политическими принципами.

Священный гражданский порядок

Опять же позволю себе напомнить, что Карамзин входит в историю русской культуры целым рядом текстов. Естественно, сейчас мы в первую очередь помним «Историю государства Российского», но для своего времени огромное значение имели «Письма русского путешественника» – фактически первый полноценный развернутый взгляд русского на Европу.

И отсюда же его роль в литературе как обновителя языка, как того, кто создает литературное пространство, предназначенное для среднего слоя людей, для образованного общества, тот язык русской прозы, на котором возможно обсуждение не только чувств, не только эмоций, не только воззрений, но в том числе возможно и обсуждение политических идей и представлений. И как для целого ряда современников, для Карамзина принципиальным водоразделом выступает Французская революция. Разумеется, Французская революция в отдалении, Французская революция в тот момент, когда она начинает обнаруживаться, когда она начинает осмысляться.

Мы с большим трудом можем реконструировать отношение Карамзина к событиям во Франции в 1789-1792 годах. Более того, и его последующий взгляд на события во Франции достаточно сложен. Так, по воспоминаниям современников, Карамзин плакал, когда дошло известие о казни Робеспьера. Но тем не менее уже в начале XIX века, формулируя свою позицию, Карамзин пишет: «Революция объяснила идею. Мы увидели, что гражданский порядок священен даже в самых местных или случайных недостатках своих». Вот уже в одной этой фразе мы можем увидеть формулировку консервативного принципа Николая Михайловича. А именно – что гражданский порядок священен именно в случайностях, в местных чертах. Не только в них, но даже в них.

Оказывается, прошлое, традиция – это то, что обладает самостоятельной ценностью за счет самого факта своего существования. Более того, гражданский порядок – это некая сложная слитная система. И. соответственно, даже вроде бы святой гражданский пафос, пафос борьбы с недостатками, пафос борьбы с теми самыми случайными обстоятельствами оказывается далеко не всегда оправдан именно потому, что реальность гражданского порядка – это реальность взаимосвязи, борьба с тем, что вызывает неприятие, борьба с тем, что вызывает осуждение. И что важно отметить – совершенно справедливое осуждение и моральное негодование в своих последствиях способно привести к крушению всего порядка вещей.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!