Задание 3. Рассказ из скороговорок.



Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Екатеринбургский государственный театральный институт»

Кафедра сценической речи

 

Д и к ц и я

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Сценическая речь»

 

Исполнитель:

Пестова Александра Витальевна

студентка 3 курса (В.И. Марченко)

 

 

Преподаватель:

Москвина Вероника Александровна

доцент кафедры сценической речи,

заслуженный работник культуры России,

член СТД РФ

 

 

Екатеринбург, 2020

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава 1. Дикция – это....……………...………………………………………….4

Глава 2. Практические задания…………………………………………………5

Заключение………………………………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………………...11

 

 

Введение

 

В наше время заметно вырос интерес к театральному искусству. Люди действительно хотят быть ближе к чему-то прекрасному, к тому, чего зачастую так не хватает в жизни. И как отрадно видеть, когда молодое поколение жаждет посвятить всего себя этому направлению. Но недостаточно обыкновенного желания, нужно много трудиться и каждый раз доказывать, на что ты способен. Нужно помнить, что одним из главных предметов является сценическая речь, а конкретно – техника речи. Основная цель работы над техникой речи - достижение координации в работе всех отделов периферического речевого аппарата (артикуляционного, дыхательного, голосового).

Главным на начальном этапе является формирование техники речи. Это процесс постепенный, требующий полной и сознательной отдачи.

 

«Дикция — вежливость актера», — произнес когда-то знаменитый французский актер Коклен-старший. Это выражение можно отнести к любому человеку, для которого важен процесс общения без переспросов и недопониманий. Внятная, разборчивая речь — это вежливость любого говорящего по отношению к слушающему.

 

Глава 1. Дикция

 

Дикция (от лат. dictio - произношение) - четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего.

Четкая артикуляция звуков зависит от степени тренированности активных органов речи - губ, языка. Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечных тренировок - артикуляционной гимнастики.

Интересный факт: Выдающийся древнегреческий оратор Демосфен брал в рот камешки и так читал на память отрывки из произведений поэтов, чтобы сделать своё произношение четким.

Обратимся к артикуляционной гимнастике. Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку мышц речевого аппарата (языка, губ, щек, неба). Чем лучше у актера развита артикуляция, тем четче он будет говорить.

Артикуляция – это движение всех органов, участвующих в процессе произнесения звука (челюсти, язык и губы, альвеолы, твердое и мягкое небо).

 

Глава 2. Практические задания

 

Как известно, каждое занятие нужно начинать с артикуляционной разминки.

Поехали:

1. Со звуком «М» необходимо простучать кончиками пальцев лоб, нос, щеки, скулы и подбородок.

2.  Растереть указательными пальцами подбородок, носогубную складку, складки у крыльев носа и погладить ладонями шею.

3. Губы в «пятак» и начинаем им вращать губы влево 8 раз, затем вправо со звуком «М».

4. Вращаем языком с внешней стороны зубов с сомкнутыми губами влево 8раз, затем вправо со звуком «М».

5. Покусали, как следует, губы и натягиваем их на зубы, как лошадка.

6. Кусаем язык по всей его длине со звуком «Н».

7. Сгибаем язык за верхние зубы и за нижние зубы, прижимая то верхней челюстью, то нижней, чередуем.

8. Присосали язык к верхнему небу и оторвали, повторяем несколько раз.

9. «Копье, чашечка, лопатка». Высовываем язык, как острое копье, устремленное вперед, формируем из языка чашечку, затем бросаем язык вниз, как бы лопаткой (тянемся языком к подбородку); Озвучиваем каждое движение звуками «М» и «Э».

10.  Беремся пальцами за подбородок и стараемся аккуратно «оторвать» нижнюю челюсть. Тянем ее вниз. Разжимаем место, где смыкаются челюсти раскручивающими движениями пальцев.

11.  Не забываем между упражнениями сбрасывать напряжение с челюстей с выдохом, изображая «прр», как лошадь.

 

Задание 1. Дикционные сочетания с использованием теннисных мячей.

Данный тренинг называют «разогревочным», так как он направлен на тренировку мышц рта. Его необходимо проводить перед каждым выходом на площадку. Он позволяет размять мышцы рта так, чтобы вы смогли произносить слова более чётко и понятно. Используйте винную пробку, держа её передними зубами горизонтально во рту.

Задача: каждую из строк следует произносить вслух на одном дыхании, ставя ударение на первый слог. Первый раз строчку прочитаем медленно с пробкой, постепенно ускоряемся, затем без пробки с нормальной скоростью, и, наконец, с максимальной скоростью без пробки.

1. ПТКИ, ПТКЭ, ПТКА, ПТКО, ПТКУ, ПТКЫ

2. ПКТИ, ПКТЭ, ПКТА, ПКТО, ПКТУ, ПКТЫ

3. БДГИ, БДГЭ, БДГА, БДГО, БДГУ, БДГЫ

4. БГДИ, БГДЭ, БГДА, БГДО, БГДУ, БГДЫ

5. ЛРИРЛИ, ЛРЭРЛЭ, ЛРАРЛА, ЛРОРЛО, ЛРУРЛУ, ЛРЫРЛЫ

6. РЛИЛРИ, РЛЭЛРЭ, РЛАЛРА, РЛОЛРО, РЛУЛРУ, РЛЫЛРЫ

7. БИППИВИНИПИФИ, БЭППЭВЭНЭПЭФЭ, БАППАВАНАПАФА, БОППОВОНОПОФО, БУППУВУНУПУФУ, БЫППЫВЫНЫПЫФЫ

8. КЬВИБЬВИ, КЬВЕБЬВЕ, КВЯБЬВЯ, КВЁБЬВЁ, КВЮБЬВЮ, КВИБЬВИ

9. ТРИРИРИРИРИРРЬ, ТРЕРЕРЕРЕРЕРРЬ, ТРЯРЯРЯРЯРЯРРЬ, ТРЁРЁРЁРЁРЁРРЬ, ТРЮРЮРЮРЮРЮРРЬ, ТРИРИРИРИРИРРЬ

10. ЗЖДРИСШТРИ, ЗЖДРЭСШТРЭ, ЗЖДРАСШТРА, ЗЖДРОСШТРО, ЗЖДРУСШТРУ, ЗЖДРЫСШТРЫ

После произнесения звукоряда нужно взять в руки теннисный мяч и, проговаривая одно из звукосочетаний придумать набор движений с этим мячом. Важно: НЕ забалтывать сочетания, акцентируя внимание только на мяче. Необходимо четко проговаривать каждый слог. На каждый слог одно движение с мячом. Таким образом, мы развиваем не только дикцию и артикуляцию, но и координацию.

Задание 2. «Научи танцевать»

    С этого момента мы находим себе партнера, составляем набор звукосочетаний и накладываем их на различные движения. Движение помогает звуку быть направленным по отношению к партнеру и зрителю.

Задача: рассказать за счет набора движений и звукосочетаний вашу историю, четко проговаривать все сочетания. Актер должен выглядеть красиво на площадке, должен быть пластичным и уметь заинтересовать зрителя, вовлечь его в свою игру. Кроме того, нельзя забывать о дыхании, постепенно ускоряя темпоритм всей истории.

Я стояла в паре с Алексеем Стахеевым. Наша история была о том, как Леша учит меня танцевать. Мы использовали следующие сочетания:

 

БИППИФИНИПИФИ

ВИНИПИФИБИППИ

БДИ ПТИ ПТЭ ПТА ПТО ПТУ ПТЫ

ВДИ ПТИ ПТЭ ПТА ПТО ПТУ ПТЫ

ГДИ ПТИ ПТЭ ПТА ПТО ПТУ ПТЫ

ДДИ ПТИ ПТЭ ПТА ПТО ПТУ ПТЫ

ЖДИ ПТИ ПТЭ ПТА ПТО ПТУ ПТЫ

МДИ ПТИ ПТЭ ПТА ПТО ПТУ ПТЫ

БИППИ БЭППЭ БАППА БОППО БУППУ БЫППЫ

ЛИЛЛИ ЛЭЛЛЭ ЛАЛЛА ЛОЛЛО ЛУЛЛУ ЛЫЛЛЫ

 

Задание 3. Рассказ из скороговорок.

Актер должен уметь скороговорить, да скоровыговаривать. Необходимо в каждую скороговорку вкладывать смысл и засчет актерской игры умело преподнести ее зрителю.

Можно начать с небольших по объему скороговорок:

· Ткет ткач ткани на платки Тане.

· Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет

· Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла

· Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком

·  Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела, губа была тупа

· У осы не усы, не усищи, а усики.

За счет четкой задачи необходимо обыграть скороговорки, а затем преобразовать их в рассказ из скороговорок. Вот, что в результате этого задания получилось у меня:

От топота копыт пыль по полю летит. Едет баба из города, везет вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришел Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги Пото играли в лото. Но мы то, знаем, кто переносит вести, тому бы на день плетей по двести. А в это время, на другом конце город два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Варю, про Ларину жену. Спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики; что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпоковать, перевыколпоковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. О пустяках спорить – дело упустить.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 297; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!