Раздел 3. Сравнительный анализ теории Карла Маркса с Вернером Зомбартом



Если мы находили достаточно много общего в трактовках Вернера Зомбарта и Макса Вебера, то с Карлом Марксом куда больше разницы. И это удивительно, учитывая то, что исторически В. Зомбарт причислялся к последователям К. Маркса. Хоть оба и склонялись к социалистическому укладу жизни и однобоко рассматривали капитализм, они, тем не менее, давали капитализму различное объяснение его происхождения.

Стоит начать с того, что для В. Зомбарта исток капитализма, как и для М. Вебера, находится прежде всего в идеях. Карл Маркс же ставил экономику выше культурных особенностей и человеческого фактора[15]. Поэтому у К. Маркса в его теории никак не могло зародиться мотивации к предпринимательской деятельности. По Марксу капитализм является очередной формацией которая взошла на свое правление вместо феодализма. Основная форма же отношений, по К. Марксу – пролетарии, которых эксплуатируют и принуждают к труду и буржуа, которые, собственно, и эксплуатируют пролетариат. К. Маркс не рассматривал иные формы капитализма, он, в отличие от М. Вебера, не анализировал итальянские полисы и специфику азиатских государств в которых долгое время не было нечто похожего на европейский капитализм. Вернее, капитализма по К. Марксу тогда вовсе не существовал. То, что, к примеру, М. Вебер мог назвать авантюрным капитализмом, для К. Маркса это было лишь товарным производством. В качестве альтернативы у К. Маркса существует понятие «формации».  Поэтому в своих работах К. Маркс рассматривает конкретный класс – буржуа, которые появились при отмирании феодального строя.

Капиталистическое общество характеризуется двумя видами противоречий. Первый – противоречие между буржуа и пролетариатом. Согласно его учению – буржуа создает более мощные средства производства. При этом растет все большее количество производимых товаров. Однако, как утверждает К. Маркс, отношения распределения от этого не видоизменяются. В итоге при каких бы мощностях буржуа не производил бы товары, для большинства так или иначе будет уделом нищета. Второе противоречие вытекает из первого – большое количество бедного населения создает в обществе социальную напряженность. Пролетариат (т.е. большинство) стремиться взять власть. Как утверждает Карл Маркс, раньше революции совершались меньшинством ради меньшинства. Согласно его мыслям, революцию в капитализме сделает большинство[16].

Сам В. Зомбарт не соглашается с Марксом, который видел в торгашестве светскую религию еврейства. По мнению В. Зомбарта у евреев есть три уникальные черты их психологии, который позволяют им называться «капиталистическим человеком», такие как «преобладание воли, эгоизм и абстрактный склад их ума». У В. Зомбарта, культурные особенности народа, играли главенствующую роль для старта капитализма[17].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вернер Зомбарт сделал огромный вклад в развитии капиталистический идей. К сожалению, из-за его неоднозначных политический и личностных взглядов его труды были незаслуженно забыты и проигнорированы социологами. Сейчас, в настоящее время к его трудам снова отсылаются и анализируют его исследования. И хотя на данный момент его работы, в силу его политической ориентации и субъективности, критикуются, нельзя не отметить и важные моменты в его теории. Его кредо «капитализма нет, если нет капиталистического духа» как минимум оказало влияние можно на работы того же Макса Вебера, который в ходе полемике с В. Зомбартом разрабатывал свою собственную теорию[18].

Согласно теории В. Зомбарта, на переднем плане «капиталистического духа» выступает

«стремления к бесконечности, воли к власти, предприимчивости» которая вырвалась из людей, что находились долгое время в традиционных отношениях. Такие добродетели как «трудолюбие, умеренность, верность договору» совместно с вышеперечисленными качествами и образовывали то настроение, которое создавало капитализм. Возводя истоки предпринимательства к стремлению «завоевания себе мира», наслаждению «полнотой жизни», Зомбарт указывал, что «в сфере материальных стремлений завоевание равнозначно увеличению денежной суммы. Стремление к бесконечному, стремление к власти нигде не находит для себя столь подходящего поля деятельности, как в охоте за деньгами, этом совершенно абстрактном символе ценности, который все в большей и большей степени становится символом власти... Стремление к власти и стремление к наживе переходят одно в другое: капиталистический предприниматель стремится к власти, чтобы приобретать, и приобретает, чтобы добиться власти»[19].

Один из российских исследователей изложил следующее по поводу важности концепции Вернера Зомбарта: «Обращение к концепциям и теориям Зомбарта учит, что в развитии капитализма победу не приобретают немедленно и только на «полях сражений» (экономических, политических, военных и др.). Кроме того, то, как в раннекапиталистическую эпоху выглядело первоначальное накопление капитала, было исторически неизбежно. Но на рубеже XX – XXI вв. оно выглядит как нонсенс и преступление против народа. Процесс перехода из одной цивилизации в другую длителен. Формирование и интеграция «новых людей» в капиталистическое хозяйство осуществляется не только с помощью экономических и административных (политических) функций, но и тесной их связью с образованием, культурой и религией: там, где нет соответствующего хозяйственного духа, нет и адекватной экономической системы. История показывает, что реформы, проводимые умеренными темпами и в интересах, прежде всего, «среднего человека», имеют более надежный шанс на успех, чем поспешное и сеющее социальные распри ускоренное реформаторство. В отличие от пессимизма Зомбарта, такой подход может вселить в нас надежду, что все же найдутся мудрость и силы для того, чтобы присоединиться к движению прогрессирующего глобального постиндустриального порядка»[20].

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баньковская, С.П., Камнев, В.М., Мельников, А.П., Филиппов, А.Ф. Вернер Зомбарт / С. П. Баньковская, В. М. Камнев, А. П. Мельников, А. Ф. Филиппов // СПБ: Издательство «Владимир Даль», 2005. – 634 с. 

2. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. // М.: Издательский дом Прогресс, 1990. – 410 c

3. Зомбарт, В. Буржуа / В. Зомбарт // М.: Издательство Наука, 1994. – 467 с.

4. Зомбарт, В. Евреи и хозяйственная жизнь / В. Зомбарт. // М.: Издательство Наука, 2003. – 282 с.

5. Капитонов, Э.А. Социология экономических систем В. Зомбарта и современность / Э. А. Капитонов // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2001. – N1. – C. 50-112.

6. Тимченко, А.С. Предпосылки формирования капиталистических отношений в России и Китае в XIX – начале XX в., в контексте пассионарной теории этногенеза / А. С. Тимченко // Алтайский государственный университет. – 2013. – N7. – С. 238-240.

7. Ткаченко, И.Н. На пути к «сознательному» капитализму: от Маркса до современности / И. Н. Ткаченко // Уральский государственный экономический университет. – 2018. – N3. – С. 712-740.

8. Ткаченко, И.Н. На пути к «сознательному» капитализму: от Маркса до современности / И. Н. Ткаченко // Уральский государственный экономический университет. – 2018. – N3. – С. 725-739.

9. Фетисова, Т.А. Роскошь – символ неравенства / Т. А. Фетисова // Журнал Вестник Культурологии. – 2018. – N19. – С. 150-190.


[1] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М.: Издательский дом Прогресс. 1990. 312 с.

[2] Баньковская С. П., Камнев В. М., Мельников А. П., Филиппов А. Ф. Вернер Зомбарт // СПБ: Издательство «Владимир Даль». 2005. 634 с.

[3] Ткаченко И. Н. На пути к «сознательному» капитализму: от Маркса до современности // Уральский государственный экономический университет. 2018. N3. С. 725-739

[4] Баньковская С. П., Камнев В. М., Мельников А. П., Филиппов А. Ф. Вернер Зомбарт. // СПБ: Издательство «Владимир Даль». 2005. C. 287.

[5] Тимченко А. С. Предпосылки формирования капиталистических отношений в России и Китае в XIX – начале XX в., в контексте пассионарной теории этногенеза // Алтайский государственный университет. 2013. N7. С. 238

[6] Зомбарт В. Буржуа М.: Издательство Наука, 1994. 356-378 с.

[7] Зомбарт В. Евреи и хозяйственная жизнь М.: Издательство Наука, 2003. 84-102 с.

[8]  Там же. С. 121.

[9] Фетисова Т. А. Роскошь – символ неравенства // Журнал Вестник Культурологии. 2018. N19. С. 169-178.

[10] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М.: Издательский дом Прогресс. 1990. С. 58.

[11] Там же. С. 115-130.

[12] Там же. С. 112-130.

[13] Баньковская С. П., Камнев В. М., Мельников А. П., Филиппов А. Ф. Вернер Зомбарт // СПБ: Издательство «Владимир Даль», 2005. C. 11-15.

[14] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М.: Издательский дом Прогресс. 1990. С. 127.

 

[15] Ткаченко И. Н. На пути к «сознательному» капитализму: от Маркса до современности // Уральский государственный экономический университет. 2018. N3. С. 728

 

[16] Там же. С. 733.

[17] Зомбарт В. Буржуа // М.: Издательство Наука. 1994. 250-278 с.

[18] Зомбарт В. Евреи и хозяйственная жизнь // М.: Издательство Наука. 2003. 134-140 с.

[19] Там же. С. 122.

[20] Капитонов Э. А. Социология экономических систем В. Зомбарта и современность // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. N1. C. 86-88.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!