СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЕРБЕРОВ



Туареги являются одним из самых известных кочевых берберских народов, живущие внутри Сахары в Северной Африке. Общество туарегов издавна делилось на сословия, включавшие как отдельных лиц, так и целые племена.

Социальная стратификация совпадала с расовой: на высшей ступени были европеоидные ливо-берберы (воины-аристократы); на следующих – группы и племена эфиопиоидного и негроидного происхождения.

Сохраняются родо-племенные институты. Центром племенной группы служит укреплённое селение касба, тигремт или дшар. Во главе племенного объединения стоит вождь. Вопросы хозяйственной жизни и внешних сношений решает выборный совет старейшин. Сохраняется общинное землепользование, распространены межклановые союзы, сотрудничество, например, в выпасе скота.

Традиционно общество туарегов имело четкую иерархию, и подразделяется на аристократию с правителями и вассалов. Каждое племя состоит из нескольких семей, и его возглавляет вождь. Несколько племен вместе образуют группы племен или конфедерации, во главе которых стоит правитель или король – Аменокаль. До сих пор общество туарегов разделено на касты: аристократия, блюстители религии, вассалы, рабы и кузнецы.

Работа разделена согласно социальному классу, т.е. касте. Король управляет аристократией, воины – аристократы организовывают защиту группы, охрану домашнего скота и контролируют торговлю каравана. Имгады или вассалы представляют собой второй класс туарегского общества, они являются свободными вассалами – пастухами и воинами, которые ухаживают за большей частью домашнего скота в племени. Рабы или икланы, как считается, происходит из порабощенной аристократии других племен или народов, поэтому они стоят выше низших слоев туарегского общества. Воины традиционно с презрением относились к другим видам труда и гордились своим положением воина и своими военными навыками.

После окончания колониального периода и голодных годов в 1970-1980-ых годах кастовая система берберов в значительной мере утратила свою важность, поскольку аристократии пришлось отказаться от кастовых различий и начать работать, что ранее было почти невозможным. Хотя кастовая система и в частности каста рабов полностью не исчезла и существует до сих пор среди туарегов.

Даже в африканских наследственных и более централизованных монархиях есть различные общественные институты, которые успешно предотвращают злоупотребления властью, и частенько говорят: «короля должно съесть», то есть что любым накопленным им богатством может распорядиться народ. В случае голода король обязан открыть двери своих амбаров, наполненных данью подданных, а если король не выполнит этого обязательства или вообще злоупотребит своим положением и властью, его могут отстранить и заменить соответствующим родичем.

Характерной особенностью берберского общества было и остается наличие наряду с преобладающими патриархальными отношениями сильных пережитков материнско-родовой организации. Положение женщин у них намного выше, чем у других мусульманских народов. В кочевых племенах женщины входят в советы старейшин, которые руководят всей жизнью группы. В кастовой системе организации туарегского общества женщине уделено особое место, ибо мать короля в иерархической лестнице находится между королем и собранием племенных правителей. Король не может единолично принять решение, ему необходимо одобрение собрания, и именно его мать может наложить вето на любое решение собрания или короля, тем самым, подтверждая свой статус и роль в обществе.

Женщины – хранители древней письменности тифинаг, передавая ее от матери к дочери; мужчины ее не знают. Дети считаются принадлежащими к роду матери, и вдова вместе с детьми возвращается в свой род. До сих пор туареги ведут свою родословную по матери. Женщина выбирает себе мужа, а не наоборот, и мужчина в отличие от других исламских обществ, имеет только одну жену. У туарегов совершенно отсутствует разрешенное исламом многоженство. У мужа могут быть наложницы, но пускать их в семейный шатер запрещено.

Традиционно мужчины достигают совершеннолетия в туарегском обществе в 18-ти летнем возрасте. На день рождения юноше семья преподносит традиционный белый или голубой платок «лисам», надев который он считается уже взрослым, и не может больше появляться на людях без него.

Женщины являются владелицами земель, семейных ценностей и только у них есть право на развод. Дом называется согласно хозяйки дома – его хранительниц и главы. Согласно семейного кодекса туарегов при разводе переезжает муж, оставляет там жену и детей. Мужчина повышает свой статус при женитьбе на даме из более высокого социального звена. Женщина сама выбирает своего спутника жизни. Мужчины должны содержать семью, причем не имея семейной недвижимости и прочих владений. Женщины-берберки не выходят замуж до 30 лет. Здесь это считается дурным тоном соблюдать верность мужу. Этот обычай одобряется всеми. Однако представительнице туарегов разрешается жить и «любить» мужчин только своего племени и одного и того социального положения. Если эти два правила нарушены, женщина обречена на позор.

Мужчины следуют строгому кодексу чести людей пустыни. Они предпочитают ножи и сабли современным видам оружия. Туареги одни из немногих африканцев, которые имеют свою письменность (у большинства язык племени существует только в устном варианте). Поэтов и романтиков всегда было много среди них. Даже после замужества женщина может дружить как с мужчинами, так и с женщинами, что не характерно для большинства африканских мусульманских племён. «Мужчина и женщина созданы друг для друга для услаждения сердца и глаз, а не только для постельных утех» - гласит пословица Туарегов.

 

 

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Из берберских этносов наибольший интерес для этнологов представляют, пожалуй, туареги. Искусство туарегов выражено в виде разного рода драгоценностей, изделий из кожи и металла, в частности, художественном оформлении седел и создании тончайших мечей и ножей. Туареги известны своими ювелирными украшениями из золота и серебра, в частности, стоит отметить традиционное ожерелье «Таказа» и сережки «Тизабетен», которые известны за пределами общества туарегов своей изящностью и тонкостью работы.

Огромное влияние на культуру берберов, несомненно, оказывал и оказывает Ислам. Для мусульман это стиль жизни, который находит свое отражение во всем, что делает мусульманин, в том числе и в его художественном творчестве. Среди берберов широко распространены элементы "народного ислама" — культ святых, религиозные и религиозно-цеховые объединения-братства, нередко восходящие к суфийским орденам — тарикатам. Широко распространены народная медицина, магия, различные формы фольклора.

До принятия берберами Ислама, эти народы были преимущественно христианами, а еще ранее анимистами, и обожествляли природные явления и животных. В настоящее время берберы главным образом официально являются мусульманами – суннитами, и только мозатиты, живущие в Сахарской долине, являются ибадитами (своего рода течение в Исламе, которое отличается и от суннизма, и от шиизма).

Скалы и горы считались святыми многими народами древнего мира, и берберы не были исключением. Еще Святой Августин упоминал, что берберы поклонялись камням и скалам. Считается, что берберы сохраняли эти верования вплоть до прихода Ислама в регион, и возможно эта культура Мегалита была часть их культа мертвых. Подтверждением этому утверждению являются некоторые конструкции периода Мегалита, которые были найдены в северо-западной Африке. Самым известным памятником является Мсура (Мзора), который представляет собой круг мегалитов (самый высокий имеет высоту 5 метров), окружающих тумулус.

До сих пор многие берберы сохранили древние традиции, связанные с культом луны. В берберской мифологии божество Луны называлось Айюр. Еще Геродот упоминал, что берберы поклонялись божествам Солнца и Луны, сохранились многочисленные надписи, посвященные божествам Солнца и Луны. Помимо Солнца и Луны древние берберы поклонялись горам, скалам, пещерам и рекам. Из-за того, что берберы и древние египтяне в течение тысячелетий были соседями, их верования оказали влияние друг на друга. Например, восточные племена бербер поклонялись Исиде и Сету. В тоже время египетское божество Нейт имело берберское происхождение.

Следы языческих культов особенно четко можно увидеть в ковроткачестве. Языческие предрассудки, анимизм, уважение к магии все еще сильно среди берберов, хотя они и исповедуют ислам. Берберские женщины, умеющие делать ковры, пользуются большим уважением. За такую невесту всегда запрашивают более высокую цену. Среди часто используемых символов можно увидеть руку Фатимы, дочери пророка, которая защищает от злых духов и сглаза, восьмиконечную звезду, символизирующую плодородие. Это же значение имеют вытканные змеи, ящерицы и скорпионы. Верблюды пророчат богатую невесту богатую невесту. Кресты ослабляют, а затем рассеивают дьявольскую энергию. Рассеивается она в шести направлениях берберской вселенной: на восток, запад, север, юг, вверх и вниз. Каждое племя использует свой собственный набор символов.

Берберы богаты и духовной культурой, особенно фольклором. Так, с 1960 года в Марракеше в развалинах дворца эль-Бадии ежегодно в июне или осенью проводится двухнедельный Фестиваль народных искусств. Это самое грандиозное фольклорное представление страны, во время которого проходит огромное количество самых разнообразных представлений и мероприятий фольклорных трупп со всех концов Марокко.

"Муссем" - традиционные религиозные церемонии местного значения, проходящие в определенные дни и посвященные определенным событиям. В "муссем" обычно проводятся многочисленные паломничества и фольклорные мероприятия - джигитовки, ярмарки, танцевальные представления и племенные обряды.

У берберов очень сильно развиты колдовство и шаманизм. Для них эти вещи являются нормальным явлением, на самом обычном рынке можно без проблем прикупить все необходимые снадобья для проведения колдовских ритуалов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Андрианов Б.В. Неоседлое население мира: историко-этнографическое исследование. - М., 1985.

2.Асоян Б.Р. Всё еще удивительная Африка. М., 1987.

3.Дэвидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры. М., 1975.

4.Дьяков Н.Н. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000.

5. Народы мира: Этнографические очерки. Народы Африки. М., 1954.

6. Чураков М. В. Берберы и арабы в этнич. истории Алжира, "СЭ", 1955

7.Этнология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е.В. Мыськовой, Н.Л. Мехедова, В.В. Пименова. М., 2005.

 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!