ХОЗЯЙСТВО И МАТЕИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БЕРБЕРОВ



Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»


Филологический факультет

Кафедра истории России

                                       

ДОКЛАД

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭТНОЛОГИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

«НАРОДЫ АФРИКИ: БЕРБЕРЫ»

Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

Профили подготовки: Русский язык и история

Форма обучения: очная  

                                                                 

 

         

  Выполнил обучающийся: Бикитеева Регина Марселевна 5 курс, группа ОБ-РИ-41
  Руководитель: Евгеньев А.А.
  ____________ ________   (оценка)                       (подпись)
   

 

 

Оренбург, 2020

СОДЕРЖАНИЕ


1.ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ………………..……..….2. 2.ХОЗЯЙСТВО И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ………………...….3. 3.СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ…4. 4.ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА…………………………………………...…………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..………………………………………………….. 18

 

ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ БЕРБЕРОВ

История берберов насчитывает, по разным источникам, от 3 до 11 тыс. лет. По некоторым сведениям, именно берберы создали в Северной Африке цивилизацию, наследниками которой явились древние египтяне, и культура берберов дала начало всей магрибской культуре. В любом случае, к моменту прихода сюда арабов в VII—VIII вв. берберы были безраздельными хозяевами всей территории Северной Африки, пережив финикийскую и древнеримскую цивилизации, следы которых сохранились на территории стран Магриба до настоящего времени.

С конца IV тысячелетия до н.э. о них то и дело сообщают древнеегипетские надписи. В I веке до н.э. Юлий Цезарь упоминает их в своих «Записках о гражданской войне». В XIV веке арабский историк Ибн Хальдун посвящает им много страниц в своем сочинении «Китаб аль-Ибар» («Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живущих с ними на Земле»). В 1925 году в статье «Европейские цивилизаторы и Марокко» мужественной борьбой с испанскими и французскими колониальными войсками двенадцати берберских племен, создавших свое государство – Республику Риф, восхищается Михаил Фрунзе, советский нарком по военным и морским делам.

Название «берберы» – экзоэтноним, то есть наименование народа (или народов), даваемое «со стороны», другими народами; появилось оно в первые века нашей эры у римлян, широко распространилось после арабского завоевания Магриба. Скорее всего, этот этноним восходит к греческому barbaroi – «варвары»: так греки (а позднее и римляне) называли народы, говорившие на непонятных им языках и чуждые им по своей культуре. В течение веков термин «прижился» и в Африке, и в Европе, включая и научную литературу.

Среди многочисленных берберских народов можно выделить основные:

· Амацирги проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (Риф, от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла.

· Народ шиллу в южном Марокко, занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана.

· Кабилы — народ в Алжире (из кабилов наиболее известен футболист Зинедин Зидан). Шауйя — народ в Алжире.

Берберы Сахары, населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: народность бени-мезаб, или мозабиты, берберы, населяющие Хадам, Сокну, Аудшилу, Сиву, народность туарегов.

В антропологическом отношении берберские этносы принадлежат к индосредиземноморской расе большой европеоидной расы. Южные группы (в частности, туареги) в немалой мере смешаны с соседними негроидными народами. Однако при всех локальных вариантах берберы – типичные южные европеоиды – смуглые, темноглазые, черноволосые.

Берберские (ливийские) племена наряду с протосемитскими и кушитскими участвовали в этногенезе древнеегипетского народа, который сформировался на берегах Нила к IV тысячелетию до н.э. С рубежа IV–III тысячелетий до н.э. египтяне называют все племена, живущие к западу от их страны, общим именем техену, позднее ребу или лебу (либу). Этот последний этноним греки стали активно использовать для называния народов, живущих «за Египтом» (ливийцы), и их страны (Ливия).

Упоминания о военных походах против ливийцев ради захвата рабов, скота, получения дани довольно часты в истории Древнего Египта. Ливийцы, в свою очередь, то и дело нападали на своего могущественного соседа. В I тысячелетии до н.э. ливийские военачальники на египетской службе неоднократно достигали вершины власти, становясь фараонами (XXII, XXIII, XXVI ливийские династии).

После падения Карфагена (146 г. до н.э.) земли ливийцев попали под власть Рима, стали его провинциями. Население было обложено данью, многие стали рабами. На рубеже новой эры в римских источниках постепенно исчезают упоминания о ливийцах; все коренное население Северной Африки стали называть маврами, позднее – берберами.

Ливийцы-берберы не мирились с римским владычеством. В IV веке Северную Африку охватило всеобщее восстание ливийских племен и рабов, в котором участвовали сотни тысяч воинов. В V веке с властью Рима в Африке было покончено. Новые завоеватели, как и пришедшие им на смену в VI веке византийцы, базируясь преимущественно в прибрежных городах, никак не повлияли на этнический состав и культуру ливо-берберов.

В VII–VIII веках вся Северная Африка была завоевана арабами и вошла в состав Арабского халифата. Началась арабизация и исламизация местного населения. Арабский язык стал официальным (с 706 года), а ислам – государственной религией. Арабы столкнулись в Магрибе с сильным сопротивлением берберов. В 683 году арабские войска были разбиты берберо-византийскими силами; через два года берберы нанесли пришельцам новое крупное поражение. Лишь в самом конце VII века арабы сломили сопротивление берберских племен, многие вожди которых вынуждены были принять ислам. В VIII веке берберские племенные ополчения вместе с арабами участвовали в завоевании Испании, сыграв в этом процессе едва ли не решающую роль.

В первые века после арабского завоевания Северной Африки этнический состав ее населения изменился очень незначительно: арабов было слишком мало по отношению к коренному населению. В XI веке сюда переселились с Аравийского полуострова крупные арабские племена хиляль и сулейм, что привело к преобладанию арабов в некоторых областях (центральная часть Марокко, южный Алжир). Но и после этого в целом по региону арабы составляли, по оценке историков-демографов, не более 2% от всего населения.

Однако арабы, занимая доминирующие позиции в государстве, частично сохранившись «этнически чистыми», частично «растворившись» в берберском населении, арабизировали значительную его часть, навязав ему свой язык, культуру, религию. Процесс этот был долгий – многовековой.

В 1050–1146 годах в Северной Африке правила берберская династия Альморавидов, которая стояла во главе феодального государства, возникшего в ходе религиозно-политического движения бербероязычных племен Западной Сахары. Под контролем Альморавидов оказалась огромная территория – от Сенегала и верховьев Нигера до Марокко и Западного Алжира. К 1090 году они подчинили себе мусульманскую Испанию.

Альморавиды были свергнуты движением Альмохадов; эта берберская династия правила в Северной Африке до 70-х годов XIII века. В процессе распада государства Альмохадов (в ходе нового восстания берберских племен) возникли три государства, территориально в основном совпадающие с современными Марокко (Маринидское государство), Алжиром (Зайянидское государство) и Тунисом (Хафсидское государство).

Они просуществовали до XVI века, когда большая часть Магриба попала под власть Османской империи. При этом значительная часть территории (горные и степные районы кочевого скотоводства) почти всегда оставалась «областью мятежа»: жившие здесь берберские племена отказывались платить дань любым внешним правителям, подчиняясь только своим традиционным вождям.

К началу XVI века более 80% населения Марокко и не менее половины населения Алжира еще говорили на берберских языках. Но постепенно все больше берберов становились магрибскими арабами. Смена языка, исламизация вели к смене этнокультурной идентичности. Они давно уже говорят по-арабски, одеваются по-арабски, являются правоверными мусульманами, ведут себя как арабы и считают себя – с полным правом – таковыми. Сегодня невозможно отличить арабизированных берберов от потомков пришельцев-арабов. Но исторически и генетически подавляющее большинство населения стран Магриба – это потомки древних ливо-берберов, исконных насельников региона.

 

ХОЗЯЙСТВО И МАТЕИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БЕРБЕРОВ

Главная особенность хозяйства неоседлого населения Африки заключается в экстенсивном использовании природных ресурсов пустыни, что вместе с кочевым и полукочевым образом жизни способствует в определенных политических условиях сохранению архаических форм социальной организации.

В Африке сохранились многие древние хозяйственно-культурные типы, которые принято объединять в несколько групп. Берберы-кочевники по классификации Андрианова Б.В. относятся к пастбищно-животноводческому типу сельского хозяйства, основанного на ручном труде).

Берберы составляют основное население оазисов Алжирской Сахары, Ливии, оазиса Сива в Египте. К числу берберов относятся также туареги. Берберы туареги - классические кочевники Центральной Сахары. По характеру своих хозяйственных скотоводческих миграций они относятся к «малым» кочевникам. Стада перемещаются на протяжении всего года. Длительные миграции у туарегов Центральной Сахары отсутствуют, и даже короткие перекочевки нерегулярны. Основная часть передвижений ограничена небольшой территорией, закрепленной традицией за определенным родовым подразделением. В каждой небольшой долине сухого сая (уэда) обычно размещается до десятка шатров. Кроме коз, дающих большую часть средств к жизни туареги разводят верблюдов, но преимущественно для транспорта и обычно выпасают их отдельно от основного стада. Диапазон кочевнических миграций в пределах пустынных нагорий и возвышенностей не превышает 30-50 км в год. Верблюд был главной причиной того, что туареги стали кочевниками, потому что владелец верблюда не может оставаться на месте: ему нужно, исходя из времени года и количества осадков, искать пастбища, пригодных для его скота. Стада состоят преимущественно из вьючных верблюдов, но существуют также беговые верблюды, составляющие особую породу, называемую мегари (по-берберски архелом), которая отличается необычайной быстротой хода, изумительной выносливостью и умеренностью в пище.

Туареги обычно передвигаются со стадами с одного пастбища на другое, используя при этом все три вертикальные природные зоны пустынных возвышенностей Южной Сахары. Так в самой высокой зоне Атакор размешены лучшие пастбища позднего лета и осени; обилие влаги и трав привлекает сюда кочевников в это время. В зоне, расположенной ниже, хорошо растут акации и кустарники, которые зеленеют позже. По склонам возвышенностей широко разбросаны шатры берберов туарегов. Их сезонные стойбища относительно редко меняют свои традиционное место. Женщины и дети остаются на стойбище со стадами коз, а мужчины перегоняют верблюдов на юг и попутно меняют мясо и шкуры на зерно. В недалеком прошлом кочевники играли большую роль в дальних торговых караванных связях, совершая путешествия на тысячи километров. Однако в последние годы торговля солью, зерном и другими товарами сильно сократилась. Но и теперь еще небольшие караваны по нескольку десятков верблюдов возят соль из Билмы, где её добывают, в Агадес и дальше на юг.

Страны Магриба - Марокко, Алжир и Тунис - составляют западную часть Северной Африки; восточную часть Северной Африки занимает Египет. Между ними находится Ливия. С запада страны Магриба омывает Атлантический океан, с севера и востока - Средиземное море.

В степях внутренней части Магриба живут скотоводы, для которых земледелие играет вспомогательную и местами совсем незначительную роль. В области солончаковых озёр (шоттов) земледелие невозможно. Здесь на просторах, пасут свои стада кочевники. Население стран Магриба разводит главным образом мелкий рогатый скот - овец и коз. В качестве рабочего скота используют лошадей, мулов, ослов и верблюдов. Во внутренних степных и пустынных районах скотоводы ведут кочевой или полукочевой образ жизни, перегоняя скот в сухое время в предгорьях Атласа и возвращаясь с ним зимой на свои пастбища. Ежегодно берберы-кочевники разбивают свои шатры близ городов. Здесь они продают шерсть, кожу и запасаются мукой, сахаром, текстильными и металлическими изделиями. В некоторых местах маршрут кочёвок достигает 700 км.

Таким образом, кочевой образ жизни берберов, обусловлен в большей мере их хозяйственно-культурным типом, а также суровыми природными условиями Северной Африки. Скотоводы вынуждены постоянно переходить с одного места на другое в поисках пищи и воды для скота.

Материальная культура и быт берберов бербер бедуин культурный традиция Берберы славились здоровьем и долголетием. В основном они употребляли вегетарианскую пищу. Скотоводы довольствовались козьим молоком и редко били скот. Дичь, моллюски и мед были излюбленной пищей. Пили только воду.

Берберы туареги крайне умерены в пище. Они едят только раз в день в пути и два раза во время пребывания на стойбище: зерна, финики и смоквы, ягоды сальвадоры персидской, зелень, немного мяса. Им обычаями запрещено употреблять в пищу птицу и рыбу.

В жизни берберов значительную роль играли верблюды. В сезон пастьбы верблюжье молоко составляло единственную пищу семьи берберов туарегов. Из верблюжьей шерсти плетут веревки; навоз, высушенный на солнце, служит топливом. Мясо верблюда считается самым лакомым блюдом, которым угощают почетных гостей; кожа верблюда используется для изготовления палаток, сбруи и разной хозяйственной утвари.

В качестве оружия берберы предпочитали меч и метательное копьё. В целях самообороны берберы прикрывались легким щитом из слоновой кожи, который из-за дождя делался непригодным. Одежда мужчин состоит из хлопчатобумажной рубахи синего цвета и таких же штанов. Женщины раскрашивают себя охрой. Никто из них никогда не моется, потому что от воды кожа становится более чувствительной к переменам температуры. Предписанные религией омовения исполняются с помощью песка или камешков.

Берберы - и мужчины и женщины - любили драгоценности. Мужчины носили серьги, женщины надевали на лодыжки кольца, и те и другие украшали себя браслетами и ожерельями. Для берберов искусство является обыденным явлением жизни, а не уделом избранных. Женщина чаще, чем мужчина, выступает в роли художника, разрисовывая глиняную посуду или выделывая ковры. Искусство берберов ограничивается геометрическим узором. Это геометрическое искусство, под внешним однообразием которого скрыты, быть может, те или иные видоизменения, отражающие различные стадии его развития, очевидно, уходит своими корнями в очень далекое прошлое. Жильём берберов-кочевников служит фелидж - шатёр из верблюжьей или козьей шерсти, растянутый на кольях. Широко раскинутый низкий и плоский шатёр приспособлен к суровым условиям кочевой жизни. Он прекрасно противостоит ветрам Сахары, несущим тучи песка.

В каждом шатре живёт обычно одна семья - муж, жена и их дети. Домашний уют был неведом берберам, спали они на земле или на каменных плитах, а имущество их состояло в основном из глиняной посуды.

Для защиты глаз от солнечных лучей и от пыли, поднимающейся от песка, туареги всегда ходят с закрытым лицом. Со временем этот обычай превратился в своеобразный религиозный обряд у мужчин. Благородные и богатые носят обыкновенно черное покрывало, а люди низшей касты отдали предпочтение белому. Женщины никогда не закрывают своё лицо, разве только перед иностранцами, в знак уважения. Берберы бреют голову, оставляя только ряд волос ото лба до затылка. С началом арабских завоеваний в конце VII века происходит арабизация и исламизация берберского населения, особенно в XI-XII веках. В то же время сохраняется выраженное этническое самосознание. Сохраняются родо-племенные институты (такбилт-леффигхс). Центром племенной группы служит укреплённое селение касба (арабское), тигремт (берберское) или дшар (берберское). Во главе племенного объединения стоит вождь (аглид, амгар). Вопросы хозяйственной жизни и внешних сношений решает выборный совет старейшин - джмаа (арабское), имзран (берберское). Распространены межклановые союзы (тиуизи), сотрудничество, например, в выпасе скота (тауаллат). Среди берберов широко народная медицина, магия, различные формы фольклора.

Военная организация стала для берберов насущной необходимостью, тем не менее берберам удавалось сохранять весьма гибкую общественную систему, которая способствовала обороне, но в то же время отличалась простотой. Система родства у берберов делает возможными многоступенчатые отношения между людьми и группами. Здесь не происходила централизация власти. Берберы создали выборную систему, при которой власть рассеяна и переходит по очереди к различным сегментам племени. Таким образом, ни одна семья и ни один сегмент не пользуются властью слишком долго, чтобы злоупотреблять ею, но все же власть и централизация в племени существуют и служат военным интересам. Благодаря этой системе безболезненно проходит и ежегодная фрагментация племени, когда оно расходится по пустыне.

Материальная культура и быт подчинены кочевому образу жизни. Жильё и одежда были удобными для многочисленных перемещений. Питались тем, что могли раздобыть в пустыне. Быт берберов был предельно прост, поскольку тяжело было бы перевозить большое количество вещей собой


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!