Раздел 3. Влияние концепции «Я» Дж. Г. Мида на социальные науки



По Дж. Г. Миду: «В человеческом мире есть прошлое и недостоверное будущее, будущее, на которое может повлиять поведение индивидов, составляющих группу. Личность проектирует себя в различные возможные ситуации и посредством инструментов и социальных установок предпринимает попытки создать другую социальную ситуацию ...»[18]. Данное положение активно развивали и разрабатывали в культурной антропологии США, где важнейшим понятием является культура – социальная целостность, в которой находится человек. Культура может функционировать очень неординарно, если ограниченное сообщество людей находится, к примеру, на необитаемом острове или в тюремной среде. В ходе совместной деятельности с ходом времени в каждом такой обществе образуется своя специфика, культурная идентичность. Как и говорил Дж. Г. Мид, подобные особенности проявляются прежде всего в языках, жестах и другой символической коммуникации. Подобную трактовку и концепцию «Я» начали активно использовать в конце 60-70-ых гг. в культурной антропологии. Именно в это время символический интеракционизм в США становится теоретическим ориентиром этнопсихологических исследований. «Этническая идентичность» является первым коллективным трудом, в котором впервые использовалась теория Дж. Г. Мида.

Главное нововведение, которая сделала антропологическая наука, ввела в научный оборот труднопереводимое слово «ethnicity» (в отечественной науке трактуется как этничность). В каком-то смысле это слово можно понимать, как более широкое понятие «культурной идентичности». Дж. Де Воса в качестве базового понятия данной теоретической конструкции вводит «этническую группу», которая воплощала в себе разнообразие групп. Как отмечал Дж. Де Восс: «Наш подход к анализу Я (self) в социальном действии, — рассматривает как субъективное переживание этнической идентичности связано с адаптивным поведением ..»[19]. Помимо этого, исследователь выделяет четыре уровня анализа этничности: «первое — в отношении к социальному структурному уровню; второе — как модель социального действия; третье — как субъективное переживание этнической идентичности; четвертое — как выражение в относительно закрепленных моделях поведения и экспрессивных эмоциональных стилях»[20]. Как и для Дж. Г. Мида, Де Вос говорит, что актуальное настоящее, это, в первую очередь, процесс, который связывает прошлое, настоящее и будущее. А этническая идентичность в узком значении: это ощущение неразрывности с прошлым, ощущение, составляющее существенную часть самоопределения «Я». Явно заметно влияние Дж. Г. Мида и в схеме взаимодействий «Я», которая связывает прошлое, настоящее и будущее «Я».

В следующие годы Дж. Г. Мид со своей концепцией «Я» обретает все больший вес в культурной антропологии. В книге «Переосмысливая психологическую антропологию» 1988 года, автор Ф. Бок посвящает отдельную главу об изучении теории «Я»[21]. В ХХ веке понятие «Self» становится основой для направления этнопсихологических исследований в антропологии.

Среди всех работ особое место занимает книга авторства Ф. Л. К. Хсю под названием «Культура и Я» 1985 года. Основной темой данной работы становится анализ содержания западного и азиатского «Я». Ф. Л. К. Хсю выделяет различные уровни взаимодействия «Я» с обществом. По его мнению, наиболее существенным является третий уровень (из восьми). Третий уровень – связь человека с наиболее близкими ему людьми на эмоциональном уровне. Как пишет сам Ф. Л. К. Хсю, человеку необходимо найти взаимопонимание среди близких ему людей, таким образом индивид придает смысл своему существованию: «Например он (индивид. — А. Б.) рассматривает других людей как источник аффективных взаимоотношений, которые могут привести к близости, взаимопониманию»[22]. В случае, если человек не находит желаемого отклика от других людей, то третий уровень заполняется религиозной верой и культурными идеалами, к которым он (индивид) направляет свои чувства: «Я полагаю, что потребность человека в третьем уровне столь же важна, как и его потребность в пище, воде, воздухе. Это то, что дает индивиду чувство идентичности и осуществленности, полноценности» – писал Ф. Л. К. Хсю[23]. На примере исследований Ф. Л. К. Хсю хорошо видны эвристические возможности теории «Я» Дж. Г. Мида.

Если рассматривать вопрос влияния концепции «Я» Дж. Г. Мида, на науки, изучающие поведение человека, то невозможно не отметить популярность его понятия «Я – другие». Подобное взаимодействие личности с обществом активно используется смежных областях исследований, которая сочетают в себе антропологию, психологию, социологию. Г. С. Салливан – психолог и последователь Дж. Г. Мида, на основе трудов своих предшественников сделал существенный вклад в теорию личности, выдвинув свою теорию «Я-системы» и углубив понимание «другие» Дж. Г. Мида. «Значимый другой» по Г. С. Салливану, это те личности, которые оказывают наиболее сильно влияние на ребенка и создаёт зачатки собственного «Я» у индивида.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если подводить какой-то итог рассмотрения концепции «Я» Джорджа Герберта Мида, следует, в первую очередь, сказать о значимости его идей. Своими исследованиями он показал модель взаимодействия личности и его социокультурного окружения. Именно в бесконечном процессе активных действий человека рождается собственное «Я». Люди – продукты других людей. Уже с раннего детства, взаимодействуя с другими, индивид складывает определенное представление как о себе, так и об окружении. Как и сам Дж. Г. Мид, так и его коллеги сходятся в одном – индивидуальное «Я» невозможно при отсутствии «других». Причем под «другими» не стоит понимать только людей. Важный аспект в теории Дж. Г. Мида говорит нам о том, что культурные творения людей является не менее важным аспектом в становлении личности индивида. Воображаемые объекты в плане переживаний становятся такими же реальными как люди.

В целом, в своем творчестве, Дж. Г. Мид стремился решить проблему индивидуального «Я» и сознания по отношению к миру и обществу. Опираясь на работы своих предшественников, в частности, на «зеркальное Я» Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид приходит к выводу, что ключевым фактором построения личности является активная деятельность. Лишь с помощью активной реакции на различные стимулы, человек в привычном нам понимании, способен приобрести своё индивидуальное «Я».

Несмотря на то, что при своей жизни Дж. Г. Мид оставался практически никому неизвестен, благодаря своему ученику Г. Блумеру, в наше время имя его учителя активно связывают с символическим интеракционизмом, а его труды приобрели широкую известность. При господствующем функционализме Т. Парсонса Г. Блумер продолжал подчеркивать важность исследований своего учителя.

Важным аспектом теории Дж. Г. Мида является возможность использования в её рамках теорию и понятие «привязанности» путём использования понятия «значимые другие». Такой подход позволит расширить возможности концепции «Я» и сделать его социально-психологическую теорию более продуктивной в современных исследованиях человека и общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Bock, Rh.K. Rethinking Psychological Anthropology / Rh. K. Bock // Times Books, 1988. – 458 p.

2.   Hsu, F.L.K. The Self in Cross-Cultural Perspective / F. L. K. Hsu // Yale Nota Bene, 1985. – 639 p.

3. Mеаd, G. H. Mind, Self and Society / G. H. Mead // A Sociopsychoanalytic Study, 1963. – 408 p.

4.  Vos, de G. Introduction 1982 / G. de Vos // Ethnic Identity, 1982. – 419 p.

5. Белик, А.А. Историко-теоретические проблемы психологической антропологии / А. А. Белик // РГГУ, 2005. – 420 с.

6. Войнилов, Ю. Л. Критическая Рецепция Бихевиоризма в работах Джорджа Герберта Мида / Ю. Л. Войнилов // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2015. – N6. – C. 114-116.

7. Джеймс, У. Введение в философию / У. Джеймс // Издательство Республика, 2000. – 315 с.

8. Добреньков, В.А. Американская социологическая мысль. Р. Мертон. Дж. Мид. Т. Парсонс. А. Шюц / В. А. Добреньков // Издательств МГУ, 1996. – 246 с.

9. Кули, Ч. Х. Избранное: сборник переводов / Ч. Х. Кули // Российская академия наук институт научной информации по общественным наукам, 2019. – 225 с.

10. Кули, Ч. Х. Социальная самость / Ч. Х. Кули // Издательство МГУ, 1994. – 324 с.

11.  Мельвиль, Ю.К. Бихевиористский прагматизм Дж. Г. Мида / Ю. К. Мельвиль // Современная буржуазная философия, 1978. – 479 с.

12. Мид, Дж. Г. Социльная психология Джорджа Герберта Мида / Дж. Г. Мид // Дом Высшей школы экономики, 2014. – 272 с.

13. Джеймс, У. Теория личности и личностный рост / У. Джеймс // Издательство Республика, 2018. – 255 с.

14. Яковлев, М.И. Влияние отношений личности к прошлому, настоящему, будущему на развитие личностного самоопределения / Яковлев М. И. // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – N5. – С. 288-296.


[1] Мид Дж. Г. Социальная психология Джорджа Герберта Мида // Дом Высшей школы экономики. 2014. 272 с.

[2] Кули Ч. Х. Избранное: сборник перевод // Российская академия наук институт научной информации по общественным наукам. 2019. 225 с.

[3] Джеймс У. Введение в философию // Издательство Республика. 2000. 315 с.

[4] Войнилов Ю.Л. Критическая Рецепция Бихевиоризма в работах Джорджа Герберта Мида // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2015. N6. C. 114-116.

[5] Джеймс У. Теория личности и личностный рост // Издательство Республика. 2018. С. 118.

[6] Там же. С. 139.

[7] Кули Ч.Х. Социальная самость // Издательство МГУ. 1994. С. 263.

[8] Там же. С. 157.

[9] Там же. С. 137.

[10] Там же. С. 166.

[11] Там же. С. 244.

[12] Добреньков В.А. Американская социологическая мысль. Р. Мертон. Дж. Мид. Т. Парсонс. А. Шюц // Издательств МГУ. 1996. С. 125.

[13] Мельвиль Ю.К. Бихевиористский прагматизм Дж. Г. Мида // Современная буржуазная философия. 1978. С. 356.

[14] Mеаd G. H. Mind, Self and Society // A Sociopsychoanalytic Study. 1963. P. 306.

[15] Там же. P. 264.

[16] Добреньков В.А. Американская социологическая мысль. Р. Мертон. Дж. Мид. Т. Парсонс. А. Шюц // Издательств МГУ. 1996. С. 150.

 

[17] Белик А.А. Историко-теоретические проблемы психологической антропологии // РГГУ. 2005. С. 318.

[18] Яковлев М. И. Влияние отношений личности к прошлому, настоящему, будущему на развитие личностного самоопределения // Сибирский педагогический журнал. 2009. N. 5. С. 290.

[19] Vos de G. Introduction 1982 // Ethnic Identity. 1982. P. 200.

[20] Там же. P. 111.

[21] Bock Rh.K. Rethinking Psychological Anthropology // Times Books. 1988 P. 264.

[22] Hsu F.L.K. The Self in Cross-Cultural Perspective // Yale Nota Bene. 1985. P. 517.

[23] Там же. P. 186.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!