Раздел 2. Особенности понимания личностного «Я» Дж. Г. Мидом



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Направление: 39.03.01 Социология
Профиль: Социальная теория и прикладное социальное знание

 

 

Реферат

Структура Self (личностного Я) в социологии Дж. Г. Мида

 

Студент 2 курса

Группа 13.2-904

«__» ___________ 2020 г. _____________    Бовина С.

 


Казань – 2020


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..………...3

Раздел 1. Развитие концепции «Я» до Дж. Г. Мида…...……...…………………………………………………..…………………..……...…...5

Раздел 2. Особенности понимания личностного «Я» Дж. Г. Мидом…...……...…………………………………………………..…………………..………...8

Раздел 3. Влияние концепции «Я» Дж. Г. Мида на социальные науки …………………………………………………………….……….…………………….….…...12

Заключение…………………………………………………………………………..……….…15

Список литературы………………………………………………………………..…………....17

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обуславливается тем, что теория Дж. Г. Мида не имеет строгого систематичного вида. Его теория повлияла на такие школы как: Чикагская и Айовская школы. В повседневной жизни можно натолкнуться на представление о том, что человек является чем-то уникальным. В обществе, как им кажется, преобладает индивидуализм. Люди считают себя независимыми и говорят о том, как им безразлично мнение окружающих. Подобное рассуждение может сформировать ложное понимание того, каким образом человек становится уникальной личностью. Концепция Дж. Г. Мида хорошо показывает нам важность общества в становлении человеческого «Я». Не написав ни одной книги, и, не имея славу при жизни, тем не менее, на сегодняшний момент, Дж. Г. Мида ставят в один ряд с другими классиками социологии. Это удивительно, учитывая то, что по специальности ученый в большей степени ориентировался на такие дисциплины как: физиологическая психология и философия. Тем не менее, его деятельность сыграла огромную роль в развитии символического интеракционизма, заложив для него фундамент. Его теории органического взаимодействия человека в социуме дали мощный импульс развитию микросоциологического анализа. 

Цель работы – раскрытие содержания концепции «Я» Дж. Г. Мида, а также сравнение ее с работами других исследователей.

Для того, чтобы достигнуть поставленную цель, были сформулированы основные задачи:

1. Изучение разработанности концепции «Я» предшественниками.

2. Изучение теории личностного «Я» Дж. Г. Мидом.

3. Изучение влияния теории Дж. Г. Мида на социальные науки.

Степень научной разработанности проблемы. В данной работе над поставленной проблемой наиболее активно исследовались статьи непосредственно Дж. Г. Мида, а конкретно сборник его сочинений «Социальная психология Джорджа Герберта Мида»[1]. Также использовалась работа Ч. Х. Кули о «зеркальном Я», которая заложила основы для концепции Дж. Г. Мида[2], и научные труды У. Джеймса, повествующие более подробно о личности человека[3]. Работы Г. С. Салливана – последователя Дж. Г. Мида, для более полного представления о понятии «других» и непосредственно «Я». Помимо этого, были использованы статьи современных авторов, к примеру, статьи Ю. Л. Войнилова в которых автор затрагивал теории Дж. Г. Мида в рамках символического интеракционизма[4].


 

Раздел 1. Развитие концепции «Я» до Дж. Г. Мида

Одним из первых, кто обратился к исследованию вопроса личности и его происхождении, был Уильям Джеймс. Согласно его теории, личность человека формируется в процессе взаимодействия трех аспектов: инстинктов, привычек и личного выбора. В рассмотрении концепции личности У. Джеймс использовал такие понятия как наше «Я» и социальное «Я».

Наше «Я» – это личностная непрерывность, которую мы осознаем в нашей повседневной жизни. Отсюда берут свое начало все процессы нашей психики, в нем отфильтровываются все наши знания и весь жизненный опыт. Это «Я», в свою очередь, на несколько других, более глубоких слоев «Я».

Материальное «Я» – данный слой включает в себя все предметы с которыми человек способен идентифицировать себя как личность. Это его тело, дом, собственность, друзья, семья. «Однако в самом широком смысле человеческое «Я» — это сумма всего, что человек может назвать своим: не только его тело и его психика, но также его одежда и его жилище, его жена и дети, его предки, родственники и друзья, его репутация и то, чем он занимается, его земля, его лошади, его яхта и счет в банке. Все это вызывает у человека примерно одинаковые эмоции. Если все перечисленное процветает, человек ощущает себя победителем, а если хиреет или пропадает, это расстраивает и угнетает человека. Не обязательно эмоции будут одинаково сильны в отношении каждого элемента, но по самой сути они похожи»[5].

Человек на протяжении всей жизни отыгрывает разные роли. По собственному желанию, или же нет, человеку, для нормального функционирования в социальной среде, так или иначе необходимо выполнять какие-то функции, а значит, примерять на себя различные социальные «Я». В своей жизни индивид одновременно может иметь множество социальных «Я». Они могут быть как постоянными, так и меняться. В любом случае человек всегда идентифицирует себя с каждой ролью при соответствующих обстоятельствах в определенном окружении. По мнению У. Джеймса, правильно действовать означает найти в себе наиболее привлекательное и по возможности чаще вести себя, как это «Я», в самых разных обстоятельствах. «Все прочие «Я» с этих пор становятся призрачными, а все, что происходит с выбранным «Я» – реально. Его поражения и его победы воспринимаются как настоящие поражения и победы»[6]. Чаще всего социальное «Я» является немногим больше, чем набор масок, которые человек меняет в соответствии с окружением.

Духовное «Я» – есть внутренняя субъективная сущность личности. Данный элемент активен в любых видах сознания и является самой интимной частью нашего «Я», ведь он воздействует на наши чувства. Духовное «Я» имеет иной порядок чувств нежели прочие «Я». Подобное чувство можно хорошо проследить и увидеть в религиозных переживаниях. По мнению У. Джеймса, переживания имеют более важную роль нежели идеи и мысли. Исследователь не утверждал, что существует некая душа, но, по крайней мере, полагал, что индивидуальная личность – это еще не все. Так он пишет: «Из моего опыта... совершенно ясно следует, что... есть континуум космического сознания, от которого наша индивидуальность отделяется непрочными перегородками и в который наши отдельные разумы снова погружаются, как в беспредельное море или резервуар»[7].

Если как-то обобщать идею «Я» у У. Джеймса, то мы приходим к следующей мысли: при рождении человек у него существует два вида «Я» – духовное и материальное. Вскоре, в результате взаимодействия с окружающим мире, человек формирует в себе третье «Я» – социальное.

Отталкиваясь от идей социального «Я» У. Джеймса, другой исследователь начинает свое изучение и создаёт теорию, которая известна другим под именованием «зеркальное Я». Один из основателей символического интеракционизма, а также один из вдохновителей Дж. Г. Мида – Чарльз Хортон Кули, для обозначения, возникающего у человека при восприятии другого «чувства Я», ученый вводит термин «зеркальное Я». По мнению Ч. Х. Кули, общество для человека представляет собой зеркало, конкретнее – мнения, поведения, реакции общественности. Он пишет: «Социальную самость такого рода можно назвать отраженной, или зеркальной самостью... Мы видим наше лицо, фигуру и одежду в зеркале, интересуемся ими, поскольку все это наше, бываем довольны ими или нет в соответствии с тем, какими мы хотели бы их видеть, точно так же в воображении воспринимаем в сознании другого некоторую мысль о нашем облике, манерах, намерениях, делах, характере, друзьях и т.д., и это самым различным образом на нас воздействует»[8]. Невольно человек начинает ориентироваться на подобные зеркальные отражения и, основываясь на их реакциях, строить собственное «Я». В процессе формирования собственного «Я», главенствующую роль играют первичные группы (такие как семья, друзья, родственники). В условиях, когда первичная группа уважительно относится к ребенку, то подобное поведение отражается на нем: ребенок начинает уважать самого себя. Или наоборот, если в силу различных обстоятельств ребенок лишается материнской любви, уважения, то в дальнейшем это скажется на его собственном «Я». Ч. Х. Кули пишет: «Процесс, в ходе которого у детей развивается самоощущение зеркального типа, можно проследить без особых затруднений. Изучая движения других столь пристально, как они это делают, они вскоре замечают связь между своими собственными действиями и изменениями этих движений, т.е. они замечают свое влияние на других людей или власть над ними. Ребенок присваивает видимые действия своего родителя или няни, свое влияние на которых он обнаруживает, совершенно таким же образом, каким он присваивает одну из частей своего тела или какую-нибудь игрушку, и он пытается сделать что-нибудь с этой своей новой собственностью»[9]. Помимо это на развитие «Я» сказывается половое влечение и сексуальная социализация. Как правило, девочки заботятся о своём социальном образе более откровенно. Их собственное «Я» гораздо сильнее подвержено влиянию окружающих нежели мальчиков. Как отмечает Ч. Х. Кули: «Можно не сомневаться, что женщины, как правило, зависят от непосредственной личной поддержки и поощрения больше, чем мужчины. Мышление женщины нуждается в фиксации на каком-либо человеке, в сознании которого она может найти устойчивый и неотразимый образ самой себя, которым она может жить... Мужчины, более предрасположенные к агрессии, обладают большей по сравнению с женщинами самостоятельностью. Но в действительности никто не может выстоять в одиночку»[10].

В повседневной жизни «зеркальное Я» проявляется повсеместно. К примеру, студенты могут лучше учиться, если преподаватель одобряет их поведение. Солдаты могут стать сильнее, когда офицер отзывается о них в положительном ключе. Жена может быть более внимательной и заботливой, когда муж одобряет и отмечает ее действия. Ч. Х. Кули отмечает, что человек выбирает круг общения с теми людьми, которые поддерживают их самоотождествление. И наоборот: люди избегают иметь дело с теми, кто не разделяет их личность.

Социолог приходит к выводу, что любая общественная структура имеет свой механизм производства самоидентификаций, и индивиды находят себе место в рамках системы социального контроля, соответствующей их самоидентификациям. Он тщательно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я». Уже в возрасте шести месяцев, отмечает Ч. Х. Кули ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. «Юный актер скоро научается быть разным для разных людей, показывая, что он начинает понимать, что такое личность и как она организует свою деятельность»[11]. В этом наблюдении Ч. Х. Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих «микросоциологических» концепций, детальная разработка которых – заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма, одним из которых был Дж. Г. Мид.

 


 

Раздел 2. Особенности понимания личностного «Я» Дж. Г. Мидом

Весомая и наиболее продуктивная часть творчества Джорджа Герберта  Мида напрямую связана с концепцией взаимодействия «Я» с окружающей действительностью, в частности, с обществом. В центре данной теории становятся такие понятия как Self (Я) и act (действие). Перевод с русского не совсем полноценно передает смысл этих слов, что вложил в них сам Дж. Г. Мид. Act прежде всего стоит понимать как некое действие, дело. Именно активные действия человека выступают лейтмотивом его концепции. Сложнее дела обстоят с понятием «Self». Кто-то его переводит на русский как самость, допуская тем самым серьезную ошибку. «Self» – это собственная личность, сам, само, корректнее перевод будет как «меня», «себя».

В своих трудах Дж. Г. Мид стремится решить проблему индивидуального «Я» и сознания по отношению к миру и обществу. Главенствующим понятием в исследованиях выступает активное действие. Любая активность – есть социальное действие. По мнению Дж. Г. Мида, социальные действия являются фундаментальной особенностью общества, которое порождает сознание человека. Еще с раннего детства, ребенок, осуществляя социальное действие и взаимодействуя с «другими», порождает в себе сознательную личность. Под «другими» исследователь понимает не только людей, но и прочие предметы культуры, с которыми ребенок взаимодействует и учится обращаться. Он пишет: «И неодушевленные объекты не в меньшей степени, чем человеческие существа, обладают возможностью образовывать части обобщенного и организованного — полностью социализированного — другого»[12].

Становление настоящего Я (Self) происходит тогда, когда индивид начинает относится к себе как к объекту, в каком-то смысле как к «другому». Дж. Г. Мид считает, что без подобного отношения к самому себе невозможно разумное действие человека, «в противном случае может иметь место сознание, но не самосознание». Российский философ Ю. К. Мельвиль поясняет позицию Дж. Г. Мида в данном ключе следующим образом: «человек становится объектом для самого себя лишь тогда, когда он начинает относиться к себе так, как к нему относятся другие люди, то есть тогда, когда он воспринимает, усваивает и воспроизводит отношение к себе других людей»[13]. Сам же Дж. Г. Мид был более лаконичен: «Self существует только по отношению к другим» или: «Я — это интернализация, генерализация других»[14].

Исходя из вышеперечисленного, можно понять, что становление человека в детстве, в первую очередь, происходит за счет активного взаимодействия с окружающим миром и усвоением опыта других людей. Варианты внешних взаимодействий трансформируются во внутренний опыт «Я» человека. Главенствующую роль в данном процессе играет коммуникация. Дж. Г. Мид называл звуковые жесты, слова – «значащими символами». С точки зрения Дж. Г. Мида, мы мыслим посредством символов, которые были нами усвоены в процессе интернализации. При этом «мышление всегда предполагает символ, который вызывает такую же реакцию в другом, которую он вызывает в самом мыслящем»[15]. Модель поведения человека с «другими» переносится во внутреннюю часть сознания, которая становится основой для мышления для самого себя. Иначе говоря, мышление – есть диалог с самим собой. Человек, ставший «Я», отвечает и взаимодействует внутри себя с собой так, как взаимодействовал бы с другими.

Еще одной особенностью структуры «Я» является ее двойственность. «Self» состоит из «I» и «Me». «Me» является частью социализированной. Основными терминами при рассмотрении этой стороны будут являться «роли» и «установки». «Me» имеет ролевую природу, которая отвечает за поведение индивида перед обществом. Во время взаимодействия с другими, человек неизбежно копирует и имитирует одобряемое поведение в том обществе, в котором он находится. «Me» человека должно обладать теми привычками, которые имеются у общества, в противном случае индивид не мог бы интегрироваться в сообщество. «Отдельный человек является личностью постольку, поскольку принадлежит к какому-то сообществу, поскольку перенимает в своем собственном поведении установления этого сообщества»[16]. Другая сторона – «I», отвечает за несоциальную сторону поведения «Self». Особенность этой стороны – ее непредсказуемость. Поведение и реакции, которые возникают под влиянием «I» невозможно предсказать исходя из системы социализированных ожиданий, само же «I» при этом недоступно для рефлексии. По соображению Дж. Г. Мида, введение «I» в структуру «Self» позволяет объяснить следующее положение: при отсутствии «I» невозможно объяснить ни то, как складывается «Я», ни то, каким образом в мире происходят изменения. Отсутствие «Я» означало бы, что человек по своей сути является марионеткой, которая не может выходить за рамки приготовленной ему роли. Таким образом, вводя «I», Дж. Г. Мид как бы подчеркивает активный и творческий характер человека и его поведения: в мире человеческих взаимодействий всегда есть элемент неопределенности[17].

Этим делением американский ученый хотел подчеркнуть, что индивидуальность личности и ее социокультурная обусловленность являются неразрывными сторонами функционирования индивида при взаимодействии с другими. В своей концепции Дж. Г. Мид отстаивал то, что индивидуальность, которая обретается последствием активных действий, невозможна без социокультурного содержания.

 


 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!