Особенности и специфика первобытных мифов



Влияние природно-географических условий

Религиозная структура представляет собой некую ось, которая соединяет общее с частным, абстрактное с конкретным. Архаическая религиозная структура формировалась в условиях, когда роль основных регуляторов социальной жизни отводилась мифам творения и происхождения, которые и составляли основу ритуальной деятельности. Она включала в себя целый комплекс норм, правил поведения, определявших социальный мир индивида. В ней существовало соответствие между географической индивидуализацией и мифологической индивидуализацией, где последняя давала возможность «растянуть группу за пределы ее традиционных рамок», что в конечном итоге приводило к расширению среды обитания человека. В архаической религиозной структуре нашла отражение организация пространства первобытных людей, где тотемистическая система посредством мифа структурировала свое племенное пространство, «заполнение территориальных рамок которого сопровождалось расширение». Первые трансформации архаической структуры были обусловлены демографическими изменениями. Здесь следует обратить внимание на два существенных момента, во-первых, изменения, происходившие в структуре, были детерминированы естественными биологическими процессами, что, в конечном счете, привело к формированию новых структурных блоков. Во-вторых, изменения носили исключительно мирный характер[2].

Политеистическая структура представляла собой качественно иное образование. Это была гетерогенная ячеистая модель, в которой многообразие этнического материала проявлялось в разнообразии локализаций религиозных представлений. Системообразующим фактором здесь выступают уже не институциональные характеристики, а рефлексивный статус религиозных верований. Поэтому критерием, в соответствии с которым строилась структура, был сам объект рефлексии. Именно он выражает, на наш взгляд, связь между функционированием той или иной религиозной модели и ее этническим обеспечением. Этнические особенности в политеистической структуре находят отражение последними. В религиозной структуре этническая обусловленность имеет различную степень выражения. Так, например, если проблемы физического бытия носили ярко выраженную этническую окраску (нормативность еды, одежды, религиозных праздников), то этические проблемы имели, как правило, общечеловеческий характер и представляли скорее инвариант этничности, нежели ее специфические проявления. Можно предположить, что в этнически дифференцированном обществе на уровне религиозной структуры произошло закрепление определенных этностереотипов. Однако следует отметить, что этническая специфика здесь представляла собой латентный источник конфликтов. В политеистических верованиях продолжала сохраняться естественная связь с первобытными религиями.

Так, например, в качестве божеств в египетской, китайской, индуистской и других системах религиозных верований часто фигурировали зооантропоморфные животные. В индуистской традиции тенденция к укоренению зооморфных элементов нашла отражение в кастовой системе религиозных верований Индии. Постепенно в политеизме стала складываться система антропоморфных женских божеств, покровительствовавших плодородию почвы, скота, людей. В то же время в культе нашла отражение важная черта, связанная с первобытной дикостью, необузданностью, войной. Сакральная амбивалентность функций была обусловлена двойственностью политеистических воззрений человека на природу, которая понималась им как порядок и хаос одновременно. Этот дуализм представлял собой проявление онтологической сущности трансцендентного, объединяющего противоположности, которые существовали в этническом политеизме в снятом виде.

Тесная связь человека первобытного общества, равно как и человека древних цивилизаций с природой была обусловлена также и религиозными особенностями. На стадии палеолита существовала такая форма религиозных представлений как анимизм,то есть вера в добрых и злых духов. На этом этапе человек одухотворял природу. Злые духи были выразителями природных сил, которые приносили несчастья человеку. Их он представлял в виде различных чудовищ: сторукие великаны (гекатонхейры), одноглазые циклопы, медуза Горгона. Добрые духи - те, которые выручали человека, помогали ему. Им поклонялись, приносили жертвы.

В эпоху неолита на смену анимистическим представлениям стали возникать культы богов и богинь. Но боги, также как в свое время духи, олицетворяли природные силы и явления. Зевс- небесный бог грома и молний, Гелиос- бог солнца и солнечного света, Посейдон- бог морей и т.д. Таким образом, политеистические религии, культы которых олицетворяли природные стихии, накрепко связывали человека с природой, поэтому он исам считал себя частью природы. На ранних этапах истории выраставшие из материальной практики эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и религиозными представлениями. Эти представления являлись фантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия.

Мировоззрение всегда представляет собой интегральный результат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!