Начало формирования мифологической культуры и ее тематика



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

 

 

Реферат по дисциплине

«История первобытного общества»

на тему

«Первобытная мифология и мифы»

 

Выполнил: студент 20ИПО1

Тишкин Д.В

Проверил: доцент, к.и.н., Осипова Т.В

 

Пенза – 2020

Содержание

 

Введение….….….….….….….….….….….….….….….….….….….…….......3

1. Глава 1. Мифология в первобытном обществе….….….….….….………..5

1.1. Понятие, сущность, функции мифов.……..….….….……..….………….5

1.2. Начало формирования мифологической культуры и ее тематика……..9

2. Глава 2. Особенности и специфика первобытных мифов ……………….12

2.1 Влияние природно-географических условий  на формирование………12

2.2 Влияние на миф деятельности человека………………………………....17

Заключение….….….….….….….….….….….….….….….….….….………....18

Список использованных источников и литературы….….….….….….……..19

    

    

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что первобытная мифология есть часть культурного наследия человечества, которая лежит в основе многих культурных памятников и может помочь понять мировоззрение и условия жизни человека древности. Кроме того, механизмы появления мифов, в том числе политических и исторических, их влияние и распространение в человеческом обществе являются неотъемлемой частью современного этапа развития мировой цивилизации. Конечно, обладая при этом определенной спецификой, соответствующей настоящему этапу развития технологий.

 Объектом исследования являются процессы отражения действительности в первобытной мифологии.

 Предметом исследования выступают особенности формирования мифологической картины мира в первобытном обществе.

 Цель исследования – раскрыть сущность и представить своеобразие первобытной мифологии.

Задачи исследования:

- понять сущность и функции первобытных мифов;

- представить данные о начале формирования мифологической культуры и ее тематике;

- выявить национальное своеобразие первобытных мифов;

- показать влияние природно-географических условий на формирование мифов;

- изучить влияние деятельности человека на складывание мифологической картины мира.

 

 

Глава 1.

Мифология первобытного общества

Понятие, сущность, функции мифов

Всякая религия в своей основе содержит миф, но не всякий миф обязательно превращается в религию. Когда миф появился на заре человеческой истории, для него еще не было даже нужного понятия. Термин «миф» появился совсем недавно - в XIX в. Им этнографы и антропологи стали обозначать любой рассказ, повествование или описание, в котором отражалась объективная реальность не так, как ее могла бы отобразить беспристрастная наука.

Миф – это сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время. В этом смысле миф представляется изображением событий народной жизни в свете религиозного верования. 40 тыс. лет назад, когда появились первые наскальные рисунки мифологического содержания, историю племени можно было составить только на основе устных рассказов старейшин. Они передавали молодому поколению то, что сами слышали от своих отцов. С течением времени какие-то данные из устных преданий, возможно, терялись, какие-то заменялись новыми, что-то подправлялось и «улучшалось». Таким способом за столетия складывалось коллективное повествование об истории народа. В нем все играли роль авторов и слушателей одновременно.

Поскольку проверить истинность рассказанного строгими научными методами невозможно - ни сейчас, ни тогда, - такие истории и решено было именовать мифами. Впрочем, и опровергнуть истинность рассказанных событий научными методами также нельзя, а поскольку таких жанров, не поддающихся научной проверке, в человеческой культуре очень много, и далеко не все они называются обидным словом «миф», то считать его выдумкой лишь на основе расхождений с наукой вряд ли правильно.

Мифом следует именовать все то, что представляется глазам, чувствам и мысли человека само собой разумеющимся, очевидным, что является непосредственно воспринимаемым, и, как правило, некритически как своего рода данность, которую никто не ставит под сомнение. Собственно, так и относились к истории своего рода или племени в глубокой древности. И сегодня мы сталкиваемся с тем, что рождает мифы - это наше обыденное сознание, вера во все, что слышишь и видишь как в истину в последней инстанции. Особенно, если тебе говорят, что эти факты или сведения исходят от высшего существа - высшему авторитету и поручительству в любом деле. Вот почему формула мифа может выглядеть так:

Обыденное сознание + некритическое восприятие

услышанного + беспрекословное доверие к источнику информации

Поскольку и сама наука - в нынешнем ее понимании - появилась лишь в Новое время, т.е. в XVIII в., а до того, при объяснении природных и общественных явлений, люди полагались на любые сведения, в том числе и не совсем достоверные, то слово «миф» отражает просто-напросто донаучный этап развития цивилизации. Миф не объясняет, не анализирует мир, не вникает во внутреннюю логику явления, но лишь описывает его, устанавливая внешнюю канву связей, цепочки процесса, движения, развития явления. Итак, мифологическое сознание - это обыденное сознание. И как таковое опирается оно на «очевидность», на веру. Вера, доверие, внушаемое некритичному, наивному сознанию человека очевидностью происходящего вокруг него, есть основа мифа, мифологии и религии, следовательно, основа культуры и культа. Основу первобытной культуры составляет миф. Миф для первобытности - основа жизни, способ мировосприятия и выражения своего понимания мира через образы. Мифология в целом - самое древнее архаичное создание, имеющее синкретический характер. Здесь тесно переплетены зародышевые элементы религии, искусства, философии, науки, морали и т.д. В мифе сущность явления или предмета представляется в образной модели. Языком мифа является метафора. Миф характеризуется многоплановостью, множественной семантикой, обратимостью. Особенность мифа состоит также в том, что здесь отсутствуют какие-либо доказательства, но, тем не менее, его авторитет непреклонен

   

  

Начало формирования мифологической культуры и ее тематика

Мифология - первая развитая форма мировоззрения, выраженного словом. Это фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытно - общинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований - мифов, и наука, изучающая мифы. Первоначальными формами мифологии служили фетишизм (когда одушевлялись отдельные вещи, или, вернее, мыслилось полное неотделение вещи от «идеи» самой вещи), тотемизм (фетишизация общины или племени, выраженная в образе того или иного основателя этой общины или племени), а более высокой ступенью ее развития явился анимизм, когда человек стал отделять «идею» вещи от самой вещи. Древнейшие верования римлян сводились к одушевлению природы, культу предков и священного огня, как олицетворения душ умерших (гении и юноны, майны, лемуры). Религиозные верования древних греков отличались антропоморфизмом, т.е. грек представлял себе богов, олицетворявших силы природы, в виде людей - со всеми человеческими слабостями, но более могущественными, прекрасными и бессмертными.

Специалисты относят мифологию ко всеобъемлющей системе правил (начиная с обычаев, установленных первопредками), подразумевающей включение человека в коллектив, коллектива - в сверхъестественный мир, а его - в космос. Мифология захватывала всего человека - его душу, разум, мировоззрение, чувства и даже социальное бытие. Он не мог выйти за ее рамки и находиться вне ее, пока являлся членом первобытного общества. Он рождался и умирал в ней и с ней. Грубо говоря, мифология напоминает современную тоталитарную секту, которая целиком и полностью подчиняет себе человека, заставляя жить и думать в соответствии со своими законами. Правда, в современном обществе насчитываются сотни и тысячи сект, а в небольшом традиционном обществе существовала одна единственная мифология, и свободы выбора у человека не было никакой.

Основой мифологии выступает миф. Миф, как и мифология, понимается в двух значениях - позитивном и негативном. В позитивном это сакральный феномен, сыгравший решающую роль в эволюции архаичной культуры, сохранивший предания, мировоззрение и героику ушедших времен. В негативном миф понимается как сгусток суеверий, а мифология - как фантастическое отражение реальности в сознании первобытного общества. Для культурологии важен скорее первый, позитивный аспект.

Мифы, как и легенды выступают основным жанром фольклорных произведений героического характера, вобравшими знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков.

Составными частями мифологии «классической» эпохи, т.е. первобытного общества, где мифология зародилась, расцвела и пришла к упадку, являются:

- Архаичные верования (тотемизм, фетишизм);

- мифологическая картина мира;

- архаичные культы (главный из них - культ предков);

- архаичные институции (главный среди них - тайный союз жрецов).

Мифология представляет собой исторически самый ранний способ выражения человеческого переживания и объяснения реального мира, которому свойственно воспринимать природные явления и исторические события как божественные деяния. Фольклористы обнаружили в народных верованиях, обычаях, сказках остатки древних мифов, доживших до нашего времени.

Сегодня мы смотрим на мифологию как на самую примитивную форму общественного сознания. И этому есть объяснение. Когда политического вождя, государство в целом, общественный строй или народные массы непомерно возвеличивают, обожествляют и, ослепленные этими предрассудками, готовы пожертвовать ради них всем другим, даже собственным счастьем, мы говорим о мифологизации сознания. По существу это шаг назад от просвещения во тьму веков. Так вот тогда, во тьме веков, появление мифологии представляло грандиозную революцию в сознании, сопоставимую, быть может, только с неолитической революцией. Ведь первобытному человеку важно было не просто придумать какие-то сверхъестественные силы, заставить себя поверить в них, но создать целостную систему мировоззрения, которая объясняла и земной порядок: почему на свете есть бедные и богатые, куда уходят люди после смерти, есть ли другой мир и кто там обитает и пр. Если вы заглянете в мир древних мифологий, вы ощутите величие и грандиозность этого здания. Не случайно современные композиторы, художники и поэты черпали и продолжают черпать из нее вдохновение. У первобытных народов мифологическая картина мира включала три уровня, или слоя: наверху обитали светлые силы (божества либо добрые духи), средний, или срединный мир отводился для живых людей, нижний мир, т.е. подземное царство, был средой обитания душ умерших. Мифоло­гическая картина олицетворяла строение всего космоса. Три уровня - это три зоны космоса: небо, земля и преисподняя (загробный мир) Срединный мир олицетворяло мировое дерево, изображение которого ча­сто ставили в центре жилища. Его предназначение - соединять все три мира и служить центром мироздания. Специалисты, в частности В.Н. Топоров, выделяют целый космологический период в истории культуры - эпоху ми­рового древа. В скандинавской мифологии мировое дерево (ясень) Иггдра - силь «проросло» сквозь все миры: его корни грызет змей, крону венчает орел, ветви гложет олень, олицетворяющий срединный мир. В финно-угорской традиции функцию мирового дерева, соединяющего все миры, выполняет Млечный путь. В большинстве мифологических картин мира центр мироздания, где пе­ресекаются его вертикальные и горизонтальные координаты, располагает­ся в срединном мире - сообществе людей. Топологически его символизи­рует центр деревенского поселения, алтарь в храме, трон - во дворце пра­вителя. Часто таковым выступало погребальное сооружение, символически соединявшее наш и потусторонний миры. Поскольку древние китайцы представляли сотворение мира как постепенное отделение неба от земли, то в мифах есть упоминания о том, что первое время на небо можно было взоб­раться по особым небесным лестницам. Наряду с представлением о небес­ных лестницах и пути на небо существовали и мифы о горе Куньлунь (ки­тайский вариант так называемой мировой горы), которая как бы соединяла землю и небо: на ней находилась нижняя столица верховного небесного владыки (Шан - ди). В основе этих мифов лежит представление о некой «ми­ровой оси», которая принимает форму не просто горы, но и возвышающей­ся на ней столицы - дворца. Другое представление о космической верти­кали воплощено в образе солнечного дерева - фусан (букв, «поддержива­ющее тутовое дерево»), в основе которого лежит идея древа мирового.[1]

 

    

 

Глава 2 .


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!