Социальный строй и общественная организация



Высшей формой социальной организации у южноафриканских банту оставалось племя, но уже появились отношения зависимости, уже сложилась иерархия, соподчинение вождей племен. Описания первых европейских путешественников и миссионеров (конец XVIII - начало XIX в.) дают нам калейдоскопическую картину дробления одних племен, объединения других и исчезновения третьих. Устойчивые формы и границы племен исчезали, происходил интенсивный процесс перемешивания племен. Хотя в основе расселения людей все еще лежал принцип кровного родства, племенная замкнутость и племенная эндогамия уходили в прошлое. Производительные силы уже не вмещались в рамки племенной организации. Разрушение племенной структуры было внешним выражением несоответствия производительных сил характеру производственных отношений.
   Во главе племени стоял наследственно-выборный вождь. Сохранялось народное собрание, которое решало важнейшие вопросы жизни племени, избирало и смещало вождя племени. Но круг кандидатов был уже строго ограничен, выделились династические семьи, и борьба за право быть вождем сводилась к борьбе его наследников, а народу оставалась лишь возможность поддержки одного из них.

Духовная культура

Все банту традиционно верят в высшего Бога. Природа Бога часто только неопределенно определяется, хотя он может быть связан с Солнцем или самым старым из всех предков, или иметь другие технические требования. Большинство имен Бога включает частицу банту , который связан с небом.Во многих традициях, фактически, Бог, как предполагается, живет в небесах, во многом как в западной мифологии и религиях; есть также традиции, которые определяют местонахождение Бога на некоторой высокой горе.

Есть несколько мифов банту, которые предназначены, чтобы объяснить, или что тщательно продуманный на, расстояние между Богом и мужчинами, т.е., небо и земля. Во многих мифах о создании банту небо и земля раньше были ближе друг к другу и были отделены Богом из-за некоторого волнения, вызванного мужчинами. Например, есть миф банту Бога, взволнованного пестиками, обработанными женщинами, которые поразили бы Его живот, когда поднято и другой, где Бог оскорблен дымом искусственных огней. Есть также мифы о мужчинах, пытающихся подняться до места Бога (например, взбираясь по очень высокому дереву, или повисшей веревке).

  Бог почти никогда не описывается как Создатель всех вещей, как в большей части мифологии банту вселенная вечна и не имеет никакого начала. Животные - также часть этой вечной вселенной. В то время как не его создатель, Бог глубоко связан со вселенной; животные иногда упоминаются как «Его люди», и в некоторых мифах о Боге, переезжающем от мужчин (например, тот, упомянутый выше о дыме искусственных огней), ясно, что недовольство Бога мужчинами имеет отношение к их привычке к управлению и развращению мира природы.

    В традиционных религиях банту, так или иначе, Бог далекий и отдельный от земли и человечества. Как следствие очень немного религиозных методов, если таковые имеются, предназначены, чтобы поклоняться ему. Это традиционное отношение систем взглядов банту было изменено, до различных степеней и различными способами, появлением христианства (или ислам), поскольку Бог христиан и мусульман равнялся к высшему Богу банту. Mungu таким образом стал Богом, который заботится о человечестве и что имеет смысл поклоняться и молиться к.

   Большинство культур банту разделяет общий миф о происхождении смерти, включая хамелеона. Согласно этому мифу, Бог послал хамелеона, чтобы объявить мужчинам, что они никогда не будут умирать. Хамелеон пошел на его миссию, но он медленно шел и остановился по пути, чтобы поесть. Некоторое время после хамелеона уехало, ящерица пошла, чтобы объявить мужчинам, что они умрут. Будучи намного более быстрой, чем хамелеон, ящерица прибыла сначала, таким образом установив смертный характер человека. В результате этого мифа и хамелеонов и ящериц часто считают дурными предзнаменованиями в культурах банту.

   В зависимости от местных традиций есть различные объяснения «двойного сообщения» хамелеона и ящерицы. В некоторых случаях Бог посылает и хамелеона и ящерицу, с их соответствующими предзнаменованиями, преднамеренно передавая судьбу человечества результату их гонки. В некоторых других случаях подслушивает ящерица, Бог заказов дает хамелеону и принимает решение принести противоположное сообщение из зависти. Во все еще других культурах, послав хамелеона, Бог передумал в результате плохого поведения человечества. Миссионеры часто приспосабливали миф хамелеона, чтобы проповедовать христианство африканцам банту; хамелеон, который приносит хорошие новости о вечной жизни человечеству, таким образом равняется к Иисусу Христу.

Традиционная культура большинства народов банту включает несколько басен о персонифицированных, говорящих животных. Эти басни часто очень близки и в структуре и в цели к тем из западной традиции, до такой степени, что ученые иногда выдвигали гипотезу, что сам Эзоп (кто был согласно заявлению рабом из Эфиопии), возможно, был вдохновлен африканскими баснями.

Видный характер басен банту - заяц, символ умения и хитрости. Его главный антагонист - трусливая и обманчивая гиена. Лев и слон обычно представляют грубую силу. Еще более умный, чем заяц черепаха, которая бьет ее врагов ее терпением и сильным желанием. Эта символика, конечно согласно местным изменениям.

 

 

Список литературы

1. Львова Э.С. Этнография Африки. М., МГУ, 1984.

2.  Маке Ж. Культура цивилизации народов Востока Африки южнее Сахары. М., 1974

3. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1999.

4. https://bigenc.ru/ethnology/text/861331


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!