Хозяйство и материальная культура



Реферат

на тему:

«Народы Африки: Банту»

 

                                                               Выполнил обучающий:

                                                               Барышева А.С., ОБ-РИ-51

                                                               Проверил:

Доцент кафедры истории России

Евгеньев Андрей Александрович

 

 

Содержание

1.Введение

2.Этногенез и этническая история

3.Хозяйство и материальная культура

4.Социальный строй и общественная организация

5.Духовная культура

 

Введение

Племя банту является одним из многочисленных центральноафриканских народов, оно состоит из более чем 400 народностей.Банту является группой этносов, в нее входят зулу, руанда, малави, рунди, макуа, конго, коса, шоно, чокве и другие народы.Живут они повсеместно южнее Сахары. Они есть не только в Центральной Африке, но и в Восточном и Южном субрегионе, общая численность Банту более 20 млн человек.Независимо от места проживания и названия племени у банту общий язык и традиции, некоторые используют несколько языков, но основным является суахили.
     У представителей этого народа темный оттенок кожа, жесткие, спирально завитые локоны, переносица у них расположена низко, нос у этих людей широкий, губы массивны.

Люди банту высоки, их рост часто превышает 180 см. Они легко идут на контакт с туристами, дают себя сфотографировать и проводят с туристами экскурсии, на чем хорошо зарабатывают. Религия у народностей банту различна, распространены у них древние языческие верования, а также христианство и ислам. Они почитают религию в обрядах и в быту.
Когда-то банту, как все первобытные народы в качестве одежды использовали только набедренные повязки из трав и шкур животных, изготовляли они их самостоятельно, однако сейчас большинство из них внешне мало отличаются от европейцев.
    У народов Банту сохранился свой фольклор, традиционные сказки о природе, оригинальные танцы и песни, также у них много эпических сказаний и преданий, культура Африки по-прежнему очень важна для них.

 

 

Этногенез и этническая история

   На основании лингвистических соображений Дж. Гринберг полагал, что народы банту изначально были расселены на востоке нынешней Нигерии и в Камеруне (долина реки Бенуэ) - т. е., включали прародину бантоидных языков (к которым относятся и языки банту), которая, по предположению Гринберга находилась в бассейне среднего течения реки Бенуэ. Сама река Бенуэ, протекая с северо-востока на юго-запад, впадает в Нигер около города Логоджа в центре Нигерии.
Исследования английского лингвиста М. Гатри показали, что центром распространения языков Банту была область, простиравшаяся от устья реки Конго на восток до озера Занзибар, в пределах которой намечалось деление на 2 группы диалектов.
  В ещё более отдалённые времена языки Банту имели связь с языками атлантической группы, распространёнными ныне в пределах Гвинейской Республики, Либерии, Сьерра-Леоне, Гвинеи (португальской) и Сенегала.
   Антропологически население лесных районов бассейна Конго резко отличается от народов, населяющих области Великих озёр, по цвету кожи, росту и наличию прогнатизма, хотя и те и другие говорят на языке Банту. По культуре население западной части бассейна р. Конго ближе к народам северного побережья Гвинейского залива, говорящим на языках других языковых групп, чем к народам восточного побережья Африки, принадлежащим к той же языковой группе Банту, что и народы Конго.
  Ряд исследователей полагает, что банту расселялись в первую очередь вдоль западного берега континента, по западной границе тропических лесов, а меньшая по размеру группа отправилась на восток по северному краю лесов, а затем повернула на юг. Западная группа сформировала своеобразное «ядро» в низовьях Конго, миграции из которого и способствовали заселению саванн и возвышенностей Восточной Африки.
Другая теория предполагает, что северный путь миграции был главенствующим и что достаточно большая группа банту позже переселилась из района Великих Африканских озёр, образовав «конголезское ядро» (или слившись с ним), из которого и происходило заселение Восточной и Южной Африки.
Ко времени эпохи раннего железа относится один из этапов этногенеза народов Африки — движение банту и начало их расселения по всей Центральной, Восточной и Южной Африке. Этот процесс, по мнению многих исследователей, был довольно тесно связан с переселениями многих народов из Сахары к югу, юго-востоку и юго-западу, потеснивших прежних насельников сахельской зоны. В тот период значительную часть Западного и Центрального Судана занимали, по-видимому, родственные народы, близость происхождения которых до сих пор прослеживается в их языках.

   Время и пути миграций народов банту во многом еще не ясны, вызывают споры и требуют уточнения. Однако благодаря совместным усилиям ученых многих специальностей (историков, археологов, лингвистов) может быть нарисована приблизительная картина расселения банту. Используя данные своих наук, а также палеоботаники, климатологии и т. д., они высказали целый ряд гипотез, которые в целом могут быть сведены к следующей картине.
    Первый бурный рост населения в Африке, вызванный неолитической революцией, происходил на незначительной территории, ограниченной Сахарой. Он еще не оказал серьезного влияния на другие регионы континента. Однако последующее распространение земледелия в степи Судана (предположительно III—II тыс. до н. э.) и связанное с ним второе резкое увеличение населения Африки прямо коснулось негрских народов Западного и Центрального Судана. Границей этой второй фазы были экваториальные леса и болота долины Нила.
  В I тыс. до н. э. негроидное население суданской зоны состояло из земледельцев железного века. Данные лингвистики и антропологии довольно убедительно свидетельствуют, что районом, где лежала прародина народов банту, заселивших всю Центральную, Восточную и Южную Африку, могли быть только Камерун и Нигерия. Их переселения были направлены к востоку, в обход труднопроходимых девственных лесов бассейна Конго.
    Певый этап расселения банту проходил, вероятно, на рубеже новой эры не ранее половины I в. до н. э. и после I в. н. э. (стоянки железного века в Замбии). Первой областью, где банту остановились, были, скорее всего, плоскогорья Катанги (современная провинция Шаба в Заире), плодородные земли со множеством рек и речек, с залежами медных и железных руд, доступных разработке простейшими инструментами.
Второй этап экспансии банту — движение их из Катанги на запад и восток, распространение от Атлантического до Индийского океана. Археологический материал подтверждает вторичность культур Восточной Африки по отношению к культурам Центральной. По-видимому, банту появились в Восточной Африке в начале I тыс. н. э.
Третий этап экспансии банту, согласно последним исследованиям, можно датировать второй половиной I тыс. н. э. Он был связан с основанием тропических сельскохозяйственных культур, что дало возможность заселить более влажные районы. По-видимому, основным направлением было движение к северу вдоль побережья, а также освоение межозерья Танганьики и озера Альберта и переселение к югу, на территорию современного Зимбабве.
Второе тысячелетие н. э. открывает четвертый этап движения банту, когда происходило широкое расселение народов по всей современной «Африке банту». В это время отмечаются уже и повторные миграции, с севера на юг и с запада атлантического побережья на восток, в глубь материка. Банту активно смешивались с местными народами или оттесняли их в труднодоступные области девственного леса или пустынь. Так оказались загнанными в наиболее глухие области экваториальных лесов разрозненные группки пигмеев, а в сухие полупустыни юга — бушмены.
Согласно исследованиям Я. Вансины, сопоставление прабантуской лексики (особенно касающейся земледелия и керамики) с археологическими данными о распространении керамики и таких видов сельскохозяйственной деятельности, как производство пальмового масла и выращивание ямса (но не злаков), позволяет определить, что миграция банту из Западной Африки началась после появления земледелия и глиняной посуды в этом регионе. Археологические данные указывают, что это случилось не позднее 3000-2500 г. до н. э., и этим временем обычно и датируют начало миграции банту. После переселения прабанту в степные районы Камеруна их язык обогатился дополнительной земледельческой терминологией и лексикой, связанной со скотоводством (разведением коз и коров), рыболовством и судостроением.

Хозяйство и материальная культура

Банту занимаются земледелием, дополняемым собирательством, рыболовством и охотой. В лесных районах самая трудоемкая работа – расчистка участка. Вырубают лишь подлесок; молодые деревья, в течение нескольких недель высушивают на солнце, затем сжигают. Крупные деревья оставляют на месте, и их опаленные стволы стоят посреди поля. В саваннах при подготовке поля выжигают траву и кустарники. Зола, особенно в лесной области, где нет скота, служит единственным удобрением. Выжженный участок вскапывают мотыгами; участок используют несколько лет подряд, затем забрасывают и выжигают новый. Подготовка поля – дело мужчин; посадки, уход за полем и сбор урожая – обязанности женщин и детей. В области тропического леса на полях выращивают маниоку и ямс, в северном Конго – рис; в саваннах – просо, сорго, кукурузу. Животноводство развито крайне слабо. Держат для еды коз, овец, собак, кур и уток, но не едят яйца. В саваннах Анголы под влиянием португальцев разводят крупный рогатый скот. По берегам рек занимаются рыболовством; на побережье ловят рыбу и собирают морепродукты. Жители лесной зоны пытаются восполнить нехватку мяса охотой, но животного белка катастрофически не хватает.
Вдали от городов банту до сих пор живут в хижинах без окон и деревянного пола. Хижины с плетеными стенами, часто обмазанные глиной, четырехугольной формы, крыши – двускатные; в восточной части ДРК хижины круглые, с конической крышей. Поселения разнообразны. Чаще всего хижины стоят в два ряда по обе стороны дороги или рядами вдоль берега реки. В центре селения находится мужской дом, где собираются мужчины. Иногда хижины располагаются по кругу; встречаются хутора из нескольких хижин. Из убранства у некоторых племен кроме горшков и циновок была деревянная мебель. Так луба делали великолепную резную мебель и утварь. Многие племена достигли высокого мастерства в плетении циновок и корзин. Для плетения циновок существовали особые станки. Некоторые виды плетений из листьев рафии, тонкие и эластичные, употребляют как ткани.
    Банту Центральной Африки не знали ткачества. Они носили передник из плетеной травы или шкур, а от холода укрывались плетеной циновкой или шкурой. И сегодня в отдаленных деревнях женщины носят передники из травы или фабричной ткани. Мужчины носят шорты. Многие женщины имеют дешевые платья европейского покроя, но надевают их только в особых случаях. Городское население пользуется европейской одеждой. Обуви деревня не знает. Головным убором служит сплетенная из травы шляпа. Своеобразием отличаются скотоводы химба, живущие на границе Анголы и Намибии. До недавнего времени химба, кроме украшений, вообще не носили одежды. Чтобы защитить кожу от солнца, они покрывали смесью из охры, жира, пепла и ароматической смолы, Эта смесь придает их коже красноватый оттенок. Такой же смесью женщины покрывают заплетенные в косички волосы.
   Основу питания лесных банту составляют корнеплоды – маниока и ямс. У маниоки съедобны клубневидные корни, весящие около 4 кг. Клубни высушивают на солнце; в таком виде они сохраняются очень долго. Перед употреблением в пищу маниоку вымачивают в проточной воде, так как в ней содержится яд – синильная кислота. Когда клубни вынимают из воды, из них вытекает белая клейкая жидкость. Когда она стечет, клубни разрезают, рубят в деревянном корытце и растирают глиняными пестиками. Полученную тестообразную массу месят, скатывают в жгуты, обертывают банановыми листьями, перевязывают и варят на пару. Так приготовляют чикванго — хлеб из маниоки. На севере РК и на востоке ДРК возделывают горный, или сухой рис, не требующий орошения. Рис сеют в самом начале периода дождей. Сбор урожая производится через шесть месяцев. Рис собирают, срезая ножами горсть за горстью. Приготовляют рис разными способами, в частности делают лепешки с медом или сахарным тростником. Это любимое кушанье бангвана принявших ислам жителей восточной части ДРК.
  У народов саванн основой питания служит просо. Культура проса очень выгодна, так как через четыре месяца после посева можно собирать урожай. Кукуруза и сорго имеют меньшее значение. Просо, сорго и кукурузу едят в виде каш, почти всегда с острыми соусами. Банту повсеместно выращивают фасоль, тыкву и овощи. Из сока сахарного тростника и пальмового сока приготовляют вина, а из плодов масличной пальмы получают пальмовое масло. Лучше всех питаются банту саванн Анголы: обилие скота дает им молоко и мясо. В пищу они добавляют масло, молоко, творог и сыворотку. Растительные блюда обычно вареные – овощи, бобы, каши, маниок и ямс, бататы. На мясе варят похлебку. Жители побережья разнообразят еду рыбой и морепродуктами.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!