Социальный строй и общественная организация



 

В процессе формирования сомалийского этноса внутри него выделилось несколько хозяйственно-культурных типов, которые до сих пор определяют особенности быта и культуры тех или иных групп племен.

Традиционным занятием примерно 60% всех сомалийцев остается кочевое скотоводство. Большинство племен самале ведут кочевой или полукочевой образ жизни и разводят овец, коз, коров и верблюдов. Одногорбые верблюды (драмадеры) – самая ценная часть их многочисленных стад. Верблюды хорошо переносят жару, по много дней обходятся без воды и пищи. При смене стойбища на них грузят разборный дом и скромный скарб кочевников. Все работы, связанные с уходом за этими животными, включая доение верблюдиц, выполняют мужчины. Верблюдица дает больше молока, чем корова или коза, и оно дольше сохраняется в условиях тропической жары. Велика и социальная значимость верблюдов – ведь ими расплачиваются за нанесенный ущерб и пролитую кровь, отдают в качестве выкупа за невесту. От количества верблюдов в стаде зависит престиж и общественное положение кочевника.

Типичное жилье кочевников акаль представляет собой небольшое сооружение полусферической формы. Его каркас собирается из нескольких гнутых жердей и покрывается циновками и шкурами домашних животных, которые обвязываются веревками. Под крышей может быть закреплен поперечный шест, на который можно вешать домашнюю утварь и одежду. Работы по сборке и разборке акаля выполняют женщины. С этой работой они справляются за 1-1,5 часа. Входят в дом через узкий и невысокий проем, занавешенный ковром. Внутри дома – простейшая обстановка: несколько низких табуретов и спальных мест, оборудованных из циновок или накрытых шкурами жердей, короба и корзины для хозяйственных нужд, кухонная утварь, бурдюки и канистры для воды. Многие предметы быта кочевники изготавливают из подручных средств — кожи, шерсти, дерева, прутьев, соломы, пальмовых листьев и глины. Например, вместо подушки некоторые кочевники используют специальную деревянную подставку под голову — баркин, а вместо постельного белья – циновки и коврики, плетеные из пальмовых листьев и лыка. К жилищу кочевника примыкает загон для скота, сооружаемый из срубленных и наваленных друг на друга колючих кустов и веток акации. Рядом с домом может быть определено место для намаза, обычно окаймленное небольшими камнями.

Обычная сомалийская семья состоит из мужа, одной или нескольких (до четырех) жен и детей. У кочевников принято жениться на девушках из другого рода своего племени, реже – из другого родственного племени. Если у мужа более одной жены, то каждая из них вместе со своими детьми, как правило, живет в отдельном доме. Вместе с ними также могут жить престарелые родители и неженатые или незамужние родственники. В случае развода, что в сомалийских семьях случается довольно часто, дети, как правило, остаются с матерью, но иногда и с отцом и другой его женой. Кстати, детей в семьях кочевников обычно бывает много – пять-семь и более. В случае смерти отца семейства, имущество семьи переходит к его сыновьям, а дочери имеют право наследовать вдвое меньшую долю имущества. Однако на практике всё ценное имущество, как то крупный домашний скот или наделы земли, достается сыновьям.

Семья и рэр – низшие ступени родоплеменной организации сомалийцев. Несколько рэров, восходящих к общему предку, образуют джилиб , то есть «колено». Несколько джилибов составляют род — лаф, несколько родов – небольшое племя коло или джифо. Небольшие племена могут объединяться в более крупное племя — кабил, бэл или тол , а те – в соплеменность или союзы (группу) родственных племен – бэлвейн или толвейн. Сомалиец, как правило, точно знает место, занимаемое им в родоплеменной структуре, и, рассказывая о себе, сначала называет свое имя, имя отца и деда, а затем сообщает название джилиба, рода, племени и группы племен, к которым он принадлежит.

Во главе племен стоят вожди. Титул вождя, как правило, передается от отца к сыну. Если наследника нет, новым вождем избирается один из ближайших родственников прежнего вождя. Церемония вступления в должность нового вождя проводится в торжественной обстановке, в присутствии старейшин племени, вождей других племен и почетных гостей. Ее кульминацией становится исполнение обряда анашуб, когда на голову нового вождя медленно выливают разбавленное молоко. Этим дают понять, что он принадлежит всем родам, составляющим племя. В некоторых племенах при вступлении в должность нового вождя его голову посыпают свежими листьями акации. Этот обряд называется алемосар.

 

 

Духовная культура

Народы Сомали в доисламский период исповедовали формально монотеистическую религию, в которой, тем не менее присутствовало множество второстепенных божеств. Позже они были заменены одним высшим существом, называемым Eebe (Бог, также известным как Waaq). Поддержание Вселенной в равновесии в сомалийских мифах объяснялась любовью между Быком и Коровой. Вселенная, как говорили предания, удерживалась на рогах быка. Всякий раз, когда любовь Быка к Корове угасала, на Земле случались стихийные бедствия и катастрофы. Религиозные храмы начиная с древности известны, как taalo, важные церемонии в них проводились во главе со священниками qallu. В период расцвета Аксумского царства (Древняя Эфиопия, IV—VI века н. э.) под его власть подпадает северная часть Сомали. В 333 году в Аксуме как государственная религия было принято христианство. Однако в VII веке на Африканском роге началось распространение ислама, который в конечном итоге стал господствующей религией на территории Сомали.

С немногими исключениями Сомалийцы — полностью мусульмане, большинство, принадлежащее ветви Суннита Ислама школа Исламской юриспруденции, хотя некоторые — также сторонники наименования мусульманина-шиита. Конституция Сомали определяет Ислам как религию сомалийской республики, как основной источник для национального законодательства.

Ислам вошел в область очень вначале, поскольку группа преследуемых мусульман, при убеждении Пророка Мухаммэда, искала убежище через Море в Африканском Роге. Ислам, возможно, таким образом был введен в Сомали задолго до того, как вера даже пустила корни в ее месте происхождения.

Кроме того, сомалийское сообщество произвело многочисленные важные Исламские числа за столетия, многие из которых значительно сформировали курс Исламского изучения и практики в Африканском Роге, Аравийском полуострове, и хорошо вне. Среди этих Исламских ученых 14-ое столетие богослов Сомали и юрист Утмэн бин Али Зэйла , который написал единственный самый авторитетный текст на школе Ислама, состоя из четырех объемов.

Христианство — религия меньшинства в Сомали, больше чем 1 000 практиков в населении восьми миллионов жителей. Есть одна епархия для целой страны, Епархия Могадишо, который оценивает, что было только о приблизительно 100 католических практиках в Сомали в 2004.

В 1913, во время начала колониальной эры, не было фактически никаких христиан на сомалийских территориях, только с приблизительно 100-200 последователями, приезжающими из школ и приютов немногих католических миссий в британском протекторате. Не было также никаких известных католических миссий в итальянском во время того же самого периода. В 1970-ых, во время господства тогда Марксистского правительства Сомали, управляемые церковью школы были закрыты, и миссионеры отсылали домой. Не было никакого архиепископа в стране с 1989, и собор в Могадишо был строго поврежден во время гражданской войны.

Некоторые несомалийские группы этнического меньшинства также практикуют анимизм, последний которого, в случае банту, представляет религиозные традиции, унаследованные от их предков в юго-восточной Африке.

 

 

Список литературы

 

1. Abdalla Omar Mansur, “The nature of the Somali Clan System” (1995).

2. Abdi M. Kusow, “The Somali Origin: Myth or reality” (1995).

3. Helen Chapin Metz, “Somalia: A Country Study” (1992).

4. Г. Л. Капчиц, «Сомалийские народные сказки», М. (1997).

5. Страны. Народы. Цивилизации. Т. 13 / Глав. ред. М. Аксёнова — М.: Аванта+, 2003.

6. Густерин П. В. Города Арабского Востока. — М.: Восток—Запад, 2007. — 352 с. — (Энциклопедический справочник). — 2000 экз. — ISBN 978-5-478-00729-4

7. Шерр Е.С. Сомали в борьбе за социалистическую ориентацию. М., 1974.

8. Хазанов А.М. Сомалийская республика. (Исторический очерк). М., 1961.

9. Сергеева И.С. Сомалийская Республика. Географическая характеристика. М., 1965.

10. Религия сомали : [Электронный ресурс]. URL : http://rusemp.ru/index.php/somali3/3338-somali-religiya.html

 


 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!