Хозяйство. Материальная культура



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Филологический факультет

Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка

 

 

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Этнология стран Азии и Африки

Тема: «Народы Африки: Сомали»

Выполнил обучающийся:

Тропман Александр Сергеевич

5 курс, группа ОБ-РИ-51

Преподаватель:

Евгеньев А.А., кандидат исторический наук, доцент

 

Оренбург, 2020 г.

Содержание

1. Этногенез и этническая история. 3

2. Хозяйство. Материальная культура. 8

3. Социальный строй и общественная организация. 12

4. Духовная культура. 14

Список литературы.. 16

 


Этногенез и этническая история

 

Самоназвание – сомбли. Народ кушитской группы. Сомалийцы имеют две этнические подгруппы: северные — самбле (самоназвание) и южные — саб (самоназвание).

Двуязычны (основной язык — сомали кушитской группы афразийской (семито-хамитской) семьи, второй — арабский). Письменность на базе латинского алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты. Среди сельского населения сомалийцев сохраняются элементы доисламских верований, у некоторых племён — касты колдунов. В городах есть христиане, преобладают приверженцы Римско-католической церкви.

Сомали имеет международно признанное Переходное Федеральное Правительство. В настоящее время на территории Сомали существуют следующие государственные образования:

  • Сомалийская Республика (основная часть Могадишо, благодаря размещённому там, под эгидой Африканского Союза, воинскому контингенту из Уганды и Бурунди) — территории, контролируемые Переходным Федеральным Правительством, которому формально также подчинено несколько самопровозглашённых полуавтономных государств и мелких группировок, не желающих подчиняться «Аш-Шабаабу» и Сомалиленду.
  • Галмудуг (центр) — автономный район, первоначально провозгласил свою независимость, но теперь признаёт Переходное Федеральное Правительство, считая себя автономией, в войне участвует на стороне федерального правительства;
  • Маахир (север) — автономное государство, первоначально провозгласившее свою независимость от Сомалиленда, но затем, признав Переходное Федеральное Правительство и считая себя автономией, фактически ликвидированное и оказавшееся под контролем Сомалиленда и Пунтленда, в настоящее время восстановило автономный статус, но придерживается нейтралитета;
  • Исламский Эмират Сомали («Джамаат Аш-Шабаб», «Аш-Шабааб») — радикальное исламистское движение, имеющее связи с «Аль-Каидой» и тесно сотрудничающее с радикальными исламистами соседнего Йемена, в настоящее время контролирует значительные территории на юго-западе и в центре Сомали;
  • Республика Сомалиленд (северо-запад) — считает себя независимым государством, официально не признано ни одним государством мира, хотя имеет неформальные политические связи с рядом стран и др.

 

Этногенез и этническая история: народ сомалийцев сложился в результате долгих и интенсивных процессов миграции разных групп населения Восточной Африки и прилегающих областей.

Начиная с середины 3-го тысячелетия до н. э. к берегам северного Сомали (названным ими «страной Пунт») совершали плавания египтяне, вывозившие оттуда золото, благовонные смолы, древесину. Пытаясь установить здесь своё господство, правители Египта воспитывали при своём дворе детей местной знати. В III веке до н. э. на севере Сомали основали свои фактории греки и египтяне, подданные Птолемеев. Они занимались, кроме прочего, отловом и отправкой в Египет слонов. В то время основное население Сомали составляли кочевники-скотоводы, но на побережье Аденского залива уже существовали портовые посёлки, управлявшиеся местными князьками. В I—II веках н. э. население побережья северного Сомали через порты Авалит, Малао, Опона вело торговлю с Римской империей, Южной Аравией, Индией. Из Сомали вывозились благовонные смолы, пряности, слоновая кость, панцири черепах, рабы, а ввозились ремесленные изделия и продовольственные товары. В период расцвета Аксумского царства (древняя Эфиопия, IV—VI века н. э.) под его власть подпадает северная часть Сомали, возникает важный порт Зейла (восточнее нынешнего Джибути). С упадком влияния Аксума на севере Сомали возникает раннего сударственное образование Бербера и союз племён Хавия. В них входили полуосёдлые земледельцы-скотоводы, а также кочевники.

В VII—VIII веках сюда стали проникать массы арабов — мусульман, подвергших сильному исламскому воздействию культуру местных народов. В XII—XIII веках на территории Сомали распространяется ислам, хотя и не полностью вытеснивший местные культы. В XII-XVI веках на территории современного Сомали периодически возникали султанаты, которые быстро распадались. В XIV—XV веках шли постоянные войны мусульманских султанатов Сомали против христианской Эфиопской империи. Первое упоминание этнонима «сомали» появляется в амхарской песне начала XV века, в честь победы эфиопского императора Йисхака. В 1499 году у берегов Сомали появились португальские корабли, под командованием Васко да Гамы. Португальцы захватили сомалийские города — Могадишо в 1499, Барауэ в 1506, Зейлу в 1517. В итоге португальцы подчинили себе всё побережье Сомали.

Однако против португальцев выступили египетские мамлюки и турки, использовавшие поддержку местных сомалийцев. На стороне Португалии в борьбу вступила Эфиопия. В 1530—1559 годах на территории Сомали шла кровопролитная и опустошительная война между сомалийцами, мамлюками и турками против эфиопов и португальцев. В итоге победила Эфиопия, а сомалийские племена распались на мелкие союзы, воевавшие между собой.

В результате междоусобных войн население сомалийских городов резко уменьшилось. Некоторые города были вообще покинуты. Зейла в XVII веке перешла под власть Турции. С середины XVII века прибрежные города на востоке Сомали стал подчинять себе султанат Оман. После переноса резиденции оманских султанов на Занзибар и последующего разделения султаната на африканскую и азиатскую части — восточное побережье Сомали отошло к Занзибару, а северное — к Турции. При этом во внутренних частях Сомали образовалось множество местных султанатов (Раханвейн, Миджуртини, Геледи, Тунни и др.), которые держали под своим контролем внутренние торговые пути и плодородные земли нагорий и речных долин, не признавая власти Турции и Занзибара.

В XIX веке в Сомали участились междоусобные войны между султанатами и племенами, сопровождавшиеся переселением больших групп жителей, в основном в южные районы.В начале XIX века в Сомали стали распространяться разные учения мусульманских течений и сект, периодически объявлявших «джихад» соседям.В 1819 году одна из сект основала теократическое государство Бардера, которое стало воевать против султанатов Геледи, Тунни и Барауэ. В середине XIX века Бардера была разгромлена соседями, но очаги джихада сохранились.В середине XIX века Занзибар пытался усилить свой контроль над городами Сомали (в 1843 — захватил Могадишо, в 1862 — Мерку), однако эти попытки не увенчались особым успехом.С 1869 года порты Сомали стал захватывать Египет. Однако к 1885 египтяне ушли из Сомали, не выдержав сопротивления местных правителей.В 1884—1888 годах Великобритания, Италия и Франция разделили между собой всё побережье Сомали.Южная часть Сомали (султанаты Миджуртини и Оббия) приняли протекторат Италии. Также на южные районы Сомали претендовали немцы, но англичане этого не допустили. Северное побережье перешло под власть Британии, Джибути — к Франции. Некоторые сомалийские племена во внутренних районах страны признали власть Эфиопии.

С 1899 года мусульманской проповедник Саид Мохаммед Абдилле Хасан длительное время вел борьбу с итальянцами и англичанами под лозунгами джихада, изгнания иноземцев и водворения истинно исламского государства. Во время Первой мировой войны Хасан рассчитывал на помощь Турции и Германии. Одолеть Хасана удалось только в 1920 году; в независимой Сомали он считался национальным героем, его именем даже была названа военная академия страны. В 1920-х годах итальянские колонизаторы стали развивать в Сомали систему плантационно-фермерского хозяйства европейского типа. Фашистское правительство Муссолини выделяло на это существенные финансовые субсидии, а также организовало строительство в Сомали дорог и ирригационных сооружений. Фашистские власти Италии также поощряли переселение итальянских крестьян в Сомали. В тот же период британские колонизаторы занимались в своей части Сомали в основном строительством дорог, усовершенствованием портов и экспортом шкур (в основном коз). В период Второй мировой войны Сомали было объединено сперва под итальянским флагом, потом под британским. Дальнейшая судьба колонии вызвала большие споры на международном уровне, и в итоге было решено предоставить ей независимость после длительного переходного периода.

Этнические подгруппы сомалийцев различаются в хозяйственном и культурном отношениях. Северная группа (включает племена: хавийя, дарод, гадабурси, исхак, дир) — кочевники-скотоводы. Область их обитания — пустыня и полупустыня, покрытая колючим кустарником, уровень осадков на большей части их территории менее 10 см в год. Разводят главным образом верблюдов, мелкий рогатый скот, лошадей. Крупного рогатого скота мало. Земледелие носит подсобный характер.

Южная группа сомалийцев (включает племена: дигил, раханвейн, тунни) — земледельцы, ведут оседлый образ жизни. Возделывают сорго, бобовые, корнеплоды, табак, хлопчатник. У них развито отгонно-пастбищное скотоводство: разводят крупный рогатый скот. На побережье Красного моря развито рыболовство и лов морских черепах.

 

Согласно традиции, северные сомалийцы — выходцы из Аравии, прямые потомки пророка Мухаммеда. Южные сомалийцы — результат смешения собственно сомали и автохтонного африканского населения. В социальной традиционной иерархии саб стоят ниже самале. Около XV века саб отделились и мигрировали в менее засушливые земли к югу и осели там. Их хозяйственно-культурный тип постепенно изменился от кочевого к оседлому. Однако социальная иерархия между этими подгруппами этноса сомалийцев сохранилась и после их разделения и территориального размежевания.

Саб оставались в зависимом от самале положении. На них распространялся запрет содержать самых престижных животных — лошадей. Саб ограничены в участии в ритуальной сфере.

 

Для кочевников самале характерны сезонные миграции на большие расстояния, которые они совершают группами («рер»), свободными объединениями нескольких патриархальных семейных общин, образующих временную кочевую общину. Стада верблюдов — целиком на попечении мужчин. В пользовании и под надзором женщин в семье — грузовой верблюд, дойная верблюдица (причём доят её только мужчины), некоторое количество овец и коз, и где есть — коровы. Женщины также заняты приготовлением пищи, сбором топлива, уборкой жилищ. Ремёсла: обработка шкур, выделка кожи, изготовление изделий из дерева и рога, оружия и орудий труда — мужские занятия. Плетение из соломы (изделия украшаются цветным орнаментом жёлтого, лилового и красного цветов) — женское занятие.

 

На стойбище женщины устанавливают лёгкое разборное круглое жилище «аггал» — деревянный каркас, покрытый шкурами, одеялами, пучками сухой травы.

 

Традиционные жилища и поселения: поселения южных сомалийцев саб не имеют определённого плана застройки. Жилище типа тукуль — круглое в плане с конической крышей из соломы. Среди саб распространено производство керамической посуды, изготовляемой в технике вытягивания. Интерьер жилища — настилы из шкур, травы, кожаные мешки для утвари, одежды, сумки.

 

Традиционная одежда сомалийцев: у мужчин — кусок белой хлопчатобумажной ткани, обёртываемый вокруг бёдер, поддерживаемый кожаным ремнём, и оружие, накидка типа плаща, обувь — грубые сандалии на толстой кожаной подошве. Женская одежда состоит из куска такой же ткани, оборачиваемой вокруг торса от плеч, украшения из металла.

 

Домохозяйство кочевников — простейшая семья «раас», в неё входят глава, его жена (жёны) и их дети. В процессе кочевого производства объединяются семьи отца и его женатых сыновей в кочевую общину «рер». Возрастных классов у сомалийцев нет. Сохраняется сложная племенная иерархия. В современных условиях традиционное кочевое скотоводство самале приходит в упадок под воздействием товарно-денежных отношений.

 

Хозяйство. Материальная культура

 

Сомалийцы занимаются скотоводством и земледелием, как и большинство других народов. Доля сельского хозяйства в совокупном национальном продукте — свыше 80%, промышленности — около 8%. Экономически более развиты прибрежные и приречные районы, где сосредоточены города, включая столицу, и большинство населения. Численность экономически активного населения — около 1 млн. человек, или примерно Уз всего населения, в том числе в сельском, лесном и рыбном хозяйстве занято свыше 85%; в промышленности, строительстве, коммунальном хозяйстве — около 3%; на транспорте, в торговле, связи и в других отраслях сферы обслуживания и на государственной службе — около 11%.

По всей территории разводят верблюдов; крупный рогатый скот — на юге, мелкий — на севере. В стране 3 млн. голов крупного рогатого скота, 2,1 млн. овец, 4,5 млн. коз и 3 млн. верблюдов. Стоимость вывозимого живого скота превышает стоимость экспорта страны. Весьма сложна проблема перевода кочевников на оседлость. Первая такая попытка была сделана в 1975 г., когда из-за длительной засухи погибли тысячи людей и большое количество скота, в связи с чем с помощью Советского Союза в южные районы и на побережье Индийского океана переселили свыше 100 тысяч пострадавших скотоводов. В новых районах им предоставили возможность заниматься земледелием и рыболовством в кооперативных хозяйствах.

Земледелие сосредоточено в долинах и междуречье Джубы и ВебиШебели и на северозападе, в районе Харгейса — Бо рама. В земледелии четко выражены два типа хозяйства — полунатуральное и товарное. Принятый в Сомали в 1975 г. закон, установивший государственную собственность на землю и ее недра, фактически не изменил привилегированного положения владельцев плантаций в сельском хозяйстве страны. Основная масса хозяйств — это мелкие полунатуральные, размером примерно 1 га на поливных и до 3 га на неполивных землях. В мелких хозяйствах коренного населения, главным образом на неорошаемых землях, выращивают потребительские культуры (сорго, кукуруза, кунжут, арахис, бобы), а в мелкотоварных наряду с потребительскими и товарные культуры (хлопчатник, масличные).

Существенную роль в товарноэкспортном земледелии до сих пор играют плантации, фактически принадлежащие преимущественно итальянскому капиталу. Они расположены в районах орошаемых земель (которые составляют около У5 всех обрабатываемых площадей) в долинах Джубы и ВебиШебели. На плантациях выращивают бананы, сахарный тростник и некоторые другие культуры.

Бананы — главная экспортная культура страны. Экспортируется около 110 тыс. т бананов в год. Вывоз их контролируется Национальным банановым управлением. Неполивные пахотные земли занимают около 500 тыс. га в южных и 80 тыс. га в северных районах. На них выращивают преимущественно зерновые. Суммарное производство зерна свыше 120 тыс. т в год. В хорошие годы в районах междуречья снимают по 2—3 урожая.

Сомалийская земля издревле славилась ароматическими смолами (мирра, ладан). Их сбор обеспечивает значительную долю мирового потребления. Рыболовством занимаются на океанском побережье, товарный характер оно имеет в основном в районах портовых городов.

Добывающая и обрабатывающая промышленность только зарождается. Запасы гидроэнергии незначительны.

Преобладает мелкая частная кустарная промышленность, тяготеющая к городам побережья. Развивается промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья, главным образом в провинциях Бенадир и Нижняя Джуба. Наиболее крупные предприятия — текстильная фабрика в Баладе (сомалийско западногерманской акционерной компании), сахарный завод в Джоухаре (производительность — свыше 40 тыс. т сахара в год), государственный мясокомбинат в Кисмайо и принадлежащий частному капиталу мясокомбинат в Могадишо, рыбоконсервный завод в JIacXope, молочный в Могадишо.

После 1969 г. происходило укрепление государственного сектора хозяйства. При содействии Советского Союза были построены ведущие предприятия (мясной комбинат, молочный и рыбоконсервный заводы, типография), порт Бербера, больницы, радиостанция и другие объекты.

В стране четыре важных порта: глубоководные и оборудованные — Бербера, Кисмайо, Могадишо, лихтерный — Мерка. Республика располагает 11 аэропортами и посадочными площадками, из которых четыре (Могадишо, Харгейса, Кисмайо, Босасо) действуют круглый год.

К началу 80х годов основная часть внешней торговли Сомали приходится на капиталистические страны; главный контрагент — Италия. В страны Аравийского полуострова идет свыше 1/3 (по их стоимости) сомалийского экспорта.

 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!