Хозяйство. Материальная культура



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оренбургский государственный педагогический университет

Филологический факультет

 

 

РЕФЕРАТ

На тему «Народы Азии: Татары»

 

Работу выполнил:

Студент 5 курса ОБ-РИ51  группы

Филологического факультета

Прокопив Зуляйха Димильевна

 

Работу проверил:

Кандидат исторических наук, доцент

Евгеньев Андрей Александрович

 

 

Оренбрг ‒ 2020

План:

1. Этногенез и этническая история

2. Хозяйство. Материальная культура

3. Социальный строй и общественная организация

4. Духовная культура

 

 

Этногенез и этническая история

Этногенез татар — в настоящее время активно разрабатываемый историками вопрос. Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них:

татаро-монгольская теория;

булгаро-татарская теория;

тюрко-татарская теория.

Продолжительное время наиболее признанной считалась булгаро-татарская теория. В настоящее время большее признание получает тюрко-татарская теория.

Тюрко-татарская теория

Тюрко-татарская концепция происхождения татар развивается в работах Г. С. Губайдуллина, А. Н. Курата, Н. А. Баскакова, Ш. Ф. Мухамедьярова, Р. Г. Кузеева, М. А. Усманова, Р. Г. Фахрутдинова, А. Г. Мухамадиева, Н. Давлета, Д. М. Исхакова, Ю. Шамильоглу и др.

 

Сторонники данной теории считают, что она наилучшим образом отражает довольно сложную внутреннюю структуру татарского этноса (характерную, впрочем, для всех крупных этносов), соединяет в себе лучшие достижения других теорий. Первоначально теория развивалась зарубежными авторами. Кроме того, встречается мнение, что одним из первых на сложный характер этногенеза, не сводимый к одному предку, указал М. Г. Сафаргалиев в 1951 году. После того, как в конце 1980-х годов потерял актуальность негласный запрет на публикацию работ, выходящих за рамки решений сессии АН СССР 1946 года, а также перестали использоваться обвинения в «немарксизме» многокомпонентного подхода к этногенезу, данная теория была пополнена множеством отечественных публикаций.

Сторонники теории выделяют несколько этапов формирования этноса.

Этап образования основных этнических компонентов (середина VI — середина XIII века). Отмечается важная роль Волжской Булгарии, Хазарского каганата и кыпчакско-кимакских государственных объединений в этногенезе татарского народа. На данном этапе произошло образование основных компонентов, объединившихся на следующем этапе. Велика роль Волжской Булгарии, заложившей исламскую традицию, городскую культуру и письменность на основе арабской графики (после X века), сменившая наиболее древнюю письменность — тюркскую рунику. Этническое самосознание оставалось локальным.

Этап средневековой татарской этнополитической общности (середина XIII — первая четверть XV века). В это время произошла консолидация компонентов, сложившихся на первом этапе, в едином государстве — Улусе Джучи (Золотой Орде); средневековые татары на основе традиций объединённых в одном государстве народов не только создали своё государство, но и выработали свою этнополитическую идеологию, культуру и символы своей общности. Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий, мусульманского духовенства и формированию к XIV веку татарской этнополитической общности. Этап характеризуется тем, что в Золотой Орде на основе огузо-кыпчакского языка происходило становление наддиалектного койнэ, утверждение норм литературного языка (литературный старотатарский язык). Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на нём (поэма Кул Гали «Кыйса-и Йосыф») написан в XIII веке. Этап завершился с распадом Золотой Орды в XV веке.

В образовавшихся татарских ханствах, началось формирование новых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, касимовские, крымские, сибирские, темниковские татары и др.

После середины XVI и до XVIII века выделяют этап консолидации локальных этногрупп в составе Русского государства. После присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству, усилились процессы миграции татар (так известны массовые переселения с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Кубани в Астраханскую и Оренбургскую губернии) и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, способствовавшее их языковому и культурному сближению. Этому способствовало наличие единого литературного языка, общего культурного и религиозно-образовательного поля. Объединяющим в определённой степени являлось и отношение Русского государства и русского населения, не различавших этногруппы. Отмечается общеконфессиональное самосознание — «мусульмане». Часть локальных этногрупп, вошедших в это время в другие государства (в первую очередь крымские татары) далее развивались самостоятельно.

Период с XVIII до начала XX века, сторонниками теории определяется как становление татарской нации. Эта проблема на сегодняшний день изучена недостаточно глубоко. Выделяют такие этапы формирования нации:

С XVIII до середины XIX века — этап «мусульманской» нации, на котором объединяющим фактором выступала религия.

С середины XIX века до 1905 года — этап «этнокультурной» нации. После реформ 1860—1870-х годов началось развитие буржуазных отношений, которые способствовали бурному развитию культуры. В свою очередь её составляющие (система образования, литературный язык, книгоиздание и периодическая печать) завершили утверждение в самосознании всех основных этнотерриториальных и этносословных групп татар представления о принадлежности к единой татарской нации. Со второй половины XIX века начинает формироваться современный татарский литературный язык, к 1910-м годам полностью вытеснивший старотатарский. На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона.

С 1905 до конца 1920-х годов — этап «политической» нации. Первым проявлением были требования культурно-национальной автономии, высказанные во время революции 1905—1907 годов. В дальнейшем были идеи Штата Идель-Урал, Татаро-Башкирской Советской республики, создание Татарской АССР. После переписи 1926 года исчезают остатки этносословного самоопределения.

Сторонников Тюркской теории называют татаристами.

Булгаро-татарская теория

В рамках теории булгаро-татарского происхождения татар ключевым моментом этногенеза татарского народа считается период существования Волжской Булгарии, когда у булгарского этноса, начавшегося складываться в Среднем Поволжье и Приуралье начиная с VIII века, сформировались основные этнокультурные особенности современных татар. По мнению сторонников теории, последующие периоды (период существования Золотой Орды, Казанского ханства, Русского государства) не оказали значительных влияний на язык и культуру булгаро-татарского народа, причём, в период Казанского ханства, булгарский («булгаро-казанский») этнос упрочил этнокультурные особенности, характерные для домонгольского периода и сохранил их (вместе с самоназванием «булгары»[11]) до 20-х годов XX века.

Основы теории были заложены в 1920-е годы в трудах Н. Н. Фирсова, М. Г. Худякова и отражали активно внедрявшиеся в гуманитарные науки идеи марксизма в форме теории стадиальности и автохтонного происхождения народов. После специальной научной сессии по происхождению казанских татар, организованной 25—26 апреля 1946 года Отделением истории и философии АН СССР совместно с Институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР, положения булгаро-татарской теории приобрели статус официальных:

Сессия подвела итог многолетней дискуссии по вопросу этногенеза казанских татар. На основе данных лингвистики, археологии, этнографии, антропологии и других смежных дисциплин сессия смогла сделать определённые выводы. Основной вывод состоит в том, что казанские татары, как и всякая народность, есть результат длительного общения и взаимосвязей с другими этническими группами и народами. На формирование их решающее влияние оказали местные племена и тюркоязычные народности (булгары и другие), которые до прихода в край монгольских завоевателей создали государство камских булгар.

На сессии с докладами выступили А. П. Смирнов («К вопросу о происхождении казанских татар»), Т. А. Трофимова («Этногенез казанских татар среднего Поволжья в свете данных антропологии»), Н. И. Воробьёв («Происхождение татар по данным этнографии»), Л. З. Заляй («Происхождение татар Поволжья по материалам языка»).

До начала 1990-х годов булгаро-татарская теория этногенеза татарского народа активно разрабатывалась целой плеядой учёных, среди которых А. П. Смирнов, Х. Г. Гимади, Н. Ф. Калинин, Л. З. Заляй, Г. В. Юсупов, Т. А. Трофимова, А. Х. Халиков, М. З. Закиев, А. Г. Каримуллин, С. Х. Алишев.

Сторонников Булгарской теории называют булгаристами.

В настоящее время Булгарская теория происхождения татар большинством учёных считается устаревшей.

 

Теория татаро-монгольского происхождения

В рамках теории татаро-монгольского происхождения татар ключевым моментом этногенеза считается переселение в Восточную Европу кочевых татаро-монгольских племён. Смешавшись с половцами и приняв в период Золотой Орды ислам, эти племена создали основу татарского этноса, его культуры и государственности. Как правило, сторонники теории склонны либо преуменьшать, либо отрицать значение Волжской Булгарии в истории казанских татар.

Истоки возникновения теории татаро-монгольского происхождения татар следует искать у западноевропейских исследователей. Правда в понимание этнонима татар они включали население всех государств Чингизидов, в том числе и население Джучиева улуса, считая их потомками монголо-татарских завоевателей.

Новое развитие эта концепция получила в конце XIX века, когда русские миссионеры во главе с известным казанским учёным Н. И. Ильминским, занимавшимся просвещением и христианизацией инородцев, решили возродить её в своих колониальных целях. Опираясь на открытие Х. Фейзханова, обнаружившего в 1863 году булгарские надгробия с чувашскими словами, Н. И. Ильминский, несмотря на наличие большого количества булгарских надгробных стел оформленных обычнотюркским языком, в 1865 году выдвигает идею о происхождении чувашей от волжских булгар, а татар — от монголо-татарских завоевателей. Его взгляды находят горячую поддержку и получают дальнейшее развитие в трудах царского цензора и учёного Н. И. Ашмарина (1902).

В конце XIX — начале XX века версия татаро-монгольского происхождения татар начинает находить научное оформление также в работах Г. И. Перетятковича, М. Н. Покровского, В. Ф. Смолина, Х. Атласи, Г. Баттала, З. Валиди, М. Рамзи. Однако уже и в 1920-е годы первоначальные постулаты теории начали подвергаться смягчению. Так, например, Г. Губайдуллин в своих работах выводил предков современных татар от домонгольских кипчаков, отатаренных в период Золотой Орды.

К концу 1930-х годов в советской идеологии сформировалась тенденция особо подчеркивать историческую роль русского народа. Золотая Орда стала, соответственно, рассматриваться как агрессивное государство, которое вело «захватнические войны и разбойничьи походы на земли русского народа и его соседей». Это незамедлительно нанесло отпечаток и на татарскую историографию. Постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» и Постановление Татарского обкома ВКП(б) от 6 октября 1944 года «Об ошибках и недостатках в работе Татарского научно-исследовательского института языка, литературы и истории» привели к фактическому запрету изучения истории Золотой Орды вне идеологических рамок, а после научной сессии Отделения истории и философии АН СССР, прошедшей в 1946 году, изучение этногенеза татар могло развиваться фактически лишь в рамках булгаро-татарской теории. Политически мотивированные решения по этногенезу татар, принятые на научной сессии Отделения истории и философии АН СССР, прошедшей в 1946 году, были повторно подкреплены заключениями научной сессии Отделения истории и философии Академии наук СССР и Чувашского научно-исследовательского института, состоявшейся в Москве в январе 1950 года, в которых теория булгарского происхождения чувашей была отвергнута в пользу предвзятой идеи автохтонности чувашского народа в Поволжье. Подобная политическая ситуация вокруг этногенеза татар и чувашей сохранялась до середины 1980-х годов.

Сторонников Татаро-монгольской теории называют татаристами.

Хозяйство. Материальная культура

 

Татары – оседлый народ с глубокими земледельческими традициями. Уже в период Волжской Булгарии её жители занимались сельским хозяйством. О высоком уровне земледелия у булгар свидетельствуют и археологические данные.

Во время раскопок обнаружены железные сошники, лемехи и резаки от плуга, наральники, орудия уборки и серпы, жернова. Крестьяне сеяли пшеницу, просо, ячмень, полбу, чечевицу, горох. Важной отраслью сельского хозяйства являлось скотоводство. Оно обеспечивало население мясом и молочными продуктами. Шерсть шла на изготовление войлока и ткани. Булгары разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз. Лошади использовались как тягловая сила на пашне. Земледелие удовлетворяло не только внутренние потребности страны в хлебе. Булгары вывозили хлеб в русские княжества. В «Повести временных лет» (1024) сообщается, что во время голода в Суздальской земле русские отправлялись в «Булгары и привезоша жито (хлеб) и тако ожиша». Таким образом, в домонгольское время были заложены основы агрикультуры татар: система земледелия, традиционный набор сельскохозяйственных растений, пахотные орудия, терминология, в общих чертах сохранившиеся и в более позднее время.

Сельское хозяйство было одной из ведущих отраслей экономики Золотой Орды и позднее – Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского ханств, Ногайской Орды. Известно, что Золотая Орда являлась основным поставщиком хлеба и других товаров на рынки Европы. Татарские крестьяне, особенно в Поволжье и на Урале, пользовались заслуженным уважением в крае. Современник писал: «Хлебопашество у татар идёт очень успешно, и это надо отнести (...) исключительно к их трудолюбию». Традиционное земледелие и земледельческая культура народа были высокоразвитыми для своего времени.

В XIX – начале ХХ в. ведущей системой земледелия у татар, прежде всего в Среднем Поволжье, Прикамье и Окско-Сурском междуречье, была паровая в форме трёхполья, возникшая ещё в булгарское время. Пахотные земли подразделялись на три клина: паровое, озимое и яровое поле, равные по размеру и ежегодно меняемые. Паровое поле, особенно на выпаханных почвах, по возможности удобрялось. Ещё одной, некогда широко распространённой в булгаро-татарской агрикультуре системой земледелия являлась залежно-переложная. С падением плодородия пашни забрасывали (они отдыхали 5 – 20 лет), а затем распахивали как новый участок.

Развитой агрикультуре татар соответствовал и широкий набор полевых сельскохозяйственных растений. В зоне господства паровой системы земледелия в Окско-Сурском междуречье, в Среднем Поволжье и Прикамье, почти половина всех хлебов приходилась на долю озимой ржи. Большую часть ярового клина занимал овёс. Товарной культурой была яровая пшеница. Довольно популярной являлась пшеница-двузернянка – полба. Почти повсеместно татары возделывали ячмень, о традиционности которого свидетельствует и другое название – ашлык (хлеб). Характерной культурой было просо. Гречиху в малых количествах выращивали почти в каждом хозяйстве. Из бобовых возделывали горох и чечевицу, из прядильных растений – лён и коноплю. Как доступное лакомство во многих хозяйствах выращивали подсолнечник. Татарские земледельцы использовали разнообразный инвентарь – орудия пахоты и боронования. Первые применялись для обработки земли и делились на два типа: плуги и сохи. Орудия плужного типа – это традиционный тяжёлый деревянный плуг с колёсным передком и упряжкой из нескольких тягловых животных.

Соха в земледелии татар была старинной конструкции: с двумя перовыми сошниками, перекладной полицей и запряжкой в одну лошадь. Орудия боронования пашни сводились в основном к разным вариантам одной и той же деревянной рамной бороны с деревянными, а к концу XIX в. – преимущественно железными зубьями. Важной порой для земледельца являлась уборка хлебов и сенокос. Повсеместно для жатвы озимой ржи, в меньшей степени – овса и полбы применяли серп фабричного, иногда кустарного производства. Низкорослые хлеба при плохом урожае, а также гречиху, горох, чечевицу убирали косой. В конце XIX в. для уборки яровых начинает использоваться коса современного вида (литовка, стойка), часто с грабельками. Для сенокошения, помимо обычной косы, на лесных опушках, заболоченных лугах применяли косу-горбушу.

 

Сжатый хлеб для дозревания и просушки ставили в поле в копнообразные или продолговатой формы клади из 25 – 100 снопов, преимущественно яровых хлебов. Другую группу кладей составляли островерхие, из 5 – 20 снопов. Урожай сушили в степной зоне прямо в поле, а в лесостепной и, особенно, в лесной прибегали к огневой сушке в овинах и зерносушилках. Овины у татар были двух типов: шиши и срубные. Наиболее распространённым способом обмолота снопов была молотьба цепами и животными. Цеп применялся для обмолота ржи, особенно в деревнях лесной и лесостепной полосы. Копытами лошадей топтали горох и гречиху, овес и полбу. Зерно сортировали вручную деревянной лопатой. Иногда веяли из ведра, пудовки на сквозняке в проёме ворот, дверей сарая. В XIX в. стали применять большие решёта – грохоты, а концу столетия в практику стали быстро входить ручные веялки местного кустарного производства. Для помола зерна на муку служили стационарные мельницы, водяные и ветряные. Практически в каждом крестьянском хозяйстве были ручные ротационные мельницы, деревянные, реже каменные. Распространены были и ступы, предназначенные для рушения крупы, давления конопляного масла, использовались они и как льномялки. Зерно, муку, крупу и другие продукты крестьяне хранили в клети или амбаре. Для зерна в клети сооружали срубные закрома; муку держали в деревянных кадках. У зажиточных крестьян хлеб находился в каменных или кирпичных кладовых. В лесостепной и степной полосе были распространены и подвалы.

Садоводство, огородничество и собирательство являлись важной частью традиционной сельскохозяйственной культуры татар. Они издавна употребляли культурные и дикорастущие плоды, ягоды и овощи. Знаток народного быта К. Фукс отмечал: «В огородах у трудолюбивых татар насажено всего в изобилии: картофель, лук, свёкла, морковь и капуста – все эти овощи они запасают на зиму». Большую часть огородной, а иногда и близлежащей полевой земли у татар Среднего Поволжья на рубеже XIX – ХХ вв. занимал картофель. Из овощей особой популярностью пользовался лук. Выращивали капусту, которую солили на зиму, морковь, огурцы, свёклу, редьку, чеснок. Кряшены возделывали табак. Популярным растением на огороде была тыква. Многие из распространённых в наше время культур: томаты, перец, кабачки – появились лишь после Великой Отечественной войны.

Для татар, особенно в Заказанье, были характерны небольшие садики перед фасадом дома. Здесь росли декоративные кустарники, рябина, черёмуха. Из плодовых деревьев и кустарников предпочтение отдавалось яблоне, вишне, смородине. С незапамятных времён для татар дикорастущие плоды, ягоды служили существенным дополнением к столу. Собирали лесную малину, землянику, чернику, ежевику, бруснику, клюкву; в степной зоне – вишню, тёрн, боярышник. Большой популярностью пользовалась черёмуха. Охотно собирали дикий лук, чеснок, борщевик, щавель. В сибирских деревнях по Иртышу важное место занимало шишкование кедра.

Животноводство у поволжских татар было важным, но в XIX в. больше носило подсобный земледелию характер. Оно являлось преимущественно натуральным: скот и птица были источником продовольствия (мясо, молоко, яйца) и сырья для домашних ремёсел и кустарной промышленности (шкуры, кожа, шерсть, пух, кость), а лошади и быки (волы) – основной тягловой силой в хозяйстве.

Охота в прошлом играла заметную роль в хозяйстве татар и их предков. Ещё для булгар важное значение имела добыча пушнины, свидетельством этому являются многочисленные находки на археологических памятниках специализированных наконечников стрел. Подобная охота не утратила значения и позже. Способы добычи зверя и птицы у татар, как и у их соседей, имели две традиции – лесную и степную. При первой преобладали пассивные приёмы охоты – устройство всевозможных ловушек: ловчих ям, силков, сетей-тенет, капканов, самострелов. Степная традиция просматривалась в активных способах добычи: травля зверя собаками, ловчими птицами, облавная охота, гоньба на лыжах по глубокому снегу, особенно охота верхом на волка, лису. Охотились на разного зверя, от белки до лося и медведя, на боровую и водоплавающую птицу. Там, где существовали условия, приоритет отдавался пушному зверю. Особенно развитой охота была на Урале и в Сибири, в Тоболо-Иртышском междуречье.

Самой массовой была мелкая разносная и разъездная торговля, которую татары в Поволжье и на Урале практически монополизировали. Состоятельные татары держали лавки и магазины, причём в этом качестве они опережали в Прикамье русскую буржуазию. Крупные купцы, зачастую выходцы из тех же крестьян, вели масштабную торговлю не только в своём крае, но и далеко за его пределами, включая другие государства. Торговый капитал выступил организатором промыслов и промышленных предприятий в Заказанье, Сеитовой слободе, Троицке, Касимове. Татары издавна отличались деловитостью и предприимчивостью, позволившими выдвинуться из их среды немалому числу известных промышленников и торговцев. Так, в знаменитом ичижном производстве видную роль играли предприниматели С. Каримов, Г. Сабитов, Ф. Монасыпов, в прошлом сами крестьяне, начинавшие карьеру на этом поприще в качестве закройщиков. Характерно, что многие из них были крупными меценатами, немало сделавшими для развития татарской культуры и образования, формирования интеллигенции.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!