Примечание к схеме и вопросу о навыках



 

Выше приводились краткие заметки в важности навыков в деле профилактике зависимого поведения, приводились также и ссылки на источники, в которых данный вопрос разбирается подробнее. К упоминавшимся источникам можно добавить также лекции «Проблема отклоняющегося поведения: Родителям, родственникам, педагогам», откуда и приводятся нижеследующие выдержки.

На всякий случай перечисляются названия пунктов, имеющих прямое отношение к данному тексту:

2a. Дети и взрослые в эпоху постмодернизма. Страсти, преступность и постмодерн

2b. Понятие нормы (если говорим об отклоняющемся поведении, надо спросить – отклоняющемся от чего)

2c. Профилактика (что дать человеку, чтобы не стал зависимым). Мозг, лобные доли (кора) и либмическая система (подкорка)

2d. Профилактика и мозг. Четыре стадии захвата сознания разрушительных эмоцией. Понимание четырех составляющих – стратегия защиты

2e. Что может противостоять разрушительной эмоции (о навыках см. также 1d–2d)

2f. Школа – нет ответа на четыре составляющих. Совместная деятельность с детьми и опыт центра свт. Василия Великого как возможный ответ                                              

2g. Воспитание (мозг и четыре этапа формирования отклоняющегося поведения, воспитание и вера, главное, что нужно учесть).

2 g . Воспитание. Мозг и 4 этапа формирования отклоняющегося поведения.

 

Мы разбирали 4 аспекта формирования зависимого поведения. Я не фанат нейробиологии; Современные авторы утверждают, что человек определяется нейромедиаторным обменом. На самом деле человек – это нечто глубже, чем результат действия дофамина и серотонина. Тем не менее, нейробиологии всё-таки немного коснемся.

Вы знаете, что у нас есть подкорковые структуры, как ее называют – лимбическая система. Это эмоции и инстинкты. Я бы не рискнул называть это рептилоидным мозгом, как это обычно называют. Такая терминология ведет к неправильным выводам. Как пример – неверный вывод, что гармонично развитая личность должна подавлять все импульсы (подкорковые структуры). То есть когда подкорковые структуры называют примитивным, рептилоидным мозгом, возникает как бы сама собой идея, что импульсы идущих из этих областей должны быть подавлены как примитивные.

Взгляд на процесс саморегуляции как тотальное торможение подкорковых структур (в случае именования их рептилоидных мозгом) может повлечь за собой утрату способности к сопереживанию, радости, творчество, спонтанности. Спонтанности – не в эзотерическом, а в хорошем смысле понимаемой, понимаемой как способность увидеть, например, красоту, что-то большее, чем открывается рассудку

(см. статью «О спонтанности (в хорошем смысле понимаемой)»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2040/).

Последствия гипер-торможения: человеку не хватает тех человеческих эмоций, которые жизнь и отношения делают жизнью и отношениями (вспомним истории про чопорных англичан и «сухих» немцев).

Задача лобных долей – не гипер-торможение, а регуляция (будем различать гипер-торможение и просто торможение, то есть нормальное, именуемое еще саморегуляцией). Бурный поток, не оборудованный набережными, разливаясь после обильных дождей, сметает на своем пути дома. Если «вводится в берега», то, сохраняя интенсивность, становится судоходным каналом, по которому ходят корабли, транспортируются грузы.

Лобные доли развиваются, в частности, например, в процессе внимательного чтения. Мы не просто читаем, а пытаемся сопоставить прочитанное с личной жизнью. Мы учимся делать выводы. Когда проявляем эмпатию, хоть это и не очень подходящее слово, всё-таки ближе к сути вопроса такие термины сострадание, сопереживание. То есть, пытаясь понять внутренний мир другого человека, мы формируем тот физиологический орган, с помощью которого мы можем понять себя, принять сложное, социальное решение (см. «2-й пункт: Испытание совести» из первой части статьи «Внешняя жизнь и мир мыслей»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2105/).

Первое искушение – это импульс извне, импульс в виде любой информации. Если в человеке нет навыка анализа и критического осмысления, любая информация его будет таранить и заражать. Подросток сейчас не может определить, манипулятивно сообщение или нет, ложно или правдиво, стоит ли ему следовать. Характерно поверхностное восприятие информации. Как на уровне нашего общения с детьми это можно претворить в практический какой-то вывод? Время белого/черного уже прошло. Информация нередко обладает качество неоднозначности, зло мимикрирует (маскируется) под добро. Необходимо наличие умения сопоставлять, делать выводы, устранять прорехи в своем мировоззрении (манипулятор может говорить, например, о наполнении себя позивитивными мыслями, а сам в то же время может поддерживать движения, которые вносят в жизнь негатив; тот, кто поддается словесным чарам манипулятора, тот имеет прореху в мировоззрении, так как закрывает глаза на тот негатив, который манипулятор вносит в жизнь).

Итак, человек не разобрался с внешним импульсом. Внешний импульс – это, может быть, наш инстинкт. Он тоже по отношению к нашему сознанию является как бы внешним. Мы в своем сознании строим планы и цели, идем куда-то, и вдруг человеку захотелось напиться (или другое проявление), и он не пошел, куда хотел. 

Второе – картина мира, понимание человека. Как он осмысливает себя, мир, в котором живет? Как осмысливает свои внутренние влечения? Дает ли им право на развитие или считает, что лучше их не развивать?

На третьем этапе происходит сращивание внутреннего импульса с той трактовкой потребности, которая транслируется извне или формируется под действием страстей внутри (я хочу того-то и если ничего плохого в том нет, то почему же не могу реализовать свое желание?).

Пост. Вот сейчас Рождественский пост, хочется мороженого. Если мы придем в гости к неверующей бабушке и она нас угостит – ну, наверное, можно. Но самостоятельно? Многие люди говорят: я не могу соблюдать пост, я болен. Мы все больны! Даже человек, который не может поститься, он может соблюдать пост. Если необходимо из-за болезни сделать отступление от поста, он может заранее эту меру определить.

Когда возникает неуправляемое состояние (формируется тяга), человек не может ничего противопоставить тяге, потому что он не привык себя никак ограничивать. Если же соответствующий навык приобретен, то у человека будет способность какой-то ресурс противопоставить.

О посте:

Ответ «Пост и вопрос про отступление от поста» (https://castbox.fm/vb/170331167)

Ответ «Пост. Зачем нужен пост» (https://castbox.fm/vb/189008052)

О значении поста в деле преодоления наркоманической тяги см. в разделе «Пост» в статья «Две доминанты» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1820/)

О значении поста в деле преодоления предпосылок на основании которых человек становится открытым для охваченности неуправляемыми состояниями – в ответе «Любовная зависимость, зависимые отношения (также - о зависимом отношении в целом)» (https://castbox.fm/vb/187304941).

 

Послушание. Многие воспринимают послушание, как некую покорность. Действительно, есть послушание духовнику. Вы знакомы с ним давно, следовали его советам и достигали желаемого. Вы убедились за много лет, что он человек опытный, зла вам не желает. Только тогда вы добровольно хотите поступить как он советует. И когда он дает совет, мы уже знаем, что он всегда (или часто) был прав и исполняем сказанное. Возможно, мы сами к этому пониманию придем со временем, но, чтобы сэкономить это самое время, послушаемся.

Если нет двух уважающих друг друга людей, духовника и чада, которые вместе движутся к одной цели – Христу, то говорить о послушании вряд ли приходится. Скорее это попытка свои агрессивные импульсы облечь под христианские мотивы.

Молитва. Мы читаем Псалтирь, усилием воли заставляем себя сосредоточиться на словах Псалмов, это усилие аккумулируется, накапливается. В ситуации же неуправляемого состояния, у нас будет какой-то ресурс совладать с собой.

Любовь к ближнему, способность вдуматься, понять, посмотреть на человека не с точки зрения своей собственной концепции, а попытаться абстрагироваться от своей трактовки, попытаться понять, как он мыслит. Этот подход как раз и формирует лобные доли.

Соответственно, если ты сознательно отвернулся от ближнего, ты больше не можешь рассчитывать и надеяться, что Господь милостиво отнесется к тебе. Как вы хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и с другими.

Как гласит пятая заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». Она мотивирует людей на общение с родителями. Даже когда они станут старенькими, капризными, как детки.

Четвертый пункт – у нас может быть общий разговор, когда нас объединяют понятия. Общая система ценностей.

В качестве иллюстрации можно прочитать Экзюпери «Цитадель». Притча про двух садовников: два садовника при расставании (одного из них похитили разбойники) писали друг другу письма. Один из них написал: я утром подрезал свои розы. И второй ответил: я утром подрезал свои розы. И им этих фраз хватило, чтобы общаться. Их объединяла одна система ценностей, в том числе и вера. И поэтому расстояние для них не существовало.

Если подытожить два основополагающих пункта, на которые можно обратить внимание, учитывая всё сказанное выше – это доминанта на лицо другого и навык самоотказа.

Это учение академика Ухтомского о доминанте. По сути – это способность проявить деятельное внимание к ближнему. Есть масса способов помочь воспитанию этого «делания». Многих родители приучали к милосердию: подать милостыню, с кем-то поделиться. Этот аспект дает человеку всё: опыт, социальный контакт, счастье (не люблю этот термин, так как его кто только нынче не пытается перетянуть на свою сторону).

Если мы берем теорию Льва Выготского о развитии высших психических функций, то его теорию можно сопоставить с идеями Ухтомского о любви, как о способности проявить деятельное внимание к ближнему

(см. подробнее в главе «Эгоизм и порабощение инфернальным силам» из третьей части статьи «Преодоление игрового механизма»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2016/).

Академик Ухтомский говорил, что доминанта на лицо другого – это самая главная доминанта в человеке. Если человек способен проявлять внимание к ближнему, то у него формируется опыт. У него есть шанс на создание развернутой картины мира из разрозненных сигналов, которые человек получает. Тогда у человека появятся уши, чтобы слышать (подробнее см. в цикле лекций «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма»).

Второй момент – это навык самоотказа.

Современные исследования на тему синдрома дефицита внимания указывают важность следующей схемы: ритм-последовательность-чередование. При утрате уклада (включающего ритм-последовательность-чередование) возникает риск того, что ребенок не научится ориентироваться в собственных переживаниях, структурировать их, не освоит навыки саморегуляции[7].

Наш богослужебный круг – ритмичен, что дает человеку (и даже ребенку) возможность адаптироваться к какому-то укладу. Великий пост повторяется каждый год, и у нас есть возможность улучшать его прохождение. Наступает следующий пост (цикличность, да!), ты вспоминаешь, как это было раньше. Всегда есть возможность сделать шаг вперед. В семьях, где уклада нет, где всё происходит хаотично, у ребенка крайне трудно обстоят дела с формированием предпосылок для последовательного конструктивного развития.

В семьях, где уклада нет, где всё происходит хаотично, у ребенка нет никакой возможности начать последовательное конструктивное развитие.

Встает вопрос о важности внимания к собеседнику в процессе обучения. Если навык внимания к собеседнику не выработан (если ребенку родители говорили, что учитель – никто), то как ребенок будет вникать в то, что говорит учитель?

P.S.:

Косвенные данные, свидетельствующие в пользу изложенных мнений, можно получить, исходя из наличия практики стимуляции префронтальной коры с помощью электрического тока (с помощью формируемого током магнитного поля). Речь идет о клинической практике лечения нарко-зависимых, суть которой – в стимуляции префронтальной коры техническими средствами (транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)).

Методика была разработана на основе экспериментов, проходивших на крысах, подвергшихся формированию зависимости от кокаина. Было установлено, что у этих крыс «область мозга, отвечающая за способность удерживать себя от чего-либо, была необычно "тихой"». С помощью определенных технологий «уснувшие» клетки активировались, вследствие чего интерес к кокаину у грызунов пропадал[8].

В основу методики положены также данные опытов, в результате которых было показано, что «у людей, страдающих зависимостью от кокаина, уменьшен объем серого вещества в префронтальной коре, что приводит к ослаблению способности осмысливать свои действия».

Комментируя данные о появлении ТНС, не знаешь, радоваться ли по поводу появления новых технологий, которые, как заявляется, помогают победить нарко-зависимость. Или – ужасаться тому, что европейская цивилизация настолько обеднела в культурном отношении, что никаких других способов воздействия на процесс саморегуляции уже не осталось.

Отказ от любви, понимаемой как деятельное внимание к ближнему, и обращение к жесткому индивидуализму, а также – отказ от практики анализа собственных поступков – и вот человек остается без сигналов, стимулирующих развитие префронтальной коры

(о значении эмпатии и саморефлекции в процессе стимуляции префронтальной коры см. «2-й пункт: Испытание совести» из первой части статьи «Внешняя жизнь и мир мыслей»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2105/).

Отказ от поста, от практики формирования навыков самодисциплины, от привлечения детей к трудовой деятельности – и вот дети остаются без сигналов, стимулирующих развитие префронтальной коры.

С изменениями в префронатальной коре, как пишет нейробиолог Марк Льюис, и связан феномен зависимого поведения. Согласное его концепции зависимости, речь идет о том, что желание реализовать привлекательные цели часто перевешивает способность человека к самоконтролю. Сиюминутная привлекательность и подавление систем саморегуляции приводит к тому, что уменьшается координация между мотивационным ядром мозга и префронтальной корой.

Утрачиваются связи между некоторыми отделами префронтальной коры, отвечающими за когнитивных контроль, и полосатым телом. Нейронная сеть полосатого тела изменяется с каждым опытом. При повторении опыта достаточного количества раз к изменениям в нейронной сети адаптируется и процесс поступления дофамина [нейромедиатор, действие которого ассоциируется, в том числе, и с ощущение эйфории].

[Иными словами, вследствие изменений в нейронной сети некоторые стимулы становятся столь значительными, что в ответ на контакт с ними происходит выброс дофамина. О дофамине много пишется в контексте размышлений о наркомании, алкоголизме, игромании и прочих формах аддикции. Мол, выброс дофамина провоцирует погружение человека в зависимое поведения. Мол, человеку настолько нравится, что его мозг поливается дофамином в ответ на стимул, что человек раз за разом безвольно подчиняется соблазну пойти на поводу у стимула. Но не все авторы отмечают, что сам человек, по сути, закладывает в свой мозг указанания, на какие именно стимулы реагировать выбросом дофамина].

Человек может, например, приходит в восторг от пребывания в Париже. А может прийти в восторг во время нахождения на стадионе, когда играет его любимая футбольная команда [у фаната одно упоминание о его любимой команде может ассоциироваться с выбросом дофамина, но у другой человек, который не следил за игрой этой команды, равнодушно воспринимает информацию о ее проигрышах/ выигрышах]. По подобному принципу строится сеть синапсов и при повторении опыта употребления, например, героина.

«По мере того как мы предвосхищаем и проживаем эти события, каждая синаптическая сеть усиливается и оттачивается, так что захват дофамина осуществляется все более избирательно». Когда человек начинает думать только о Париже, Лондон перестает его интересовать.

Подобно этому, человеку начинает нравиться кокаин, а то, что нравилось прежде (музыка, еда и пр.) – перестает нравиться. «Хотя привычки зависимости укореняются сильнее, чем многие другие, нет четкой демаркационной линии между зависимостью и регулярным достижением других привлекательных целей, ни в действиях, ни в функционировании мозга»[9].

Если нет четкой демаркационной линией между зависимостью и стремлением к достижению иных привлекательных целей, что, собственной тогда будет тормозиться с помощью ТНС? Ведь привлекательными целями могут быть и стремление к учебе, творчеству, общению. Будут тормозиться и эти стремления?

Известную мысль, что понятие здоровья (один из многочисленных комментариев к попытке дать определение) связывают с идеей равновесия между процессами торможения и возбуждения можно прокомментировать примером из игровой практики. Вот, скажем, школьник во время урока физической культуры бежит с баскетбольным мячиком по полю, идет игра, команда – на команду. Ему хочется самому забросить мяч в корзину (привлекательный сиюминутный стимул), но польза дела призывает дать результативный пас другому игроку, находящему в более выгодной позиции (отсроченная перспектива).

Есть школьники, которые не могут дать пас по той причине, что не могут попрощаться с мячом. Даже, находясь в невыгодной позиции, окруженные игроками из другой команды, они будут упорно идти к кольцу «в одно лицо» и терять мяч. Таких игроков обычно не любят в команде, им могут даже не пасовать, так как всем понятно, что скорее всего такой игрок мяч потеряет.

В данном смысле идея торможения предполагает не тотальный отказ от игры, а пересмотр стратегии. Школьник учится тормозить один импульс ради того, чтобы развить возбуждение на «другом конце системы».

То есть проблема торможения предстает, скорее, как проблема выбора одних стратегий и отказ от других. Если в ход идет практика стимуляция процесса торможения самого по себе, то на практике мы можем получить безынициативного игрока. 

Неким комментарием к такому положению дел является размышления о последствиях попытки тормозить проявления синдрома дефицита внимания с помощью препаратов. Так некоторые исследователи рассказывают, что «если давать детенышам лабораторных животных стимулянты по такому же курсу, который прописывают детям с СДВГ, то по мере взросления эти животные теряют свою есте­ственную живость, становясь ленивыми и нерасторопными, даже когда им грозит опасность. Ученые предположили, что нечто подобное должно происходить и с детьми: они могут казаться совершенно здоровыми, но по мере взросления становятся безынициативными и ни к чему не стремятся».

И эта апатия у перекормленного препаратами молодого поколения по мере взросления будет возрастать. Иной исследователь считает, что при попытке решить вопрос медикаментозными средствами будет наноситься вред прилежащему ядру мозга. Последствия будут выражаться в том, что внутренняя мотивация будет вытесняться «медикаментозно сформированными поведенче­скими рефлексами. При таком нарушении, даже испытывая голод или сексуальное возбужде­ние, человек все равно будет оставаться вялым и инертным»[10].

Иными словами, необходимо обучение, накапливание навыков, формирование картины мира, формирование понимания, какие процессы – тормозить, а какие – продвигать. Аналогию представляет игровое поле. Необходимо найти на поле ориентацию, понимать ход игры, чтобы в нужное время сделать правильный выбор между посылом дать пас и посылом пойти к кольцу самому (иногда ведь и отдать мяч – неверное решение, иногда ведь и нужно пойти на риск, ринувшись к кольцу!).

Кстати, можно предположить, что командные игры с развернутыми правилами как раз и помогают формировать лобные доли, устанавливать связи между корой и подкорковыми структурами. Для детей, которые никак и ни при каких условиях не хотят читать, может быть, именно такие игры и станут альтернативой в деле продвижения к развитию лобных долей.

По крайней мере, нейродефектолог Шевцова Е.Е. считает в народных играх «все предусмотрено: развитие праксиса, гнозиса. Жаль, что дети мало двигаются. К этому надо возвращаться обязательно. Всё это регулируется корой. Выполняя те или иные движения ребенок развивается и когнитивно». Логоритмика – выполнение упражнений в сочетании с пением, например, способствует развитию связей в мозге[11].

Подводя итого, можно сделать следующее предположение. При всем пафосе, адресуемой к методике ТНС, трудно за ней усмотреть перспективу. Если нет целостной культуры, если нет мировоззрения и реализуемой на его основе деятельности, если нет формируемой на основе этой деятельности совокупности увязанных друг с другом и ядром личности навыков, то что даст простая, техническая стимуляция мозга

(о формировании цельной личности, обладающей иммунитетом в отношении разрушительных тенденций см. в статье «О детских суицидах, вообще, и о суицидальных группах "Синие киты", в частности»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2101/)?

Эмпатия, саморефлексия, пост, мировоззрения, навыки – все это, исправляя «проблемные» области мозга, стимулирует префронтальную кору, но не в отрыве от всей жизни в целом. В случае же с ТНС человек получает дозированную стимуляцию некоторых областей мозга, но без обращения к эмпатии, саморефлексии и «прочим составляющим» вся «прочая жизнь» способствует стимуляции других, «проблемных» областей.

Да, определенный отдел мозга стимулируется, но вся жизнь человека выстраивается в русле, способствующем сползанию в зависимость (от наркотиков или иную зависимость, возможно, – так называемую процессную аддикцию, то есть зависимость не от химического вещества, а от участия в каком-то процессе). Следствий из факта со-сущестований разнонаправленных процессов в жизне-пространстве отдельно взятого человека и его мозга – масса. Среди них, – предположение, что эффект, производимый стимуляцией, будет носить временный характер.

Может, человек и не вернется к наркотикам, но запросто вместо них найдет что-то еще, новую форму аддикции. Ведь образ жизни не изменен, следовательно, области мозга, участвующие в аддиктивных процессах, продолжают получать стимуляцию, следовательно так или иначе формируются предпосылки для формирования у человека склонности к погружению в измененное состояние сознания. Личность не развивается, а значит и в данном случае уместны слова одного нарколога, высказанные им в отношении с его точки зрения, малоперспективных методик выведения наркозависимых из зависимого поведения: «Мы не делаем почти ничего, что вело бы к формированию и укреплению личностного начала в человеке»[12]

(см. главу «Проблема выхода из зависимости и проблема становления личности» из части четвертой статьи «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1896/).

По теме см. также некоторые материалы:

– Главы «Главная проблема – не в "снятии ломки", а в изменении жизни», «Наркотикам необходимо противопоставить иной, не наркотический, образ жизни» из первой части статьи «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1895/.

– Глава «Религиозный взгляд на зависимость от психоактивного вещества (ПАВ). Почему принимать наркотики – это плохо?» из первой части статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического "бума" и распада общества»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/939/.

– Глава «Разложение сознания с помощью психоактивного вещества как своеобразная попытка выйти из-под гнета страдания» из части второй («Пьянство как следствие нерешенных внутренних проблем») статьи «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния «тирании мысли» и преодолении того, что толкает человека к алкоголю»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1890/.

– Лекции 1-13 цикла лекций «Зазеркалье». Первые 13 лекций цикла имеют отношение к теме наркотиков и к теме вхождения в измененное состояние сознания.

Из аннотации к циклу лекций «Зазеркалье»: «Беседы этого цикла – не только о наркомании. Они, вообще, о том, что происходит в мире с человеком. Проблема наркомании является всего лишь узенькой прослойкой в глобальном процессе раскультуривания. Раскультуривание предполагает стирание того, что называют «культурным человеком», а также превращение его в некого мутанта.

Здесь нужно говорить не только о влиянии употребления ПАВ на личность человека. А также – и о снижении уровня образования, о процессе распада института семьи, об активизации тенденций оккультно-эзотерического характера, о наплыве представлений, заимствованных из восточно-мистических психопрактик и учений. Человек, находящийся в условиях информационного хаоса, не может найти точки опоры. Он окружен ложными идеями, перевернутыми понятиями. Куда ни наступит – проваливается.

Такой взгляд на проблему помогает понять: перестать употреблять наркотики – этого мало. Нужно еще и осознать: кто ты? Куда ты идешь? Без понимания картины мира человеку трудно найти свое место в жизни, трудно понять, куда идти. А без понимания того, что зависимость делает с человеком, сложно отказаться от зависимости. Пытаясь найти выход из тупика, человек нередко меняет одну зависимость на другую, "ходит по кругу". И неудивительно, что на определенном этапе он приходит туда, откуда ушел.

Зависимость обнуляет человека. Не во всех случаях столь важно, – какая именно (хотя особенности у каждой, конечно же, есть). Главное то, что человек зацикливаясь на своей страсти, перестает развиваться как личность. Перестает воспринимать объемно и глубоко этот мир и окружающих людей. Его внутренняя жизнь принимает однонаправленную активность, все мысли и желания "клонятся" в сторону страсти. А если нет подлинного развития, то наступает регресс».

 


[1] См., к примеру:

Гилинский Я.И. Преступность и социальный контроль над ней в современном обществе постмодерна: взгляд криминолога. URL: http://www.procuror.spb.ru/k1803.html.

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Номо Postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире: Монография /  Ц.П.Короленко Ц.П., Н.В.Дмитриева. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009.

 

[2] См. «Жизнь с человеческим лицом (1923-1924) из сборника творений Ухтомского А.А. «Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939».

 

[3] Можно сравнить, например, идеи такого православного автора как Ивана Ильина, изложенные в сочинении «О счастье» с мыслями психиатра Виктора Франкла. Он писал: «Достижение цели создает причину для счастья. Другими словами, если существует причина для счастья, счастье возникнет спонтанно. И поэтому не стоит стремиться к счастью, незачем о нем беспокоиться, если для него имеется основание. Более того, нельзя стремиться к счастью. Если человек делает счастье предметом своих стремлений, то он неизбежно делает его объектом своего внимания. Но тем самым он теряет из виду причину для счастья, и счастье исчезает» [См. «Самотрансценденция как человеческий феномен» из книги Виктора Франкла «Воля к смыслу»].

[4] «И преданный чувственным удовольствиям, и ищущий богатства и почестей, и опутавшийся всякими пороками – все ищут блаженства». «… блаженства же кто не желает, кто не ищет, кто для него не жертвует всем? И мы грешные, грехолюбивые, ради чего любим грех? – Ради того, что чаем обрести в нем блаженство; и хоть он обманывает нас и, вместо блаженства, томит и мучит, а мы все в нем валяемся: авось дождемся блаженства!» «Если угодно Господу и не пагубно для человека, то дается и внешнее счастие; но внутреннее блаженство неотъемлемо от чистой и богоугодной жизни, которая, при всех внешних лишениях и недостатках, всякому приносит мир и радость, истекающие из спокойной совести и непостыдного воззрения в лице Господу». «Блаженства все желают и ищут; оно есть двигатель всех деяний и предприятий человеческих, и больших, и малых. Но не все понимают, в чем оно и как к нему дойти, и даже понявши, не все так располагаются действовать, как нужно, чтобы достигнуть блаженства. … Словами "блажени непорочнии" говорится как бы так: знаю, чего ты желаешь – ты ищешь блаженства, так, если хочешь быть блаженным, будь непорочен». В толковании на стих первый 118 псалма святитель Феофан объясняет, что путь непорочный – это путь жительства по заповедям Божиим [Феофан Затворник, свт. Псалом Давида 118-й: Толкование беседовательное].

 

[5] Существует четкое разделение между отделами мозга, участвующими в обеспечении уровня и содержания сознания. Единственной структурой, объединяющей оба компонента сознания, являются лобные доли, обладающие рядом структурно-функциональных особенностей. Лобные доли считаются наиболее частной повреждаемой структурой при ЧМТ [черепно-мозговой травме].

Дорзолатеральный блок ответственен за организацию, планирование и внимание. Нарушение так назывемых управленческих функций приводит к неспособности делать предположения, догадки. Такие пациенты имеют конкретность речи, персерверации. Исчезает плавность речи, конструктивность речи, последовательность выполнения моторных задач.

Корковая часть. Предполагается, что эти структуры этой области важны для поддержания равновесия между процессами возбуждения и торможения.

Орбитофронтальный блок обеспечивает социально адаптивное поведение и эмпатию. Повреждение его приводит к заметным изменениям личности: импульсивности, нетактичности, лабильности, исчезновению чувства сопереживания. При левостороннем повреждении может развиться депрессия. При повреждении этого блока могут наблюдаться личностные расстройства, характеризуемые расторможенностью и обсессивно-компульсивными расстройствами.

Повреждения передней части поясной извилины могут сопровождаться появлением глубокой апатии, абулии. Они могут быть несдержанными, питаться только когда кормят, выражаться односложными словами, не выражать эмоций, даже связанных с болью.

Поражение префронтальных отделов сопровождается различными нарушениями сознания по типу ориентировки в окружающем (особенно во времени), в себе. Наблюдаются конфабуляция, спутанность сознания, психические автоматизмы [Александрова Е. В. Посттравматические бессознательные состояния (фундаментальные и клинические аспекты) / Е. В. Александрова, В. Д. Тенедиева, A. A. Потапов [и др.] М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. C. 61-63]/

[6] «Сетевые войны». Аналитический доклад Александра Дугина при участии Валерия Коровина и Александра Бовдунова. URL: https://izborsk-club.ru/2319.

 

[7] См. монографию Медниковой Людмилы Сергеевны «Пространственно-временная организация деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».

[8] Мозг в плену страстей: новые открытия помогают избавиться от зависимостей. URL:  

https://nat-geo.ru/science/human/mozg-v-plenu-strastey-novye-otkrytiya-pomogayut-izbavitsya-ot-zavisimostey/.

 

[9] См. книгу Марка Льюиса «Биология желания. Зависимость – не болезнь».

[10] Зимбардо Ф. Д. Мужчина в отрыве: Игры, порно и потеря идентичности. «Альпина Диджитал», 2015.

[11] Лекция Шевцовой Е.Е. проходила в центре «Ковчек» (г. Жуковский).

[12] См. «Прямые последствия психоделической революции, или что смогло сразу проникнуть в «раскрытые двери» восприятия в книге Данилина А.Г. «LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости». М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!