Современный подросток. Воздействие на его мысли.



Профилактика наркомании, исходя из понимания действия наркотической тяги

Профилактика наркомании как помочь детям обрести ресурс, помогающий не соскользнуть в наркоманию и прочие виды зависимого поведения? На что обратить внимание?

Данный текст представляет собой расшифровку (дополненную и расширенную) доклада иеромонаха Прокопия на антинаркотической секции XXVII Международных Рождественских образовательных чтений. Более подробно некоторые из озвученных в докладе идей развиваются в цикле лекций «Проблема отклоняющегося поведения: Родственникам, родителям, педагогам» (линия воспитания продолжается в цикле лекций «Родители и дети. Воспитания»; запись доклада – первая запись в этом цикле).

* * *

Несколько лет назад для паломников Соловецкого монастыря были организованы лекции. К нам обращаются люди в очень тяжелых жизненных случаях. У нас нет реабилитационного центра, но люди приезжают к нам, как к последней инстанции. Этим людям нужна развернутая картина мира, в которую они могли бы вписать себя, понять свои потребности и т.д.

Началось самостоятельное изучение науки. Потребовались советы многих людей, специалистов. На каком-то этапе я читал некоторое время лекции в реабилитационном центре «Саперный» (город Санкт-Петербург), а также – в центре социальной адаптации во имя святителя Василия Великого (центр для подростков, находящихся в конфликте с законом). Прошло время, и выезды закончились (для монаха такие долгие разъезды не самое лучшее время препровождения), лекции читались эпизодически. Сейчас (в основном) это делается в летний период для паломников. О наркотиках прошло несколько циклов лекций, тем была за это время поднята масса.

(основные идеи лекций и подготовленных текстов о преодолении зависимого поведения приводятся в первой части статьи
«Преодоление зависимого поведения», отдельное название первой части – «Зависимым и их близким: лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)»;
http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1729/).

В отношении темы доклада, как экскурсовод из фильма «Неуловимые мстители» скажу: «Об этой картине можно говорить часами, но, к сожалению, вынужден быть краток». Некоторые мысли будут излагаться тезисно. В скобках по ходу текста будут даваться ссылки на тексты и лекции, в которых мысли, изложенные в докладе тезисно, даются в развернутом виде.

Вкратце стоит сказать, что причины, в связи с которыми человек входит в употребление, могут быть разными. Иногда употребление начинается, когда угасает творчество. Выйти из этого положения человек может только в случае, когда познает, в чем состоит истинное творчество и почему угасает радость жизни

(подробно разбиралась тема в цикле лекций «Горение сердца»;
есть текстовая, дополненная версия лекций;

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1789/).


Все вопросы надо разбирать конкретно…

 

Я бы назвал профилактической деятельностью ту деятельность, в результате которой у нашего подопечного (в частности, у подростка) могло возникнуть «нечто», что помогло бы ему не встать на преступный, наркотические и прочие пути. Сходу скажу, что тему наркотиков ограничивать не совсем верно и правильно. Представители современной науки профессор Ц.П.Короленко и академик Н.В.Дмитриева высказывают мысли о формировании склонности к вхождению в неуправляемое состояние – о формировании аддиктивной системы / аддиктивной личности

(подробнее см. в главе «Аддиктивная личность / Аддиктивная система / Аддиктивный механизм» из четвертой части статьи «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения»;
http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1896/).

О чем идет речь (если – своими словами)? Любой поступок, совершенный по страсти (поругались вы, покурили или выпили, в целом это не так уж и важно), при повторяемости, растянутой во времени, формирует внутри нас некое хаотизированное состояние, и во что оно выльется - зависит от фантазии, количества свободных денег в кармане и т.д. У кого-то выливается в наркоманию, а у кого-то в экстрим. Не в этом суть.

Следует признать, есть и специфика в наркотиках. Те же авторы отмечают, что проблема аддиктивного поведения (в том числе наркоманов) часто рассматривается исключительно сквозь призму химического компонента. Конечно, наркомания влияет на биохимию организма, постоянно говорят о нарушении работы таких нейромедиаторов как дофамин и серотонин. Да, есть и биохимические аспекты проблемы, но они не составляют всего проблемного массива. Человек разумен, вследствие работы разума и изменения поведения могут перестраиваться многие процессы, протекающие в организме, то есть нарушения могут быть исправлены, они не фатальны

(см., к примеру, главу «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является генетическая обусловленность и физиология?» из пятой части статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического "бума" и распада общества»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2021/).

Да и наркотизации часто предшествуют иные истории. Употребление наркотиков нередко является уже заключительной стадией.

(см., например, упомянутую четвертую часть статьи «Обращение к полноте…»).

Существующая профилактическая деятельность не сопоставляет себя с реальным процессом. У современных социальных педагогов и наркологов существует свой собственный образ зависимого человека, образ проблемы, но он часто далек от реальности. Известная книга Нассима Талеба «Черный лебедь» рассказывает, что наши модели часто не соприкасаются с реальностью.

Почти все присутствующие здесь (все мы) родились в эпоху модерна и не совсем понимаем, с кем и с чем мы имеем дело. Современные подростки вырастают сейчас в эпоху постмодерна. Не буду ссылаться на светских криминалистов и исследователей, которые сейчас изучают тему преступности и зависимостей в постмодернистском мире[1].

Это люди, лишенные сострадания и эмоциональных привязанностей. Взывать к их чувству совести и чувству долга в некоторых ситуациях не имеет смысла. Можно поставить вопрос - понимают ли они смысл выражения: «Неужели тебе не стыдно?» Некоторые авторы, описывая детей, лишенных эмоциональных привязанностей, используют следующие выражения: впечатления от общения с такими детьми может быть выражено с помощью метафор «ледяное выражение глаз», «глаза рептилии», за внешним обликом в подобных случаях просматривается «нечеловеческая андроидная сущность, изображаемая, например, в научно-фантастических литературных произведениях, в кинофильмах о вторжении инопланетян»

(см. главу «Послесловие к поэме. Игрок и постмодернистский дух эпохи» из третьей части статьи «Преодоление игрового механизма»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2016/).

Общий язык с этими людьми можно установить, начав с темы страдания, депрессии (то, что ими могло быть пережито). От чего возникают? Как протекают? Нельзя забывать – вы общаетесь с представителями другого поколения

(для расширения понимания вопроса см. док. фильм Тофика Шахвердиева «Убить человека» (2002)).

Некоторые авторы отмечают, что современный антинаркотический метод настроен на когнитивное воздействие, т.е. на процесс говорения. Можно констатировать, что происходит трагическая ситуация. Люди активно занялись социальной помощью, началось изучение прикладной психологии. Но из всего арсенала методов стало использоваться все худшее, то есть то, что лежит на поверхности, в небольших книжечках. Серьезные исследования привлечены не были. Как раз все худшее - это и есть когнитивная технология: попытка воздействовать на подопечного путем применения образов, метафор и ассоциаций. Это все действует, но лишь на каком-то этапе и лишь при определенном уровне накала эмоции. Но современные авторы отмечают, что в момент вспышки страсти (тяги к аддикции) все наши когнитивные, мысленные настройки рушатся. Настолько эта вспышка сильна, что буквально сметает все на своем пути. Здесь можно вспомнить и святителя Феофана Затворника, писавшего, что в момент вспышки страсти умовые настройки рушатся.

Я бы хотел выстроить свой доклад на четырех простых образах, чтобы педагогам и учителям была понятна ситуация и они могли бы свою деятельность сопоставлять с тем, что существует в реальности.

Все мы видели в учебниках по географии модель земли. Это пышущая магма внутри планеты, стремящаяся вырваться наружу и литосферные плиты, удерживающие ее сверху. Там, где происходит прорыв и магма выходит наружу, появляется вулкан, разрушение и смерть. Так же и наша страсть, вырвавшаяся наружу, сдержать ее мы уже не можем.

Конечно, мы не можем сводить человека к этим двум позициям, но модель есть модель. Мы делаем срез.

Существует лимбическая система – наши инстинкты. Так же выделяют кору головного мозга, которая выполняет функции торможения наших инстинктов. Конечно, вопрос о соотношении коры и подкорковых структур было бы опрометчиво воспринимать как сигнал к тотальному торможению последних. Не подавить, а преобразить, ввести с помощью деятельности разума в конструктивное русло – вот задача, на которую указывал верующий ученый академик Ухтомский

(подробнее см. в главе «Инстинкты и разум» из первой части статьи «Три силы: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)»; URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1939/).

Примечательно замечание Ухтомского, сделанное им в отношении известного атеистического лозунга «Религия – дурман для народа». «Как же быть, – в такой плоскости Ухтомский разворачивает вопрос, – если продолговатый мозг – естественный тормозитель спинного, а головной мозг – естественный же тормозитель продолговатого?» И развернув в этой плоскости вопрос, Ухтомский резюмирует: «Пускай Красота и религия будут дурманом для импульсивного пресмыкания; пускай они будут тормозителями ближайшей обыденности с ее непосредственными интересами. Им естественно и подобает быть тормозителями интересов полового аппарата, кишечника и выделительных органов! Это не унижает, а тем более возвышает их. Они снимают с очереди ближайшее и наличное ради далекого и предстоящего! Дурманят и затормаживают свиное в человеке, чтобы помочь в нем человеческому!»[2]

 

Представьте 4 позиции:

 

Современный подросток. Воздействие на его мысли.

 

 

СМИ и рэп-культура пронизаны наркотиками. И мы этого не изменим. Говорить подросткам можно много полезного и правильного, но, хотим мы того или не хотим, они общаются с людьми, взаимодействуют со средой, следовательно, получают сигналы-стимулы, ориентирующие на наркоупотребление. Эта ситуация, если и изменится, то, наверное, не при нашей жизни. Но мы можем дать подросткам навыки критического осмысления информации. По результатам исследований, большая часть школьников не обладает функциональной грамотностью, т.е. не способна понимать текст, выделить в нем причинно-следственные связи, проецировать идеи текста. Не способны они разобраться и в структуре манипулятивного сообщения, чтобы сделать вывод, которых их обезопасит от влияния этого сообщения.

 

У человека есть потребности.

Представьте из лимбической системы множество стрелочек. Именно представьте. Тогда будете развивать в себе функции коры, а если смотреть на экран [доклад не сопровождался презентацией, показом слайдом] – активируется лимбическая система.

 

Например, есть потребность быть счастливым. Человек вписан в какую-то культуру, и он понимает, что счастье – это стремление к цели, основанной на смысле. Об этом пишут и духовные авторы и светские, можно даже проводить параллели[3]. Цель и смысл основаны на истине. Стремясь к этим целям и смыслам, вступая в социальное взаимодействие (построенное на любви), человек может получить признание в обществе, реализацию своих потребностей и стать счастливым.

Блаженство – немного другое понятие. Блаженство Феофан Затворник связывает с исполнением заповедей Божиих. Если бы человек исполнял заповеди, он был бы счастлив[4].

Если потребности существуют, то при отсутствии адекватного взгляда на них, они могут быть эксплуатированы (в том числе наркомафией). Наркотики сейчас позиционируются как бренд, неотъемлемый атрибут модной жизни, как средство доступа к счастью и блаженству. Человек, не понимающий, что такое подлинное блаженство, фактически беззащитен.

То есть, если у человека есть адекватная картина мира (соответствующая тем закономерностям, которые есть на самом деле), то у него есть шансы стать счастливым. Если у него такой картины мира нет, то есть риск, что, стремясь к счастью, он столкнется с противоположностью его. Например, в любви и в дружбе он будет стараться прийти к пиковому переживанию для себя, при том пренебрегая потребностями других. В итоге другие от него отвернутся и он останется один.

Одиночество можно отчасти понимать как тип восприятия действительности. Чтобы преодолеть одиночество, нужно отчасти изменить и свои представления о действительности

(см., например, две беседы «Одиночество. Изоляция»; часть 1 – https://youtu.be/ZeLOum_Hs5Y; часть 2 – https://youtu.be/Z7XFIY4ae_4).

Если человек пытается преодолеть одиночество на основании ошибочных представлений о жизни, то он в одиночестве увязает. На фоне одиночества – депрессия, на фоне депрессии – стремление «разбавить» эмоциональную боль химическими аддиктивными агентами (наркотики, алкоголь) или – нехимическими (экстрим и пр.).

Как это реализуется в плане наркотической профилактики? У человека есть естественные потребности: иметь смысл жизни, поддерживать общение с себе подобными, направлять свои поступки к определенной цели и пр.. На эти потребности наркосеть нанизывает свои представления, которые подросток воспринимает за пути реализации своих потребностей.

Современные подростки в наркосети получают общность, сообщество. Они зарабатывают, рисуют на асфальте рекламу наркотических сайтов – 300 рублей за трафарет. Одновременно у них сформировались интрига, конспирация. Они – в этом один из трендов наркосети, – борются, мол, с системой. Все им нравится и все привлекает. Потребностями здесь тонко манипулируют.

Вывод: на первом и втором этапах подросток должен освоить навык критически оценивать информацию и понимать, в чем его потребности. Если ситуация на данном этапе проиграна, то стрелочки из первых двух рисунков соединяются. Стрелка, идущая изнутри, срастается со стрелкой, идущей снаружи. Рождается желание.

 

Рождение желания.

 

 

 

Первый раз человек попробовал запрещенное вещество. Наркомания развивается с первого приема (если мы говорим про опиаты; понятно, что в специальной литературе приводятся разные данные насчет сроков, в рамках которых формируется зависимость. Но возникает такое ощущение, что научная литература не берет во внимание факт возникновения сильнейшего переживания, которое при условии несопротивления ему начинает активно перестраивать и подчинять себе внутренний мир человека – возникает доминанта восприятия

(подробнее см. главы «Квинтэссенция цикла лекций "Обращение к полноте" и лекции "Две доминанты", «О забывании наркоманической эмоции» из третьей части статьи «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1899/).

Возникает некая сильная эмоция, аналогов которой в реальной жизни он подобрать не может. Но сильные эмоции такого плана (как правило) не повторяются длительное время. Мозг истощается в попытке поддержать их на более-менее «длительной дистанции». Несчастный ребенок пьет кофе и чай, даже занимается конным спортом. Он пытается получить удовольствие (чтобы конный спорт его «вставил», простите за выражение). Желает сконструировать эмоцию, которая бы перехлестнула наркотический опыт

(подробнее см. главу Неустранимая спортом проблема сознания» из пятой части статьи «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1902/).

Если бы человек вышел в новую плоскость жизни, то понял бы, что эмоции и ощущения – не самое главное. Например, есть любимая профессия, и ты к этой цели идешь. Тогда 5-7 лет ты должен трудиться и терпеть, чтобы получить возможность в полной мере начать раскрывать заложенные в тебе таланты. То есть, если вспомнить Ухтомского, в жизни появляется то, что снимает «с очереди ближайшее и наличное ради далекого и предстоящего». Ты хочешь погулять, принять участие в ярком городском празднике, но у тебя есть важная цель, ради которой ты готов отложить до поры до времени свой выход на улицу (регуляция поведения идет с помощью заблаговременно активированных лобных долей, в частности – орбифронтальной коры)

(см. подробнее главу «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является генетическая обусловленность и физиология?» из упоминавшейся пятой части статьи «Обращение к полноте…»).

Но если человек с детства понимает, что его эмоции и ощущения – единственно важное, то он беззащитен. Если наркотическая эмоция была им пережита, рано или поздно он рискует вернуться к употреблению.

Наркотическая тяга.

 

Из всей лимбической системы идет жирная стрелочка.

Следует признать трагическую бессмысленность производимой сейчас наркотической профилактики. В школах говорят, что наркотики – это плохо. Дети согласны, они не спорят. Это чистые юные души, которые понимают, что брать у мамы деньги из кошелька – нехорошо. Но они просто не знают, с чем они столкнутся, когда впервые это попробуют. И это «что-то» будет превышать их способность сопротивляться.

К тому же дети ощущают себя бессмертными. Они не верят, что употребление реально отнимает жизнь. Сама тяга и ломка начинается через какое-то время (условно говоря, месяц). Ребенок, употребивший впервые, никакой ломки не испытывает. В угрозы и увещевания взрослых (ты умрешь, или у тебя что-то заболит) не верит и успевает втянуться. Когда начинает действовать тяга, она выдавливает все мысли из сознания. У человека не остается никаких иных идей, не связанных с аддиктивной реализацией.

Здесь могут помочь только навыки. Глубоко укоренные навыки, которые воспитывались с детства. Я не беру супердуховность. Я говорю о банальном воспитании. Например, установка родителей: Не пойдешь гулять, пока не помоешь посуду. Ребенок может злиться и хлопать дверью, но вынужден как-то регулировать свою злость и эмоции, чтобы пойти погулять.

 

Навыки

 

Более подробно см.

– в лекции «Две доминанты» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1820/);

– в главе ««Квинтэссенция…» из упоминавшейся третьей части статьи «Обращение к полноте…»;

– в главе «Материалы о преодолении зависимого поведения» из первой части статьи «Преодоление зависимого поведения» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1729/).

– в пунктах 2,3 из цикла лекций «Что делать и как жить?»;

– В примечании к данному тексту.

 

ü Пост.

Посмотрим на пост с позиции нейрофизиологии. В среду, пятницу и многодневные посты мы учимся навыкам самоконтроля. Рука тянется к мороженому, а мы руку останавливаем.

Человек, у которого навыки поста были сформированы, в критический момент себя сможет регулировать, остановить.

Игумен Анатолий (Берестов) руководитель и духовник Душепопечительского Православного Центра во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского отмечает, что из 10 тысяч обследованных пациентов, только нескольких человек были из верующих семей.

ü Послушание.

Если просьба ближнего не противоречит Евангелию и Вашей совести, лучше ее исполнить. Например: ребенок отдыхает, а родители просят его сходить в магазин за сметаной. Он должен быть приучен с детства – встать и пойти. Мама у плиты стояла, папа зарабатывал, а ты сходишь в магазин.

В критический момент (будь то уныние или тяга лечь на диван или –употребить, напиться), если у человека был навык преодоления себя – у него есть шанс.

ü Любовь к ближнему.

Если с детства человек приучен подавать милостыню, прислушиваться к ближним, он в том числе учится отрываться от собственных разрушительных импульсов и идей. У этого человека шансы есть.

ü Режим.

Многие современные люди боятся, что режим нарушит их творчество. Но наоборот творчество и возможно только в ситуации наличия в жизни режима (см. часть 8-ую из упоминавшейся работы «Горение сердца»). Например: вы в 12.30 испытываете урчание в животе. При отсутствии режима вы больше работать не сможете и будете думать – идти или не идти кушать и – во сколько идти. Если же режим есть, вы спокойно работаете еще полчаса и в 13.00 идете на обед.

Ребенок, которому с детства привили режим, имеет шансы выстоять.

Эти 4 пункта почти никак не представлены в нашей системе образования. Для иллюстрации возьмем чистописание. Кому нужно чистописание в век компьютеризации? Но нейродефектологи говорят, что чистописание развивает лобные доли. Если эту мысль спроецировать на разбираемую тему, то получается следующее: этот навык учит ребенка себя сдерживать, он злится, что буква не получается, но выводит.

Другой пример. Экранизация всего, что мы видим. Перевод всего образовательного процесса на экран. Это хорошо, это помогает. Но восприятие зрительных образов, длительное общение с экраном, влечет за собой стимуляцию лимбической системы. Кора головного мозга в это время находится в состоянии угнетения. Чем дольше кора угнетена, тем меньше у человека способность анализировать и структурировать информацию. Чтение, обсуждение (причем, обсуждение заинтересованное) способствуют развитию лобных долей.

Сейчас не буду ссылаться на исследования, целью которых являлось изучение личностных особенностей игроков

(см. главу «Эгоизм и порабощение инфернальным силам» из третьей части статьи «Преодоление игрового механизма»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2016/).

Но результаты подобных исследований можно сопоставить с описанием последствий пережитых травм именно лобных долей головного мозга[5]. У человека при этом угнетена способность сопереживать, сдерживать свои порывы

(см. подробнее цикл лекций «Преодоление игрового механизма», к примеру, пункты 5.1 и 11.1).

 

Мы живем в эпоху сетевого воздействия. Иногда еще ссылаемся на термин «Информационные войны», но это уже вчерашний день. Сетевое воздействие предполагает многоплановое, многоуровневое внедрение в психику моделей поведения с помощью неявных методов. У человека создается ощущение овладения моделями поведения, которые он принимает за свои. Противостоять сетевому воздействию можно с помощью «симметричного ответа», то есть ответа на всех тех уровнях, которые пытается захватить сеть[6].

То есть система защиты должна предполагать охват не одного какого-то сегмента, а быть многоуровневой (так как поражение личности развивается на разных уровнях). Пример многоуровневого ответа дается в работе центра святителя Василия Великого

(см. о некоторых принципах работы центра в пункте 2 f цикла лекций «Проблема отклоняющегося поведения: Родственникам, родителям, педагогам», а также – в главах «Учить здоровым реакциям при отказе от приема веществ, изменяющих состояние сознания», «Выздоровление отчасти зависит от наличия социальных связей с трезвомыслящими людьми», из первой части статьи «Подсадить нельзя вылечить? О метадоне, заместительной опиоидной терапии (ЗОТ) и другом взгляде на проблему наркопотребления и противодействия ему»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1423/).

В центре есть среда, есть подростки, которые постоянно является коррелятом. Что такое коррелят? Человек с педагогическим образованием убежден, что освоил необходимые методики. Отныне все его должны внимательно слушать и относиться к нему, как к авторитету. А коррелят – подростки, которые попали в Центр по приговору суда за хранение и распространение наркотиков, разбойные нападения. Они вас игнорируют, если вы начинаете применять недолжные методики.

Должна быть воспитана новая парадигма педагогики. На данный момент в педагогике и психологии реализуется все самое худшее – когнитивные технологии (говорение). Многие светские специалисты со мной согласны. Психология дает жесткие стандартизированные схемы, которые специалистами «набрасываются» на пациентов, а в итоге – нет понимания картины мира, понимания того, что в реальности зависимость делает с человеком.

Один из наркологов (не буду называть фамилию) описывает наркотизацию сквозь позицию учения о психоанализе. Приходит к выводу: чтобы уберечь детей от наркотиков, родители в обнаженном виде должны заниматься зарядкой с ребенком и не препятствовать, когда ребенок копается в фекалиях. В реальной жизни, когда папа ходит в трусах, а мама полуобнажена, травматизация детей наступает очень быстро.

Предложение: взять заинтересованных людей, не имеющих педагогического образования (известный специалист по креативному мышлению Эдвард де Боно не раз в своих книгах отмечал, что новые подходы трудно увидеть тому, кто привык действовать в русле усвоенного паттерна; применительно к докладу можно сказать, что трудно увидеть перспективы для выработки новых подходов тому, кто многие годы развивался в русле существующих педагогических паттернов, усвоенных во время учебы). Возможно, не очень уместно ссылаться на фильм, но Кевин Костнер, когда снимал фильм «Телохранитель», запретил Уитни Хьюстон проходить актерские курсы. Иначе она не смогла бы сыграть саму себя (здесь не отрицается значение образования, скорее только ставится вопрос о том, что трудно иногда уловить какие-то принципы, если многие годы мыслил в определенной парадигме).

Эти заинтересованные люди проходят трехмесячную подготовку в центре Василия Великого, видят, как на практике проходит работа. Реализацию некоторых принципов работы с подростами, находящимися в группе риска или уже прочно обосновавшимися в ней, невозможно, крайне затруднительно понять, если не увидеть ее «вживую». И потом эти люди работают в школах. Главное – наличие совместной деятельности с детьми (а не просто говорение), так потихоньку прошедшие подготовку люди смогут в реальной обстановке выковывать подходы, совместное обсуждение которых (сформируется так называема Big Data) впоследствии сможет положить начало новой парадигме профилактики зависимого поведения. Данные, собранные во время деятельности, прошедших подготовку людей, анализируются. 

Пример для иллюстрации: В одной школе есть мальчик с телесной особенностью (не буду уточнять какая). Над ним подтрунивают сверстники. Пока он был в 4 классе, они его били. Сейчас он шестиклассник. Он окреп физически, «накачался», освоил приемы рукопашного боя. Сейчас он уже авторитет для шестиклассников. Они смотрят ему в рот и делают все, что он скажет. Папа его тоже учился в этой школе, во время приступов ярости переворачивал столы прямо на уроках. И этот мальчик тоже стал переворачивать столы. Но он единственный из учеников, кто открывает дверь учителям. То есть в мальчике есть и добро, и зло. И куда весы склонятся, не знает никто. Но помочь склонить весы в нужную сторону может даже одно доброе слово.

Здесь важно не сломать в человеке его «харизму», а перевести в конструктивное русло с помощью формирования мировоззрения, навыков, что в физиологическом плане представлено развитием лобных долей. Здесь можно употребить аналогию: мотор у машины мощный, а руль слабоват. Если «надстроить» над подкорковые структуры мировоззрение и навыки, то бушующие порывы можно перевести в конструктивное русло. Человек может стать, например, спасателем. То есть – хочешь рисковать, рискуй, но по конструктивным поводам. Или – строителем, который берется за самые сложные проекты

(см., например, главу «Конструктивный исход для авантюрной жилки» из четвертой части статьи «Преодоление игрового механизма»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2023/).

Шипунова Т.В. (доктор социологических наук) ссылалась на исследование, которое проводилось в Германии. Социальная деятельность, направленная в отношении лиц, которые уже встали на определенный путь – равна нулю. Эти исследования отказались проводить у нас в РФ, потому что, как декларируется, у нас есть все нужные механизмы, гранды выделяются, проекты запущены, все работает. На бумаге все хорошо. Но это исследование в Германии показало, что работает только профилактика. Вот если найдется человек, который скажет этим мальчикам доброе слово (необязательно на тему наркотиков), то, может, это слово и поможет им выйти из зарождающегося зависимого поведения в какую-то конструктивную плоскость.

Но чтобы это слово легло на душу, оно должно упасть тогда, когда «дверца открыта», то есть, когда ребенок готов воспринимать. А когда он готов воспринимать? Когда на собеседовании с ним говорит школьный психолог? Не факт.

Только совместная деятельность помогает подойти к цели в отношении данного вопроса. Когда ты с ребенком вместе что-то делаешь, куда-то устремлен. Сегодня он перед тобой открылся, и ты можешь сказать одно слово, которое в него вложится. Просто говорение без участия в совместной деятельности может мало к чему привести.

Этот опыт был использован в пионерской организации. А она в свою очередь методы работы переняла у скаутов.

«Скаутинг, – по выражению одного человека, – это – христианство в действии. Это – учение Христа, влитое в рамки понимание и деятельности детей…». Для изучения темы скаутского движения и его принципов работы с молодежью можно рекомендовать книгу Бориса Солоневича «Молодежь и ГПУ (жизнь и борьба советской молодежи)», из которой и приводится данная цитата.

Если практическая деятельность в конструктивном направлении будет отсутствовать (в частности, у подростков), их подхватит наркомафия, включит их в свою общую деятельность и даст им обманным путем иллюзию удовлетворения их потребностей.

* * *


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!