Расскажите об изображении чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии на иконе Торжество Православия.



 

Вероятно, наиболее мощным по силе воздействия был эмоционально насыщенный был образ в центральной части верхнего ряда. Икона помещенная в обрамление самого Торжества Православия, в определенном смысле это ключевой образ, не главный объект всего изображения, Богоматерь с Младенцем, или Панагия, что означает Всесвятая, так называли Византийцы. Икона установлена на постаменте, задрапированном красной тканью, красные занавесы по сторонам от иконы отведены, чтобы икона была полностью видна. Вообще, иконы в Греческих, Византийских храмах принято, особенно чудотворной закрывать. Икону бережно поддерживают за основание ангелы в красных одеяниях и в высоких головных уборах, их взгляды обращены на предстоящего, а положение их рук в точности повторяет положение рук Богородицы. При обсуждении этой иконы их принято называть Ангелами Дьяконами, потому что они служат. Такая икона известна под названием Одигитрии, обусловленной жестом Богородицы, которым она указывает на своего сына. Она и переводится как указующая путь Богу, а лико Богородицы Одигитрии часто характеризуется как печальное и задумчивое, воспринимается как предчувствие распятие её сына. В средние века икона хранилась в монастыре в Константинополе, монастырский комплекс включал в себя чудодейственный колодец, к которому приводили слепых и страдавших глазными болезнями, в надежде на исцеление, приводили проводники.

Видное положение занимает Дигитрия на иконе, не случайно, причина кроится предполагаемой историей этого образа Богоматери, в которой Византийцы верили.

 

Расскажите подробно об иконе «Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником» или «Лествица, возводящая к небесам св. Иоанна Лествичника». Кон. XII в.

 

Икона написала в XII веке, хранится в Сретенском монастыре и демонстрирует насколько лживо и образно искусство в состоянии показать невидимое. Эта икона называется «Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником» или «Лествица, возводящая к небесам св. Иоанна Лествичника», мы его видим в белых одеждах. В конец XII века монастырь мученицы Екатерины, Сенай, Египет. Размер ее 41,1 на 29,5 см. Прп, Иоанн Лествичник, игумен Синайского монастыря, автор очень известного классического произведения Византийской асептической письменности. Книга представляет собой руководство для монахов. В книге были и иллюстрации, насчет чтения этой книги было не очень полезно для человека без духовного руководства. Сохранилось около 100 списков Лествицы, так как сочинения Иоанна было адресовано прежде всего тем, кто был поставлен на путь, то и главными действующими лицами в книге являлись монахи. Изобразительная икона обращена к невидимому, метафора Лествицы соответствует с 30 разделами книги, на иконе можно сосчитать 30 ступеней, живший в VII веке автор книги архиепископ Антоний, который заказал эту икону в XII веке, он тоже изображен на верхних ступенях лестницы. У входа в Рай их встречает Христос, на них взирают Ангелы, кто-то из находящихся ниже на ступенях монахов тоже доберется до самого верха, кто-то окажется в плену у Демонов, извергнут в Ад, один уже наполовину поглощён, и еще один, который был почти на верху, и уже не взвергается,. Каждая их ступень – олицетворяется с одним годом жизни Иисуса Христа до его Крещения в 30-ти летнем возрасте, когда крестился Христос и прожил еще 3 года. Символы в иконе не однозначны, просто так мы не догадаемся, что они означают, для этого, действительно, нужно знать, в каком-то смысле лестница – это невидимых Христос, конечно, верующих христианин интерпретирует правду и реальность этого образа не так, как неверующий, но даже люди верующие в Бога, очень часто расходятся во мнениях, относительно того, воспринимать ли образ потустороннего мира буквально или как символ. Важная проблема, которая проявляется при взгляде на эту икону современного человека, будь он христианин или нет, заключается в наличие у каждого собственного багажа опыта и знаний, если православный верующий взирающий на икону в храме или дома, то будет ее воспринимать помощницу в молитве, то историк искусства, в первую очередь, станет, но не обязательно, конечно, если он верующий человек, он понимает умом, что этого не надо делать, но все равно станет оценивать стиль работы, будет задавать вопросы о времени написания, о том, откуда эта икона попала к тому человеку, который ее увидел, о заказчике, по какому заказу написано, кто исполнил. Советские искусствоведа именно так и подходили к изучению икон, полностью игнорируя полное наполнение священного изображения. Для них икона являлась лишь неким этапом становления живописи, конечно внутреннее содержание иконы все же учитывалось.

Икона приравнивалась в советское время к одному из жанров изобразительного искусства, и главным в этом случае становилось внешняя форма иконной живописи и оценка чисто с эстетической позиции, то есть любование красотой формы и цвета. И согласно такому взгляду икона ограничивалась строгими рамками канона и все попытки иконописцев, внести нечто новое в форму и содержание заранее были обречены на неудачу, а искусство Древней Руси именовалось искусством периодом Феодализма XX – XVII веков.

Любая икона показывает преображенный мир, духовный, это средство с общением Богом и его Святыми, поэтому такие категории как время и пространства изображаются условно. У Святого Иоанна нет нимба, хотя надпись, что он святой – есть. Дело видимо в том, что на иконе он сам еще идет по лестнице, впереди еще три ступени и нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преп. Станет Святым, и поэтому он заранее подписал Святым. Часто в житийных иконах Святых изображают с нимбами уже детстве, хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что они являются Святыми, но иконописец знает, что они Святы, а святость – вечность вне времени.

Внизу под горкой стоят монахи, это собирательный образ Синайских монахов и др. монахов. Они смотрят на идущих вверх, они внимают поучения подобного изучают его наставления, учатся духовной практике, еще очень интересно – горы, на иконах горы – символы восхождения к личностному и единому Богу. Поэтому горы на иконах имеют лещадки, они с площадками, как лестницы, это своего рода стилизованные ступени, благодаря к которым гора приобретает смысл лестницы. Бесы крюками, щипцами стаскивают их с лестницы в адский мир, конечно, это не пассивное их состояние, они что-то совершают не хорошие поступки и действительно, получается так, что как бы человек не старался, но если он совершит что-то непоправимое, и не успеет раскаяться, не успев попросить прощение – скончается, то все его хорошие дела могут пропасть. Здесь они хватают их на ноги, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, очень успешно в своем предприятии. Ангелы, слева вверху, они написаны в виде прекрасных существ, в идеальных пропорциях, идеальных черт лица. Это, конечно, не Русские, а Византийские ангелы. У Византии более суровая иконопись, жесткие черты лица, обладающих физическим тоже совершенством. Руки у ангелов покравены, они покрыты тканью, это древний знак, он обозначает, что в данном случае они испытывают особое благоговение перед Христом, к которому они преподают и молятся за борющихся со своими страстями монахов, а страсти в виде чертиков. Изображение ангелов в таком автоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, этот образ пришел из античности. На иконе, ангелы, которые должны были показывать сопротивление и подталкивать монахов в спину на вверх, а на вид они бездействуют, только смотрят сверху с выражением скорби. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи – это не яблоко раздора между силами света и тьмы, ищущие спасения, совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых – это именно их личное падение. Богу не нужно положить бога в бумажку и связать его еще лучше, и с ложечки кормить, тогда он не совершит ни одного греха, но тогда это не будет выбор этого человека, это будет насилие над личностью. То есть они совершенно самостоятельные, и падения или вхождение зависит от них. И бесы, как бы они не старались, никак не могут повлиять на личный выбор каждого, зато незримая молитва ангелов действительная помощь на пути этого духовного совершенства.

 

Список использованной литературы:

1. Лекции Ю.В. Робинова от 13.11.2020

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!