Расскажите о значении надписей на иконах.



Расскажите кратко о ереси иконоборчества и о восстановлении иконопочитания в Византии.

 

Ересь иконоборчества, отвергающей почитание Святых Священных изображений, под предлогом борьбы с идолопоклонством возникло во 2 четвери XVIII века. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божьей, Святых Божьих Угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию иконе. Вокруг вопроса почитания икон возникла ожесточённая борьба, на защиту Святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения, казни, все это потребовалось дать полное учение церкви об иконе, ясно и четко определить его, когда восстанавливали иконопочитания наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелие. В 787 году, против этой иконобоческой ереси, был создан седьмой Вселенский собор в городе Никеи, на который явились 367 отцов. Святые Отцы седьмого Вселенского собора собрали церковный опыт почитания Святых икон, самых первых времен, обосновали и сформулировали догмат (Догмат – Богооткравенные, Вероучительные истины, поучительные истине о Боге, о его отношению к миру, хранимые, проповедуемые и объясняемые, или даже во многом объясненные церковью, имеющие закон об обязательной силы для всех христиан, т.е. краткий свод основных догматов. Например, символ Веры, где есть 12 пунктов, и это является символом, во что верят христиане). Святые Отцы провозгласили, что иконопочитания – это закон положения и придания церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в церкви. Изобразительность икон неразлучно с Евангельским повествованием и то, что Слово Евангельское сообщает нам вслух, то же самое икона показывает через изображение. Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через богослужение и икону, божественное откровение становится достоянием верующих, через икону, как и через священное писание мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога, через иконы Святых Угодников, мы прикасаемся к преображённому человеку, причастнику Божественной жизни, через икону мы получаем просвещающую благодать Святого Духа. Каждый день церковь прославляет иконы Матери Божьей, празднует память Святых Угодников, их иконы кладут перед людьми на поклонение и живой религиозный опыт каждого человека, каждого христианина, это опыт постепенного преображения самого человека, самого христианина через них, через иконы, делает людей верным чадом православной церкви, т.е это истинное воплощение в мире трудов Святых Отцов седьмого Вселенского собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей, одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия.

Расскажите подробно об иконе Торжество Православия. Византия (Константинополь), ок. 1400г., 39х31 см. Британский музей.

 

Икона хранится в Британском музее, в Лондоне. Икона посвящена Торжеству Православия, которое было окончательно провозглашено уже на Константинопольском соборе, созданным Императрицей Феодорой в 843 году. Окончательная победа над последней в истории православии крупной ересью, не потребовало созыва Вселенского собора, так как на седьмом соборе было все принято. Торжество Православия Византии, Константинополь, около 1400 года, начало XV века. Икона является самой ранней из известных икон. По мнению заслуженного профессора, истории искусств, института искусств, Лондонского университета Робина Кормока, икона создавалась для ежегодной демонстрации в храме в годовщину преодоления иконоборчества. Событие отмечалось особой службой, в первое Воскресенье Великого Поста. Вчитавшемся на особом молебном учении, синодики православия, было положено провозглашать Анафемы (с греч. отлучение, публичная констатация, свидетельство церкви об падении ее отдельно человека, группы людей или общины, крайнее средство разумения отступника, Анафема провозглашается в отлучении христианина от общения с верными, и от церковных таинств. Отношение имеет только к членам церкви). Икона была написана спустя многих столетий после первого празднования, которое прошло 11 марта 843 года, к концу XIV века сложились определенные традиции в отношении истории и концу иконоборчества, существовали тексты, рассказывающие о том, что первое празднование включало многолюдную процессию, которое шествовало по улицам Константинополя, участники которого несли иконы и кресты, процессия отправлялась от церкви Богородицы во Влахерню, потом совершалась литургия в храме Святой Софии.

Икона разделена на 2 регистра. На верхнем регистре изображена Лития (в православном богослужении – часть бдения накануне праздников, где еще установление для моление об умерших при выноси его из дома). В данном случае торжественное Еканития , ее совершает Патриарх Мефодий с Императрицей и всего православного народа, 11 марта 1843 года.

 

Также в написании иконы помогали написанные красной краской имена рядом с фигурами. Наличие имен изображенных персонажей, были характерные черты икон, многие современные исследователи мучаются вопросом, почему надпись были непременным атрибутом иконы, ведь доля грамотного населения составляла около 10%. Надписи, или Титулы, на иконе выступают в качестве необходимого компонента иконописного изображения, по представлению сакральной эстетики, надпись выражает первообраз в не меньшей, если не в большей степени, чем изображение. Надпись не является иконой без изображения. Без инициирующей надписи не может быть иконы, также, как и иконы не может быть без изображения. До того, как церковный собор подтвердил, икону начали писать заранее. На русских иконах часто надписи делаются по-гречески, они не рассчитаны на понимание, но именно на внутренней, на сакральной, на мистической отожествление, т.е. на утверждении антологической бытийственной связи между образом и именем. Важно произносить полностью имя в нашей культуре.

 

В левой части иконы изображена Императрица Феодора, она была регентшей своего малолетнего сына Михаила III, Родившегося в 840 году и изображенного слева от матери, в более взрослом, чем трехлетнем виде ребенок. Вверху, справа от иконы Богоматери изображена фигура в белом одеянии с крестами, так называемым Сакасе (Сакас – это рубище, еврейское слово, нижнее облачение эпископов, он близок к стихарю, но украшен крестами и означает одежду печали и смирения). Святой Мефодий назначен в 843 году Патриархом, истый иконопочитатель (истый – истинный, точный, подлинный, настоящий, тот самый, сущий, прямой и правдивый; человек, который молится и верит в то, что Бог его слышит), которому согласно предание, императорскому повелению, сломали челюсть, за наказание за непримиримую позицию и гонения на иконы. Святые, на иконных изображениях нет членовредительства, за редким исключением, т.е. на иконах изображается преображенная плоть человека.

 

В нижнем ряду изображены мученики, пострадавшие за почитания икон и героя. Двое в центре – это, вероятно, Фиофан исповедник и Феодор Студит, они являются современниками, держат в руках икону Спала Эммануила, юного Христа. После исследования в 1984 году было выделено предположение, что икона имела изначально округлую форму. Интересно, что эта икона Христа, которую держат, является репликой из иконы Одигитрия, находившийся в смысловом центре иконы Торжество Православия. Монахиня слева также держит в руке маленькую переносную икону Спаса Эммануила. Сверху на иконе ясно видно красное кольцо для ее размещения на стене. Надпись помогает инфицировать фигуру монахини как Святую Фиодосию Константинопольскую, о которой в действительности было мало, что известно, но вокруг ее имени в Константинополе складывался набиравший популярность культ. Она родилась по усердной молитве родителей и после их смерти она воспитывалась в Константинопольской женском Монастыре, в честь Святой Мученицы Анастасии. Она раздала бедным оставшееся от родителей имущество. В Константинополе существовали ворота, которые назывались «Медными», над ними около 400 лет находился Медный образ спасителя Иисуса Христа. В 730 году, Лже Патриарх Иконоборец, приказал снять этот образ, православный народ во главе которого была преподобная мученица Феодосия, весь народ бросился на защиту иконы и опрокинул лестницу вместе с воином, который полез исполнять приказ. Анастасья, боясь, что волнения усилятся, известила о случившемся Императору и по приказу Императора воины перебили всех, а Преподобную мученицу Феодосию заключили в темницу. В течении недели каждый день ей наносили по 100 ударов, а на восьмой день повели вдоль города, избивая по пути. Один из воинов начал бить мученицу и нанес ей смертельную рану, от которой она скончалась. Ее тело было брошено на землю и верующие люди с благовещением погребли ее в монастыре и вот место погребения ее прославило многочисленными исцелениями больных.

Надписи на иконе позволяют индифицировать других на ней Святых, таких как Иоанникий – четвертый слева, братья Феофан и Фёдор, вместе противостояли, когда государство проводило политику запретов иконопочитания. Император Феофил приказал раскалённой иглой выжечь на их лицах эпиграмму, обличавшей иконой как суеверие. И братья получили прозвище «Начертанных Граптой». Фёдор умер в тюрьме, а Феофан пережил гонетие, когда в 842 году новый патриарх Мефодий восстановил иконопочитание, Феофан был сделан эпископом в Никеи.

Крайний справа – Феофилакт и Арсакий – исторические, духовные лица, которые, как считается, проявили себя в эпоху иконоборчества, на ее заключительном этапе в 843 году. Связь с ними Арсакия прослеживается лишь в житие Императрицы Феодоры, XIV века. Торжество Православия – редкий иконописный сюжет, всего известны дюжины (12) икон такого типа.

Вероятно, наиболее мощным по силе воздействия был эмоционально насыщенный был образ в центральной части верхнего ряда. Икона помещенная в обрамление самого Торжества Православия, в определенном смысле это ключевой образ, не главный объект всего изображения, Богоматерь с Младенцем, или Панагия, что означает Всесвятая, так называли Византийцы. Икона установлена на постаменте, задрапированном красной тканью, красные занавесы по сторонам от иконы отведены, чтобы икона была полностью видна. Вообще, иконы в Греческих, Византийских храмах принято, особенно чудотворной закрывать. Икону бережно поддерживают за основание ангелы в красных одеяниях и в высоких головных уборах, их взгляды обращены на предстоящего, а положение их рук в точности повторяет положение рук Богородицы. При обсуждении этой иконы их принято называть Ангелами Дьяконами, потому что они служат. Такая икона известна под названием Одигитрии, обусловленной жестом Богородицы, которым она указывает на своего сына. Она и переводится как указующая путь Богу, а лико Богородицы Одигитрии часто характеризуется как печальное и задумчивое, воспринимается как предчувствие распятие её сына. В средние века икона хранилась в монастыре в Константинополе, монастырский комплекс включал в себя чудодейственный колодец, к которому приводили слепых и страдавших глазными болезнями, в надежде на исцеление, приводили проводники.

Видное положение занимает Дигитрия на иконе, не случайно, причина кроится предполагаемой историей этого образа Богоматери, в которой Византийцы верили.

 

Расскажите о значении надписей на иконах.

 

Также в написании иконы помогали написанные красной краской имена рядом с фигурами. Наличие имен изображенных персонажей, были характерные черты икон, многие современные исследователи мучаются вопросом, почему надпись были непременным атрибутом иконы, ведь доля грамотного населения составляла около 10%. Надписи, или Титулы, на иконе выступают в качестве необходимого компонента иконописного изображения, по представлению сакральной эстетики, надпись выражает первообраз в не меньшей, если не в большей степени, чем изображение. Надпись не является иконой без изображения. Без инициирующей надписи не может быть иконы, также, как и иконы не может быть без изображения. До того, как церковный собор подтвердил, икону начали писать заранее. На русских иконах часто надписи делаются по-гречески, они не рассчитаны на понимание, но именно на внутренней, на сакральной, на мистической отожествление, т.е. на утверждении антологической бытийственной связи между образом и именем. Важно произносить полностью имя в нашей культуре.

 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!