Автора, его взгляды,                            интерпретация                           опыт, общая культура,



Его внутренний                            авторского сочинения,                   мироощущение, строй

Мир.                                        внесение своих оттенков.                   мыслей, чувств.

 

 

 Лекция – 2.

 

Музыкальные жанры.

В литературе, музыке и других видах искусства за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например: роман, повесть, рассказ, новелла, эссе и т. д. В изобразительном искусстве – это жанры портрета, пейзажа, натюрморта. В музыкеопера, симфония, концерт, оратория, сюита и др.

Род произведений в пределах одного какого-либо вида искусства называют жанром (франц. - genre).

Простые первичные жанры( песня, танец и марш )перерастают во вторичные музыкальные жанры: оперу, балет, симфонию, концерт , сонату и др.

Не все музыкальные жанры возникли в одно время-выросли из стилей разных эпох. Опера, например, родилась в Италии в конце 16 века.

1.Операпроизведение для музыкального театра, которое имеет сюжет, ставится в декорациях и костюмах и исполняется артистамипевцами и симфоническим оркестром.

Оперы бывают:исторические, героические, комические, лирические. Все они имеют свои характерные черты, хотя принадлежат к одному и тому же оперному жанру.

Первоначально оперные спектакли в Италии назывались: «favola in musica» (сказка в музыке) и «dramma in musica» (музыкальная драма). И, наконец, чуть позже «opera in musica» (музыкальное произведение). Итальянская опера занимала очень большое и важное место в жизни общества, стала неотъемлемой частью культуры страны. В 17 веке выдвинулся ряд крупных композиторов – основоположников национальных оперных школ. Это К. Монтеверди – в Италии, Ж. Б. Люлли – во Франции, Г. Пёрселл – в Англии. По содержанию это оперымифы, оперы – легенды. Это расцвет оперы – seria (серьезных драматических сочинений).

К середине 18 века относится взлет комической оперы, «оперы буффа», в которой используются бытовые сюжеты, любовные перипетии, метаморфозы с переодеваниями. В Италии мастерами комедийных спектаклей стали Д. Перголези, Д. Паизиелло и др.

Но особенное значение приобрели оперы Глюка и Моцарта, это 2 крупных реформатора оперного искусства. Ими созданы подлинные шедевры:

             К. Глюк. Опера «Орфей»,

             В. Моцарт «Похищение из Сераля»,

                                «Свадьба Фигаро»,

                                «Дон Жуан»,

                                «Волшебная флейта».

Героико-патриотическая тематика в годы революционного подъема в 19 веке нашла отражение в опере немецкого композитора Л. Бетховена «Фиделио» и более всего в русской опере воспевающей благородные идеалы, борьбу за свободу, счастье, справедливость. Среди них героико-патриотические оперы, эпические, исторические драмы, лирико-драматические («Князь Игорь» А. Бородина, «Жизнь за царя» М. Глинки, «Хованщина», «Борис Годунов» М. Мусоргского).

М. И. Глинка еще в конце 18 века заложил основы русской классической оперы. А народно-песенная основа придает ей неповторимое своеобразие.

Многообразны по типам, богаты по содержанию оперы Римского-Корсакова Весенняя сказка опера «Снегурочка»

Опера-былина «Садко»

Музыкальная драма «Псковитянка»

Историко-бытовая опера «Царская невеста»

Опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже»

Опера-сатира «Золотой петушок»

 

Одно из величайших явлений в истории мирового музыкального театра – оперы П. И. Чайковского. Лирико-драматический характер этих опер, порой приобретая трагедийную окраску, получил высшее выражение в операх :

                                                              

                                                 «Евгений Онегин»,

                                                 «Чародейка»,

                                                 «Пиковая дама»,

                                                 «Иоланта».

Современные зарубежные мастера оперы 20 века, такие, как Б. Барток, А. Берг, Б. Бриттен, Д. Гершвин, К. Дебюсси, П. Хиндемит пользуются новаторскими приемами в создании оперных образов, музыкальным языком в стилистике модерна.

Русские современные авторы:

С. Прокофьев, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, К. Молчанов, А. Петров, Ю. Шапорин, Р. Щедрин создают замечательные оперные произведения на литературные сюжеты, многие из которых отражают реальные события жизни советского периода («А зори здесь тихие» К. Молчанова, «Семья Тараса» Д. Кабалевского и др.).

Произведения оперной классики доставляют высокое эстетическое наслаждение. Главным средством является мелодия, связанная со словом. В опере соединяют вокальное и инструментальное начало, сольное, ансамблевое и хоровое пение.

 

Сольные номера в опере:

 Ария, ариозо, ариетта, песня, монолог.

  

Ансамбли в опере:

2 исполнителя – дуэт;

3 исполнителя – трио (терцет);

4 исполнителя – квартет;

5 исполнителей – квинтет;

6 исполнителей – секстет.

 

Речитатив в опере – выполняет связующую роль. Открывается опера увертюрой(оркестровым вступлением).

Большое значение в опере имеют хоровые номера. Например, зрителя просто потрясают хоровые сцены в «Борисе Годунове», полные подлинного трагизма (хор «Хлеба» у стен московского Кремля).

Важное место также в оперном спектакле занимает хореография.

Например, весь 2 -й акт оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» занимают блестящие бальные танцы в замке короля Сигизмунда 3. Много танцевальных номеров и в опере

П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (именины Т. Лариной)

Великие оперные певцы силой вокального и драматического таланта создают на оперной сцене яркие неповторимые образы. Таков Мефистофель в исполнении Ф. Шаляпина,Отелло в исполнении В. Атлантова, Юродивый из « Бориса Годунова , созданный И. Козловским и мн. др. Великие оперные тенора : Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас подарили слушателям поистине волшебные минуты.

Таким образом, опера – это синтетический жанр, объединяющий вокальное искусство, хореографию, изобразительное искусство, актерское мастерство.

                                            БАЛЕТ.

                              (появился в начале 16 века в Италии)

 

Раскроем томик А. С. Пушкина, «Евгения Онегина».

 

 

     Театр уж полон, ложи блещут;

     Партер и кресла – все кипит

     В райке нетерпеливо плещут;

     И, взвившись, занавес шумит.

     Блистательна, полувоздушна,

     Смычку волшебному послушна,

     Толпою нимф окружена,

     Стоит Истомина. Она,

     Одной ногой касаясь пола,

     Другою медленно кружит.

     И вдруг прыжок и вдруг летит,

     Летит, как пух от уст Эола,

     То стан совьет, то разовьет,

     И быстрой ножкой ножку бьет.

 

Как и во времена А. С. Пушкина, так и в наши дни, русский балет славится во всем мире. Что же такое «балет»?

Французское название и его итальянские корни не случайны. Французское слово « ballet » произошло от итальянского « balleto » - танец. Вот уже 3 с лишним века этим словом называется спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.

 Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Там издавна любили веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавалах. Постепенно они превратились в самостоятельные музыкальные спектакли.

Во Франции эпохи абсолютизма расцвел придворный балет – пышное и торжественное зрелище, в котором принимали участие король, королева и титулованные особы. Танцоры, в отличие от теперешних, не были профессиональными.

Во 2й половине 17 века великий французский комедиограф Ж. Б. Мольер написал несколько комедийных балетов «Брак поневоле», «Мещанин во дворянстве», музыку к которым сочинил Ж. Б. Люлли, он же был и балетмейстером. Исполняли эти балеты актеры труппы Мольера.

В дальнейшем французские балетмейстеры создали специальный хореографический язык, которым классическим балет пользуется до сих пор (па, жете, фраппе, релеве, батман и т. д.).

В России балет распространился в 18 веке. В придворных и крепостных театрах выступали прекрасные танцовщицы, пленявшие своим искусством самых взыскательных зрителей.

А в 19, начале 20 века ни одна страна не может сравниться с Россиейпо мастерству балетных трупп Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве. С колоссальным успехом проходили Дягилевские балетные сезоны в Париже, «Русские сезоны», связанные с постановкой балетов И. Стравинского «Петрушка» (1911г.), «Весна священная» (1913г.), «Жар-птица» (1910г.) и с новаторскими поисками балетмейстера

М. М. Фокина. В «Русских сезонах» блистала великая Анна Павлова.

Качественно новый этап в развитии балета ознаменовало творчество П. И. Чайковского. Его необыкновенные по красоте мелодии «Лебединое озеро» (1877г.), «Спящая красавица» (1890г.), «Щелкунчик» (1892г.) были созданы в содружестве с балетмейстерами Л. И. Ивановым и М. Петипа.

Эпоха советского балета ознаменовалась появлением балетов Д. Д. Шостаковича «Золотой век», Асафьева «Пламя Парижа», Хачатуряна «Гаянэ» и «Спартак».

Особое место занимают балеты С. С. Прокофьева («Золушка» - 1945г., «Ромео и Джульетта» - 1938г.). Они полны тонкого лиризма, сложных психологических перипетий. Новаторский музыкальный язык этих балетов вызвал немало трудностей при постановке даже у такой яркой балерины, как Г. Уланова.\любила селигер\

Современный балет прославили также Майя Плисецкая, станцевавшая на сцене разнохарактерные партии и в балетах своего мужа Р. Щедрина (Кармен в «Кармен-сюите», «Анну Каренину», «Чайку»).

Екатерина Максимова (несравненная Золушка, Анна в «Попрыгунье»), Борис Васильев, Марис Лиепа, Наталья Бессмертнова, Людмила Семеняка.

В наше время традиции великого русского балета продолжают Андрис Лиепа, Илзе Лиепа, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе и др.

Балет – мир выразительных танцевальных движений, пластики, жестов, мимики. Равно важны в балете 3 составные части: классический танец, характерный танец и пантомима.

Классический танец – красив, изящен, грациозен («Жизель», «Лебединое озеро»). Движения возвышенны, строятся по канонам классического балетного танца:

- вариации– сольный номер героя (героини). Вариация раскрывает портрет героя, его характер, его образ;

- па-де-де – балетный дуэт (напр. Зигфрида и Одетты).

Кроме солистов в балете принимает участие большая группа танцоров – «кордебалет». Танцоры кордебалета оттеняют основное действие, вносят в него разнообразие.

Начинается балет интродукцией (оркестровым вступлением, вводящим нас в атмосферу того времени, образности).

Не менее важна в балете пантомима. Это движения, жесты, мимика лица, которыми артисты «разговаривают» друг с другом.

Современный балет уже далек от классических канонов; в нем широко применяются движения, заимствованные из гимнастики, из акробатики. Это омолаживает искусство балета, дает простор новаторским поискам современным постановщикам балетных спектаклей.

 

                                                  Симфония.     

 

Среди многочисленных музыкальных жанров одно из самых почетных мест принадлежит симфонии. Всегда, с момента возникновения и до наших дней она чутко отражала свое время. Симфонии Моцарта и Бетховена, Берлиоза и Малера, Прокофьева и Шостаковича – это размышления об эпохе, о человеке, о путях мира и жизни на земле.

Симфония как самостоятельный жанр возникла сравнительно недавно: 2 с половиной столетия тому назад. Однако за этот исторически недолгий срок она прошла гигантский путь. Слово «симфония» в переводе с греческого означает «созвучие». В древней Греции так называли приятное сочетание звуков.

Первые симфонии появились в центре Европы во 2й половине 18 века. Зародившись из старых традиционных музыкальных форм: танцевальной сюиты и оперной увертюры, окончательно симфония сформировалась в странах немецкого языка.

Симфония – доныне самый сложный изо всех видов музыкального искусства, для полноценного восприятия требует вдумывания, обобщения – спокойной, сосредоточенной работы мысли. Не случайно центр философской мысли в Европе конца 18 века оказался именно в Германии, далекой от общественных бурь, происходящих во Франции. В Германии и Австрии сложились богатые традиции инструментальной музыки. Здесь и появляется симфония, как музыкальный жанр. Она возникла в творчестве чешских и австрийских композиторов, окончательный вид приобрела в музыке Й. Гайдна, достигнув своего расцвета у В. Моцарта и Л. Бетховена.

Гайдн, Моцарт и Бетховен – великие венские классики.В их музыке симфония сложилась как классический 4х-частный цикл:

 

1 часть – быстрая, активная (сонатное Allegro).

2 часть – медленная, задумчивая, элегически-пасторальная.

3 часть – менуэт (старинный трехдольный танец) или скерцо (легкая, искрометная, шутливая).

4 часть – Финал. Жизнеутверждающий, торжественный, победный, праздничный.

 

У Й. Гайдна – 104 симфонии. Все они наполнены радостью и светом.

У В. Моцарта – 41 симфония. Его творения более индивидуальны, контрастны.

Симфонии Л. Бетховена насыщены образами борьбы, ярки, монументальны, по широте и силе обобщения близки к героическим операм. Их отличает драматизм, героика и пафос.

Это эпоха классицизма (Бетховен находится на рубеже классицизма и романтизма) сочетая в себе черты классика и мятежного романтика.

19 век подарил миру романтические симфонии – волнующие повести о жизни человека, о его внутреннем мире, трагедии одиночества, о борьбе за жизнь, за счастье.

В Европе это сочинения Ф. Шуберта, Берлиоза, Мендельсона, Э. Грига.

В России особое место занимает симфонизм П. И. Чайковского (6 симфоний) – это трагедия одинокого человека, его борьба за счастье.

Симфонии С. В. Рахманинова – это величественные картины русской природы, зарисовки русской жизни, мир загадочной русской души.

Симфонии А. П. Бородина – эпическая широта, мощь, богатырские образы.

Симфонии Лядова, Глазунова полны лиризма.

20 век с его войнами, политическими бурями, потрясениями воплотился в 15и симфониях Д. Д. Шостаковича (например, до-мажорная была отзвуком атомного взрыва в Хиросиме, симфония № 7 «Ленинградская» посвящена героическому подвигу народа в блокадном Ленинграде).

Симфонии С. С. Прокофьева красивы своей чистотой, светлой лирикой, острой шуткой.

Любая симфония – это целый мир. Мир художника, его создавшего. Мир времени, ее породившего. Слушая гениальные творения мастеров прошлого и современности, мы становимся духовно богаче, приобщаемся к сокровищам, созданным человеческим гением, равным по значению трагедиям В. Шекспира, романам Л. Толстого, стихам Пушкина, картинам Рафаэля и т. д.

 

 

Лекция – 3.                       «Развитие певческих навыков».

 

Пение принадлежит к самому массовому и доступному виду музыкального искусства. Его воспитательное воздействие велико благодаря единству музыки и слова и в силу самой природы живого певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Основное качество пения – его выразительность, то есть способность непосредственно и искренне выразить в пении эмоциональное содержание музыки. Непосредственно исполнять музыку можно, только овладев определенными способами, умениями и навыками пения. Этому виду музыкальной деятельности преемственно обучают в яслях, ДОУ, школе, музыкально-хоровых студиях, музыкальных школах, в профессиональных средних и высших учебных заведениях (колледжах, консерваториях, университетах).

Проблемами развития певческих навыков занимались в 20 веке знаменитые дирижеры-хоровики: П. Чесноков, Г. Дмитриевский, К. Птица, В. Соколов и другие.

На любой ступени обучения формируются правильные певческие навыки, а именно:

  

1) певческая установкаправильное положение тела при пении.

Рекомендуется стоять (сидеть) прямо, не сутулясь. Голову следует чуть приподнять. Сидеть «нога на ногу» нельзя, во избежание зажима диафрагмы.

  

2) певческое дыхание – при вдохе не должны подниматься плечи. Не следует переполнять грудную клетку воздухом, дыхание нужно брать в меру.

Дышать во время пения нужно не произвольно, а во время пауз, между музыкальными фразами; нельзя дышать в середине слова, если это не длинный распев в протяжной русской народной песне. Желательно брать дыхание носом, энергично и бесшумно. Но это не всегда осуществимо (особенно в работе с дошкольниками). С возрастом, у певца становится более длительное дыхание, у дошкольников небольшой объем дыхания, поэтому они могут пропевать на одном дыхании лишь небольшие фразы. Существуют специальные упражнения для тренировки дыхания (дыхательная гимнастика по системе Стрельниковой, имеющая и большое оздоровительное значение).

 

3) Звукообразованиеправильное формирование гласных звуков при пении («а», «о», «у», «е», «и»). Со звукообразованием связана напевность звука, умение тянуть гласные, пропевать концы фраз, учить песни в медленном темпе.

 

4) Дикция четкое, ясное, правильное проговаривание текста в пении. Важно развивать подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, нёба, нижней челюсти). Дикция связана с правильным формированием согласных звуков. Важно осмысление текста, это способствует более выразительной дикции. Существует масса методов и приемов для развития дикции: проговаривание текста в ритме песни, разъяснение смысла незнакомых слов, чтение текста шепотом, «беззвучно», прием для произнесения согласного звука в конце фразы (хлопок в конце фразы или притоп).

 

5) Строй (хоровой навык)чистота интонации в хоровом или ансамблевом пении (одноголосное пениеунисон; многоголосное пение развивает гармонический слух, умение каждого певца чисто интонировать свою партию, при этом слыша другие голоса).

 

6) Ансамбль (франц. - вместе)навык хорового или ансамблевого пения. Выражается в умении вместе начинать и заканчивать пение; держать темповый, динамический, выразительный ансамбль, умение не выделяться из группы певцов.

Чтобы научить красивому пению, необходимо формировать певческие навыки в комплексе.

 

                      Строение голосового аппарата.

 

Это источники звука – гортань и резонаторы. И механизм дыхания – легкие с дыхательными путями и мышцами.

 

Гортаньконусообразная трубка из 4х хрящей. В середине гортани есть голосовая щель. Она образована двумя парами мышц. Наружная (верхняя) пара мышц является ложными связками. Внутренняя (нижняя) пара является истинными связками – источником звуковых колебаний.

 Верхние резонаторы служат для усиления этих колебаний. Истинные связки, сомкнувшись, вибрируют и рождают звуковые колебания. Они усиливаются глоткой, ротовой и носовой полостью, а также вибрируют в лобных и гайморовых пазухах.

Верхние резонаторы усиливают высокие звуки, придают им легкость, звонкость, серебристость и полетность.

Нижние резонаторы – трахея, бронхи, частично, брюшная полость, влияют на тембровый звук, придают звуку глубину, силу, бархатность, драматические краски.

Любому голосу присуще вибрато-колебания звуковых волн.

Нормальным считается вибрато – 6 кол/сек. Менее 6 кол. в сек. создает впечатление «качки голоса».

Диапазон голоса – звуковой объем нормально, без напряжения, звучащего голоса.

Диапазон дошкольника около 1 октавы.

               От до 1 октавы – до (до диез) 2 октавы

 

Диапазон взрослого человека очень индивидуален: от 1 до 2х октав. Есть уникальные певцы с очень большим диапазоном голоса. У бразильской певицы Инны Сумак был 4х октавный диапазон (60е годы 20 столетия), в наши дни большой диапазон у Витаса, у Сергея Пенкина.

 

- Тесситура – высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону (бывает высокая, средняя, низкая).

 

Не так много профессиональных певцов, голос которых равно и красиво звучит и в нижней, и в верхней тесситурах. Одной их таких певиц является Монтсерат Кабалье.

В середине 20 века слушатели любовались необыкновенным тембром Робертино Лоретти; голосом Марии Каллас, Галины Вишневской, Елены Образцовой.

Удивительной красоты баритоном обладает Дмитрий Хворостовский.

Три великих итальянских тенора: Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас еще недавно радовали нас совместными концертами (к сожалению, недавно мир потерял Лучано Паваротти).

 

                                         Певческие голоса:

 

Женские голоса:  

          Колоратурное сопрано

          Лирическое

          Лирико-драматическое

          Драматическое

          Меццо-сопрано

          Контральто

 

  Мужские голоса:

            Контр – тенор ( сохранены высокие фальцетные ноты).

            Лирический тенор( мягкий, нежный, подвижный).

            Драматический тенор(более темный, мощный)

            Лирический баритон

            Лирико – драматический баритон

            Драматический баритон

            Бас – баритон ( промежуточный голос)

             Центральный бас( насыщенный, яркий)

            Бас-профундо ( уникальный, самый низкий голос)

            Бас – буффо( исполняет комические партии 2- го плана)

 

- Хор – от 12 человек и более. Хоры подразделяются на: детские, женские, мужские, смешанные. Обычный смешанный хор включает 4 партии\голоса\: сопрано, альты, тенора, басы. Эти партии могут делиться на самостоятельные партии: S1 A1 T1 Б1

                                                                                            S2 A2 T2 Б2

(1й - более высокий

 2й – более низкий).

  

 

Хором управляет дирижер. При пении а капелла (без сопровождения инструментов) дирижер дает хору тоновую настройку. Дирижерский жест показывает: внимание, момент дыхания, метроритм; паузы, снятия, момент вступления, характер звуковведения.

Протяжное, мягкое пение, ведение мелодии плавно, напевно называется кантиленой.

 

                       Правила охраны голоса:

Детский голос).

1. Следить за временной нагрузкой на голосовые связки.

2. Давать вокальные произведения в диапазоне голоса, в удобной тесситуре в соответствии с программными требованиями.

3. Нельзя петь с больным горлом (при несмыкании голосовых связок, при наличии простудных явлений, сильном кашле).

4. Нельзя допускать крикливости при пении.

5. В период мутации голоса (в подростковом периоде) к процессу пения необходимо подходить индивидуально.

6. Необходимо петь в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении.

  

   

 

 

 

 

   

    

    

 

 

 

Лекция – 4.

                             

                     «Народное музыкальное творчество».

  

Фольклор («фолк» - англ. - народ) – искусство народа («лор» - знание) – народное знание;

- Коллективность является неотъемлемой чертой народного искусства, поэтому у народных песен, плясок, мелодий нет авторов, отсутствует такая категория, как творческая индивидуальность.

Традиционная музыкальная культура не оставляет письменных свидетельств, она существует до тех пор, пока существуют ее носители. Преемственность опыта и системы ценностей обусловлена укладом жизни. У восточных славян таким обществом была крестьянская община. Уклад общины формируют 2е основные сферы жизнедеятельности:

     1) земледелие

     2) социальные и семейные отношения

Собирателями фольклора являлись: Ф. Капица, К. И. Чуковский, Г. С. Виноградова, В. П. Аникина, Г. М. Науменко. В этнографических экспедициях по крупицам собираются старинные напевы отдаленных районов, записываются на диктофоны.

Нравственное воспитание дошкольников на музыкальном фольклоре:

 

Знакомство детей с протяжной лирической песней, свадебными, хороводными песнями создает в их представлении образ скромной, доброй, застенчивой девушки, кроткой и отзывчивой; девушки, которую в семье воспитывали в моральных устоях чистоты и верности, способной сохранять эту верность и доверительную любовь в отношении к любимому, способной пронести через годы нежность, мягкость и женственность.

 

Былинные, исторические, рекрутские песни показывают разноликость русского богатыря: он и достойный воин на поле битвы и добытчик в семье, а в быту – весельчак и балагур. Особенно важно воспитать нравственные устои и патриотические качества у мальчиков, раскрывая перед ними образы воинов, полководцев земли Русской, защитников, богатырей.

 

Семейно-бытовые песни, обрядовые показывают, что главное в жизни женщины – дети, продолжение рода, семья. Модель крепкой многодетной русской семьи, где мужчины несут на своих плечах основные тяготы добытчика и хозяина, отвечающего за достаток в доме, где женщина воспитывает детей и ведет домашнее хозяйство, где старшие дети следят за малышами и помогают родителям; где мирно сосуществует несколько поколений; где старикам оказывают почет и уважение, заботу и «досмотр» до последнего часа жизни, безусловно, воспитывает в наших детях лучшие нравственные качества и побуждения.

 

 

Русская народная песня знакомит детей также с религиозными традициями русского народа, с православной культурой (это календарные песни, рождественские колядки, масленичные игры, троичные хороводы и т. д.), воспитывает детей на христианских заповедях.

 

Жанры русского музыкального фольклора:

 

1) Детский потешный фольклор, малые жанры: пестушки («Бай, качи, качи, качи!»), потешки («Барашеньки»), скороговорки («Веники, веники»), дразнилки («Антошка»), небылицы («На дубу свинья сидела»), прибаутки («Скок, скок, поскок»), колыбельные («Котенька-коток»), считалки, искалки («Маша кашу не варила»).

2)  Календарные песни (прежде всего, связаны со сменой сезонов и с православным календарем - двунадесятыми праздниками).

 

- Рождественские колядки(«Спи, Иисусе, спи!», «Воссияло солнышко», «Во Вифлееме»)

- святочные

- масленичные («А мы Масленицу дожидали», «Масленица-мокрохвостка»)

- троицкие («Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу»)

- вербные («Вербочка и Верочка»)

- купальские

- заклички («Приди, весна!», «Летел кулик»)

- веснянки («Выйди, выйди, Иванку!»)

 

3) Лирические протяжные – связаны с тяжелой судьбой русской женщины, которую часто против ее воли выдавали замуж: образы природы («Тонкая рябина», «Ты река ль моя, реченька», «То не ветер ветку клонит», «Среди долины ровныя»).

4) Трудовые (песни бурлаков, плотогонов, лесорубов, земледельческие: жнивные, посевные, ягодные, картофельные и т. д.) («Видит мое око», «Дубинушка», «Эй, ухнем!», «Эй, робята, не робейте!»)

5) Семейно-бытовые и обрядовые:

- родинные;

- крестильные;

- свадебные;

- сватовские песни и игры («Бояре»).

 

В свадебных песнях жених сравнивался с «соколом ясным», невеста с «белой лебедью».

- похоронные плачи и причитания;

- зарисовки быта («Где был, Иванушка?»)

 

6) Исторические, былинные песни:

 

О реально происходивших в старину событиях, войнах, походах, полководцах:

«Как за речкою, да за Дарьею», «Как во городе было во Казани», «Былина об Илье Муромце» и др.

 

7) Рекрутские (солдатские) песни: связаны с обязательной службой в солдатах на 25 лет: «Солдатушки», «Ой, да ты калинушка».

 

8)Хороводные и игровые песни.

(«Гуляет молодец», «Как во полюшке кусточек», «Затопила кума хату», «Посеяли лен за рекой».

 

8) Плясовые («Я с комариком плясала», «Пойду ль я, выйду ль я да», «Ах вы, сени», «Светит месяц» и др.)

 

Русская народная песня – сложное музыкальное явление, где соединяются музыка, слова и часто танец, игровые действия.

Для славянской народной музыки свойственна:

- напевность, мягкость, лиричность, множественные распевы слов, большие музыкальные фразы;

- следует отметить сложный переменный размер, перенос ударений;

- как правило, в РНП много куплетов, часто присутствует развернутый сюжет;

- РНП исполняются а капелла (без сопровождения) и с сопровождением русских народных инструментов;

- с РНП связана традиция многоголосного пения во всех его многообразиях (канон – когда каждая партия ведет одну и ту же мелодию, вступая в разное время, создавая красивое переплетение голосов, «вокальное кружево»).

 

   Существует 3 направления в ознакомлении с музыкальным фольклором:

 

  1. Знакомство с народно-обрядовой культурой России;
  2. Вокально-хоровое обучение;
  3. Обучение основам народного танца.

 

Трудно переоценить значение русского музыкального фольклора в нравственном воспитании подрастающего поколения. Детям даются нравственно-этические понятия добра и зла, честности, правдивости. Они знакомятся с традициями, историей, культурой русского народа, его обычаями, семейным укладом.

Русская песня учит гордиться своей Отчизной, воспитывает чувство патриотизма, стремление защищать свою Родину.

Знакомство с семейно-бытовыми традициями на Руси формирует у детей уважение к старшим, почтение к отцу и матери, стремление заботиться о немощных и слабых, помогать им.

Трудовые песни учат с уважением относиться к любому труду, к результатам труда. Они рассказывают детям о тяжелом земледельческом труде на Руси, воспитывают стремление обеспечивать свою семью, трудиться.

Русская песня учит видеть и ценить красоту природы, ее «поэзию».

 

             Роль музыкального фольклора в развитии ребенка:

 

1) Познавательная: расширение кругозора, развитие интеллекта ребенка, представлений об окружающей жизни.

2) Обогащение речи ребенка. Дети отмечают красоту русского языка, его мягкость, мелодичность, обилие метафор, сравнений, поэтические свойства. Они отмечают искрометный юмор, меткость слова, лаконичность, краткость, совершенство народной музыки.

3) Участие детей в народных праздниках (Рождественские посиделки, масленичные гулянья, троицкие хороводы; пасхальные игры и т. д.) создают:

- зону психологического комфорта;

- развивает интерес к народному творчеству;

- развивает музыкальные и творческие способности детей;

- приобщает к народным традициям.

 

Музыкальное воспитание на материале фольклора ведется многими педагогами-специалистами параллельно: это и обустройство «русской избы» или «города мастеров», сбор материалов, предметов бытовой старины для создания таких уголков; подбор музыкального репертуара; изготовление костюмов, подбор русских народных инструментов и мн. др.

Лекция – 5. «Детская музыкальная литература».

 

К понятию «детская музыкальная литература» относятся те произведения вокальной, инструментальной музыки, разной жанровой направленности, которые доступны восприятию детей , вызывают у них яркий эмоциональный отклик; формируют потребности в музыке, интерес к ней, формируют эстетический вкус, способность к эстетической оценке музыкального произведения.

Это лучшие образцы народной музыки произведения детского, т. н. «потешного» фольклора (потешки, прибаутки…и т. д.), русские народные плясовые и хороводные мелодии.

Это шедевры мировой классической музыки: произведения И. С. Баха, А. Вивальди, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана и мн. др.

В программный материал по музыкальному развитию детей включены такие сборники, как:

 

- «Детский альбом» П. И. Чайковского, представляющий собой цикл из 24х фортепианных пьес разнообразных, близких ребенку, образов и характеров. Мелодическая выразительность, простота гармонического языка делают эти произведения доступными восприятию малышей.

 

Всем хорошо знакомы такие пьесы из «Детского альбома», как «Игра в лошадки», «Баба яга», «Болезнь куклы», «Старинная французская песенка», «Сладкая греза» и др.

Аналогичные циклы создавали А. С. Аренский, В. И. Ребиков, С. М. Майкапар (цикл «Бирюльки»), Гречанинов.

 

Среди зарубежных композиторов следует отметить яркий цикл Р. Шумана «Альбом для юношества».

 

Небольшие выразительные пьесы цикла – красочные зарисовки, близкие и понятные каждому ребенку: «Дед Мороз», «Смелый наездник», «Первая утрата», «Веселый крестьянин».

 

К ДМЛ относятся также лучшие образцы танцевальной музыки композиторов 18, 19 вв. и нач. 20 в. польки М. И. Глинки, мазурки Ф. Шопена, польки С. В. Рахманинова, вальсы и галопы И. Штрауса, вальсы Ф. Шуберта.

  

Безусловно, среди любимых детьми произведений, важное место занимает музыка из 3х балетов П. И. Чайковского:

- «Лебединое озеро»;

- «Щелкунчик»;

Спящая красавица».

 

Тонкий лиризм, красота мелодий, захватывающие сказочные сюжеты балетов доставляют истинное эстетическое наслаждение юным ценителям музыки.

 

Дети с удовольствием слушают:

 

- «Вальс цветов», «Марш», «Танец феи Драже», «Русский танец», «Испанский танец» из балета «Щелкунчик»;

- «Тему лебедей» из «Лебединого озера»;

- Вальс из балета «Спящая красавица».

Среди произведений композиторов-песенников, стоит отметить сборники песен:

 

- В. Шаинского «Веселая карусель»

- Г. Струве «Ступеньки музыкальной грамотности»

- М. Минкова «Детские песни»

- Е. Крылатова

- А. Рыбникова

 

И песни, ставшие любимыми уже для нескольких поколений детей: на музыку Александрова, М. Раухвергера, А. Филиппенко, Н. Френкель, Ю. Слонова, М. Красева, Т. Попатенко, А. Руббаха, Е. Тиличеевой, И. Кишко и др. 

 

 

Литература

1. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000.

2. Кленов А. Там, где музыка живет. М.: Педагогика, 1985.

3. Друскин П. Сто опер. Л.: Музыка, 1987.

4. Бочарникова Э. Тем, кто любит балет М.: Русский язык, 1980.

 5.Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика, 1985.

6.Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Л.: Музыка, 1988.

7.Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.

8.Кабалевский Д.Б.П ро трех китов и многое другое.

9.Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс. М.: Музыка, 1988.

10.Орлова Т. М., Бекина С. И. «Музыка и движение».

11.Аникина В.П. «Живая вода». М.: Детская литература, 1981.

12.Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. М.: Просвещение, 1982.

13.Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки. М., 1998.

14.Зацепина М.Б., Антонова Т.В., Народные праздники в д/саду. М.: Мозаика-Синтез,2006.

15.Науменко ГМ. «Жаворонушки». Вып.1-2. М.: Советский композитор, 1981.

16.Бекина С.И. Сельский хоровод. М.: Советский композитор, 1987.

17.Петров В.М. Весенние игры и забавы для детей. М.: Сфера, 2002.

 

 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!