Важна личность                             Важна собственная                       Важен слушательский           



Министерство образования Тверской области

   ГБП ОУ «Старицкий педагогический колледж»

 

       Курс лекций по предмету «Музыка»

        для студентов заочного отделения

                        специальности

           «Дошкольное образование»

 

                                  

 

 

                                                                             Составила преподаватель

                                                                                   Вонсевич Л.Н.

 

                                               2020 год

 Лекция – 1.

 

                                  «Музыка как вид искусства»

 

Музыка (от греч. musike) – вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека.

Звук как основа музыкальной образности и выразительности, лишен смысловой конкретности слова, как в поэзии и прозе, например, не воспроизводит видимых картин, как это мы можем наблюдать в живописи, скульптуре, архитектуре.

Чтобы понять, осознать, услышать музыку, нужно временное пространство. Музыка – искусство, развивающееся во времени, постоянно изменяющееся.

Музыка имеет интонационную природу. Педагог и музыкант Д. Б. Кабалевский называл интонацию «зерном музыки», из которого «произрастает» музыкальная ткань. По главной интонации произведения можно судить о музыкальном образе. Образ же создается теми музыкально-выразительными средствами, которые выбирает автор, композитор, осуществляя свой творческий замысел, «творя музыку».

Итак, перечислим средства музыкальной выразительности:

1) Мелодия – одноголосно выраженная музыкальная мысль. М. И. Глинка называл мелодию «душой музыки».

2) Ритм – чередование длительностей, создающих свой особый ритмический рисунок.

3) Гармонияокраска созвучий (аккордов) и звучание их сочетаний.

  

Для каждой эпохи характерна своя гармония. Например, гармония произведений В. А. Моцарта отличается чистотой, необыкновенной красотой, благозвучностью. Светом и солнцем наполнена гармония А. Вивальди, Й. Гайдна. Эпоха модерна – это часто диссонантное звучание, «нагромождение звуков», атональная музыка (конец 20в., нач. 21в.), это музыка нового времени, она требует внимательного вслушивания , гармония А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдулиной – это мир причудливых звуков, изломанных гармоний.

 

4) Динамикасила \громкость\звука и разнообразные оттенки его звучания.

В музыке общепринята итальянская терминология обозначения динамических оттенков:

fff      >      ff        >       f        >       mf        >      mp      >

Форте              фортиссимо             форте                   меццо                      меццо

Фортиссимо     (очень громко)        (громко)                форте                      пиано

(оглушительно                                                                          (не очень                 (не очень

Громко)                                                                                        громко)                    тихо)

  >      p       >      pp       >      ppp

Пиано            пианиссимо             пиано

Тихо)            (очень тихо)        пианиссимо

Еле слышно,

Замирая)

 

  < - crescendoкрещендо (усиливая звук).

  > - diminuendoдиминуэндо (затихая).

       

5) Темп – (от лат.) – время – скорость пульсации в музыке.

Темпы бывают быстрые (Presto - скоро), средние (Andante – не спеша), медленные

( Lento - медленно).

 

Более подробно темпы и характеры рассмотрены в таблице № 1.

 

6) Фактура – конкретное оформление музыкальной ткани.

Фактура бывает:

 

1. Гомофонной (греч. «гомо» один, «фонос» голос) – одноголосная фактура с ярко выраженной мелодической линией.

2. Полифонической (греч. «поли» много, «фонос» голос) – многоголосная фактура, где каждый голос имеет важное значение, равноправен.

Аккордовой.

  

Признанным мастерством полифонической музыки считается И. С. Бах, великий немецкий композитор. Его органная музыкавершина полифонизма, где переплетение множества голосов (до 12) дарит нам всю красоту звучания музыки великого композитора.

 

7) Темброкраска звучания человеческого голоса или музыкального инструмента.

Дошкольник уже в средней группе отличит тембр скрипки от тембра виолончели; флейты от фагота.

Каждый человеческий голос имеет свой неповторимый тембр. Таким уникальным тембром обладал великий русский певец Ф. И. Шаляпин. Неповторимые голоса итальянского певца Робертино Лоретти, Марии Каллас, Энрике Карузо, Монтсерат Кабалье и многих других всемирно известных певцов радуют нас удивительной красотой своего тембра.

8) Регистр – высотное положение звуков по отношению к диапазону. Различают: высокий, средний и низкий регистры.

9) Штрихи – различные способы звукоизвлечения.

Легато – в переводе с итал. «связно, певуче».

Нон легато –« не связно», все звуки берутся отдельно.

Стаккато – «отрывисто, легко».

 

Итак, композитор создает музыкальный образ, используя различные музыкально-выразительные средства, подобно художнику, выбирающему краски для создания своего живописного полотна.

Для того, чтобы существовало музыкальное искусство в социуме, необходима цепочка:

 

 

       

 

 

Композитор   Исполнитель   Слушатель

Важна личность                             Важна собственная                       Важен слушательский           


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!