Лабораторная работа №8 Народный костюм воронежской губернии



Цель: ознакомиться с традициями народов, изучить особенности народного костюма Воронежской губернии.

Материалы, инструменты и приспособления: бумага бе- лая, ткань, цветная бумага, клейстер или клей, ножницы, кисточка, баночка для клея, краски, карандаши, обѐрточная бумага, нитки мули- не, бисер, картон, шнур, лента.

Наглядные пособия и дидактический материал: шаблон основы куклы, изображение готового костюма.

 

Теоретическая часть

Начиная с XVII века на Воронежские земли переселялось много украинцев, а также однодворцев из внутренних областей России. По- этому при всей схожести с другими южнорусскими городами здесь существовали самобытные художественные явления, характерные только для этих мест. Особенно ярко это своеобразие отразилось в народной праздничной одежде.

По большим церковным праздникам, на гулянья и на свадьбу мо- лодые женщины и девушки надевали рубахи, которые назывались го- довщинными. Их можно было встретить в Воронежской губернии еще в начале XX века. Вышивка черными шерстяными нитями украшала рукава и верхнюю часть рубахи, иногда их расшивали золотыми нитя- ми и блестками, отделывали кружевом. Эти рубахи прекрасно допол- нял головной убор из малинового или лилового бархата, обшитый га- лунами, золотыми бусинками и блестками (рис. 6.1). Получалось вели- колепное сочетание черного, лилового и белого цветов с золотом. Го- довщинные рубахи надевали с праздничной, расшитой красной гарус- ной шерстью поневой.

Рис. 6.1. Праздничный головной убор молодой крестьянки


Еще одной особенностью костюма этой губернии были накладной воротник – жарѐлок и длинные манжеты – нарушники, полностью за- крывающие руки, а также однодворческий кокошник, который в отли- чие от северных кокошников надевался на кичку. Нарушники надевали только в особо торжественных случаях, их пришивали к рукавам руба- хи или делали съемными, тогда они застегивались около запястья на пуговки или крючки. Нарушники украшали лентами, блестками, кру- жевом, бисером и пуговками. Жарѐлок служил дополнением к празд- ничной рубахе (на рисунке виден край ее воротника с красной отдел- кой). Изготовленный на твердой основе, он напоминает жесткие кру- жевные воротники испанских дам. Воротник воронежской крестьянки украшен серебряным позументом и зелеными лентами и обшит по краю травянисто-зеленым присборенным кружевом. С зеленым цветом воротника перекликаются зеленые цветы, вышитые на налобнике – узкой полоске ткани, повязанной вокруг головы, – и серебристо- зеленая лента, нашитая на подол юбки (рис. 6.3).

Все цвета в костюме уравновешивают и подчеркивают друг друга. Широкая полоса ткани, прикрепленная в виде банта к кокошнику сза- ди, ткань на манжетах и полосках, украшающих рубаху, – красные. Присборенной лентой малинового цвета обшиты концы пояса, такого же цвета отделка жилетки, на налобнике рядом с зелеными цветами вышиты малиновые. Старым золотом мягко светится позумент кокош- ника и парча, нашитая на широкие концы пояса. Особенно хороша полосатая юбка, расшитая гладью гарусными зелеными, оранжевыми, красными, бордовыми и желтыми нитями. В ней как бы собраны все цвета, присутствующие в костюме. Сильным контрастным пятном смотрится жилетка из черного плиса (бумажного бархата), расшитая желтым, белым и малиновым шелками.

Примером умения декорировать одежду может служить и такой, казалось бы, будничный предмет, как передник – запон, занавеска или завеска. Их носили крестьянки всех центральных и южных губерний России: Тульской, Рязанской, Орловской, Тамбовской и Воронежской. Он не только защищал одежду, но и закрывал неукрашенную часть костюма, создавая цельный цветовой ансамбль. В костюме девочек и девушек он был единственным дополнением к рубахе. Такой белый холщовый передник надет на девушке (рис. 6.2). Он красиво оттеняет красную праздничную рубаху и хорошо гармонирует с белыми шари- ками-пушками. Рисунок орнамента нагрудного украшения из бисера – хрестовки – перекликается с орнаментом, украшающим низ передника. Дополнительный штрих в праздничный наряд девушки вносит расшитая золотом тонкая полоска головного убора. Все части этого

костюма прекрасно дополняют и уравновешивают друг друга.


 

Если в архитектуре ансамбль – это выверенное и гармоничное со- четание как в деталях, так и в целом всех зданий, входящих в него, то в полной мере то же самое можно сказать и о традиционном русском костюме, который, несмотря на обилие деталей и цвета, неизменно сохраняет цельность облика и сбалансированность цветового решения.

Рис. 6.2. Костюм молодой девушки


Практическая часть

 

Задание: выполните куклу (рис. 6.3), ориентируясь на приведенные шаблоны.

Рис. 6.3. Праздничный костюм молодой крестьянки


Шаблоны для изготовления макета народного костюма

 


 


 

 


 

 

 


 

В результате работы у вас должна получиться точная маленькая копия настоящего костюма (рис. 6.4).

Рис. 6.4. Праздничный костюм молодой крестьянки


Самоконтроль

Для того чтобы у вас получилась точная маленькая копия настоя- щего народного костюма точно следуйте указаниям на шаблонах.

 

Рекомендации

Если у вас нет подходящего материала, можете его заменить на близкий ему по цвету и качеству. Для удобства посмотрите на рис. 6.4.

 

Контрольные вопросы

1. Какие цвета преимущественно присутствуют в костюмах цен- тральных и южных губерний России?

2. Опишите праздничный костюм молодой девушки.

3. Перечислите основные элементы народного костюма Воронеж- ской губернии.

 

Задание для самостоятельной работы

Подготовить доклад-сообщение о мужском народном костюме лю- бой губернии.

 


Список литературы

1. Величкина Г.А. Дымковская игрушка : рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства / Г.А. Величкина, Т.Я. Шпикалова. – М.: Мозаика-синтез, 2004.

2. Каплан Н.И. Народные художественные промыслы / Н.И. Каплан, Т.Б. Митлявская. — М.: Высшая школа, 1980.

3. Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники / И.Ю. Костикова. – М., 2000.

4. Народные промыслы / под ред. А. Мисловского. – М.: Мысль, 1994.

5. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова. – М.: Изобразительное искусство, 1983.

6. Шипилов А.В. Русская бытовая культура: пища, одежда, жилище (с древнейших времен до XVIII века) : монография / А.В. Шипилов. – Воронеж: ВГПУ, 2007.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!