Изучение технологии работы над лоскутным изделием



Лабораторная работа №5.

Русская бытовая культура: одежда и жилище

Цель: знакомство с русской бытовой культурой, особенностями одежды и жилища русских людей.

 

 

Теоретическая часть

Бытовая культура есть культура потребления, которая представляет собой совокупность таких фундаментальных потребительских ценно- стей, как пища, одежда и жилище. В рамках данного курса будут изу- чаться одежда и жилище как часть русской бытовой культуры.

Изначально жилище – это искусственно созданное сооружение, слу- жащее защитой от неблагоприятных климатических условий и опасно- сти со стороны животных, местом хранения продуктов и орудий труда и т.д. Для предков человека человекообразных обезьян – строительст- во жилищ не характерно, поэтому потребность человека в создании уютного, красивого жилища можно отнести к бытовой культуре.

Потребность человека в одежде – искусственно изготовленных на- ружных покровах – является также исключительно культурной: жи- вотные одежды не носят и никакой потребности в ее производстве и использовании не испытывают.

Таким образом, объектами бытовой культуры, т.е. основными кате- гориями изготовленных или обработанных предметов – артефактов, потребляемых человеком для поддержания и воспроизводства жизни, являются жилище и одежда.

Стремление к красоте было свойственно всем народам еще на ран- них этапах развития человеческого общества. Сохраняя национальные традиции, передавая их из поколения в поколение, впитывая в себя новые образные понятия, народные умельцы донесли до наших дней образцы русских народных костюмов и предметов домашней утвари.

 

 

Практическая часть

Задание для самостоятельной работы: подготовить докла- ды, сообщения на темы: «Особенности русской народной одежды»,

«Русские культурные традиции».


Рекомендации

Что касается хронологических рамок, то сообщение должно затра- гивать период XV–XVIII века.

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите фундаментальные потребительские ценности.

2. Какая человеческая потребность наиболее сближает нас с живот- ными?

 

Лабораторная работа №6.

Техники и приемы лоскутного шитья

Цель: освоение техники лоскутного шитья в процессе выполнения образцов.

Материалы, инструменты и приспособления: ткани, не- тканые материалы (синтепон, ватин, флизелин); нитки: светлые, тем- ные № 40, 50, цветные (для стежки) № 60, 80; мел портновский; каль- ка, миллиметровая бумага; карандаш простой М, 2М, ТМ; картон; ли- нейки, угольники; швейная машина; ножницы большие (для раскроя) и маленькие; булавки; иглы машинные № 90; набор швейных игл; утюг; гладильная доска; белая ткань (марля) для влажно-тепловой обработ- ки; сантиметровая лента.

Наглядные пособия и дидактический материал: плакаты, инструкционные карты, изготовленные образцы, готовые изделия.

 

Теоретическая часть

В лоскутном шитье существуют различные технологические спо- собы соединения лоскутных деталей разнообразных геометрических форм. Их часто называют техниками. Условные названия техник "по- лоска", "квадрат", "треугольник", "свободная техника" означают, что речь идет о соединении друг с другом полосок, квадратных или тре- угольных лоскутов ткани, а также о произвольном соединении лоску- тов различных форм и размеров.

Особо следует выделить способы создания различных фактур лос- кутных полотен. Эти способы разнообразны, довольно просты в ис- полнении и придают изделию необыкновенную декоративную вырази- тельность. Наибольший эффект достигается при сочетании в одном изделии различных техник.


Необходимо отметить, что для традиционного лоскутного шитья России характерно большей частью шитье вручную, без основы, приши- вание лоскутов друг к другу внахлест швом поверху, использование неодинаковых по размеру деталей. Сейчас мы живем в другой социаль- но-бытовой среде. Первостепенное значение стал приобретать фактор качества, а качество непосредственно зависит от технологичности про- цесса. Поэтому сейчас в лоскутном шитье много внимания уделяется технической стороне дела как одной из составляющих мастерства в це- лом.

Сочетание технологичности и художественности с опорой на на- циональные традиции – такая тенденция наметилась в лоскутном ши- тье в последние годы. Причем технологические способы и приемы зачастую используются и как средство декоративной выразительности (например, приемы создания разнообразных фактур).

Многие рисунки в лоскутной мозаике имеют названия, придуман- ные художниками, мастерами лоскутного шитья. В традиционном кре- стьянском шитье таких названий немного. На Руси шили лоскутные полотна, используя в основном две формы деталей рисунка – полоску и треугольник. И называлось это "шить шпалами" и "уголками". В со- временном лоскутном шитье существует большое разнообразие ри- сунков, орнаментов, зачастую имеющих сложную геометрию, состоя- щих из деталей различных форм и размеров. Многие из них имеют названия, иногда очень образные.

В процессе обучения терминология играет важную роль, так как обеспечивает однозначность понимания.

 

1. Техника «Полоска»

Это самая распространенная и доступная для овладения техника сборки лоскутов и поло- тен из кусочков ткани, выкроенных по долевой нити. Чтобы получить технически качественное изделие из полосок, необходимо, прежде всего, добиваться ровной строчки швов. Техника «Полоска» предполагает использование основы для сборки отдельных рисунков (блоков) или целого полотна. В качестве нее используют хлопчатобумажную ткань. Большое полотно (например, верх одеяла) можно набрать на  тка- ни основы или собрать из  определенного коли- Рис. 2.1. Лоскутное
одеяло

чества блоков (рис. 2.1).

Общие правила при работе с полоской

1. Чем крупнее рисунок ткани, тем уже должна быть полоска.

2. Из ткани выкраивается полоска определенного размера, цвета и рисунка. Один из этих параметров должен быть постоянным. На- пример, при использовании полосок различного цвета и рисунка объе- динить их должен одинаковый размер. Под размером полоски подра- зумевается ее ширина, а длина может быть различной.

3. Наборы из полосок могут быть выполнены из разных или одина- ковых по ширине полосок ткани. На лоскутном полотне полоски могут располагаться горизонтально, вертикально или по диагонали.

4. Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насы- щенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом.

Существует несколько вариантов рисунков, выполняемых в техни- ке «Полоска» с использованием различных технологических приемов.

Выполнение рисунко в в технике «Полоска» "Диагональная раскладка" (рис. 2.2 а). Исходя из  заданной

ширины блока, надо рассчитать ширину одной полоски. Для этого  из-

мерить блок по диагонали и разделить это число на желаемое количе- ство полосок. Лучше использовать полоски шириной 1–2,5 см. В этом случае достигается цветовое единство рисунка или полотна.

             
   

Определить ширину полоски, изготовить шаблон-полоску длиной 20–30 см. Из каждой ткани, применяемой в рисунке, выкроить полосы с помощью шаблона по долевой нити по всей длине отреза. Если по- лучится очень длинная полоса, с одного конца ее можно скатать в ру- лончик, закрепить булавкой и последовательно отрезать полоски необ- ходимой длины по мере сборки рисунка.

а б) в) г)

Рис. 2.2. Рисунки в технике «Полоска»

(а – «диагональная раскладка», б – «прямая раскладка», в – «паркет», г – «колодец», «американский квадрат»)


Сборку рисунка следует вести от середины к углам в обе стороны.

Цифрами на схемах обозначена последовательность сборки рисунка.

«Прямая раскладка» (рис. 2.2 б). Сборку рисунка вести сверху вниз по схеме диагональной раскладки.

«Паркет» (рис. 2.2 в). Подготовить дополнительную деталь – прямоугольный треугольник. Наметить на основе среднюю линию. Наложить треугольник на основу, совместив вершину прямого угла со средней линией. Закрепить булавками. Выкроить по шаблону полосы из тканей. Сборку начинать с любой стороны.

"Колодец", " Американский квадрат" (рис. 2.2 г). Этот мотив традиционен для лоскутной мозаики и известен с давних времен. Он позволяет составлять разнообразные гармоничные сочетания лоскутов. Исходя из размера блока, рассчитать количество полосок (оно должно быть четным) и их ширину. Наметить на основе диагонали. Выкроить по шаблону центральный квадрат, сторона которого равна двойной ширине полоски. Выбрать направление сборки (в данном слу-

чае по часовой стрелке).

Варианты мотивов "Колодец", " Американский квадрат"

1.

         
   

Угловой квадрат делают контрастным по отношению к цвету и тону полосок. Темный квадрат – светлые полоски, светлый квадрат – темные полоски. Каждый следующий слой полосок темнее предыду- щего. В центре квадрата – рисунок или цветок (рис. 2.3 а).

а) б) в)

Рис. 2.3. Варианты мотивов «Колодец», «Американский квадрат»

2. Рисунки разделены по диагонали на светлые и темные части. Но- сят названия " Изба ", "Бревенчатая хижина" (рис. 2.3 б). Схема сборки рисунка – как в "Колодце", "Американском квадрате". Особен- ность в том, что в центре – яркое пятно насыщенного теплого цвета (красный, оранжевый, ярко-желтый). С одной стороны рисунка ткани более темных и холодных тонов, с другой – теплых и светлых тонов.

3. Собирается из 2 или 3 тканей разного цвета. Сторона централь- ного квадрата равна ширине полоски (рис. 2.3 в).


Мотив "Цветные кольца"

а) сторона центрального квадрата (рис. 2.4 а) равна двойной – трой- ной ширине полоски. Центральный квадрат светлый, следующий ряд темный, далее к краю – светлее, но не светлее центрального квадрата;

         
   

б) сторона центрального квадрата равна ширине полоски. Чередо- вание светлых и темных рядов (рис. 2.4 б).

а) б) в)

Рис. 2.4. Варианты мотивов «Цветные кольца» (а – б), «Полосы» (в)

Мотив "Полосы" (рис. 2.4 в). Последовательность сборки: со- брать центральный квадрат из вертикальных полосок, затем пришить рамку из сборных полосок или собрать прямоугольник из всех верти- кальных полосок. Сверху и снизу пришить сборные полоски. Насы- щенность цвета уменьшается от центра к краям рисунка.

Мотив "Русский квадрат" (рис. 2.5 а). Центральный квадрат – ромб. Подготовить основу, равную размеру блока. Изготовить шабло- ны полосок, центрального ромба и треугольников-уголков. Уголки нарезать из полосы с учетом припусков на швы. Традиционно цвет уголков темный, остальные детали более светлые.

         
   

Для блока размером 30x30 см ширина полосок – 2,5 см, ширина по- лосы для уголков – 3,5 см, центральный ромб – со стороной 7 см.

а) б) в)

Рис. 2.5. Мотивы «Русский квадрат», «Ананас», «Мельница»

" Ананас " (рис. 2.5б). Если светлые полосы в схеме рисунка "Рус- ский квадрат" сделать в два раза шире, то получится схема рисунка "Ананас". В этом случае уголки специально не выкраиваются. Исполь- зуются два тона полосок.


"Мельница" (рис. 2.5в). Один из самых популярных мотивов в традиционном лоскутном шитье. Этот рисунок выполняется из поло- сок одной ширины (0,8–1,8 см). Удобнее собирать его на основу. Цен- тральный квадрат – ромб со стороной, равной ширине 3–4 полосок. Рисунок развивается аналогично по вертикали, горизонтали и диагона- лям, т.е. по всем восьми направлениям от центра в виде рядов концен- трических колец. Полосы первого ряда пришить к центральному ром- бу перпендикулярно диагоналям рисунка. Полосы второго ряда – пер- пендикулярно горизонтали и вертикали. Третий ряд перпендикулярен диагоналям и т.д. Продолжать, чередуя ряды.

Основная идея рисунка – получить фигуру, напоминающую крылья мельницы. Она образуется из темных полосок, расположенных пер- пендикулярно диагоналям. Светлые полосы являются здесь фоном.

Мотивы "Русский квадрат", "Ананас", "Мельница" часто использо- вались в традиционном шитье лоскутных одеял.

 

2. Техники «Квадрат», «Треугольник»

Основную часть рисунков из квадратов и треугольников (полови- нок квадратов) составляют на прямоугольных сетках.

Выполнение рисунков в технике «Квадрат» " Шахматка"

1. Соединить лоскуты, выполненные на сетке 3x3.

2. Вычертить рисунок в масштабе 1:1 (лучше на миллиметровой бумаге), определить размер одного квадрата, снять выкройку, изгото- вить шаблон.

3. Выкроить по шаблону необходимое количество деталей (квадра- тов) из двух тканей контрастных цветов (рис. 2.6).

4.

     
 

Выбрать первое направление сборки рисунка – по вертикали или по горизонтали (для прямоугольного рисунка – по короткому ряду).

а)                                    б)

Рис. 2.6. Мотив «Шахматка»


"Вокруг света" (рис. 2.7). Используются ткани четырех цветов.

 

Сборка так же, как и в «Шахматке».

Рис. 2.7. Мотив «Вокруг света»

В технике «Квадрат» из рисунков-блоков собирают большие по- лотна одеял, панно.

Выполнение пуфиков

Любой рисунок, выполняемый в технике «Квадрат», можно решить объемно, т.е. в виде пуфиков. В этом случае используется основа – плотная ткань с пониженной растяжимостью.

 

Каждый элемент рисунка (пуфик) собирают отдельно, так как он со- стоит из двух деталей: квадрата-основы и лицевого квадрата. Для их вы- краивания нужны два вида шаблонов: для основы – обычный квадрат, для лицевого квадрата – шаблон, каждая сторона которого на 1–2 см больше, чем у шаблона для основы (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Выкройка деталей пуфика

Выкроить необходимое количество квадратов для рисунка. В цен- тре каждой основы сделать надрез 2–4 см. Совместить углы основы и лицевого квадрата (лицевой стороной наверх) и сколоть булавками.


Заложить избыток ткани на каждой стороне лицевого квадрата в складки, закрепить булавками. Складки закладывать в одну сторону (по ходу часовой стрелки или против него).

Стачать лицевой квадрат и основу с припуском на шов 0,3–0,4 см. Из подготовленных элементов собрать рисунок (припуск на шов 0,6– 0,8 см). Пришить кайму. Набить каждый пуфик через надрез на основе синтепоном или ватином (набивать следует только после того, как пришита кайма). Зашить надрез вручную через край.

Выкроить изнаночный лист, равный размеру рисунка. Соединить готовую верхнюю часть с изнаночным листом. Окантовать их вместе по контуру прямой бейкой. В этой технике можно выполнять детские коврики, сиденья для табуреток, объемные одеяла.

Выполнение рисунков в технике «Треугольник» Разнообразные рисунки можно составить из прямоугольных тре-

угольников (половинок квадратов).

 

Для треугольника выкройка представляет собой половину квадрата, а шаблон – половину квадрата плюс припуски на швы со всех сторон. Острые углы при этом не обрезают (рис. 2.9 а). Поскольку долевая нить в треугольнике, как правило, проходит по одному из катетов, представ- ляет затруднение соединение треугольников по гипотенузе (рис. 2.9 б).

а)                                              б)

Рис. 2.9. Выполнение рисунков в технике «Треугольник»

 

Способы соединения треугольников в квадрат

1. Треугольники из ткани с низкой растяжимостью соединяют так же, как квадраты, т.е. стачивают по булавкам.

2. Треугольники из ткани с высокой растяжимостью стачивают, подкладывая под лапку машины узкую полоску (шириной примерно 1 см) ткани, флизелина или бумаги по линии шва.

Способы сборки рисунков

из треугольников ( половинок квадратов)

1. Сборка рядами. Треугольники соединяют в квадраты, квадраты

– в ряды (I, II, III), а затем ряды стачивают (рис. 2.10а).


2.

         
 
   

Сборка по диагонали. Некоторые рисунки из треугольников име- ют крупные детали, и их нежелательно резать. В этом случае треуголь- ники вначале соединяют катетами последовательно в полосы, затем по- лосы собирают в рисунок. Чтобы рисунок был четким, необходимо точ- но совместить в узлах соединяемые сборные полосы (рис. 2.10 б).

а) б) в)

Рис. 2.10. Способы сборки рисунков из треугольников (половинок квадратов)

3. Сборка по схеме «Алмаз» (или «Квадрат в квадрате») (рис. 2.10 в). Традиционный вариант в русском лоскутном шитье. Сборку проводят следующим образом: на основе в размер рисунка-блока наметить сетку; центр квадрата А совместить с центром рисунка, прикрепить булавками к основе по всем углам лицевой стороной вверх; треугольник Б нало- жить лицевой стороной на квадрат, притачать, отвернуть, отутюжить; то же проделать со всеми треугольниками Б. Прошивать три слоя одновре- менно: квадрат А, треугольник Б и основу; к сторонам полученного квадрата-ромба (повернут на 90°) так же притачать треугольники В.

 

3. «Свободная техника»

Полотна, выполненные в "свободной технике", весьма разнообраз- ны, живописны и самобытны. Эта техника не предполагает ни сеток, ни жестких схем, ни шаблонов. В ход идут любые лоскутки, обрезки, остатки тканей.

«Свободная техника» лоскутного шитья представляет собой произ- вольное соединение лоскутов различных форм и размеров. Произволь- ное, но не хаотичное. Если соединять лоскуты как попало, то скорее всего получится дисгармоничная пестрота. Вначале надо подобрать их по цвету и тону. В работе предпочтительнее использовать цветовой, а не светлотный контраст. Не стоит помещать рядом лоскутки, резко отличающиеся по светлоте. Это вызывает ощущение дробности, жест- кости полотна, кажется, что оно составлено из цветных осколков. Это не относится к мелким или узким продолговатым деталям.

Обязательным условием для получения качественного изделия яв- ляется наличие основы из ткани с пониженной растяжимостью. Основа


берется большего размера, чем предполагаемое полотно. В конце ра- боты края изделия выравниваются до нужных размеров.

Хотя «Свободная техника» подразумевает произвольное соедине-

ние лоскутов, в ней есть некоторые приемы, которые и позволяют ре- шить ту или иную задачу.

Варианты сборки лоскутков в «свободной технике»

1. Сборка от середины основы (центр рисунка расположен в сере- дине) (рис. 2.11а).

     
 

Это самая простая сборка лоскутов. Ее недостаток заключается в том, что, начав работу с маленьких деталей, очень скоро приходится вводить в рисунок все более крупные, ограничивая тем самым его раз- меры примерно до 10–20 см по одной стороне. Технологическая по- следовательность выполнения операций в последующих вариантах аналогична первому варианту.

а)                                              б)

Рис. 2.11. Варианты сборки лоскутков в «Свободной технике»

2. Схема «Роза» (рис. 2.11 б). Последовательность нашивания дета- лей указана цифрами. Особенность этого рисунка заключается в том, что каждая последующая деталь приводится к треугольнику или тра- пеции, у которых наибольшая сторона притачивается к предыдущей детали. Таким образом, происходит как бы скругление форм. Детали могут быть любого размера, как в центре, так и по краям рисунка.

Полотно может быть достаточно большим. Работа ведется либо по часовой стрелке, либо против нее.

3. Сборка от края основы (центр рисунка смещен):

а) наложить на верхнюю сторону основы темный треугольник и продолжать работу, соблюдая указанную цифрами последователь- ность (рис. 2.12 а). Сам по себе этот рисунок может быть не очень выра- зительным. Но, если несколько подобных рисунков объединить в полотно, может получиться оригинальный орнамент. Достаточно вы- полнить один образец рисунка, и с помощью двух зеркал можно увидеть


 

уже четыре образца (рис. 2.12 б). Сложенные вместе (рис. 2.12 в) и от- раженные в зеркалах, они преобразятся в большое полотно (зеркальный метод предложен Н. Карговой);

а)                                   б)                                  в)

Рис. 2.12. Сборка лоскутков в «Свободной технике» от края основы

     
 

б) работа начинается от правого верхнего угла рисунка (рис. 2.13 а). Показан один из орнаментов, составленный из четырех одинаковых рисунков (рис. 2.13 б).

а)                                     б)

Рис. 2.13. Варианты сборки лоскутков в «Свободной технике» от края основы

 

4. Приемы получения разнообразных фактур

Существует много приемов создания различных фактур с исполь- зованием текстильных материалов. Рассмотрим те из них, которые применяются в художественной обработке текстильного лоскута:

1. Объединение в одном мозаичном полотне лоскутов с разнооб- разной фактурой (вельвет, бархат, шелк, трикотаж, атлас и т.д.).

2. Использование объемных элементов:

а) треугольников-уголков, сложенных из небольших лоскутов тка- ни (4–6 см по стороне) квадратной, круглой или прямоугольной формы (рис. 2.14).


 

Рис. 2.14. Изготовление треугольников-уголков

Из треугольников-уголков делают коврики круглой формы. Уголки нашивают на круглую основу из плотной жесткой ткани (бортовку, сукно и т. п.) рядами концентрических кругов (рис. 2.15 а). Каждый последующий ряд уголков перекрывает строчку, прикрепляющую пре- дыдущий ряд. В одном ряду уголки несколько находят друг на друга (рис. 2.15 б).

     
 

а)                                                б)

Рис. 2.15. Варианты сборки лоскутков в «Свободной технике» от края основы


Существует два варианта изготовления ковриков: уголками к цен- тру и уголками от центра. В первом случае работа начинается от сере- дины коврика, а его край окантовывается косой бейкой (рис. 2.16 а).

Во втором случае ряды уголков нашиваются от края. Строчка по- следнего ряда закрывается аппликативной деталью (рис. 2.16 б).

 

В современном лоскутном шитье популярен прием включения та- ких уголков в аппликативные работы.

а)                                           б)

Рис. 2.16. Варианты изготовления ковриков из лоскутов

б) жгутов и косичек, сплетенных из разноцветных полос ткани. Из туго сплетенных косичек-жгутов, плотно уложенных рядами по кругу и прочно сшитых вручную с обеих сторон, также делают коврики круглой формы (рис. 2.17).

 

Рис. 2.17. Изготовление косичек-жгутов

В одном коврике могут соединяться лоскутная мозаика, апплика- ция и жгуты-косички.

в) пуфиков. Если пуфики выполнить из однотонной ткани и не на- бивать их, можно получить очень выразительную фактуру.


3. Использование плоских элементов – мелко нарезанного лоскута, точечно прикрепленного к основе («ляпачиха»).

4. Использование стежки – ручной и машинной.

5. Заложение продольных складок при работе в технике «Полоска» (рис. 2.18 а).

6.

     
 

Применение заломов, защипов, заминов как фоновой ткани, так и отдельных деталей (применяется в основном в аппликации).

а) б)

Рис. 2.18. Варианты изготовления ковриков из лоскутов

7. Плетение из тесьмы, шнура, обработанных полос ткани и т.п. (рис.18 б).

8. Частичная аппликация (аппликативные фрагменты в лоскутном шитье).

9. Создание рельефа (подбивание объемным материалом деталей рисунка для придания им выпуклости).

10. Ткачество с использованием текстильных лент по утку (тради- ционные дорожки, «ляпачиха»).

 

 

Практическая часть

1. Выполнить из ткани по одному образцу рисунка в каждой технике.

2. Отработать приемы создания различных фактур: выполнить от- дельные элементы (уголки, жгуты) и соединить их в изделие (или фрагмент изделия).

 

Рекомендации

1. Все одинаковые детали изделия желательно выкраивать по од- ному и тому же шаблону.

2. Размер учебных образцов желательно выдерживать в пределах 10–20 см по стороне. Это обеспечит оптимальные размеры деталей, входящих в рисунок, сократит расход ткани и время работы.


3. Для каждого рисунка полезно завести отдельный конверт, где будут находиться эскиз, шаблоны на все детали, описание работы или схема сборки рисунка.

4. Для удобства работы отдельные лоскуты ткани различных оттен- ков одного цвета рекомендуется стачать последовательно друг с дру- гом. Из полученной сшивной полосы выкроить полосы по шаблону. Полученные полосы скатать в рулончик.

 

Самоконтроль

При выполнении образцов четко следовать инструкционным картам.

 

Контрольные вопросы

1. Что понимается под словом «техника» в лоскутном шитье?

2. В чем заключается сходство и различие техник «Полоска»,

«Квадрат», «Треугольник» и «свободной техники» лоскутного шитья?

3. Какие приемы получения разнообразных фактур существуют в лоскутном шитье?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Выполнить эскизы моделей одежды с использованием лоскутной техники.

2. Придумать три задания по изученной теме.

 

 

Лабораторная работа №7.

Изучение технологии работы над лоскутным изделием

Цель: изучить поэтапный, последовательный процесс работы над лоскутным изделием.

Материалы, инструменты и приспособления: ткани, не- тканые материалы (синтепон, ватин, флизелин); нитки: светлые, тем- ные № 40, 50, цветные (для стежки) № 60, 80; мел портновский; каль- ка, миллиметровая бумага; карандаш простой М, 2М, ТМ; картон; ли- нейки, угольники; швейная машина; ножницы большие (для раскроя) и маленькие; булавки; иглы машинные № 90; набор швейных игл; утюг; гладильная доска; белая ткань (марля) для влажно-тепловой обработ- ки; сантиметровая лента.

Наглядные пособия и дидактический материал: плакаты, инструкционные карты, изготовленные образцы, готовые изделия.


Теоретическая часть

Выполнение лоскутного изделия, как правило, представляет собой последовательный, поэтапный процесс. Такой подход обеспечивает технологичность на протяжении всей работы, а в итоге – высокое ка- чество изделий из текстильного лоскута.

 

Этапы работы над лоскутным изделием

1. Замысел. Поиск композиционного решения Начинать работу над лоскутным изделием можно, отталкиваясь от

фактуры, рисунка, цвета ткани, от формы и орнамента изделия или от сюжета, какой-либо идеи, а затем уже искать соответствующие ткань, форму, орнаментальную трактовку содержания лоскутной компози- ции. Главное здесь – соподчинение. Композиционное и цветовое ре- шение лоскутного полотна должны быть органично связаны с замыс- лом, подчинены ему.

Так, например, в лоскутном одеяле – наиболее традиционном изде- лии в лоскутном шитье – вначале определяются оптимальные габари- ты и внутренние размеры полотна в соответствии с задуманным ри- сунком. При этом используется правило "золотого сечения".

Поскольку одеяло располагается в горизонтальной плоскости, для его создания больше подойдут несложные повторяющиеся рисунки- блоки (сложные лоскутные композиции лучше воспринимаются в вер- тикальном положении). Рисунок отдельного блока может быть пре- дельно простым. Однако в соединении с рисунками соседних блоков он образует орнаментальный рисунок лоскутного полотна в целом. Различным образом соединяя между собой близкие по рисунку и раз- меру блоки, можно получить несколько разных орнаментальных ре- шений лоскутного полотна.

Далее определяется основной модуль размера деталей, входящих в рисунок блока, и их форма. Желательно, чтобы размеры блока, ши- рина и орнамент каймы были выдержаны в размерах, кратных основ- ному модулю.

Так же – с цветом. Определяется основной цвет в выбранной цве- товой гамме, подбираются остальные цвета и оттенки, соподчиненные с главным цветом.

Этот этап работы завершается небольшим по размеру эскизом. На эскизе обозначаются габаритные размеры полотна, внутренние разме- ры центрального поля, каймы или рамы, размеры блоков, линии стеж- ки. Приемом тушѐвки определяется наилучшее тоновое решение ор- намента лоскутного полотна.


 

Середина: ширина 15 см * 10 блоков = 150 см; длина 15 см * 13 блоков = 195 см Кайма: ширина 2,5 см + 10 см + 2,5 см Габаритные размеры одеяла: ширина 150 см + 15 см + 15 см = 180 см; длина 195 см + 15 см +15 см = 225 см
Рис. 3.1. Составление эскиза одеяла «Зимние узоры»

Для иллюстрации рассмотрим первый этап выполнения одеяла

 

«Зимние узоры»: составление эскиза (рис. 3.1) и фрагмента в тоне (рис. 3.2). Понятие «тон» в данном случае означает светлотные отно- шения (светлее – темнее).

Рис. 3.2. Фрагмент одеяла «Зимние узоры»

Была поставлена задача: изготовить одеяло-покрывало с заданными размерами для интерьера современной городской квартиры в колори- те, передающем состояние зимней свежести.

После определения габаритных размеров одеяла были подобраны ткани соответствующей цветовой гаммы: холодных оттенков синего цвета – голубовато-серый (светлый тон), розовато-сиреневые (средние тона), синие (темные тона). Всего пять оттенков. Ведущий (основной, главный) цвет – синий. Были использованы ткани с растительным фантазийным рисунком и гладкокрашеные. Именно гладкокрашеные ткани «рисуют» орнамент лоскутного полотна.


В орнаменте блока был использован один из самых простых рисун- ков лоскутного шитья – «диагональная раскладка». Из пяти выбран- ных тканей были выполнены два варианта рисунка.

 

В первом варианте по диагонали расположена самая темная полос- ка, а в углах – самая светлая, во втором, наоборот, по диагонали – са- мая светлая, а в углах – самая темная. В промежутках между полярны- ми по тону полосками – плавный переход тона от светлого к темному, и наоборот (рис. 3.3). Сторона блока-квадрата – 15 см. Ширина поло- сок в рисунке – 2,5 см. Собранные вместе в определенной системе, блоки образовали своими рисунками орнамент, который ассоциирует- ся с зимними узорами, что и дало название одеялу.

Рис. 3.3. Диагональная раскладка

2. . Выбор, подготовка и определение расхода материала На этом этапе в выбранной цветовой гамме для изделия подбирают

ткани для верхнего (лицевого) лоскутного полотна и для изнаночной стороны. Также необходимо подобрать объемный материал для про- кладки, если она необходима. Это может быть синтепон, ватин, шер- стяные платки.

Для изготовления одеяла используются, как правило, хлопчатобу- мажные ткани, так как лоскутные одеяла – утилитарные изделия, под- вергающиеся влажно-тепловой обработке. Для текстильного панно можно использовать ткани любого состава волокна.

Затем надо подготовить ткани к работе (декатировка и крахмале- ние). Из каждого куска отобранных тканей вырезать небольшой лоску- ток (приблизительно 2*5 см). Лоскутки от всех тканей для изделия наколоть на лист бумаги булавками (или наклеить) и пронумеровать (рис. 3.4). Это делается для удобства дальнейшей работы. Расход ко- личества материалов для одеяла определяется так: исходя из габарит-


 

ных размеров, высчитывается площадь поверхности одеяла. Эта вели- чина делится на величину ширины ткани. В результате получается метраж ткани, который необходимо умножить на коэффициент, учи- тывающий расход ткани на швы.

1     2     3    4    5    6

Рис. 3.4. Подготовка ткани к работе

Величина коэффициента может меняться от 1,3 до 2,0 для лоскут- ного верха в зависимости от размера деталей и количества швов.

Для изнаночной стороны и прокладки расчет ведется исходя из ши- рины изделия и ширины ткани (например, для изнанки одеяла шири- ной 150 см потребуется два полотна ткани шириной не менее 80 см). Длина полотнищ чуть больше длины одеяла. Так же – с прокладкой.

3. Выполнение схемы в М 1 : 10

 

В качестве примера приведена схема наволочки для подушки (рис. 3.5 а). Схему удобнее выполнять на бумаге в клетку или милли- метровой. Каждая деталь обозначена номером, которому соответствует определенная ткань. Буквы «Л» (левая) или «П» (правая) рядом с но- мером указывают на то, что эти детали зеркально подобны. Это об- стоятельство необходимо учитывать при выкраивании деталей. Расчет необходимого количества деталей для изделия удобнее свести в таб- лицу (рис. 3.5 б).

а)                                              б)

* 3, 2 пог. м шириной 2,5 см

**4,5 пог. м шириной 7,5 см

Рис. 3.5. Схема наволочки для подушки


Для верха одеяла, собранного из блоков, схемы выполняются для всех неповторяющихся рисунков-блоков.

4. . Выполнение рабочего чертежа

На этом этапе выполняют чертеж в натуральную величину:

 для одеял и орнаментальных панно – на неповторяющиеся ри- сунки-блоки;

 для аппликативных панно – на все полотно.

С рабочего чертежа снимают выкройки деталей рисунка и изготавливают шаблоны на детали всех размеров и форм. Для этого разрезают чертеж на отдельные детали рисунка и фона. Затем выкро- енные детали накладывают на плотный картон и обводят их контуры остро наточенным карандашом. Для получения шаблонов деталей дос- таточно прибавить к выкройке припуск на шов по всему контуру дета- ли, равный ширине лапки машины, и вырезать полученную фигуру из картона.

5. . Выкраивание деталей из ткани

Разложить ткань на ровной поверхности лицевой стороной вниз (если не имеет значения расположение рисунка на ткани). Наложить на ткань шаблон, обвести его мелом, мылом – на темных тканях, каран- дашом – на светлых. Затем передвинуть шаблон, совместив одну из его сторон с границей предыдущей детали. Обвести вторую деталь. И так продолжать до тех пор, пока не будут нанесены контуры всех деталей.

Выкроить все детали. Шаблоны накладывать на ткань с учетом на- правления долевой нити. Если выполняется полотно, состоящее из нескольких повторяющихся блоков, то вначале следует выкроить де- тали для одного блока. Сшить его или наколоть детали на схему ри- сунка. Если готовый блок соответствует задуманному решению, вы- кроить детали для всего изделия. Если нет, то заменять цвет, форму деталей, их расположение до тех пор, пока не реализуется замысел.

6. . Сборка лоскутного полотна

Применительно к одеялу сборка сводится чаще всего к сшиванию деталей в рисунки-блоки. Блоки затем собираются в целое полотно (лоскутный верх одеяла).

Даже в рамках задуманного эскиза существует, как правило, не- сколько вариантов соединения блоков в полотно. Прежде чем сшивать рисунки-блоки по эскизу, рекомендуется вначале разложить их на ровной поверхности в разных вариантах и выбрать наиболее вырази-


тельный в художественном отношении орнаментальный рисунок по- лотна. При этом может выявиться совершенно неожиданный декора- тивный эффект, который внесет коррективы в первоначальный эскиз.

     
 

Сложные орнаментальные панно (рис. 3.6 а) собирают вначале в отдельные фрагменты, на которые удобно поделить рисунок на ста- дии эскиза (рис. 3.6 б). Затем фрагменты соединяют между собой и деталями фона.

а)                                              б)

Рис. 3.6. Орнаментальное панно

 

7. . Решение и сборка  каймы

Размеры каймы определены ранее и обозначены на схеме в М 1:10. Кайма одеяла подобна раме картины. И так же, как рама, кайма, как правило, служит лишь обрамлением центральной части композиции и не должна привлекать к себе основное внимание. Кайма обычно наби- рается из 1–3 вариантов деталей геометрических форм. Например, кайма, фрагмент которой показан на рис. 3.7, состоит из полосок и треугольников.

 

Рис. 3.7. Фрагмент каймы


Градация геометрических узоров по уровню сложности (от менее сложных к более сложным): 1 – полоска, 2 – квадрат, 3 – треугольник, 4 – ромб, 5 – сложный многоугольник, 6 – круг, 7 – розетка.

Общее правило таково: геометрия каймы должна быть менее слож- ной, чем геометрия внутреннего рисунка полотна. Например, для цен- трального поля полотна, выполненного из полосок ткани, кайма может быть цельной или набранной из полосок; для полотна из квадратов – цельной, из полосок; из треугольников – цельной, из полосок, из квад- ратов, т.е. с отставанием на шаг и более. Понятие «цельная» в данном случае означает геометрическую цельность.

В отношении цветового решения каймы действует то же правило: кайма должна быть менее насыщенной и более плотной по цвету, менее контрастной по тону, чем центральная часть лоскутной композиции. По самому краю лоскутного полотна уместна узкая (1–1,5 см) темная окан- товка, создающая впечатление графической обводки всего изделия.

Вначале кайму нужно собрать, если она состоит из отдельных эле- ментов, затем пришить ее к центральной части полотна. Для этого сле- дует наложить кайму на лоскутную поверхность центрального поля лицевой поверхностью вниз, совместив срезы, и скрепить булавками через 10–15 см перпендикулярно к предполагаемой строчке.

Для того чтобы кайма не фалдила или, наоборот, не стягивала цен- тральное поле, необходимо сверить размеры центральной части по- лотна и каймы до сшивания. Реальные размеры должны соответство- вать размерам на схеме. Если во время сборки края центральной части или каймы вытянулись, их надо припосадить. Удобнее пришить кайму вначале к поперечным сторонам центральной части, сверить размеры, а затем – к продольным.

8. . Подготовка изнаночной стороны и прокладки к сборке Лоскутные изделия делаются, как правило, стегаными, с мягкой объ-

емной прокладкой (рис. 3.8). Прокладку в два слоя ватина (синтепона)

делают лишь в теплых одеялах. Для тонких одеял (покрывал) обычно бывает достаточно одного слоя. Иногда их делают и вовсе без проклад- ки (если лоскутный верх собран из рисунков, выполненных на основе, что придает некоторую жесткость поверхности полотна). Ватин можно собирать в единое полотнище из нескольких кусков, сшивая их встык вручную. Стеганое лоскутное изделие состоит из трех слоев: лицевого лоскутного полотна (верх), изнаночной ткани и прокладки. Прокладка должна быть больше верха и меньше изнанки со всех сторон.


 

Изнаночную сторону одеяла желательно выполнять из одной ткани, сочетающейся по цвету с лоскутным верхом. Поскольку ширина ткани (ситцевой, сатиновой, бязи) обычно не превышает 95 см, изнаночное полотно собирается из нескольких кусков ткани. Желательно делать изнанку с наименьшим количеством швов. По размеру изнаночная ткань больше верха одеяла приблизительно на 5 см со всех сторон.

Рис. 3.8. Изготовление лоскутных изделий

9. Соединение трех слоев изделия Последовательность работы:

1. Разложить на ровной горизонтальной поверхности изнаночную ткань лицевой стороной вниз и тщательно расправить ее.

2. Положить на изнаночную ткань прокладку.

3. Положить лоскутное полотно на прокладку лицевой поверхностью вверх. Расправить каждый слой либо от центра к краям, либо от одного угла к другому «веером». Разгладить руками все складки и заломы.

4. Скрепить булавками все три слоя: либо «веером» от угла к углу че- рез каждые 15–20 см, либо от центра концентрическими кругами, либо ритмично по деталям узора. Для лучшего качества рекомендуется скре- пить все слои наметочным швом рядом с линией предполагаемой стежки.

5. Привести в соответствие с эскизными размерами все стороны лоскутного изделия. Для этого измерить их; зафиксировать заданные размеры, скрепив три слоя булавками по краю через 15–20 см; проло- жить намеченный шов, слегка припосаживая излишки ткани там, где это необходимо. Затем еще раз проверить соответствие размерам и равенство противоположных сторон изделия.

10. Обработка края изделия

1. Без окантовки

Данная обработка края изделия чаще используется в изготовлении одеяла. Возможны следующие варианты:

 изнаночную ткань и верх сделать немного больше положенного. Подвернуть излишки ткани вовнутрь и сшить их друг с другом вруч- ную потайным стежком. Для того чтобы с лицевой стороны одеяла не была видна изнанка, верх делается с небольшим напуском;


 верх сделать больше на 5–6 см. Завернуть излишек на изнанку, подвернуть край и закрепить его на изнанке потайным стежком;

 изнаночную ткань сделать больше на 5–6 см. Завернуть излишек наверх и оформить, как окантовку края одеяла, потайным стежком или машинной строчкой.

2. С окантовкой

Для окантовки края лоскутного изделия используются одинарные и двойные бейки из ткани, а также готовая окантовочная тесьма. Бейки выкраиваются: по долевой нити – для окантовки прямых линий конту- ра, по косой – для окантовки изогнутого контура.

Размеры беек: ширина одинарной – не менее 4 см, двойной – не ме- нее 6 см. Длина беек должна соответствовать длине контура. Края беек срезать под углом 45° (рис. 3.9 а–б).

 

Окантовка края изделия одинарной бейкой производится аналогич- но. Различие заключается в предварительной подготовке беек. Если у двойной бейки заутюживается сгиб-середина, то у прямой бейки – сгиб-край, тот, что нашивается последним (рис. 3.9).

а)                            б)                                   в)                               г)

Рис. 3.9. Окантовка краѐв изделия

3. Последовательная окантовка

При оформлении текстильных панно часто требуется выдержать пря- мые углы по контуру. Для этого вначале полностью окантовываются двойной бейкой боковые края изделия (рис. 3.9 в), затем – верхний и ниж- ний. Таким образом, в углах соединяется много слоев ткани, скрепленных строчкой. Это и придает углам необходимую жесткость (рис. 3.9 г).

11 . Стежка

Стежка лоскутных изделий может выполняться вручную или на швейной машине. Ручная стежка более кропотливая и трудоемкая, но она менее плотно стягивает слои изделия и более декоративна, чем машинная.


Варианты ручной стежки

1. Стежка делается по швам рисунка (нить в этом случае утопает в шве). Цвет ниток – в цвет изнаночной ткани изделия.

2.

 

Стежка делается на расстоянии примерно 0,5 см от швов рисунка. Нитки – в цвет ткани рисунка. Такая стежка помимо скрепляющей вы- полняет и декоративную функцию, обогащая фактуру поверхности по- лотна.

Рис. 3.10. Фигурная стежка

3. Выстегивается рисунок, не соответствующий рисунку орнамента полотна. Такая стежка носит название фигурной. Она эффектно выгля- дит на однотонных участках полотна.

Для фигурной стежки необходимо предварительно нанести рисунок на ткань мелом или острым кусочком мыла (но не карандашом!) и по- сле выполнения стежки удалить намеченные линии влажной тряпкой или губкой. Фигурной стежкой можно оформить раму текстильного панно (рис. 3.10), полочки жилета (рис. 3.11), подушку, сумочку. В этом случае уместно использовать объемные нитки (мулине, шерсть, ирис и т.п.) контрастного к ткани цвета.

 

Рис. 3.11. Фигурная стежка


Виды швов для первого варианта ручной стежки: проводить иглу скользящим движением, захватывая сверху 0,2–0,4 см. Основная часть нити пройдет внутри материалов (рис. 3.12а); для второго и третьего вариантов: стежок равномерный, ровный. Длина стежка – 0,3–0,5 см (рис. 3.12 б).

 

а)

 

б)

Рис. 3.12. Варианты выполнения ручной стежки

Расстояние от края полотна до шва стежки не должно быть более 15 см.

В противном случае возможно выворачивание краев изделия.

Машинная стежка

Оформление лоскутного изделия машинной стежкой требует пред- варительного сметывания всех слоев рядом с контуром будущей стеж- ки. Удобно выполнять стежку  на машине трикотажным швом (рис. 3.13), не меняя лапку машины. Кроме того, волнообразная форма строчки создаст дополнительный декоративный эффект.

 

Рис. 3. 13. Машинная стежка трикотажным швом

Для стежки обычной прямой строчкой рекомендуется сменить лап- ку машины на специальную лапку для вышивки, которая не так плотно прижимает ткань к игольной пластине. В любом случае верхнюю и нижнюю нити необходимо ослабить. Машинная строчка несколько стягивает полотно, поэтому ее лучше прокладывать от центра изделия к краям. Если стегать от края, в центральной части полотна может об- разоваться большой пузырь. Кайму стегают в последнюю очередь.


Практическая часть

1. Изготовить небольшое изделие (наволочку, прихватку) или фраг- мент крупного изделия (одеяла, ковра), соблюдая все этапы работы.

2. Оформить работу (выполнить эскиз, схему, чертеж, изготовить шаблоны, подготовить образцы тканей, сделать образец стежки, рас- считать потребность в материалах, дать описание работы).

 

Самоконтроль

Важно четко следовать правилам выполнения изделия, соблюдать аккуратность.

 

Рекомендации

1. Для удобства все перечисленное в пункте 2 практических зада- ний сложить в отдельный конверт или папку с соответствующей над- писью.

2. Чаще использовать "зеркальный метод" на начальном этапе ра- боты. Учитывать, что единичный рисунок-блок является частью орна- мента полотна и находится во взаимосвязи с соседними рисунками.

 

Контрольные вопросы

1. Как определить суммарный расход ткани на лоскутное одеяло?

2. Как осуществляется сборка лоскутного одеяла?

3. Какие способы окантовки изделий вы знаете?

4. Как осуществляется ручная и машинная стежка?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Сделать эскиз изделия бытового обслуживания в технике «лос- кутная пластика».

2. Составить инструкционную карту поэтапного изготовления изделия.

 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!