Географическое положение Японии.



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Таганрогский музыкальный колледж».

 

Экзаменационная работа по народной музыкальной культуре на тему: «Культура Японии».

   

 

Выполнила: Гуменник Оксана, «Вокальное искусство», 1 курс.

Проверила: Надлер Светлана Владимировна.

 

                                                Г. Таганрог.

                                                 2020 год.

Введение.

Японская культура формировалась под влиянием множества факторов на протяжении долгих столетий. Ее отличительной чертой является утонченность и наличие собственной эстетики. Традиции японского народа считаются самыми необычными в цивилизованном мире. Объясняется это длительной самоизоляцией Страны восходящего солнца от других государств. И сегодня в Японии с трудом воспринимают обычаи, нравы, культуру и ценности европейцев.  Культура этой страны интересна многим именно из-за различий в, казалось бы, привычных вещах.

Ссылки:

1. История культуры Японии. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8

2. Географическое положение Японии. https://geo-1.ru/yaponiya-informatsiya-o-strane/

3. Японский язык и письменность. http://daseikan.ru/slovar/japonskaya_pismennost/

4. Обычаи и этикет в Японии. https://ktoskazal.site/japonija_tradicii_obychai_kultura/

5. Религия в Японии. https://mirjapan.ru/religiya-v-yaponii/

6. Мифология в Японии. https://mirjapan.ru/yaponskaya-mifologiya/

7. Музыкальные инструменты Японии. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0_%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8

8. Музыкальные жанры. http://info-japan.ru/articles/yaponskaya-muzyka-ot-drevnosti-do-nashih-dney

 

История культуры Японии.

Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки, которая стремительно начала оказывать влияние на культуру Японии с начала 1960-х годов. Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века — начала периода Мэйдзи.

На культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии.

Переодизация.

Дзёмон (10 тыс. лет до н. э. — 300 до н. э.) — первые образцы керамики, украшения и женские фигурки догу. Для большей части глиняных изделий периода Дзёмон характерна круглая форма днища, изделия в основном небольшого размера. Северо-восточные керамические изделия имеют украшенные верёвочным орнаментом стенки. Источником сведений о религиозных представлениях жителей Японии периода Дзёмон служит погребальный инвентарь. Его наличие свидетельствует, что дзёмонцы верили в существование души и загробную жизнь. В состав такого инвентаря входили вещи, которые покойник использовал при жизни: гребешки, серьги, браслеты, нашейные и нагрудные украшения, перстни и пояса.

Яёй (300 до н. э. — 300 н. э.) — переход к земледелию, поливное рисоводство, изделия из бронзы и железа, колокола дотаку. Среди общинников выделились богатые слои шаманов и военных. Появились первые рабы.

Ямато:

   Кофун (IV век н. э. — VI век н. э.) — распространение культуры курганов, скульптуры ханива, зарождение древнего синтоизма и связанных с ним культов.

   Асука (593—710) — заимствование образцов китайской культуры, реформы Тайка, создание кодексов законов. Период Асука ознаменовался сильным влиянием китайской и корейской культурных традиций на развитие японской культуры. Особенно это отразилось в сферах прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, одежды. Однако одновременно выработался оригинальный японский стиль. Так архитектурные ансамбли храма Хорю-дзи, который был построен принцем Сётоку в 607 году, не имеют аналогов в Китае и Корее. А фрески в кургане Такамацудзука много в чём отличаются от материковых образцов. Период с 646 по 719 годы характеризовался распространением так называемой «культуры Хакухо». Её особенностями стало распространение реалистического отображения действительности в скульптуре, живописи и литературе. Часть стихов поэтического сборника «Манъёсю» (759) была написана в этот период.

Нара (710—794) — проникновение в страну конфуцианства, даосизма и буддизма, создание литературных произведений «Кодзики», «Нихон Сёки», «Манъёсю», «Кайфусо». В период Нара были написаны первые официальные исторические хроники Кодзики (яп. 古事記, записки о делах древности), 712) и Нихон сёки (яп. 日本書紀), 720). Были также составлены поэтические антологии Манъёсю (яп. 万葉集 манё:сю:, собрание мириад листьев), 759) и Кайфусо (яп. 懐風藻 кайфусо:), 751). В этот период также сформировались прототипы японских фонетических азбук хирагана и катакана. Особенность этой эпохи — натурализация буддизма. Этому способствовала политика императора Сёму (701—756), который лично обратился в эту веру, объявив себя «слугой трёх сокровищ — Будды, Закона и Общины». Буддизм был объявлен «защитником государства», то есть определён как государственная религия. Японская элита особенно ценила те буддийские сутры, которые обещали процветание странам, чьи монархи почитают Будду. Тремя сутрами, оберегающими страну, считались «Сутра золотого блеска», «Сутра праведных правителей» и «Сутра Лотоса».

Хэйан (794—1185) — начало использования слоговых азбук хираганы и катаканы, строительство святилища Ицукусима, создание «Повести о Гэндзи», возникновение стиля в живописи ямато-э. К эпохе Хэйан относится становление самурайства (буси). В конце X века Императорский дворец перестал быть местом политических действий, он стал центром процветания культуры. Его покои были украшены произведениями искусств лучших мастеров. Часто устраивались празднества, на которые приглашались самые лучшие поэты того времени, проводились музыкальные и поэтические турниры, различные игры. Многие игры были заимствованы из Китая и требовали великолепного знания китайской культуры и поэзии. Основным учебным заведением для детей аристократов была палата наук, находившаяся в подчинении у Церемониального ведомства. В неё входили 4 отделения: китайской классики, истории и словесности, юриспруденции, математики. Чтобы принимать участие в дворцовых увеселениях, нужно было самому уметь слагать стихи, играть на нескольких музыкальных инструментах и иногда даже уметь расписывать в китайском или японском стиле веер или ширму. Несмотря на огромное влияние буддизма, хэйанское общество ориентировалось больше на стиль, чем на моральные принципы, а добродетельность стояла на втором плане после внешнего вида.

Камакура (1185—1333) — формирование самурайского сословия. Эпоха Камакура была временем междоусобных войн и доминирования сословия самураев. Официальной религией сёгуната стал дзэн.

Муромати (1333—1568) — возникновение театра Но.

 Сэнгоку Дзидай (1467—1568) — проникновение в страну христианства. В период Сэнгоку развивалась национальная культура. Дзэнские монахи несли свои знания в воинское сословие. Развивались различные направления искусства, необычайно популярными становятся в то время классическая китайская поэзия канси и живопись суйбокуга. Владение хотя бы одним из этих искусств считается для воина если не обязательным, то желательным. Рэнга и хайку становятся классическими японскими видами искусства. Развиваются национальный театр, музыка, расцветает искусство чайной церемонии тяною. Новый взлет переживает аскетичная и прекрасная в своей простоте архитектура. Дзэнские сады камней и песка возникают именно в период Сэнгоку. Растут объёмы книгопечатания и очень популярными становятся книги, в том числе «Отоги-дзоси» — сборник моралистических историй и «Кангисю» — сборник популярных песен.

Адзути-Момояма (1568—1600).

Эдо (1600—1868) — установление диктатуры Токугава, политика сакоку, подавление христианства и падение сёгуната, зарождение театра кабуки и стиля укиё-э. Со второй половины XVII — начала XVIII века, в период Гэнроку, зародилась новая городская культура с центром в Киото и Осаке. Её называют культурой Гэнроку. В эти времена начали выходить иллюстрированные рассказы укиё-дзоси, которые описывали повседневную жизнь жителей городов. Самым популярным издателем книг стал Ихара Сакусай. Японское кабуки превратилось из танца в театральное искусство. Кукольный театр нингё дзёрури был реформирован драматургом Тикамацу Мондзаэмоном, который создал для него немало лирических пьес. Вместе с этим новое развитие получила поэзия в лице Мацуо Басё, который превознёс хайку до уровня искусства. В изобразительном искусстве художник Огата Корин объединил традиционные приемы Таварая Сотацу с новыми веяниями. Его знаменитым шедевром является ширма Ирисы. В то же время появился новый популярный жанр гравюр укиё-э, основными темами которого стали обычаи и повседневность японского города. На этом поприще снискал славу художник Хисикава Моронобу.

В середине XVIII века город Эдо стал крупнейшим японским культурным центром страны, обогнав традиционные Киото и Осаку. Культура этого периода, которая сформировалась на основе городских обычаев Эдо, называют «культурой Касэй». В литературе того времени приобрели популярность сатирические стихи сэнрю и кёка. Жители Эдо зачитывались комедийными рассказами «На своих двоих по Токайдосскому тракту» Дзиппэнся Икку и «Современными банями» Сикитэя Самбы, которые высмеивали жизнь японских простолюдинов. Также, получило признание развлекательное историко-фантастическое произведение Кёкутэя Бакина «Легенда о восьми псах-воинах клана Сатоми». В поэзии прославились Ёса Бусон и Кобаяси Исса, которые также были художниками. Театр кабуки, кукольный театр нингё дзёрури, комедийные рассказы ракуго были на пике своей популярности. Дома куртизанок пользовались повышенным спросом. Практически каждый день проходили праздники, посвященные сотням храмов и святилищ города Эдо. Среди простого люда также распространился обычай паломничества к синтоистскому святилищу Исэ и буддистским храмам Сикоку. Конец XVIII — первая половина XIX века стали «золотым веком» цветных гравюр укиё-э. В эти времена прославились портретисты Китагава Утамаро и Тосюсай Сяраку и пейзажисты Кацусика Хокусай и Утагава Хиросигэ. Их работы оказали значительное влияние на европейскую школу импрессионистов 2-й половины XIX века. В противовес мещанским разноцветным гравюрам, среди самураев оставалась популярной традиционная монохромная живопись. Её традиции продолжали Икэ-но Тайга и Урагами Гёкудо.

Мэйдзи (1868—1912) — конец периода самоизоляции, начало капиталистического пути развития, зарождение японского кинематографа.

Тайсё (1912—1926). Период богатой и роскошной жизни тех лет вошёл в японский язык, как «модерн Тайсё». Выросло число работающих женщин, однако это касалось не тружениц, занятых в заводском и мануфактурном производстве, а офисных работниц и телефонисток. Помимо этого, набирало популярность привлечение женщин на новые для этой эпохи рабочие позиции в торговые центры, кафе европейского типа, в качестве кондукторов и проводников поезда, впервые появились киноактрисы. Одним из ярких символов эпохи стала субкультура т.н. «современных девушек» («мога» сокращение от яп. モダンガール), носивших непривычные короткие мужские прически и предпочитавших одеваться в платьяевропейского кроя.

Сёва (1926—1989).  На время этого периода приходятся многие из важнейших событий Японии: приход к власти военных, война с Китаем, участие во Второй мировой войне, оккупация войсками Союзников, японское экономическое чудо.

Хэйсэй (1989—2019).

Рэйва (с 2019).

Географическое положение Японии.

Япония — островное государство в Восточной Азии, располагающееся на большом стратовулканическом архипелаге, находящимся у тихоокеанского побережья Азии. В соответствии с системой географических координат, Япония лежит на 36° к северу от экватора и на 138° к востоку от гринвичского меридиана. Страна располагается к северо-востоку от Китая и Тайваня (отделена от них Восточно-Китайским морем) и строго на востоке от Кореи (отделена Японским морем). К северу от Японии лежит дальневосточный регион России.

Основными островами архипелага являются (с севера на юг): Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю. Также в состав страны входят около 6800 меньших островов, включая Окинаву, некоторые из них обитаемы, а некоторые — нет. В общем, площадь Японии 377 915 км², из которых 374 744 км² составляет суша, а 3091 км² — водное пространство. Япония по своему размеру больше, чем Германия, Малайзия, Новая Зеландия и Великобритания, она в 1,7 раз больше Кореи и в 10 — Тайваня.

Страна расположена в зонах умеренного и субтропического климатов, остров Хоккайдо и северная часть Хонсю находятся под влиянием умеренных воздушных масс, южная часть Хонсю и все южные острова лежат в зоне субтропиков. Природные зоны в пределах равнинных участков Японии трудноопределимы ввиду слишком плотной застройки, горные же участки суши покрыты широколиственными лесами с участками вечнозелёной растительности. На Хоккайдо распространение получили леса смешанного типа, а на севере острова — тёмнохвойная тайга.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!