Стоики. «Желающего судьба ведет, а нежелающего – тащит».



Эта фраза выражает одно из самых существенных положений философии атоицизма: учение о судьбе, роке, как главной причине, определяет жизнь человека. Название этой философии происходит от греческих слов «стоа пойким», что переводится примерно как «разукрашенное крыльцо» (с которым излагал свое учение основоположник стоицизма Зенон из Китиона). О популярности этой философии и её широком распространении говорит хотя бы тот факт, что ее виднейшими представителями были и римский император (Марк Аврелий), и раб (Эпиктет). Один из стоиков – Сенека назван Ф. Энгельсом «дядей христианства», и, как увидим далее, это не случайно.

Стоицизм противоположен эпикуреицизму, прежде всего потому, что считает человека существом общественным (а не личным и индивидуальным, как Эпикур). Высшей доблестью человека стоики полагают его государственное бытие, которое понимается ими не как участие в управлении государством, а как добросовестное исполнение своего гражданского дома, т. е. беспрекословное выполнение законов государства и воли императора. Благо государства выше личного блага – вот основной лозунг стоицизма. Человек – это, прежде всего «гражданин мира» (т. е. гражданин государства), а итогом уже римлянин, грек или египтянин. Такая концепция позже получает название космополитизма, поэтому стоики по праву считаются его основоположниками.

Идеология стоицизма впрямую определяется характером исторической эпохи – эпохи формирования мировой империи положившей свободные греческие полисы. Римское господство «подобно нивелирующему рубанку» (К. Маркс) сгладило, а затем уничтожило национальные и прочие различия, всех превратив в подданных государства, жизнь, которой определяется единым законом. Стоики считали, что миром вообще правит единый закон, названный ими логосом, и именно он выступает по отношению к каждому человеку как неотвратимая судьба. И высшая доблесть человека – не противится ей, а сознательно ей подчиняться и выполнять предписанное ею.

Закономерным выводом из всего этого была идея равенства всех людей, ставшая, как известно, одной из фундамента идей христианства. В целом же стоицизм – это, по преимуществу, религиозно – этическое, а не собственно философское учение. В этом своем качестве он оказал большое воздействие не только на само христианство, но и на философию следующей эпохи – эпохи средневековья, философию по сути своей религиозную, христианскую. Но еще большее воздействие на нее оказала философия неоплатонизма, считающаяся с другой стороны языческой антитезой христианству. Неоплатонизм является последним философским учением, завершающим античную философию вообще. Он вполне заслуживает краткого с ним знакомства.

          Неоплатонизм. «Мир как эманация (излучение) Единого».

Название этой философии характеризует ее. Как наследницу философии Платона. Действительно основные платоновские идеи используются его в полной мере, но с совершенно другой целью и в совершенно других социальных условиях. Крушение древних государств, поглощенных Римской империей, а затем глубокий кризис ее самой, подверженные им потрясения, нестабильность, рост зла и неблагополучия в общественной жизни, бедствия и катастрофы – в личной, - все это, усиливая страх и отчаяния людей, вызывало чувства безысходности и, следовательно, определяющий тягу к религии. Религия постепенно превращалась в господскую форму сознания, так как она нужна была как средство укрепления императорской власти. В нашей степени этому способствовало и «нашествие» на Запад религиозных культов и учений и порожденный этим сплав их с культами и учениями западных религий. Философия неизбежно обретает в этих условиях религиозно-мистический характер. Она порывает свои естественные связи с наукой и становится пртивонаучной, хотя и использует в своих целях одно из самых главных ее достижений – искусство логического обоснования и доказательства. Философия ставит перед собой задачу вывести все сущее в мире из божественного единства. Задача эта по своей сути ненаучная и не философская, но средством ее решения рассматривается философия, а еще точнее диалектика.

Основным понятием неоплатонизма является понятие единого, как безусловного начала. Усмотреть его может не каждый человек, а только гений, да и то в особом состоянии духа. Все определения единого – отрицательны, то есть все они с приставкой «не», поэтому познание его и невозможно ни чувствами, ни разумом. Оно возможно лишь как озарение в состоянии глубокой отрешенности от мира.

Весь мир, все в нем существующее порождается этим единым, и главный способ порождения – это эманация, излучение, которое можно уподобить переливанию через край из наполненного сосуда. В результате первого излучения порождается ум, а из него возникают идеи как первообраза вещей чувственного мира (т. е. платоновские идеи), и эти идеи, воплощаясь в материю, порождают сам этот чувственный мир, мир протяженный и длящийся, и изначально злой, потому что материя в сравнении с идеей – злое начало. Цель земной жизни – в освобождении идеи из-под власти матери и слияние с умом, возврат к единству с ним. Ум порождает из себя и Душу, которая воплощаясь в тела, превращается в людей. Жизнь человека, следовательно, является изначально злой, и цель человека – сделать невозможным новые воплощения своей души, и, значит, новые погружения ее в мир зла. Главное условие для этого – совершенство нравственной жизни, то есть следование заветам религии и законам государства. Важное место в неоплатонизме занимает учение об очищении души путем достижения слияния с божеством в экстазе, в молитвенном уходе от мира.

В целом же неоплатонизм по праву считается порождением эпохи кризиса рабовладельческой культуры, выражением настроений глубокого уныния, тоски и отчаяния, стремления к бегству от реальной жизни, ставшей для человека невыносимой. В последнюю историческую эпоху неоплатонизма триада «Единое – Ум - Душа» трансформируется в христианскую Троицу – «Бог-отец – Бог-сын – Бог-дух святой».

В 529 г. н. э. декретом византийского императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах (кстати, неоплатоническая). Философы вынуждены были бежать в Иран. Античная философия на этом закончилась. В Европе в это время складывалось общество, существенно отличается от античного, возникал совершенно новый мир, который для своего объяснения требовал и новой философии. Античная же философия, сыграв свою историческую роль, сошла со сцены, но навсегда осталась в памяти благодарного человека своими идеями и принципами, своим достижениями и заблуждениями. Люди всегда будут помнить о том, что она была первой, с нее по существу началось духовное развитие человечества, результатом которого стало общество, в котором мы живем сейчас.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!