Эпикур. «Главное в жизни – удовольствие как отсутствие страданий».



Философия эпохи эллинизма.

Началом эпохи эллинизма, считается середина IV века до н. э., когда завоевательная политика Александра Македонского существенно изменила весь тогдашний мир. На смену многообразию полисов (самостоятельных городов-государств) приходит единое государство с сильной центральной властью.

Политика в этом государстве делается не на улицах и площадях, как ранее, а в царских и императорских дворцах. Простые граждане отстраняются от управления делами государства, резко падает накал политической борьбы и интерес к политике. Происходит то, что называется деполитизацией общества.

Круг интересов человека все больше замыкается частной жизнью, если ранее главным для него было то, что он гражданин полиса (и, естественно, главной сферой для него была его общественная жизнь, т. е. то, что делало его похожим на других людей), то теперь главным становится его индивидуальность, непохожесть на остальных.

Соответственно этому падает интерес к общим вопросам и проблемам, и, следовательно, к теоретическому разуму вообще. Не универсальная задача, а принципы и правила личного поведения оказались, поэтому в центре внимания философии. Философия, таким образом, сужается до проблем личной этики (происходит в известном смысле возврат к Сократу).

В обществе все чаще доминируют настроения аполитизма и пассивности как следствие разочарования людей во всех видах общественно-политической жизни.

Философия этого периода выглядит как разложение и деградация философии классического периода: в этике – возврат к Сократу, в «физике» (учение о природе) – возврат к досократовской натурфилософии первых философов, а также возврат (в определенном смысле) даже к мифологии. В действительности эллинистическая философия большим шагом вперед в развитии философии. Главные идеи классической философии сохранились и стали фундаментом дальнейшего развития, хотя эта философия, достигнув в лице Аристотеля высшего расцвета, затем увяла. Но это было увядание, похожее на смерть героя, который, по словам Карла Маркса, подобна закату солнца, а не смерти лягушки, лопнувшей с натуги.

Важнейшим результатом завоеваний Александра Македонского стал синтез греческих и восточных культур, именно синтез, а не насильственное поглощение Востока Западом. Этот фактор оказался чрезвычайно плодотворным для развития эллинистической культуры. Эллинское искусство, направленное по количеству произведений, многообразию стилей, жанров, по количеству великих художников не имеет себе разных в истории западной цивилизации.

Наука, освобожденная (в лице Аристотеля) от мифологии и религии, бурно развивается, следствием чего становится высокий уровень интеллектуализма, появление крупных культурных центров, прежде всего Александрии и Пергама с их ограниченными библиотеками. Создаются также колоссальные технологические системы (Фаросский маяк высотой 135 метров, корабли по 4 тысячи гребцов и т. д.). Экономической основой эллинизма было перезрелое рабовладение (т. е. рабство накануне своей гибели), и в III веке до н. э. начинается длительный экономический и социально-политический кризис этого общества, нашедшей свое выражение в ряде философских школ и направлений этой эпохи, перейдем теперь к краткому знакомству с этими школами и направлениями.

  Скептики и скептицизм.«Подвергай все сомнению».

Слова «скептик», «скепсис», «скептицизм», «скептический» часто используются и в современном мире, и происходят они все от греческого слова «скептомом» - озираться, осматриваться, быть в нерешительности, короче говоря, сомневаться. В эпоху эллинизма скептицизмом называли одну из самых распространенных философских школ (ее основные представители – Пиррон, Тимон и Секет Эмпирик).

Скептики полагали, что именно сомнение дает определять отношение человека к миру, ибо в этом мире царят бедствия, опасности, потрясения, делающие его крайне неустойчивым, нестабильным. Не случайно, такой мир порождает у человека страх, волнения, отчаяние и неуверенность, и философия дает помочь человеку освободиться от всего этого. Цель жизни человека – счастье, а оно, по мнению скептиков, в невозмутимости и отсутствии страданий. Человек дает воздерживаться от суждений о нем: ведь всякому утверждению можно найти и отрицание, поэтому какими являются вещи сами по себе, знать нельзя (примерно также когда-то рассуждали софисты). Эти суждения зависят от многого: от расстояния между людьми и между вещами, от состояния человека, от расстояния и места (большое издали кажется маленьким), от взаимодействия предмета с другими предметами. Все эти факторы учесть невозможно, поэтому невозможно и познание предмета. Отсюда и требование невозмутимости в отношении человека к миру (ведь то, что вызывает возмущение, в действительности может оказаться совсем другим, как и то, что вызывает одобрение).

Вряд ли невмешательство в мир как этический принцип может подойти всему человечеству, и, тем не менее, основное правило скептицизма «подвергай все сомнению» оказалось очень полезным развития науки и оно не утратило своей значимости и поныне, хотя утратило, конечно, свой абсолютный характер. Это правило предохраняет от превращения полученного знания в незыблемую догму и тем самым выступает как необходимое условие научного и всякого другого прогресса.

В философии скептицизма находится отражение ведущая идея эллинизма деление явлений на зависящие от нас (первое у скептиков – внутренний мир человека, второе – внешний). Эта идея получает свое развитие и в других философских школах этой эпохи, и в том числе в школе, названа именем Эпикура.

Эпикур. «Главное в жизни – удовольствие как отсутствие страданий».

На воротах основанной Эпикуром в Афинах философской школы была надпись «Здесь удовольствие – высшее благо». Эта надпись выражала сущность всей философии Эпикура (342-270 г. до н. э.). Под удовольствием, однако, Эпикур понимал не безумные наслаждения и погоню за ними (в этом его обвиняли его противники), а жизнь, свободную от телесных страданий и душевных тревог. Именно такая жизнь и является счастливой, и главным условием ее является, по Эпикуру, исследования и размышления. Философия должна иметь целью не познание природы самой по себе, а невозмутимость самосознания человека, ибо цель жизни – это здоровье тела и безмятежность души. Философия, считал Эпикур, должна изгонять болезнь из души, как медицина помогает изгонять болезнь из тела. Важнейшим для этого средством он полагал просвещение людей. Фундаментом философии Эпикура был атомизм, и в этом смысле он считается исследователем Демократа. Но его атомизм в корне отличен от демокритовского, и главная причина этого – другая историческая эпоха. У Демокрита атом однозначно подчинен внешней необходимости, у Эпикура он имеет «свободу воли», т. е. способен самопроизвольно отклоняться от пути движения по необходимости (под действием веса, напр.). Нетрудно видеть, что Эпикур уподобляет движение атома действиям человека в эпоху эллинеума, когда определяющим для нее становится его индивидуальность и свобода.

Учение о «свободе атома» Эпикуром используется для обоснования учения о независимости этики от государства и религии (как внешней необходимости по отношению к человеку). Человек вынужден подчиняться государству и религии, но это для него всего лишь исполнение социальной роли, то есть притворство, тогда как его настоящая жизнь – это его личная жизнь, свободная от внешнего вмешательства. Поэтому учение Эпикура по своей сути является атеистическим. Подобно Демокриту, Эпикур признавал бесконечное многообразие нашего мира, но помимо этого он допускал существование и множества других миров, подобных нашему. О каждом из них все процессы происходят на основе причинности и «свободы воли» атомов, а вовсе не по воле богов. Богам в мирах делать нечего, поэтому Эпикур разместил их в междумириях, в промежутках меду мирами (как в щелях), где они только и делают, что наслаждаются, подавая людям пример и служа им образцом для подражания. Бог у Эпикура – это скорее нравственный и эстетичный идеал, чем тот, кто создал мир и управляет им.

Не случайно поэтому, что Эпикур при жизни подвергался гонениям преследованиям, а после смерти почти все им написанное уничтожено его противниками. И, тем не менее, у Эпикура было много и последователей. И одним из самых известных был древнеримский философ Тит Лукреций Кар. 

               Лукреций Кар. «Вера в богов порождается незнанием».

Философия Тита Лукреция Кара – ярчайший образец материализма и атеизма. Будучи последователем Эпикура, он довел его атомистическую концепцию до логического завершения. Душа человека, как и предметы природы, состоит из атомов, поэтому искать ответы на этические вопросы о том, как жить человеку, как ему относиться к другим людям, а. значит, о том, что такое мышление, сознание надо, изучая природу. «Физика» (учение о природе) выступает, таким образом, как основа этики. Со смертью человека атомы его души рассеиваются так же, как и атомы его тела, поэтому нет бессмертия души, нет загробного существования и вообще нет никакой связи между жизнью и смертью. Поэтому у человека не должно быть страха перед богами, а сама вера в них порождается простым невежеством, незнанием причин происходящего.

И оттого только страх всех смертных объемлет, что много                                                             

Видят явлений они на земле и на небе нередко,

Коих причин для себя объяснить и понять не умеют

И полагают, что все это божьим велением твориться.

Эти слова – из поэмы Лукреция «О природе вещей», в которой он изложил свои философские взгляды. Главной сущностью мира он считает материю, атомы.

Все, из которых творит, умножает, питает природа.

И на которые все после гибели вновь разлагает.

Лукреций во многом опередил свою эпоху подобными взглядами. В мире эллинизма было много такого, что его философия объяснить не в состоянии была, поэтому существовали и другие философские учения. Одно из них было прямой противоположностью философии Лукреция и Эпикура – это философия стоиков.

           


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!