Рецепция текста критиками и читателями



    Безумие - один из самых спорных мотивов в литературе. Подобная проблематика давно входит в историко-литературные исследования зарубежных школ литературоведения. На протяжении многих лет исследователи не могут прийти к общему выводу: как же верно растолковывать данный приём.

Современный французский литературовед Жорж Самютэ в своих работах утверждал, что «приём безумия» в литературе может быть использован только писателем, который понимает истинное значение этого слова. Благодаря этому автор способен тонко и многогранно описать социальные условия, которые в дальнейшем станут метафорой времени, а возможно, дадут новый виток в мире литературы.

Венгерский литературный критик Иштван Марич же наоборот рассматривал безумие как уникальность отдельного человека. Его известная статья "Каждый рождён безумцем", написанная в 1983 году, даёт основание полагать, что в любом тексте можно найти элемент безумия.

Что касается рецепции текста читателями, то тут следует отметить объективные социально-исторические предпосылки и субъективные особенности читателя. Каждый писать сам решает, разумно ли введён элемент безумия в тексте, опираясь на влияние культуры, биографию автора и собственноручное (а иногда и левопяточное) восприятие текста.

 

Глава 3. Авторское безумие в тексте «Трагическая связь»
3.1. Маркеры безумия в тексте «Трагическая связь»


   
В тексте «Трагическая связь» прослеживаются маркеры авторского безумия:

 

1. Концепция двоемирия: мир нормы и мир яркого индивидуального бытия, противопоставленного ей и не понятого прозаическим и рациональным окружением героя. Есть заброшенный дом и есть мир вокруг него.

2. Тайна – необъяснимая пропажа Джины.

3. Смех детей, как попытка убежать от реальности

4. Есть вопросы, но нет ответов: ««Где ты была?», «Что-то случилось?», «Ты в порядке?» и сотня других вопросов осталась без ответа».

5. Автор стремиться подарить герою личностную свободу, уводя Джину из дома по необъяснимым причинам.

6. Смерть мужа Джины и ее очередная пропажа как выход за пределы замкнутого безумного мира

7. На протяжении всего повествования сохраняется атмосфера мистицизма и хаоса, т.к. происходит нечто за гранью объективного

 

3.2. Авторские разновидности безумия в тексте


    Для того, чтобы сделать вывод о наличии полярного безумия в рассматриваемом тексте "Трагическая связь", нам необходим материал из критических статей, а также ответная реакция автора на эти критические статьи. Конечно, мы можем написать эти статьи сами. Но это будет не совсем комильфо, когда исследователи создают материал для своей же научной работы. Нам вполне достаточно одного автора «Трагической связи», который находится в круге исследователей. Это было небольшое лирическое отступление.

Сейчас будет большое. И не лирическое.

Текст построен последовательно и начинается со следующих слов: «На краю города стоит старый заброшенный дом. Он стоит покинутый так давно, что люди успели придумать множество страшилок про него». Это традиционное начало всех хорреров. Автор заранее подготавливает читателя к неблагоприятному окончанию рассказа. Однако фраза «Happy Ending» окончательно сводит реципиента с ума, поэтому однозначно автора можно назвать Мистером или Мисс неожиданностью. Также возможно автору свойственно гоголевское безумие.

Один из явно заметных признаков авторского безумства(безумия?) это непонятность, нелогичность текста для читателя. Текст «Трагическая связь» довольно-таки интересен, имеет хорошую структуру содержания и множество отсылок к жанру «ужасов», но не каждый читатель, познакомившись с текстом, поймёт до конца сюжет и смысл. Данное произведение можно назвать сложным, безумным, потому что, по мнению, читателя, он остаётся неясным, замысловатым текстом, в котором присутствуют пропуски, или, как бы мы назвали это по-научному, авторское умалчивание, специальное отсутсвие некоторых содержательно нехватающих моментов.

Можно ли назвать эту авторскую задумку безумной и отнести ее к одному из рассматриваемых нами признаков? Действительно ли это было авторской задумкой или сочиняющий текст человек просто не заметил, не увидел пропущенных логических цепочек в своём творении? Данные вопросы очень интересны и требуют подробного изучения и рассмотрения в следующих главах, чем мы и займёмся.

 

3.3. Интерпретация текста: почему безумен его автор

 

Интерпретация - это некий диалог между тем, кто говорит, и тем, кто слушает, между тем, кто пишет и тем, кто читает. В этом тексте диалог прослеживается таким образом, автор задаёт читателю вопросы, возможно, на которые он и сам не смог ответить.

Для более детального анализа текста, обратимся к биографическим событиям, которые подталкнули автора к написанию данного текста. За год до написания "Трагической связи" автору пришлось столкнуться с психологической травмой - его предал близкий человек. Именно это событие и повлияло на эмоционально-психологическое состояние текста. В "Трагической связи" сложно найти грань между автором биографическим и повествователем, т.к события, излагаемые в тексте отчасти совпадают с биографическими; но в тоже время, наблюдение за действием словно ведется со стороны, тем самым кажется абстрактным. Таким способом автор создает ужасающую иллюзию двоемирия, заключая героев в свой маленький внутренний мир и художественное реальное пространство. При помощи риторических вопросов таких, как (Что с ним было дальше? Что было в тех посылках?) автор проводит диалог внешний (с читателем) и внутренний (с самим собой и героями), тем самым вводя в легкое недоумение и некомфортное состояние читателя. Очень частотны в этом рассказе числа, самое частотное - это одиннадцать. Обращаясь к нумерологии, мы делаем вывод, что число 11 стоит в начале особого ряда господствующих чисел. Свой неординарный статус они получили не из-за власти над остальными числами, а за то, что люди под их управлением несут в себе мощный заряд психической энергии. Число 11 выражает чрезмерность в величии или в низости, в просветлении либо в безумии. Затрагивая вопрос о безумстве автора, стоит сказать, что все люди - безумцы, просто кто-то в большей, кто-то в меньшей степени.

Жуткая и неприятная атмосфера достигается благодаря следующим эпитетам (заброшенный, страшный, странную, безумными), которые также говорят о том, что угнетающее психологическое состояние автора, которое он пытается создать в тексте, возможно не просто литературный прием, но и внутреннее состояние самого создателя.

 

 


Заключение
ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ БЕЗДНА БЕЗУМИЯ

«Открою тебе секрет: безумцы всех умней»

Алиса в Зазеркалье

    «Потерять здравый смысл на теме безумия – в этом что-то есть» (какая-то «Трагическая связь» – добавляем мы). Именно так обозначила проблему авторского безумия С.Ю. Артёмова на прошлом консилиуме подающих надежды безумцев «Альтернативные формы – 4».

    На четвертый год консилиума безумие уже не кажется таким роковым. Скорее оно становится постоянным спутником. А спутник этого заключения – лирические отступления по поводу и без. И, как пишет Ынтянов в книге «Роди пародию»: «Главное – вникнуть во всё, что написано выше».

    Манящее безумие находится в каждой душе, в каждом слове, в каждой книге. Задумайтесь, а может быть, и вы - часть этого безумия? Или каждый из вас и есть - безумие...

    Если вы до сих пор ничего не понимаете, значит, вы всё поняли правильно. И следующий абзац – не для вас.

    Итак, следовательно, значит, таким образом, исходя из вышесказанного и обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что.

 

Список литературы

 

1. Аноним. Трагическая связь.

 

2. Дёрнер К. Гражданин и безумие. К социальной истории и научной социологии психиатрии / Клаус Дёрнер // - М.: Алетейа, 2006. – 544 с.

3. Иванов А.Д. Одиночка / А.Д. Иванов // - М.: Просвет, 1967. – 305 с.

4. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство / Ч. Ломброзо // - М.: Азбука, 2015, - 352 с.

5. Лунье П.Н. Безумен ли автор? / П.Н. Лунье // - Минск.: Просвет, 1989. – 567 с.

6. Но Г.В. «Мутность» автора как критерий безумия / Г.В. Но // - М.: Наука, 2005. – 115 с.

7. Пупкин Н. А. Безумные опыты в текстах великих авторов / Н.А. Пупкин // - СПб.: Научлит, 2017. – 545 с.

8. Стаканова М.П. От странной ухмылки к мягким стенам / М. П. Стаканова // - М.: Просвещение, 1996. – 300 с.

9. Шувалов А. Патографический очерк о Данииле Хармсе / А. Шувалов // — Независимый психиатрический журнал, № 2, 1996, с. 74—78.

10. Эпштейн М. Н. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук / М.Н. Эпштейн // - М.: НЛО, 2004, - С. 512-540.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!