Маркеры авторского безумия в тексте



Министерство высшего образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра истории и теории литературы

Дисциплина «Альтернативные формы анализа художественного текста»

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРОВ

Проблема авторского безумия

в анонимном тексте "Трагическая связь"

Автор:

бакалавриат филологии 4 курс

Алимбаева К.

Базулева Е.

Васильева А.

Ганина А.
Гречкина Н.

Захарова Ю.

Исаева В.

Исмаилова С.

Калинина А.

Кравчук Е.

Пуриче С.

Сергунова А.
Тирская Е.

Филенко А.

Хренова А.

Худякова Д.

Черкасова Е.
Научный руководитель:

СЮА в хохоте

Допущен к защите _ в тот же миг декабря 2020 г.

 

Тверь 2020

Оглавление

Введение

 

Глава 1. Автор и авторство

1.1. Почему автор безумен
1.2. Типология авторского безумия
1.3. Маркеры авторского безумия в тексте

Глава 2. Проблема авторского безумия в контексте классической литературы

2.1. Восприятие классики
2.2. Рецепция текста критиками и читателями

Глава 3. Авторское безумие в анонимном тексте «Трагическая связь»


3.1. Маркеры безумия в тексте «Трагическая связь»
3.2. Авторские разновидности безумия в тексте
3.3. Интерпретация текста: почему безумен его автор

Заключение: только ли автор безумен? Безумия читателя и интерпретатора

Список литературы

Введение

 

Настоящее исследование посвящено рассмотрению проблемы авторского безумия. Каждый творческий человек (писатель, художник, актер и пр.), обладая нестандартным мышлением и представлениями, отличными от простых людей, является в определенной мере безумным. Здесь мы сталкиваемся с проблемой гениальности и безумия. Действительно ли каждый гений в той или иной степени безумен? И справедливо ли обратное – можно ли быть гением, не будучи безумным? Иными словами, гений и безумие совместны или неразрывны?

Идея того, что «гений и безумство – вещи совместные», не является новой. Еще Платон считал творчество «бредом, даруемым нам Богами». Тему «гений и безумие» на протяжении многих лет развивали виднейшие ученые и искусствоведы. Особенность данной работы заключается в том, что здесь проблема авторского безумия исследуется на материале текста анонимного автора, благодаря чему анализ получается более расширенным (появляется еще больше трактовок) и глубоким.

Актуальность работы состоит в том, что ранее проблема авторского безумия не затрагивалась в филологии, целостное изучения литературного феномена авторского безумия и рассмотрение его как особой системы не рассматривалось в науке, и выводы, которые мы сделаем, станут основой для последующих научных исследований. Кроме того, некреативные тараканы не способны навести автора на неординарные мысли, в отличие от творческих представителей этих вездесущих паразитов.

Целью данного исследования является описание проблемы авторского безумия в анонимном тексте "Трагическая связь", классификация и интерпретация безумия.

Отсюда задачи работы:

1) Раскрыть понятие «безумие» не как медицинский факт, а как культурный символ.
2) Найти и проанализировать маркеры безумия в тексте.
3) Выявить, использовался ли термин /прием "безумие" в других работах.
    Цель и задачи настоящего исследования определили выбор материала исследования, с помощью которого затем они были достигнуты и выполнены. Текст писался именно для данного исследования, правда, автор об этом не знал. Научная информация извлекалась из различных источников; среди них такие фундаментальные работы, как «Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология» В.П.Руднева, «Блаженство безумия» Н.А.Полевого, «История безумия в классическую эпоху» М.Фуко, «Дискурс безумия в исторической динамике русской литературы от романтизма к реализму» М.А.Зимина, «Фабула о мудрости безумца в русской литературе» Р.Г.Назирова и др., использование которых не менее значимо в рамках данной работы.
    Для решения задач были использованы следующие методы исследования:
1.Описательный метод при анализе маркеров безумия
2.Метод контекстуального анализа при определении специфики слов и их значений, содержащих мотив безумия
3.Интерпретация
4. Сравнительно-сопоставительный метод при анализе тенденций и закономерностей авторского безумия
    Объектом исследования является авторское безумие и его проблемы в анонимном тексте «Трагическая связь».
    Предметом исследования являются маркеры авторского безумия в тексте «Трагическая связь», а также их интерпретация в историко-культурном контексте.

Научная новизна работы определяется спецификой выбранного материала, поскольку нами впервые проведен комплексный анализ авторского безумия на примере анонимного текста, а также тем, что ранее данное произведение и выдвинутая нами проблема не изучались в науке, зуб даем. Проблема безумия рассматривалась на материале не анонимных текстов: приведена общая типология авторского безумия, а также его разновидности в избранном тексте с соответствующими маркерами. Безумие рассматривается с двух сторон - авторское и читательское. Исследовательское безумие дополняет общую картину.

Структура работы определяется ее целью и задачами: в первой главе исследуются теоретические константы безумия и типологизируются их варианты, во второй изучаются контексты безумия в литературе, а третья глава посвящена характеристикам безумия в конкретном тексте. В заключении намечаются новые проблемы: если автор и читатель безумны, то каков же исследователь...

 

 

Глава 1. Автор и авторство

Почему автор безумен


    При постановке вопроса о том, почему безумен автор, следует исходить из того, что каждый человек в определенной степени безумен. Это связано с глубинными основами его личности: с его индивидуальной точкой зрения касаемо разных проблем и с его «потаенной» стороной, скрываемой от других людей, которая известна лишь ему самому. Кроме того, каждый человек способен найти себя в определенной сфере деятельности, в которой и проявляется его безумие как признак таланта, одаренности. Так происходит и с автором художественного текста: творческий человек безумен, и это безумие исходит из его гениальности.

Существует формула, принадлежащая Артуру Шопенгауэру: «Талант попадает в цель, в которую никто не может попасть, гений – в цель, которую никто не видит». Исходя из этих слов, отличительная черта гения – не одаренность, а отличность, особость, уникальность, нестандартность мышления. «Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство», – пишет Чезаре Ломброзо. В книге «Гений и помешательство» Ламброзо не только пытается доказать, что гений и помешательство – суть одно и то же, но и весьма аргументировано рассуждает о проявлении художественных способностей у сумасшедших. То есть, по Ламброзо, справедлива и обратная взаимосвязь (гении склонны к сумасшествию, а сумасшедшие к гениальности): «Тут, очевидно, играет большую роль тот факт, что с потерей рассудка фантазия приобретает полный простор и больной проникается сочувствием к произведениям той же фантазии, тогда как у нормальных людей здравый смысл, не допускающий их до иллюзии или галлюцинации, в известной степени подавляет в них эстетические и артистические наклонности». Таким образом, Ламброзо, как бы замыкает круг, объясняя, что сумасшествие и гениальность именно взаимно связаны, то есть не особенно важно, что является причиной, а что следствием.

Итак, первое и наиболее обобщенное объяснение безумства автора кроется в его внутренней составляющей – нестандартности мышления и определенной степени одаренности.

Различные теоретические источники, затрагивающие и полно рассматривающие вопрос об авторском безумии, позволили создать общее представление о его причинах. Схематично представить их можно в следующем виде:


1. Автор-творец решил оградить себя от внешнего мира, сконцентрироваться на своем творчестве и передать ему свою энергетику; возможно, занялся самоанализом. Жан Ипполит был убежден: «Безумие есть крайняя степень отчуждения, а отчуждение вообще принадлежит сущности человека».

2. Какое-то событие или ситуация заставили автора-творца возмутиться, прийти в ярость или освирепеть. В словаре Эмиля Бенвениста понятие «обезуметь» трактуется так: «выйти из себя» (что уже стоит в одном ряду с бессознательным поведением человека).

3. Автор-творец психически болен. Карл Густав Юнг признает, что «художественное произведение возникает в условиях, сходных с условиями возникновения невроза».

Здесь же важно привести следующую цитату: «....Психическое расстройство часто вызывает у больных необыкновенную оригинальность в изобретении, что резко выражается даже в произведениях полупомешанных людей. Причина этого ясна: ничем не сдерживаемое воображение их создает такие причудливые образы, от которых отшатнулся бы здоровый ум, признав их нелогичными, нелепыми...» (А. С. Тиганов).

В предисловии к статье «Даниил Хармс. Опыт патографического анализа» Н.Бологова говорится: «В психопатологии нет, пожалуй, еще одной столь же увлекательной, как и малоизученной проблемы, как проблема гениальности и безумия. Глядя на биографии многих высокоодаренных личностей, воздвигших шедевры мировой культуры, психиатрия сталкивается с парадоксальными фактами существования не только личностных акцентуаций у гениальных, но и расстройств, в прямом смысле отвечающих понятию психической болезни (шизофрения, бредовые психозы и т. д.)»

Платон считал творчество «бредом, даруемым нам Богами», а бред тесно связан с безумием. Как видим, это и эта мысль имеет место быть. Однако безумство автора может быть не только даром, талантом прирожденным; но может быть связано еще с рядом закономерностей. Различного рода исследовательская литература обозначает конкретные причины, и это небезосновательно.

 

1.2. Типология авторского безумия

 

Попытки построения типологии безумия предпринимались на протяжении последних пяти лет всего несколько раз. Одной из наиболее известных из них является работа М.П.Стаканова «От странной ухмылки к мягким стенам». После – статьи Г.В.Но и П.Н.Лунье.

В данной работе будет использована типология, основанная на сведении всех более ранних классификаций к одному списку:

1. Мистер/Мисс неожиданность (всё логично, но странно и внезапно).

2. «Котик» (автор забыл, о чём писал, потому использует резкие переходы с одной темы на другую, сюжетные дыры, нелогичности).

3. Полярное безумие (автор не может дать однозначную оценку своему произведению, но в итоге признает его гениальность при остутствии уникальности и очень остро реагирует на критику).

4. «Мутный» автор (алогизмы авторам в тексте допускаются специально, нет последовательности в изложении);

5. Хтонический автор (произведение либо невозможно прочесть, либо оно абсолютно непонятно для всех, кроме самого автора – минус смысл).

6. Гоголевское безумие (автор написал нечто поистине гениальное, но отказывается публиковать произведение, потому что не осознаёт его значимости).

 

Маркеры авторского безумия в тексте

Человека, обладающего высшей творческой способностью в художественной деятельности следует признать гением. Ему предоставлена возможность видеть и слышать то, что не поддается рациональному истолкованию. Так можно ли утверждать, что его гениальность граничит с безумием?

Исследуя связь безумия с наклонностями творческого ума, стоит обратится к понятию «иноумие», которое, по словам советского и американского филолога, Михаила Эпштейна, представляет собой способность разума вбирать свое «иное», переступать границы разумного, не впадая в безумие. Оно раздвигает пространство мышления, но не подрывает саму способность мыслить. Это незаменимое орудие разума, его самоотчуждение как высшая ступень самообладания. Если безумие – это взрыв разума, то иноумие – это управляемое безумие, как бывает управляемый взрыв. Великим мыслителям и поэтам свойственно именно иноумие – способность преступать границы здравого смысла, при этом осторожно обходя пропасть смыслоутраты. Если руководствоваться данным объяснением авторской модели поведения при создании художественного текста, возникает вопрос: Какие маркеры авторского безумия можно выделить в литературном тексте?

1) Автор утверждает моральное превосходство дураков над теми, кто наделен умом, но лицемерен и жаден, подобно духовным лицам его времени. Ведь начиная с Платона безумие (mania) рассматривалось, как высочайшая способность человеческой души, восходящей над ограниченностью разума. «.-Величайшие для нас блага возникают из неистовства (mania), правда, когда оно уделяется нам как божий дар...»

2) Автор, создавая художественный мир, использует гротеск, потому что он позволяет взглянуть на мир другими глазами, незамутненными «нормальными», то есть общепринятыми, представлениями и оценками. Но в народном гротеске безумие – веселая пародия на официальный ум, на одностороннюю серьезность официальной “правды”. Это – праздничное безумие. В романтическом же гротеске безумие приобретает мрачный трагический оттенок индивидуальной отъединенности»

3) Автор использует метод карнавала, то есть переворачивает в тексте узаконенные порядки и соединяет нормальное и безумное, серьезное и шутовское, высокое и вульгарное, жизнь и смерть, пародирует серьезные материи, находящихся за рамками карнавального действа.

4) Авторы создают образы благородных безумцев, преданных какой-либо идее и следующих ей, несмотря на осуждение, осмеяние и опасности, или изрекают остроумные парадоксальные «глупости», понимание которых не всегда доступно окружающим. Уильям Шекспир в трагедии «Гамлет» писал: «Хоть это и безумие, в нем есть свой метод», руководствуюсь славами великого драматурга, можно сделать вывод, что, безумие может быть отклонением от разума, а может быть и проявлением его неуклонности. Хотя, конечно, в пьесах англичанина существовали и герои, охваченные преступной манией, безумной жаждой власти, выходящей за рамки жестокостью.

5) Стремления автора подарить герою личностную свободу, осознанное обречение его на отчужденность и одиночество.

6) Автор вводит сон, как элемент иррационального отражения действительности.

Маркеры бессознательного авторского безумия:

1) Искажение логики повествования, речи и представлений о времени и пространстве.

2) Для автора выход за пределы замкнутого безумного мира- смерть

3) Культ священного безумия, мистицизма, хаоса.

4) В произведении прослеживается концепция двоемирия: мир нормы и мир яркого индивидуального бытия, противопоставленного ей и не понятого прозаическим и рациональным окружением героя.

5) Тайна – как двигатель сюжета.

6) В тексте есть вопросы, но нет ответов

7) Сильная привязанность автора к герою: необъяснимая любовь или ненависть.

8) Смех - попытка убежать от реальности.

9) Изображение дороги – как бессознательный поиск смысла жизни.

DIXI.

 

Глава 2. Проблема авторского безумия в контексте классической литературы

2.1. Восприятие классики

 

Тема безумия существовала на протяжении всей истории русской литературы XІІ-XІX веков и реализовывалась в средневековой (христианской и карнавальной), романтической, просветительской и реалистической традициях. Для литературы романтизма тема безумия стала одной из ключевых, знаковых тем. Это объясняется тем, что в романтической концепции бытия безумие занимает важное место, что обусловлено спецификой восприятия романтиками мира, человека, истинного знания.

Актуализации проблемы безумия способствовали и особенности русской общественной жизни: безумцами нередко объявляли неугодных власти людей, как, например, это произошло с П.Я. Чаадаевым, которого Николай I объявил сумасшедшим после выхода в “Телескопе” его “Философического письма” (1836).

А. А. Журевич, указывая на психопатологические черты героев М. И. Плаксина, приходит к выводу, что болезнь действующих лиц «вторичного происхождения» и вызвана «общественно-психологическими условиями, в которых находится сам автор»: «Описывая своих персонажей, рожденных в особенной нравственно-социальной атмосфере, Плаксин наделил некоторых из них болезненным складом, который также неизбежен при некоторых условиях, как неизбежно следствие после причины». Таким образом, увеличение числа психопатологических типов в русской литературе конца XІX – начала XX века правомерно объяснить нездоровой атмосферой в стране и возросшим количеством психически больных людей.

Тема безумия в романе А. Д. Иванова «Одиночка» является одной из главных. Внутренняя опустошенность, неразвитость духовного мира, утрата способности радоваться жизни приводят глаавного героя к разладу с собой и с окружающим миром, что в конечном итоге доводит его до сумасшествия. Исследователи отмечают, что А. Д. Иванов при жизни страдал психопатоподобными расстройствами, которые впоследствии нашли свое отражение в герое романа Алексее Ступенко.

Для русской литературы XІX – начала XX века роман раскрыл новые стороны человеческого сознания, стал откровением. Исследователи анализировали произведение с разных сторон: проблематика, художественный метод, жанр, традиции, сюжетно-композиционная организация, мотивы и т.д. Современник писателя Е. Берегов воспринял роман как сатиру на социальную действительность. З.Г. Петров рассматривает «Одиночку» как иллюстрацию создания русскими символистами «неомифологического» произведения. В книге Б. Дружинина произведение становится наглядным материалом, раскрывающим особенности психопатоподобного сознания. Несмотря на то, что нет целостной работы, в которой исследуется тема безумия в романе, каждый из перечисленных критиков и литературоведов в определенной мере, рассматривает ее, используя разные подходы.

 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!