Светская музыкальная культура



Представлена песнями-славлениями, застольными, охотничьими, песнями шутов, а также зарождением рыцарской культуры.

Трубадуры – изобретатели, искусники. Родина – Прованс. Большинство из них представители крупной земельной аристократии Франции, владельцы замков. Писали вычурную, в духе презрения к народу поэзию, сочиняли музыку, впитавшую фольклорные истоки, но не исполняли. Пели жонглёры. Сохранилось 260 песен, среди них «Песни о Ролланде». Известностью пользовались «рассветные» песни – драматические сценки о рыцарской любви с тремя действующими лицами (влюблённые и страж).

Труверы – представители песенно-поэтического творчества северных областей Франции. Сохранилось около 2000 песен. Среди труверов – представители королевских семей и городская беднота, каждый, кто имел талант. Сочиняли текст, музыку и сами исполняли.

Миннезингеры – светские музыканты Германии. Сочиняли текст и музыку, сами исполняли. Устраивали состязания певцов. Самый известный Вольфрам фон Эшшенбах. Пел о царстве Грааля, нибелунгах. Легенды миннезингеров оживут в операх Вагнера. 

Светские вокальные жанры мотет и кондукт. Мотет – род светской и духовной музыки Полифоническая песня сложная по содержанию и музыкальному восприятию. Кондукт – одноголосная и многоголосная песня на религиозную тему.

Церковная музыка

Католическая церковь окружила власть феодалов ореолом божественной благодати. Жестокая, кровавая диктатура в области морали и искусства. Двоякая роль музыки: пользовались эмоциональным воздействием для пропаганды идей и в то же время считали её «бесовским» искусством. Стиль сложился в IV – VII вв. н. э. Главные очаги и центры – Италия, Франция, Испания. Обширный кодекс песенного стиля (греко-римское пение) – «Грегорианский антифонарий» для мужского унисона. Отсюда истоки грегорианского хорала. Он называется по имени папы Григория Великого (VI – VII вв.)

Псалмодия – протяжная, в узком диапазоне речитация латинских молитвенных текстов в прозе. Не лишена красоты, основа богослужения.

Гимны – мелодически развиты, певучие, структурно завершенные, с чётким ритмом. Долго церковники препятствовали их внедрению, отстаивая псалмодию, но затем внедрили сначала эпизодически, а затем переинтонировали в гимническом плане 5 кульминаций воскресного богослужения мессы. 1. Kirye eleisson – «Господи, помилуй».

2. Gloria in excelsis Deo –  «Слава в вышних»

3. Kredo in unum Deum – «Верую!»

4. Sanctus – «Свят, свят, свят!»

5. Benedictus Agnus Dei – «Благословен агнец божий».

В песнопениях мессы звучали мелодии, близкие к народным

 Секвенции – антигрегорианское течение наряду с гимнами. Распев импровизированных вокализов стихами собственного сочинения: на каждый слог – один звук. Это импровизированно-поэтические вставки – эпизоды в молитвенном тексте. Отношение к церкви недоброжелательное. Считали покушением на грегорианский хорал. В XVI веке Тридентский собор католической церкви запретил исполнение секвенций, кроме «Dies irae», распространённой в народе. Её автор монах Фома из Челано (XII век). Использована Моцартом, Берлиозом, Листом, Чайковским, Рахманиновым, Шостаковичем. Мрачный религиозный пафос пророчит страшный суд человечеству за грехи.

Тропы. Литургическая драма. Новая веха на пути внедрения светского начала в церковную музыку. Тропы – вставки-диалоги, возникшие из возгласов «Kirye eleisson». Литургическая драма – сценки на сюжеты из Евангелия. Распространились «празднецтва дураков» или «ослиные обедни» (пародировались мессы, пели античную традицию единения музыки и драмы – предшественники оратории и итальянской оперы XVII века).

В основе античных ладов – диатоника, начиналось и завершалось основным тоном, хотя он не указывал на тональность. Изгонялись натуральный мажор и минор. От латинского гимна Павла Диакона происходит слоговая система обозначения нот. Ввёл нотацию итальянский теоретик Гвидо из Ареццо.

Раннее многоголосие IX – X века. Параллельное движение (сначала кварто-квинтовые, терции, сексты).

Дискант – противогласие – пение в противоположном направлении. Главный голос Cantus firmus начинал тему и передавал её тенору, продолжая противосложение, украшенное фиоритурами, импровизационными попевками. Подобно готическому стилю возникают звуковые соборы. Мастера дисканта во Франции Леонтин и Перотин (3-х и 4-х голосие).

Нотация. Пользовались невменной записью. Невмы – знаки в виде штрихов, точек, крюков. Подписывались над молитвенными текстами, указывая направление движения. Основатель нотного стана, ключей, нотной записи Гвидо из Ареццо. Сначала 3, 4, 5 линеек. Ввёл ключи до, фа, соль. В XI – XIII веках появляется мензуральная нотация, ноты с длительностями и деление на такты.  


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!