Музыкальная культура Средневековья



Музыкальная культура Древнего Египта, Древней Греции и Рима, Средневековья.

    Музыкальная культура в первобытно-общинном строе. Языческие обряды, охота, трудовые процессы. Гетерофония. Охотничий лук, камышовая тростинка – прародители струнных и деревянных духовых инструментов. В 92 веке до н. э. в Анатолии – западная азиатская часть Турции – использовали природную медь, а отливать металл начали во II тыс. до н. э. Изготовляли оружие, посуду, различные трубы.

    В современном облике музыкальная культура появилась примерно 5000 лет тому назад одновременно в Индии, Китае, странах Востока, Древнем Египте (раньше всего предположительно в Иудее). Археологические раскопки, сохранившиеся памятники древней архитектуры – египетские пирамиды, остатки храмов в Луксоре, Фивах свидетельствуют о высокой музыкальной культуре Древнего мира.

     Музыканты сопровождали сельскохозяйственные работы, работу гребцов на Ниле, военные походы. Музыка была средством общения с природой (магическая сила звука), а также средством развлечения. Изначально она шла тремя путями : народная, культовая и светская. Сочинялись народные песни, озвучивались храмовые обряды, музыка звучала во дворцах фараонов и богатых домах.

    Музыкальные инструменты: арфа, лира, кифара, флейта, авлос, трубы и ударные инструменты. Зарождается примитивное многоголосие, пение в инструментальном сопровождении.

    Хейрономия – исток дирижирования, попытка управлять хором с помощью кивка головы, движения рук, мимики лица. Появляются музыкальные династии на несколько веков. К концу Древнего царства (до 2050 г.) образуются многочисленные ансамбли из певцов и инструменталистов.

     В эпоху Среднего царства (2050 – 1700 гг. до н. э.) происходит дифференциация музыкантов: придворные, выступающие при дворах, бродячие. Появляются песни разнообразного характера, философские размышления, песни-гимны в сопровождении арфы и песни-танцы. Распространяется многоголосие.

    Эпоха Нового царства (1580 – 1070 гг. до н. э.)принесла влияние культуры соседних народов азиатских стран. Существовали две капеллы: египетская и сирийская. Происходит процесс ассимиляции – взаимопроникновения различных кальтур. Музыкальный язык обогащается хроматизмами.   

    Греко-римский период (1070 до н. э – 1век нашей эры) характеризуется усовершенствованием инструментов: появляются новые флейты, барабаны, литавры, туба, гидравлический орган. Бытуют огромные коллективы – оркестры, хоры, распространяются литургическое пение во время службы, наблюдается сближение с греческой культурой (обмен музыкантами, теоретиками).

Музыка Сирии

    Очень развитая музыкальная культура, повлиявшая на её развитие в других странах. В основе песнопений – тетрахорд, заимствованный греками, напевы Сирии получили распространение во II тысячелетии до н. э. в странах Востока.

     Сирия родина лиры, кифары (7-и струнная лира), авлоса (двойного гобоя). Сирийскую культуру распространяли мореплаватели-финикийцы, которые вели заморскую торговлю. Их города Тир и Сидон славились чувственным искусством. Легендарный Кадм, основавший город Фивы, внёс гобой в искусство Греции.

Музыка в государствах Двуречья

    В бассейне рек Тибра и Евфрата находились древние государства Шумерия, Вавилон и Ассирия. В III тыс. до н. э. существовали различные заклинания, легенды, плачи, обрядовые песни. В государствах Двуречья создали дуговую и угловую арфу, двойной гобой, большие барабаны.

     Вавилония славилась народными действами – «страстями», посвящёнными богам. Они включали бытовые сцены, лирические песни и плачи. Сохранилась поэма «Сошествие Иштар во ад», воспевающая силу музыки (Иштар вошёл в ад и звуками музыки оживил возлюбленную). Это предтеча мифа об Орфее и Эвридике.

    Пышность церковно-культовой и дворцовой музыки сопровождала жизнь вавилонских царей (Навуходоносер). Наивно полагали, что музыка может смягчить волю богов по отношению к людям. Первые музыканты-профессионалы – жрецы, затем появляются рабы, развлекающие знать.

Античная Греция

    Древнегреческие амфоры, статуэтки, сосуды с изображением музыкантов относятся ко II тысячелетию до н. э. Разделение на культовую музыку, светскую и народную. Инструменты: арфа, лира, кифара, авлос, флейта, ударные. О греческих богах и героях мифов рассказывали певцы-аэды и рапсоды.

     Музыка играла первостепенную роль в воспитании человека, входила в программу гимнастических упражнений, олимпийских, пифийских игр. Идеал греков – гармонически развитая личность, сочетающая в себе различные таланты. Существовали объединения музыкантов и певцов.

Синкретический характер искусства – единение стиха, музыки, пластики, пения, инструментального сопровождения.

     Основные звукоряды – тетрахорд (сверху вниз), музыка одноголосна, хор пел в унисон, распространены песни в сопровождении форминги, исполнявшиеся во время праздника сбора винограда, свадебные, погребальные гимны.  

    Военные походы, религиозные обряды, жертвоприношения сопровождал авлос. Законодателем игры и гармонии считался Олимп. По преданию его ученик Талет ввёл пение хора в инструментальном сопровождении. В VII в. до н. э. большое влияние оказывает культура Малой Азии. Появляется 7-и струнная лира-кифара, сопровождающая пение Гомеровских поэм. В 586 г. до н. э. на олимпийских играх победил авлетист Сакид, исполнявший литературно-музыкальную композицию в пяти частях о том, как Аполлон победил дракона. Это первое программное произведение. Развивается хоровое пение в инструментальном сопровождении духовых инструментов, как символ правопорядка и патриотизма.

    Наиболее известные деятеликультуры жили на острове Лесбос, музыканты и поэты Алкей, Сапфо, классик хоровой лирики Пиндар – автор гимнов и дифирамбов. Арион выделил из звучания хора партию корифея (исток вокального искусства). Всё это послужило основой для создания античной трагедии, объединившей драму, музыку и танец (скена, орхестра) Авторы трагедий – Эсхил, Софокл, Фриних, Еврипид. По мере развития вводились партии корифея, развитые сольные эпизоды актёров по типу новых дифирамбов с подвижным характером, эмоционально развитых. Хор из «Антигоны» Софокла стал национальным гимном Афин. Развивается виртуозное сольное пение.

    Древнегреческая комедия. Автор Аристофан. Это сольные песни в сопровождении кифары. Вводятся народные песни. Родилась как пародия на высокопарный стиль трагедии. Развивается оркестровая музыка, появляется орган.

    Огромная роль музыки вызвала к жизни обобщение её практики. Рождается теория музыки. Попытка осмысления роли музыки есть в мифах об Орфее, Арионе, Афине. Пифагор открывает законы акустики. Аристоксен – сторонник живого восприятия музыки. Эстетические учения разрабатывали Платон, Аристотель. У древних греков появились понятия музыка, гамма, хроматизм, энгармонизм и т. д. Разработали учение о мелодии, ладах, ритме. Нотация производилась греческими буквами. Сохранилось 2 гимна Аполлону, музыка, песни из драмы «Орестея» Еврипида.

Древний Рим

    Утверждение могущества Рима совпало с расцветом культуры Древней Греции – эллинистической культуры. Государство сложилось в VIII веке до н. э., а с III века объединяло почти все страны Западной Европы – Египет, Сирию, Палестину, Малую Азию. Издавна сложились песни триумфальные, застольные, погребальные в сопровождении тибии (авлос).

     Рим копировал культуру Греции, а что же своё? Танцы салиев и арвальских братьев (жрецов). Салии – пляшущие прыгуны. В панцыре и шлеме 12 салиев в сопровождении труб танцевали под древнюю песню в 3-х дольном размере военный танец-игру. Празднецтво арвальских братьев посвящалось урожаю. Благодарность за собранный и молитва о будущем.

    В Римскую империю приезжали музыканты из Греции, Древнего Египта, Сирии. Поэзия и музыка тесно связаны. Звучали поэтические оды Горация, оды Овидия, эклоги Вергилия пелись в сопровождении струнных инструментов. В римскую драму вводились кантики, от слова кант – пою, музыкальные номера речитативного характера.

     Инструменты: разновидности лиры. Арфы, труб, ударных инструментов При военных легионах существовали огромные духовые оркестры, римская аристократия приобретала гидравлосы (водяные органы).

    В развитии древнеримской инструментальной музыки большую роль сыграл жанр пантомимы: актёр-танцор под пение хора и звучание огромного оркестра исполнял «пантомимические сюиты»

    Кровавые зрелища – бои гладиаторов. Побеждённого на глазах у публики сжирали дикие звери. В это время пел огромный хор и играл огромный оркестр. Советник императора Нерона Сенека указывал на то, что музыкантов и певцов на сцене было больше, чем публики в театре. Император Домициан основал капитолийские игры, где соревновались в игре на авлосе, пении. Победителя награждали лавровым венком.

    В Риме проводились концерты гастролёров из других стран. Музыкантов ценили при императорском дворе, некоторым прижизни устанавливали памятники. Нерон ввёл греческое состязание, где сам выступал как поэт и музыкант. Профессия учителя музыки и танцев была престижной. До II века в Риме распространилось христианское пение.

Музыкальная культура Средневековья

    Эпоха войн и народных бедствий в период перехода от рабовладельческого строя к феодальному. Разрушительные набеги гуннов, готтов, вандалов. Сжигали, уничтожали города, селения (крестовые походы, столетняя война, крестьянские восстания). Духовное всевластие католической церкви яростно обрушивалось на светское искусство, народное творчество, надолго захватило профессиональное искусство, песенную культуру, нотацию, теорию музыки.

    Освободительное движение, стремление к духовному раскрепощению, вызвали к жизни новые жанры, инструменты, , фольклор обогащал светскую и культовую лирику интонационно и ритмически. Центрами культуры были города, сложившихся в Европе государств Англии, германии, Франции, Рольши, Чехии,Испании, Италии.

     Изобразительное искусство и литература, достигнув вершины в развитии романского, а позднее греческого стиля, оказали влияние на развитие музыкальной культуры.

Народная музыка

    Была связана с бытом, работой, жанры разнообразны, звучат эмоционально, свежо (не сохранились из-за отсутствия нотации). Распространено песенное и инструментальное искусство бродячих музыкантов. В Испании – гистионы, в Германии – шпильманы, во Франции – жонглёры. Подвергались гонению. Высмеивали и обличали духовенство, господ. Пели, играли, фокусы показывали, акробатические номера показывали, с дрессированными животными выступали. Часто выступали на ярмарках, во время народных праздников, карнавалов. Во время карнавалов устраивали «ослиные обедни», одевая маску осла, котюм священника и читая проповедь на паперти.

 Начинают селиться в замках, смыкая свою песенность с рыцарским и церковным искусством, идёт разделение на служилых и бродячих музыкантов. Создаются объединения, братства музыкантов, основанные на взаимопомощи и поддержке. Излюбленные инструменты средневековая скрипка, рог, волынка, кастаньеты, барабан, флейта, лира.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!