Гуманитарные науки и герменевтическая диалектика



Диалектика (Мархинин В.В.)

 

В истории развития диалектического метода значительное место занимают труды Г.В.Ф. Гегеля (произведение «Философия природы») и Ф. Энгельса (произведение «Диалектика природы»).

Гегель был убежден, что диалектика как метод пригодна в любой области, в том числе и в предметной области естественных наук (истинное знание только конкретное, всеобщее, бесконечное в себе знание, которое может появиться только в направляющей и синтезирующей частные науки философии).

После Гегеля Энгельс ставит перед собой задачу, переосмыслив диалектический метод с материалистической позиции, предполагающей идею самобытия природы в противоположность гегелевскому тезису о положенности ее духом, показать, что при этом условии диалектический метод позволяет успешно применять себя в научном естествознании. На множестве примеров он стремится продемонстрировать, что в природе имеют место переходы количественных изменений в качественные и взаимное проникновение противоположностей, т.е. что сплошь и рядом в природе обнаруживаются моменты диалектического характера ее бытия.

Мархинин разделяет позицию материализма и является приверженцем философии Маркса и Энгельса, считавших, что только материалистическая позиция адекватна научному естествознанию, как и вообще науке. Но, последнее верно с существенной оговоркой - сама по себе позиция материализма не дает преимуществ в научно-познавательной деятельности. Важно то, насколько эвристичной оказывается та или другая из них для ученого, решающего научную задачу.

Наука не может воспользоваться диалектическим методом как таковым, т.к. познания предметная область естественных наук, как и наук вообще конечна, ограничена эмпирической доступностью в каждый данный период времени, на каждом данном этапе.

Но наука так не может обходиться с параметрами исследуемых процессов: должны быть определены их пространственно-временные масштабы или координаты, условия их протекания; и чем точнее параметры определены, измерены, тем в большей степени исследование будет соответствовать стандартам научности. Диалектический метод не рассчитан на подобные ограничения. Думается, что диалектический метод - это философское суждение: событие, которое, как утверждается, должно произойти, произойдет «где-нибудь» и «когда-нибудь».

Диалектический метод значим, тем не менее, для научного познания, в качестве диалектического познавательного принципа, ориентирующего научное познание на отыскание в изучаемых предметах тех или иных моментов диалектики их существования и изменения: противоположных сторон, движущих противоречий, взаимодействий, переходов количественных изменений в качественные и др. Следование этому принципу, а оно осознанно или неосознанно действительно имеет место в научных исследованиях, способствует построению научных гипотез, позволяет намечать перспективные направления исследований. История науки показывает, что благодаря следованию этому принципу, например, в исторической науке была открыта борьба классов, в математике создано дифференциальное и интегральное исчисление, в квантовой механике сформулирован принцип дополнительности и т.д.

 

Структурная диалектика (Леви-Строс) – научно-философская методология, которая состоит в исследовании объекта как структуры путем выявления структурообразующих противоположностей или так называемых бинарных оппозиций. Термин бинарная оппозиция (от лат. binarius – двойной, двойственный, состоящий из двух частей; и лат. oppositio – противопоставление, возражение) предполагает особенность отношения противоположностей в том, что их борьба не может завершиться снятием в синтетической категории; они предполагают не возможность разрешения борьбы противоположностей, а возможность лишь ослабления ее накала в процессе опосредствования – так называемой медиации (от лат. mediatio – посредничество, содействие третьей стороны в мирном разрешении споров). В структурной диалектике имеется в виду, что медиация не приводит к разрешению «спора», поскольку посредник, «третья сторона», выступает не в виде индивида или индивидуальной сущности, а в виде противоположности, но только ослабленной сравнительно с исходной.

Просматривается определенная аналогия стратегии левистросовского метода структурной диалектики стратегии марксовского метода восхождения от абстрактного к конкретному.

Разрабатывая метод структурной диалектики, левистрос уточняет способ перехода (1) от эмпирического уровня (этнография) к уровню первого теоретического обобщения (этнология) и затем (2) к завершающему синтезу (антропология). Переход (1) совершается путем выявления образующих единиц, каждая из которых представляет собой «попарное определение» фактов (т.е. их бинарную оппозицию), относящихся к исследуемому объекту. Переход (2) состоит в разработке теоретической картины системы бинарных оппозиций. Левистрос резюмирует это движение в следующей формуле: «таким образом, разум идет от эмпирического разнообразия к концептуальной простоте, а затем от концептуальной простоты к значащему синтезу».

Гуманитарные науки и герменевтическая диалектика

Способ, которым осуществляется диалектика – это вопрос, так как всякое знание проходит через вопрос. Вопрошание есть выход в открытость, так как то, о чем спрашивается, оказывается проблематичным: настоящий вопрос предполагает возможность разных, вплоть до противоположных, ответов. Диалектика, согласно Гадамеру, не метод, а жизненно-опытный способ познания.

Диалектика, по Платону, это в первую очередь «искусство применить» одновременно две противоположных способности мышления познавать предмет: «способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому сделать ясным предмет поучения» и, наоборот, «способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них». Таким образом, первый вопрос в рамках применения диалектического метода – это вопрос о том, в состав какого рода входит предмет и на какие виды внутри себя он разделяется. После ответа на этот вопрос следующие за ним вопросы систематически уточняют первый вопрос и ответ на него.

Конечно, сказанное о диалектическом методе не исключает того, что постановке вопроса нельзя научить и научиться; не исключает в том смысле, что и при знании метода его невозможно использовать «автоматически», без самостоятельной мыслительной работы. Другое дело, что основатель философской герменевтики исследует диалектику как жизненно-опытный («стихийный») способ понимания, лежащий за пределами ее применения в качестве метода. Трактовка же при этом диалектики как жизненно-опытного способа познания будто бы альтернативного диалектическому методу – это, на наш взгляд, заблуждение, извиняемое захватывающей увлеченностью идеей универсальности герменевтической эпистемологии. Диалектика как жизненно-опытный способ познания, поскольку таковой осмысливается и культивируется философской герменевтикой, выступая в результате в форме герменевтической диалектики («герменевтическая диалектика» – выражение Гадамера), может находиться в действительности, конечно, только в дополнительном отношении к диалектическому методу.

Процесс понимания - процесс языковой. Язык – это универсальная среда, в которой осуществляется само понимание. Способом этого осуществления является истолкование. Истолкование воспроизводит в языке вопросно-ответную структуру разговора. Языковая форма понимания смысла самого дела, т.е. истолкование, суть конкретная форма действенно-исторического сознания. Понимание и истолкование возможны лишь потому, что понимаемый смысл может быть применен к соответствующим ему жизненным ситуациям собеседников, неважно являются ли они современниками или живут в разные эпохи.

Уясненная толкователем из любого сообщения суть самого дела, о котором говорится в читаемом тексте, есть истина (истина-алетейя). Предметом философско-герменевтического познания является дело, о котором говорит автор, а истина – это правильное понимание данного дела, чтобы не думал о нем автор текста.

Диалектика как жизненно-опытный способу понимания: существенным измерением языка является его понятийно-диалоговая структура, а, следовательно, структура, имеющая диалектический характер.

Гадамер разрабатывает тему образования и преобразования понятий самим естественным языком, без какого-либо вмешательства теоретической мысли. Такие внетеоретические понятия возникают в процессе практической жизни в результате непроизвольного выявления и фиксации сходств разного рода вещей и явлений. Будучи образованными, эти понятия естественного языка затем становятся исходными для теоретического осмысления понятий.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!