Публицистически-богословские произведения



Год

Автор Название Краткая характеристика

1655

Йоаникий Галятовский "Ключ разумения" Сборник проповедей

1676

Лазарь Баранович "Новая мера старой веры" Ответ на иезуитскую книгу "Старая вера"

1689 -

1705

Димитрий Туптало

Четьи-Минеи В четырех томах; упорядочения житий святых. Собственно, первая энциклопедия для православного мира
"Руно орошенное Сборник рассказов о чудесах иконы Богородицы Черниговского Троице-Ильинского монастыря

украинский летописное и историческая проза. Известные произведения

Год Автор Название Краткая характеристика
1672-1673 гг Феодосий Софонович "Хроника из летописей древних В предисловии к произведению автор подчеркивало свое стремление проследить от истоков истории Панства Русского, то есть, Русско-украинского государства. "Хронику ...", написанную на украинском языке, напечатано было лишь в 1922 г.
1674 в типографии Киево-Печерского монастыря Написанный, как считают исследователи, экономом Киево-Печерской лавры Пантелеймоном Кохановским "Синопсис" Единственный историческое произведение, вышедший в свет в те времена. Ему выпала слава первого учебника по истории. О популярности произведения свидетельствует тот факт, что второе издание вышло 1678 г., а еще через два года книгу переиздали в третий раз. Всего "Синопсис" выдержал около 30 изданий

Казацкие летописи

Известным явлением исторической литературы первой половины XVIII в. стали казацкие летописи

Летопись Самовидца

Автором считают Роман Ракушка-Романовский , военного и политического деятеля времен Руины

Древнейший из крупных казацких летописей. В нем описываются события с 1648 г. по 1702 Произведение написано на украинском языке, близким к народному (вероятно, 1702 г.). Распространялся в списках.

Источниками были различные документы, книги и летописи, свидетельства современников и очевидцев событий

Автор положительно относится к Освободительной войны, подает хрестоматийную картину ее причин, однако не склонен идеализировать эту войну и ее вождей. Видевший не воспринимал союза Б. Хмельницкого с Ислам-Гиреем III, был подавлен тяжелыми жертвами и опустошениями Украине времен Руины. Немало внимания он уделяет и запорожскому казачеству, прежде И. Сирко, но его отношение к запорожцам является сдержанным

Летопись Григория Грабянки

Создано в Гадяче 1710 Второй из крупных казацких летописей. Написанный на церковнославянском языке. Рассказывает о событиях от древнейших времен до 1709 г. - поражение Ивана Мазепы и избрания гетманом Ивана Скоропадского. Главное внимание уделено ходу Национально-освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого. Автор, создавая летопись, проштудировал большое количество документов и самых разнообразных исторических трудов своих современников и предшественников, полагался также на народные предания. Возможно, этим объясняется необычайная популярность Грабьянковои книги, свидетельством чего являются десятки списков, в которых, собственно, и распространялся летопись

Летописи Величка

Произведение Величко является крупнейшим явлением казацкого летописания. Язык летописи - книжная украинских. Летопись состоял из двух частей: описания событий от 1648 по 1660 г. и от 1660 по 1700 г. пришел к нам поврежден, без окончания и с пробелами, особенно в первой части. Рукопись Самуила Величко сопровождены десятью портретами гетманов, содержит множество документов, поэтических текстов

6. АРХИТЕКТУРА УКРАИНСКОГО БАРОККО

украинский архитектуру второй половины XVII - XVIII вв. определяют как архитектурубарокко

Слово "барокко" с итальянского языка означает причудливый, вычурный . Так называют художественный стиль, господствовавший в Европе с конца XVI и почти до конца XVIII века

Для искусства барокко характерна чрезвычайное внимание к форме. В литературе эта черта проявилась в разнообразии жанров - вплоть до таких словесных упражнений, как фигурные стихи, и в напыщенности: и в построении сложных многословных предложений, и в применении причудливых неожиданных сравнений, в накоплении образов, сочетании библейской мифологии с античной т.д. В XVII в. барочным стало даже написание букв (показательными в этом отношении есть подписи украинских гетманов и канцеляристов. Барочным архитектурным сооружениям присущи накопления роскошных украшений, подчеркнутая декоративность, грандиозности. На украинских землях барочный стиль ярко проявился в творчестве архитекторов И. Шеделя, С. Ковнира, И.Григоровича-Барского, Б. Растрелли, Б. Меретина, маляров И. Кондзелевича, И. Рутковича, скульптора И. Пинзеля; в музыке барочное искусство представляют такие имена, как М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель, в литературе - И. Величковский, Г. Грабъянка, С. Величко

Для архитектурных сооружений, которые появились в те времена в Гетманщине и Слободской Украины, исследователи пользуются термином казацкое барокко

всего украинских барочных сооружений было построено за период правления гетмана Ивана Мазепы

средства гетмана построено около десяти храмов

В Киеве, в частности, Мазепа заботился строительством братской Богоявленской церкви, Никольского собора, церкви Всех Cвятых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры (1696-1698 гг.)

При Мазепе барочных черт получили давние, еще времен Киевской Руси, сооружения - Софийский и Михайловский Златоверхий соборы, которые были восстановлены за средства гетмана.

Переустройству в стиле барокко и Успенский собор и Троицкая надвратная церковь Печерской лавры . Собственно, в таком стиле барокко эти храмы сохраняются и сейчас

Кыштым Стародубского полковника Михаила Миклашевского было построено несколько церквей на пути от Стародуба в Киев: в Новгород-Северском, Глухове, а также Выдубицком монастыре в Киеве - каменные трапезная с Преображенской церковью и Георгиевский собор (1696-1701 гг)

Преображенская церковь в Больших Сорочинцах (1732 г.) возведена на средства гетман Даниила Апостола.

Настоящими шедеврами мировой архитектуры в стиле казацкого барокко является также сооружения Преображенского собора этого монастыря вблизи Лубен (1684-1692 гг), Крестовоздвиженский собор в Полтаве (1709 г.), Покровский в Харькове (1689 г.), Спасо-Преображенский в Изюме (1684 г.), церковь Екатерины в Чернигове (1716 г.)

7. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Графика

С вершинами барочной книжной графики конца XVII - начала XVIII в. связаны три выдающиеся в истории украинского искусства фигуры - Александра и Леонтия Тарасевича и Ивана Щирского

Перу этих трех мастеров принадлежит огромное количество первоклассных с точки зрения рисовальной техники и барочных по типу образного мышления графических произведений, исполненных символического содержания и пышной аллегорической театральности

Живопись

В отличие от графики, украинская иконопись приобретал стиля барокко сдержаннее

Усиление малярного начала в трактовке ликов святых, связано с проникновением в икону элементов западноевропейской живописной традиции, больше чувствовалось в творчестве и волынских мастеров

Из них в последней четверти XVII в. выделялась такая фигура с живописной школы г. Жовквы, как Иван Руткович . На Волыни в то же время в подобной манере работал Иов Кондзелевич из Жовквы, монах Белостоцкого монастыря под Луцком

На протяжении XVII - XVIII вв. большое распространение в Украине приобрела икона Покрова. Образов Покрова сохранилось немало

В нижней части таких икон подавались реалистичные изображения представителей казацкой старшины, кошевых атаманов, гетманов примеру, сохранилась икона Покрова Богородицы с изображением Богдана Хмельницкого.

Чрезвычайной популярностью во всей Украине пользовалось изображение казака Мамая. На протяжении XVIII в. его можно было увидеть в каждом украинском доме

Казаков рисовали масляными красками на холсте, стенах, дверях, окошках, изразцах, сундуках, посуде и даже на ульях, считая символическое изображение Мамая оберегом

Сохранилось большое количество вариантов народной картины

Исследователи единодушны во мнении, что казак Мамай - воплощение главных особенностей украинского характера

Подведение итогов:

1. Национальная система образования в Украине в XVII - XVIII ст.

XVII - XVIII ст. – чрезвычайно важный период в жизни украинского народа. Он ознаменовал зарождение национально-освободительной борьбы, роста национального самосознания, создания государственности. Эти процессы сопровождались невероятным культурным всплеском и подъемом национального интеллекта, который объясняется достижениями в развитии системы образования.

 Национальная система образования состояла из трех звеньев:

- начального (братские, церковные, монастырские, сечевые школы, деятельность путешествующих дьяков);

- среднего (народные училища, семинарии, коллегиумы);

- высшего (Киево-Могилянская академия).

Сохранились данные, которые свидетельствуют, что в 1732 г. на территории Украины действовали 123 школы, а уже в 1740-1748 гг. насчитывалось 866 сечевых школ. Сечевые и городские школы удерживались общинами.

На территории западно-украинских земель в связи с уменьшением православной шляхты братские школы приходят в упадок, зато их заменяют униатские школы и иезуитские коллегиумы, которые подчинялись ордену Василиан (католический орден). Они давали образование лишь детям шляхты и воспитывали их усердными католиками.

Киево-Могилянская школа – центр образовательной, научной и культурной жизни страны:

- основана в 1632 г. митрополитом Петром Могилой; - в 1633 г. получила статус коллегии;

- в 1701 г. при содействии Ивана Мазепы получила статус академии и начала называться Киевская академия;

- с новым статусом академии получила привилегии: включать в учебные курсы богословие и по образцу западноевропейских университетов получила право на самоуправление.

Период расцвета Киево-Могилянской академии приходится на годы, когда гетманом был Иван Мазепа. Сооружаются новые помещения; количество студентов достигает 2 тысяч; отменены вековые ограничения; учились деть представителей всех сословий; для бедных учеников при академии действовала бурса; студентами были не только выходцы из Правобережной Украины, но и Левобережной, Закарпатья, учились в ней белорусы, россияне, молдаване, болгары, сербы, хорваты, греки и представители других национальностей.

Содержание учебных программ, дисциплины, уровень преподавания отвечали тогдашним критериям ведущих европейских высших заведений.

Обучение велось на латыни. Полный курс длился 12 лет и разделялся на 8 классов:

- высшую степень обучения представляли "школы риторики и поэтики" (цикл гуманитарных наук);

- двухгодичная "школа философии" (гуманитарные и естественные науки);

- четырехлетняя "школа богословия".

В академии изучали: грамматику, риторику, философию, богословие, языки, в частности славяно-русский (тогдашний украинский), греческий, латынь, польский, литературу (классическую греческую и римскую, средневековую), поэтику, риторику, историю, географию.

Начиная с первой половины XVIII ст. в Киево-Могилянской академии преподавались иностранные языки (немецкий, французский, древнееврейский), что объяснялось углублением дипломатических, экономических и культурных связей с Западной Европой.

Среди преподавателей академии были такие выдающиеся ученые, культурные деятели, писатели, как: Лазарь Баранович, Дмитрий Туптало, Феофан Прокопович, Симеон Полоцкий, Иннокентий Гизель. Среди ее выпускников были: историк И. Гизель, ученый, поэт Ф. Прокопович, философ, писатель Г. Сковорода, отец русской науки М. Ломоносов.

Обеспечивала высокий образовательный уровень библиотека, которая насчитывала 12 тыс. томов, большое количество рукописей и документов, поступали в академию книги из Рима, Венеции, Парижа, Лейпцига, Кракова, Амстердама, Вены.

Профессора и выпускники Киево-Могилянской академии способствовали распространению образования и науки среди восточно- и южнославянских народов. В частности, основателем Московской академии был Ф. Прокопович, который вынужден был выехать в Россию, 21 из 23 ректоров Московской славяно-греко-латинской академии был ее выпускником.

Упадок академии

После Полтавской битвы (1709) академия испытала репрессии.

 В 1798 г. по инициативе императора Павла І заведение теряет свой статус. Сначала ее приравнивают к другим русским академиям (Московской, Казанской, Петербуржской).

В 1817 г. она прекратила свою деятельность.

В 1818 г. была реорганизована в сугубо духовное учебное заведение.

 Книгопечатание.

Активное развитие образования и науки было предопределено распространением книгопечатного дела. В начале XVII ст. типографии разделялись на: стационарные, передвижные, братские, церковные, частные, а с конца XVIII ст. – общественные.

Появляются типографии в Рогатине, Перемишле, Почаеве, Луцке, Житомире. Львовская братская типография имела привилегии на исключительное право печатать книги, например, в нач. XVIII ст. она выдавала буквари по 6-7 тыс. экземпляров. Почаевские издания зато имели хорошее графическое оформление. Мощнейшей в те времена была Киево-Печерская типография, основанная архимандритом Елисеем Плетенецким в 1615 г., кроме церковной литературы там печатались произведения украинских писателей. Печерская графика особенно ценна тем, что основана на украинской традиции. На Лаврских изданиях часто можно увидеть печерский быт.

К самым популярным и наиболее интересным изданиям принадлежат сборник проповедей И. Галятовского "Ключ разумения", "Жития святых" Д. Туптало, "Ифика иерополитико" – иллюстрированное издание этичных принципов и норм поведения, "Стихи на жалостный погреб Петра Конашевича- Сагайдачного" К. Саковича, церковно-словяно-украинский словарь П. Беринды и др.

Упадок книгопечатного дела был предопределен:

- потерей украинской государственности;

- подчинением Киевской митрополии Московской патриархии в 1686 г.;

- актом Петра І от 5 октября 1720 г., в котором шла речь о вводе цензуры и запрете украинского языка. В частности Черниговская типография за нарушение этого приказа была закрыта, а имущество конфисковано и вывезено в Москву.

 Искусство украинского барокко.

Архитектура Украинское барокко отличается от западноевропейского, новые формы украинской архитектуры обозначены укоренением в традиции народной деревянной и древнерусской архитектуры.

Эстетические особенности украинского барокко:


- многокрасочность;

- контрастность;

- живописность;

- декоративность;

- динамизм;

- изобретательность форм.


Украинское барокко еще называют казацким:

- казаки были носителями эстетических и художественных вкусов;

- казаки часто выступали в качестве заказчиков; - казаки сами были творцами культурных и художественных ценностей.

Казачество одело деревянную церковь в камень и украсило орнаментальным и растительным декором (Эллинская церковь в Субботове, Николаевская церковь в Нежине (1668)).

В казацких соборах отсутствуют четко выраженные фасады (они одинаковы со всех четырех сторон, обращены одновременно ко всем сторонам света, ко всем людям на площади);

они воплощают иррациональный образ мира; передают идею неделимости конечного и бесконечного;

 зеленый и голубой цвет куполов соборов воплощают мечту о небе на земле.

Стиль барокко в архитектуре представлен:

- крещатыми деревянными храмами (Покровский собор в Харькове (1680), две церкви Киево-Печерской лавры, собор в Ромнах и Сумах);

- пятикупольные храмы (собор св. Георгия Выдубицкого монастыря (1672-1674), Преображенская церковь в Прилуках (1716), церковь Всех Святых (1696-1698) и Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры и др.);

- светские жилые и административные здания (дом полковой канцелярии в Чернигове (дом Я. Лизогуба), Переяславский коллегиум, митрополичий дом Софии Киевской, дом Малорусской коллегии в Глухове).

Центры барочного деревянного и каменного зодчества:

- первая половина XVII ст.: Киев и Чигирин (Троицкая церковь в Чернигове (1679), собор Мгарского монастыря около Лубен (1682));

- вторая половина XVII ст.: появляются местные и региональные школы – волынская, подольская, галицкая, гуцульская, бойковская, буковинская, надднепрянская, полтавская и др. (Николаевский собор Медведовского монастыря, 65-метровая запорожская деревянная церковь в Новоселице);

- в XVIII ст. оформляется национальная школа украинского барокко (И. Григорович-Барский, С. Ковнир, Й. Шедель, И. Батист, И. Зарудный, Ф. Старченко).

Наибольший расцвет украинское барокко приобрело во времена гетмана Ивана Степановича Мазепы, так называемое мазепинское барокко – появляется новый тип церкви, архитектура которой выражает новый тип государственности.

Ведущие черты, присущие ему:


- монументальность;

- величественность;

- красота.


Это уже не народно-казачий, а гетманский храм, пропитанный пафосом утверждения новой государственности, духом сильной авторитарной власти.

 Благодаря И.Мазепе было закончено строительство Спасской церкви Мгарского монастыря на Полтавщине, пятикупольной церкви Всех Святых в Киево-Печерской лавре, барочное оформление приобрели киевский Софийский собор, Успенская церковь Киево-Печерской лавры, Михайловская церковь Выдубицкого монастыря, Черниговский коллегиум, строится Никольский собор, отстраивается лаврская типография, сооружается Вознесенская церковь, в целом им было построено 14 и обновлено 20 церковных храмов. При гетманстве И. Мазепы строят и занимаются меценатством и его полковники М. Миклашевский, Розумовские, Лизогубы.

Резиденцией гетманов становится Батурин.

 Середина XVIII ст. – в архитектуре происходят стилевые изменения, связанные с деятельностью заграничных архитекторов, – Й. Шеделя, Ф. Б. Растрелли, И. Мичурина. Украинское барокко обогащается элементами монументальности, рококо, переходными формами классицизма (Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве архитектора Ф. Б. Растрелли).

В западноукраинских землях самым известным зодчим был Б. Меретин. Наибольший памятник его зодчества – Львовский собор св. Юра и ратуша в Бучаче.

Важная роль в искусстве барокко принадлежит скульптуре, наибольшее развитие которой происходит на западноукраинских землях. Самый известный представитель – Иоганн Пинзель. Среди его творений – изделия из дерева, в которых отобразил дух барокко: динамику, экспрессию, переменчивость.

Статуи Пинзеля украшают собор Святого Юра во Львове и ратушу в Бучаче.

Из середины XVIII ст. барочное строительство ослабляется, уступая классицизму с его простотой, рациональностью, рассудительностью.

Живопись

Украинская барочная живопись обозначена:

- национальной индивидуальностью (украинским воссозданием образов, отборе технических приемов);

-  традициями византийской, древнерусской, древнеукраинской, ренессансной живописи. Тематически представлена:


 - религиозной тематикой;

- монументальной настенной росписью;

- станковой иконописью;

- портретом.


Монументальная живопись разделялась на две группы:

- росписи в деревянных церквях, сочетают в себе как профессиональное занятие живописью, так и народный примитивизм. Представлена достопримечательностями Западной Украины (росписи церкви св. Юра в Дрогобыче, росписи нефа Николаевской церкви в с. Колодном на Закарпатье);

- монументальные росписи в каменных храмах Левобережья и Киева, а также Правобережья и Западной Украины.

В XVIII ст. монументальная живопись распространилась и на декорирование католических храмов, в которых расписывали преимущественно плафоны. На их стилистику имели значительное влияние традиции европейского позднебарочной монументальной живописи (например, плафонная роспись Львовского кармелитского костела (1732), автор – итальянец Педретти).

Портретная живопись ярче всего представлена в жанре парсуна – жанр портретной живописи кон. XVI - XVIII ст., использовавший приемы иконописи. Самыми известными образцами являются портреты Б. Хмельницкого, полковника И. Сулимы, П. Могилы, казацкой старшины, а в Западной Украине – львовских братчиков с разными атрибутами. Самые выдающиеся художники- портретисты – Д. Левицкий, В. Боровиковский.

 В основе казацкого портрета лежали:

- подчеркивание достоинства человека;

 - указание на сословную принадлежность;

- проникновение в психологический мир человека;

- употребление эпитафий;

- изображение родословных деревьев (в виде розового куста, виноградной лозы, дуба и др.) для давних и почтенных родов (Розумовских, Полубинских);

- использование геральдических знаков, символов, которые указывали на род занятий (митры, рукоятка посохов, чаши для причастия, бунчуки, булавы, печати, пороховницы).

Особенный жанр барочного изобразительного искусства – иконопись.

В нем объединились традиционные средневековые и ренессансные черты, наблюдается украинская типизация образа Христа, Богородицы, святых.

Наиболее выдающиеся мастера иконописи: Ф. Селькович, М. Петрахнович, И. Руткович, И. Кодзелевич, И. Бродлакович.

Ярким воплощением барочной иконописи являются иконостасы Евецкого собора, Троицкой церкви в Чернигове и Преображенской церкви в Сорочинцах.

Центром живописи в те времена стал г. Жовква на Львовщине, в нем работали выдающиеся мастера Ю. Шимонович, И. Туткович, М. Альтомонте. Известной была художественная школа Киевской академии, где работали художники И. Щирский, Д. Галятовский, Г. Левицкий, Л. Тарасевич. Школа Г. Левицкого оказала большое влияние на развитие граверного искусства. Основоположником украинского граверства был О. Тарасевич, который, получив сначала образование в Украине, продолжил учебу в мастерской известных баварских граверов Килианов. На пограничье XVII - XVIII ст. наибольшего расцвета достигает гравюра (разновидность графики, связанная с печатным делом, в нем изображение является печатным оттиском рисунка).

Центром граверства становится Почаев, где работали известные братья Богемские и Т. Стеблицкий.

Барочная музыка

Черты украинского профессионального музыкального искусства второй половины XVII - XVIII ст.:

1. Отсутствие условий для заимствования западноевропейских музыкальных инноваций (оперы, инструментальной музыки, светской песни).

2. Ориентация на традиции предыдущих музыкальных школ.

3.Дальнейшее развитие традиций церковного мелодичного пения и хоровой музыки без инструментального сопровождения – а капелла.

Вокальные жанры:

- партесный хоровой концерт – церковное хоровое многоголосие из восьми-двадцати партий, в которой каждый голос вел свою мелодию. Партесное пение пришло на смену григорианскому хоралу церковного одноголосого пения. Теоретические принципы партесного пения разработал композитор, хоровой дирижер и педагог М. Дилецкий;

- романс – жанр камерной вокальной музыки. Песни-романсы выполнялись в сопровождении фортепиано или гитары. Популярные в те времена романсы М. Петренко "Смотрю я на небо", С. Килимовского "Ехал казак за Дунай", Г. Сковороды "Всякому городу нрав и права".

- музыкальный эпос – думы и исторические песни, которые отобразили самые главные исторические события эпохи (дума "О Хмельницком и Барабаше", историческая песня "На рассвете встали казаченьки").

Сеть музыкального образования:

 - Сечевая певческая школа – старейшее в Украине музыкальное учебное заведение – готовила специалистов для церковных хоров;

- Киево-Могилянская академия, в ней сформировалась четкая система музыкального образования, сочетавшего теорию музыки и педагогику;

- Глуховская певческая школа – давала образование по партесному пению, музыкальной грамоте, игре на скрипке, гуслях, бандуре, готовила певцов для Придворной капеллы.

Кульминационным взлетом украинской барочной музыки является творчество:


- Максима Березовского;

- Артемия Веделя;

- Дмитрия Бортнянского.


Театр

Украинский барочный театр XVII - XVIII ст.:

- опирался на традиции народного и религиозного театра;

- находился под воздействием западноевропейского театра; - развивался в первую очередь в школах. Театральные жанры:

 - Мистерии – религиозная драма на библейские сюжеты (о рождении, смерти и воскресении Христа), иногда на светский, в частности, исторический сюжет.

- Моралите – пьеса поучительного характера с аллегорическими действующими лицами.

- Школьная драма – называется так, поскольку авторами были преподаватели учебных заведений, а выполнялись они студентами; писались на морально-этические, исторические темы и отображали обычаи, быт и жизнь народа (Ф. Прокопович "Владимир", "Об Алексее, человеке Божьем").

- Интермедии и интерлюдии – короткие одноактные комические пьесы бытово-юмористического содержания, которые ставились в антрактах между действиями драмы или трагедии (интермедии Якуба Гаватовича).

- Вертепные представления – светская сатирическая комедия, которая сочетала религиозную драму, светскую игру и элементы народно-поэтического творчества (Сокирницкий вертеп).

В XVIII ст. распространение получил крепостной театр, который создавался и действовал в имениях шляхты. Самый известный крепостной театр и оркестр удерживал при своем дворе гетман Кирилл Розумовский.

Литература

Украинская барочная литература, которая имела и признаки Ренессанса, представлена:


- полемичными произведениями (И. Вишенского);

- ораторско-проповедческой прозой;

- паломнической прозой;

- мемуарно-историческими произведениями (казацкие летописи и хроника Самовидца, Г. Грабянки, С. Величка, "История Руссов");

- драмой ("Милость божья", "О святой Екатерине");

- поэзией (песни, авторство которых приписывают легендарной Марусе Чурай);

-бурлескно-травестийными произведениями ("Энеида" И. Котляревского);

- думами ("О корсунской победе", "О трех братьях азовских").


Григорий Сковорода

В XVIII ст. на территории Украины распространяются идеи французского просветительства.

Идеи просветителей:

- распространяют идеи борьбы с крепостничеством и самодержавием;

- отстаивают естественное право человека на равенство перед законом и личную свободу;

- защищают народные восстания;

- выступают за повышение образовательного уровня простых народных масс.

Самой яркой фигурой XVIII ст. стал Григорий Савич Сковорода, по словам И. Срезневского, "путешествующий университет и академия". Творчество Г. Сковороды подытоживает старую барочную литературу и начинает просветительский реализм, который будет развит в ХІХ ст.

Жанровая палитра творчества Г. Сковороды:

- философские трактаты, диалоги ("Наркис", "Узнай себя", "Асхань");

- проповеди;

- лирика (философская, духовная, сатирическая, пейзажная, интимная, общественно-политическая) (сборник "Сад божественных песен");

- басни ("Басни Харьковские"); - притчи, канты ("Всякому городу нрав и права");

- оды, монологи, панегирики, псалмы, послания, эпиграммы, афоризмы, переводы античной литературы.

Именно он положил начало в украинской литературе жанрам сатирической, пейзажной лирики и басни.

 Философская система Г. Сковороды:

- базируется на античном наследии (идеях Платона, Сократа, Плутарха, Квинтиллиана);

- возобновил неоплатонизм в украинской духовной культуре – стал основателем украинской классической философии;

- положил начало новому научному направлению – "философии сердца";

- сформировал идею "сродного труда";

- распространял идеи стоицизма и гуманизма;

- призывал к умеренности;

- поучал руководствоваться "твердым умом".

Домашнее задание:  Записать тему, план и основные моменты по каждому пункту плана. Просмотреть презентацию к занятию. Просмотреть видеоролики на сайте youtube:

п/п Название видеоролика на сайте Ссылка на видеоролик
1. Вебінар 10. Українські землі наприкінці XVII - в першій половині XVIII ст. ЗНО з історії України https://www.youtube.com/watch?v=iEY4VTC9M7M&t=24s

По всем возникающим вопросам обращаться:

А. По номерам мобильного телефона:

1. Лугаком - +380721668935;

2. MTC - +380952275771 (также на этот номер установлены WhatsApp, Viber, Telegram, Imo, Skype (ник - manonoka) );

Б. В социальных сетях:

1. "Вконтакте" - https://vk.com/svetlana_zimovets ;

2. "Одноклассники" - https://ok.ru/svetlana.gaponova ;

3. Мой мир (электронная почта/почтовый ящик) - https://my.mail.ru/mail/gaponova.svetlan/ ;

4. Facebook - https://www.facebook.com/gaponova.svetlan ;

5. Instagram - https://www.instagram.com/_svetlana_zimovets_/ ;

6. Twitter - https://twitter.com/SvetaZimovets .


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!