ОСНОВНЫЕ АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ДЕТАЛИ И ЭЛЕМЕНТЫ
АБАКА, АБАК – верхняя плита капители, квадратная либо прямоугольная в плане.
АКАНТ, АКАНФ – скульптурное стилизованное изображение листьев растения удлиненной формы с глубоко прорезанными прожилками, оканчивающимися завитками, собранными в виде розетки. Часто встречающийся декоративный элемент коринфских капителей, архитектурных вставок.
АКРОТЕРИЙ – в классической архитектуре − украшение, расположенное над венчающим карнизом. Чаще всего для акротериев использовали изображение пальметт из мрамора или терракоты. В более конкретном значении − декоративный элемент (статуя, вазон, скульптурное изображение факела, жертвенника, грифона или сфинкса), расположенный по углам фронтона античного храма или другого здания.
АНТАБЛЕМЕНТ – верхний горизонтальный элемент стоечно-балочной конструкции, состоящий из архитрава, фриза и карниза.
АНТЕФИКС – декоративный элемент из мрамора или терракоты в виде полукруглого щитка с рельефным или расписным изображением пальметты, антемия, маски. Антефиксы устанавливали рядами по краям кровли вдоль продольных сторон античного храма (по боковым фасадам). Они прикрывали торцы выпуклых (двускатных) черепиц – калиптер. Издали антефиксы выглядят, как украшение, наподобие зубчатого карниза.
АРКА – тип архитектурной конструкции, криволинейное (дугообразное) перекрытие проема в стене (окне, воротах, дверях) или пространства между двумя опорами (колоннами, столбами). Арки подразделяются по конструкции на несколько видов (ложная, клинчатая, полуциркульная и др.).
|
|
АРКАДА – ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы. Впервые аркады стали использовать древние римляне.
АРКАТУРА (от нем. Arkatur) – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.
АРХИТЕКТУРНАЯ ВСТАВКА – объемная орнаментальная или сюжетная лепная композиция квадратной, прямоугольной или овальной формы, расположенная в простенках здания.
АРХИВОЛЬТ – архитектурное профилированное обрамление арки, выделяющее дугу арки из плоскости стены (арочный карниз).
АРХИТРАВ – нижняя часть антаблемента (две верхние составляют фриз и карниз), горизонтальная балка, опирающаяся непосредственно на вертикальные опоры: столбы, колонны, пилоны.
АСТРАГАЛ – архитектурный облом в виде валика или выкружки, иногда даже в виде нитки бус; валик, отграничивающий капитель от ствола колонны.
АТЛАНТ – вертикальная опора в виде обнаженной мужской фигуры, поддерживающая перекрытие здания, портика и т. д. Изображает персонаж древнегреческой мифологии – титана Атланта. Другое название – теламон.
|
|
АТТИК (от греч. Attikos) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.
БАЗА – нижняя опорная часть колонны или пилястры.
БАЛЯСИНА – невысокий фигурный столбик, поддерживающий перила лестниц, балконов.
БУСЫ – геометрическое украшение карнизов, тяг и других элементов в виде чередующихся шариков, тарелочек и округлых вытянутых элементов.
ВАЗА – декоративный лепной элемент с ручками или без них, в виде вазы или чаши; устанавливается на пьедестале, карнизах фасадов домов и т. п.
ВАЛ, ВАЛИК – архитектурный облом, очерченный по полуокружности, иногда неправильной геометрической формы.
ВЕНОК – скульптурный орнамент, прямолинейный или в форме круга, часто в виде растительных элементов.
ВОЛЮТА – декоративная орнаментальная деталь в форме завитков. Входит в состав капителей или обрамлений порталов, окон.
ВЫКРУЖКА – архитектурный облом в форме вогнутой части окружности.
ГАЛЕРЕЯ – узкое протяженное помещение, в котором, как правило, одна из продольных стен заменена колоннами или столбами, обычно перекрытое сводами, на аркадах.
|
|
ГРИФОН – лепной декоративный элемент, изображающий фантастическое существо с телом льва, головой и крыльями орла.
ГУСЕК – архитектурный облом с очертанием, составленным из двух дуг окружностей, соединенных в виде буквы Г.
ЗАМОК, ЗАМКОВОЙ КАМЕНЬ – декоративное оформление центральной части арки, портала, абаки капителей.
ИМПОСТ – верхний декоративный камень (архитектурная деталь), устанавливаемый поверх колонны, столба или участка стены.
ИНТЕРКОЛУМНИЙ – междустолпие, расстояние между двумя соседними колоннами в колоннаде, портике. В архитектурных ордерах интерколумний определяется как расстояние между нижними строго вертикальными частями стволов соседних колонн.
ИОНИКИ, ОВЫ – орнамент из ряда овальных деталей, чередующихся с листьями и стрелками; часто используется на валиках карнизов и на капителях ионического и коринфского ордеров.
КАНЕФОРЫ – скульптурное или рельефное изображение девочек, несущих корзины. Кариатиды храма Эрехтейон афинского Акрополя (421–406 гг. до н. э.) в античности назывались также канефорами.
КАННЕЛЮРЫ – вертикальные желобки на стволе колонны, а также горизонтальные желобки на валах ионических баз.
|
|
КАПИТЕЛЬ – венчающая часть колонны, пилястры, столба.
КАПЛИ, ГУТТЫ – декоративное украшение в виде ряда маленьких усеченных конусов или цилиндров на нижней поверхности и полочках дорического антаблемента.
КАРИАТИДЫ – скульптурное изображение стоящей женской фигуры в длинной женской одежде, которое служит опорой балки.
КЕССОН – углубленная поверхность потолка или свода, обычно с профилированными стенками, имеющими форму квадрата или другой геометрической фигуры.
КОЛОННА – архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого, в основном, являются ствол, база и капитель.
КРОНШТЕЙН, КОНСОЛЬ – архитектурно-декоративный элемент, выступающий из стены и выполняющий функции опоры для балконов, порталов, карнизов, скульптуры.
МЕАНДР – геометрический орнамент в виде лентообразной ломаной линии.
МОДУЛЬОН – архитектурная деталь в виде консоли (кронштейна), поддерживающая выносную плиту карниза.
ОБЛОМ – элементарный архитектурный профиль (полка, валик, гусек, выкружка и т. д.).
ОРДЕР – (порядок, строй) определенная архитектурно-художественная система стоечно-балочной конструкции, созданная в Древней Греции и получившая затем широкое развитие в классической архитектуре.
ПИЛЯСТРА – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба.
ПЛАФОН – декоративный потолок, украшенный живописью и лепниной.
ПОРТАЛ – архитектурно оформленное обрамление входов в здание, дверных проемов.
РАППОРТ – повторяющееся изображение основного элемента рисунка.
РОЗЕТКА – декоративный элемент в виде цветка, круга, составленный из цветочных лепестков различной величины и геометрической формы.
РОКАЙЛЬ – орнаментальный мотив в виде хрупкой, тонко расчлененной раковины или ее осколков.
СУХАРИК – кубический элемент декора карниза и других погонных деталей.
СКОЦИЯ – архитектурный облом вогнутого очертания из двух дуг различного радиуса (выкружка, астрагал).
ТИМПАН – внутреннее поле фронтона; кусок стены под аркой, занятый окном или скульптурой.
ФЕСТОН – волнообразный орнамент в виде цветов и листьев, перевязанных лентами, иногда сочетающийся с розетками.
ФРИЗ – средняя часть (полоса) антаблемента; ленточный орнамент с живописью или лепниной, окаймляющий верх стены в интерьере.
ЭНТАЗИС – утолщение ствола колонны в средней его части (обычно на 1∕3 ее высоты), создающее впечатление напряженности ствола.
ЭХИН – средняя часть капители колонны дорического ордера; круглая в плане, с выпуклым криволинейным профилем.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Первое знакомство с классическими памятниками архитектуры происходит на первом курсе при изучении архитектурных ордеров и памятников архитектуры.
Целями освоения дисциплины «Архитектурное проектирование: Введение в архитектурное проектирование» являются теоретическое освоение понятий структуры сооружения, пропорций и формы архитектурных ордеров как средств, способствующих пониманию композиционных особенностей памятников архитектуры, ознакомление с каноническими ордерами по да Виньола и Палладио, а также практическое овладение чертежом сложной архитектурной формы и совершенствование навыков в линейной графике.
Важнейшей задачей начального архитектурного проектирования является развитие объемно-планировочного мышления, художественного вкуса, правильного понимания архитектурного наследия прошлого и современной архитектурной практики, а также обучение технике линейной графики.
Состав работы
В соответствии с учебной программой в рамках дисциплины «Архитектурное проектирование: Введение в архитектурное проектирование» для специальности «Архитектура» рассматриваются три раздела:
1 Изучение архитектурных ордеров (изучение архитектурных ордеров и основных понятий архитектурной композиции, рассмотрение конструктивного и композиционного строя памятников архитектуры ордерных систем, построение схем ордеров в массах в едином модуле или в единой высоте (с учетом энтазиса), энтазиса колонн, каннелюр на колоннах, архитектурных обломов, волюты ионического ордера, деталей ордеров и их профилей, выполнение чертежей ордерных систем в линейной графике).
2 Отмывка в светотеневом архитектурном чертеже (изучение особенностей построения архитектурной детали, отработка техники построения сопряжений и работы с чертежными инструментами, выполнение чертежа фрагмента памятника архитектуры с построением теней и передачей пластики архитектурной детали светотенью в карандаше, выполнение тоновой отмывки чертежа детали и фона);
3 Изучение памятников архитектуры (изучение архитектурного сооружения).
В рамках рассматриваемой темы № 1 выполняется две расчетно-графические работы:
РГР № 1 – «Архитектурные ордера Античности» (выполняется в виде реферата в соответствии с бланком задания, который выдается на кафедре «Архитектура»);
РГР № 2 – «Архитектурные ордера в массах и деталях» (выполняется на подрамнике размером 75×55 мм согласно соответствующему бланку задания).
В расчетно-графической работе № 1 отрабатываются навыки студента в правильном написании чертежных шрифтов, а также освоение линейной графики.
В рамках РГР № 2 в первую очередь большое внимание необходимо уделить правильности построения деталей архитектурных ордеров, грамотному написанию главной надписи, выполненной шрифтом «Зодчего», а также компоновке основных чертежей выбранного ордера на подрамнике 75×55 мм.
Состав чертежей на планшете:
1) схемы четырех ордеров в массах в единой высоте или в едином модуле, с интерколумниями (тосканский, дорический, ионический и коринфский ордера);
2) один из пяти ордеров в деталях по заданию (дорический с зубчиками или с модульонами, ионический, коринфский или композитный ордер) в составе антаблемента, капители и базы колонны с планами и разрезами с соблюдением правил построения капителей, энтазиса колонны, архитектурных обломов с прорисовкой деталей и каннелюр;
3) масштабные линейки под каждым отдельным чертежом;
4) надпись, выполненная шрифтом «Зодчего».
При выполнении задания следует руководствоваться схемами и чертежами из приложения А.
На начальном этапе работы выполняются эскизы с размещением чертежей на планшете согласно законам композиции. На второй стадии студент приступает к вычерчиванию утвержденного эскиза на планшете с учетом рамки, отступив от края 5 мм с каждой стороны. Чертежи и надписи выполняются в карандаше тонкими линиями. Каждый этап работы в обязательном порядке согласовывается с преподавателем по архитектурному проектированию. На заключительной стадии все чертежи обводятся мягким карандашом, тушью, рейсфедером, лайнером или рапидографом. В нижнем правом углу на планшете вычерчивается рамка с данными автора работы (рисунок 6.1).
Рисунок 6.1 – Образец выполнения рамки-штампа
Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 550; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!