ПОНЯТИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛОМА



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

Кафедра «Архитектура»

И. В. МИХАЛЬЦОВА, Е. М. ШИШИНА

ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА

В АРХИТЕКТУРЕ АНТИЧНОСТИ

Учебно-методическое пособие

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

 

Кафедра «Архитектура»

 

 

И. В. МИХАЛЬЦОВА, Е. М. ШИШИНА

 

 

ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА

В АРХИТЕКТУРЕ АНТИЧНОСТИ

 

 

Одобрено методической комиссией факультета ПГС

в качестве учебно-методического пособия

 

 

Гомель 2017

УДК 72.014 : 72.031 (075.8)

ББК 85.11

   М69

 

Рецензенты: зав. кафедрой «Строительное производство» канд. техн. наук, доцент О. Е. Пантюхов зав. кафедрой «Архитектура» доктор архитектуры, профессор И. Г. Малков (БелГУТ)

 

 

 

 

 

   Михальцова, И. В. М69   Ордерная система в архитектуре Античности : учеб.-метод. пособие / И. В. Михальцова, Е. М. Шишина ; М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель : БелГУТ, 2017. – 63 с.         ISBN 978-985-554-639-0                                          Обобщаются сведения об архитектурном ордере Античности. Рассматривается структура и классификация ордеров, правила построения элементов классических архитектурных форм, профилей. В заключительной части даны методические указания по выполнению расчетно-графических работ и приложение.  Основная цель учебно-методического пособия – изучение ордера как целостной композиционной системы, формирующей профессиональное мышление и понимание архитектурного наследия. Учебно-методическое пособие сопровождается большим количеством иллюстраций и схем, что, несомненно, облегчит студентам восприятие материала. Предназначено для студентов первого курса, обучающихся по специальности «Архитектура».   УДК 72.014 : 72.031 (075.8) ББК 85.11  

 

 

                                                                                                    © Михальцова И. В., Шишина Е. М., 2017 ISBN 978-985-554-639-0                                                                        © Оформление. БелГУТ, 2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………………………………. 1 Архитектурный ордер …………………………………………………………………...……………………….. 2 Структура ордера…………………………………………………………………………………..………………. 2.1 Основные элементы ордера……………………………………………………………………….…………….. 2.2 Построение энтазиса колонн…………………………………………………………………………..……….. 2.3 Построение каннелюр……………………………………………………………………………….….............. 2.4 Сопряжение частей ордера……………………………………………………………………………….……… 3 Классификация ордеров ……………………………………………………………………….…………………. 3.1 Тосканский ордер……………………………………………………………………………..….…...………….. 3.2 Дорический ордер……………………………………………………………………………......…....…………… 3.3 Ионический ордер…………………………………………………………………………….…….…..………… 3.4 Коринфский ордер …………………………………………………………………………………..…..…………. 3.5 Композитный ордер…………………………………………………………………………………………….. 4 Понятие архитектурного облома…………………………………………………………..………….…………. 5 Основные архитектурно-конструктивные детали и элементы …………………………......……..…………... 6 Методические рекомендации……………………………………………………………………………………… 6.1 Состав работы…………………………………………………………………………………….…...………… 6.2 Требования к оформлению реферата…………………………………………………………….……………. 6.3 Компоновка элементов ордера на планшете…………………………………………………….……………. 6.4 Графическое выполнение чертежа……………………………………………………………....…………….. Заключение………………………………………………………………………………………………….……….. Список литературы…………………………………………..…………………………………….………………. Приложение А Ордерная система в схемах и чертежах……………………………………………………………. 4 5 7 7 9 10 11 12 12 13 15 17 18 19 22 24 24 25 27 28 29 30 31

ВВЕДЕНИЕ

В современном искусстве все чаще становится популярным применение деталей ордеров как античных образцов, так и творческих задумок. Для дальнейшего грамотного использования ордерных композиций необходимо чётко изучить их историю, чтобы понять, какие закономерности лежат в основе разнообразия форм ордеров.

Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции как закреплённая традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной конструкции, применявшейся в строительстве храмов и других зданий. Членение ордера на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине V в. до н. э. гибким художественным приёмом архитектуры греческой классики. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания. Он отвечал стремлению древних греков осмыслить мир как некую закономерную систему, в которой главное место занимает общественный человек. Ордерные принципы помогли созданию тектонически яркого архитектурного образа, выработке соразмерных человеку архитектурных масштабов, соответствующей естественному бытию людей организации пространства. Разработка и применение ордерной архитектуры, усовершенствование её конструктивных форм позволяли создать принципиально новые монументальные общественные сооружения.

Античность является эпохой классики, которая положила начало многим направлениям искусства. Многие архитектурные каноны и элементы выразительности Средневековья, Возрождения и Нового времени были позаимствованы у античных храмов и сооружений. В период Средних веков традиции античности отвергались как греховные и непристойные, как часть языческой упадочной культуры Рима. Возрождение дало новые возможности для развития искусства на основе античных традиций, возродив к ним интерес и дополнив новыми идеями. Вся архитектура приобрела новый смысл в глазах людей, помимо утилитарного значения она стала играть и эстетическое.

В архитектурной практике, начиная с античности, и особенно во все последующие эпохи, различные ордера свободно сочетались друг с другом, их пропорции и детали видоизменялись. В основе оформления фасадов и интерьеров памятников архитектуры классицизма и барокко лежит античная ордерная система.

Смысловые основы ордера тесно связаны с представлениями об устройстве мира, хотя они и менялись с ходом веков. Однако в различные периоды развития архитектурной культуры именно ордер всегда оставался неизменным эталоном осмысленных пропорций. Их соотношения уходили своими корнями вглубь человеческой истории, утверждая преемственность эпох.

Главная цель подготовки специалиста-архитектора – овладение методикой архитектурного проектирования на основе комплекса теоретических и практических профессиональных знаний, умений и навыков.

Первым этапом освоения методов и навыков архитектурного проектирования является изучение раздела «Архитектурные ордера Античности» в рамках учебной дисциплины «Архитектурное проектирование: Введение в архитектурное проектирование». Изучение, анализ и критическое переосмысление всего ценного исторического наследия, которое выработало человечество, − именно тот неиссякаемый источник профессионального мастерства современного архитектора, без которого немыслимо архитектурное творчество.

Рассматриваемый раздел обучает архитектурной графике, архитектурной композиции, а также дает начало освоению практических знаний об ордерной (классической) архитектуре и частях здания.

Основные цели пособия: изучение архитектурных ордеров стоечно-балочной тектонической системы, знакомство с основными частями и элементами ордера, основными видами, пропорциями и формами ордера, а также закономерностями построения их основных деталей, овладение студентами методикой, приемами и навыками технического и художественного мастерства, освоение и совершенствование навыков архитектурной графики и композиции.

Важнейшую задачу этой работы составляет развитие у будущих архитекторов объемно-простран-ственного представления, позволяющего компоновать архитектурную форму сооружения и понимать чертежи. Немаловажную роль имеет и формирование художественного вкуса и правильного понимания значимости всемирного архитектурного наследия.

 

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР

Большой интерес представляет античная греческая архитектура, возникшая на основе стоечно-балочной системы, основу которой составляют стойки (столбы, колонны и другие отдельно стоящие опоры), по которым проложены балки, несущие перекрытие.

Эта конструктивная система, возникнув в доисторические времена, с течением времени нашла свое художественное выражение в архитектуре античного мира. Здесь окончательно были установлены закономерности её построения, найдена художественная форма, соответствующая этой конструкции.

Сформировавшуюся таким образом систему, в которой каменная стоечно-балочная конструкция нашла выразительную архитектурную форму, называют архитектурным колонным ордером. Элементы ордера, часто воспринимающиеся человеком как декоративные, на самом деле несут серьезную конструктивную и функциональную нагрузку, при этом они выражаются в эстетичной форме, веками вырабатываемой античными архитекторами (рисунок 1.1).

 

Парфенон – самый известный дорический храм древности
 

 

Рисунок 1.1 – Применение ордерной системы в Древней Греции

Архитектурные ордера известны с древнейших времен в Египте, Ассирии, странах Передней Азии. Однако в классическую систему ордера сложились к VII−V вв. до н. э. в Древней Греции в храмах и общественных зданиях, которые строили из камня.

В Греции колонны чаще использовались снаружи храмов, а не в интерьерах, как это делали в Древнем Египте. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку.

Величие римских ансамблей должно было отражать торжество завоевателей, богатство поработителей и призвано было формировать сознание превосходства граждан Рима. Поэтому римские ордера развивались в двух направлениях: совмещение человеческих масштабов с грандиозностью сооружений и насыщение архитектурных форм пышностью. На римской земле до заимствования греческой культуры развивались конструктивные приемы строительства, в основу которых были положены арки и своды. Стоечно-балочные конструкции были знакомы римлянам, но тогда еще не находили такого широкого применения, как в Греции, и не имели строгих ордерных построений.

Ещё раньше элементы ордера начали складываться в более древней сырцово-деревянной архитектуре, не дошедшей до нас. Конструкции и формы, выработанные в дереве, переходили потом на камень, видоизменяясь под влиянием нового материала и новых способов обработки и конструирования. В результате длительного развития и совершенствования элементы конструкций приобрели законченную художественную форму.

Ордер до сих пор не потерял своей выразительности и привлекательности для архитекторов. Архитекторы используют ордер не только как конструктивную систему, но и как декоративный элемент, часто в значительной степени стилизуя его.

Архитектурный ордер – вид архитектурной композиции, состоящий из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке, в классической форме сформировавшийся в Древней Греции. Название «ордер» происходит от латинского «ordo» – строй, порядок. Это название впервые упоминается у римского теоретика архитектуры второй половины I в. до н. э. Витрувия, автора трактата «Десять книг по архитектуре».

Обладая общей исходной конструкцией, все ордера имеют и общие основные части: колонны, антаблемент и ступенчатое основание (стереобат).

Композиция ордера построена на четырех основных принципах:

1) трехчастное деление;

2) четкое деление на несущие и несомые элементы;

3) нарастание композиции вверх;

4) расположение самой ответственной части в среднем звене композиции.

Законченность композиции ордера выражена в его классическом трехчастном построении. Ордер имеет начало (ступенчатое основание), середину (колонну) и завершение (антаблемент). Композиция и формы ордера построены на четком противопоставлении его несущих и несомых частей.

В архитектуре Древней Греции, где тектоника несущих и опирающихся частей составляла основную архитектурную тему сооружений, выявление тектонического смысла этой конструкции художественными средствами было доведено в ордерной системе до предельной четкости и глубины. Это подняло качество греческой ордерной системы на столь высокий уровень, что все последующие эпохи, пользовавшиеся ордером как образным языком архитектуры, неизменно обращались к Греции как к первоисточнику форм. Каждая эпоха приспосабливала ордерную систему под свои потребности, вносила новые присущие ей черты.

В эпоху Возрождения (XIV−XV вв.) освоение античной ордерной системы шло по линии творческой переработки архитектурного убранства зданий. Элементы ордера являлись лишь внешней декоративной его оболочкой и не имели отношения к конструктивной схеме здания. В этот период кроме практического применения ордерной системы теоретики архитектуры Возрождения (Альберти, Серлио, Виньола, Палладио, Скамоцци в Италии; Филибер де Лорм во Франции и др.) разработали теорию ордерной системы. Наиболее последовательное и законченное развитие теория ордеров получила в трактатах Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562−1570 гг.) и Палладио «Четыре книги об архитектуре» (1570 г.). На основании изученных памятников греческой и римской архитектуры Виньола и Палладио разработали основные правила построения пяти ордеров. Они канонизировали ордер, составили определенные числовые пропорции всех его частей на основе модульного масштаба. Их теория нашла широкое применение далеко за пределами эпохи Возрождения на последующих этапах развития архитектуры барокко и классицизма.

СТРУКТУРА ОРДЕРА

Архитектурный ордер – композиционная схема, композиционное решение, закон, принцип построения архитектурной формы.

Загадка возведения храма (по Витрувию) и обеспечения его целостности в реальности и с точки зрения восприятия таится в достижении соразмерности его членений. Соразмерность опирается на идеальное соотношение пропорции и идеальный объект измерения – человека. «Никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет точного членения, как у хорошо сложенного человека».

Основные элементы ордера

Обладая общей исходной конструкцией, все ордера имеют и общие основные части: колонна, антаблемент и основание – стилобат. Основные части ордера представлены на рисунке 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 – Основные части ордера

 

Нижняя несущая часть ордера – стилобат – представляет собой сплошную плиту, выложенную из плоских тесаных камней, которая служит основанием всего здания и, в частности, подножием колонн. Следующая несущая часть ордера – колонна – один из определяющих художественных элементов. Колонны держат на себе развитую несомую часть ордера – антаблемент. Они завершаются капителями – венчающая часть вертикальной опоры (колонны, столба). Верхняя часть капители – абака (от греч. – стол, доска) – плита, составляющая верхнюю часть капители, непосредственно воспринимает тяжесть антаблемента. В ионическом и коринфском ордерах колонны имели базы. Основная средняя часть колонны – ствол, или фуст, – слегка сужается кверху, образуя незначительную выпуклую кривизну, называемую энтазис. Стволы колонн обработаны вертикальными (криволинейными в плане) углублениями – каннелюрами.

Антаблемент во всех ордерах имеет три структурные части: нижнюю – архитрав, среднюю – фриз и верхнюю – карниз (рисунок 2.2). Архитрав – основная несущая часть антаблемента – состоит из каменных блоков, перекрывающих пролет между колоннами. По архитраву развивается декоративная тема фриза. Фриз – стенка, на которую опираются балки и плиты перекрытия. В карнизе главным структурным элементом является карнизная плита (гейзон), которая выносится вперед и служит в то же время переходным элементом к крыше здания. Карнизная плита завершается каменным желобом (сима), который собирает стекающую с кровли воду и сбрасывает ее на землю. Структура построения художественной композиции антаблемента всех ордеров единая, а ионический и коринфский антаблементы близки даже по деталировке.

Расстояния между колоннами «в свету» – интерколумний, – а также между колоннами и стеной здания зависели от каменных конструкций перекрытий и не могли быть большими (рисунок 2.3).

Познакомившись с разнообразием деталей ордеров, можно отметить, что одни из них усиливают впечатление конструктивного назначения архитектурного элемента, другие маскируют места сочленений, а третьи усиливают контрастность архитектурных форм. Например, сочетание обломов базы, энтазис колонн, кривизна эхина подчеркивают своей формой упругость детали, несущей на себе груз вышележащих конструкций. Профили антаблемента, создаваемые различными комбинациями обломов, подчеркивают или прикрывают своими формами места примыкания элементов друг к другу; порезки, нанесенные на обломы, усиливают зрительное восприятие профилей обломов, то есть несут орнаментальные функции, усиливающие психологическое воздействие, и скрывают швы.

 

 

Рисунок 2.2 – Составные части антаблемента (карниз, фриз, архитрав)         Рисунок 2.3 – Интерколумний

 

Подводя итог античному периоду развития архитектурного декора Греции, можно сделать заключение, что за это время были созданы художественные приемы конструирования структурных элементов, декоративные способы обработки конструктивных стыков, орнаментальные формы декора в целях усиления объемно-пространственного впечатления и психологического воздействия архитектурных произведений. Все эти средства и приемы были направлены на создание архитектуры, соразмерной с деятельностью человека и масштабами окружающей природы. Каждая из названных частей состоит из более мелких элементов – архитектурных деталей. В общей композиции любого ордера, как правило, декоративное богатство деталей нарастает снизу вверх.

Масштабом всех частей ордера является радиус колонны в ее нижнем основании. Этот радиус называется модулем и обозначается буквой М, или Мод. В тосканском и дорическом ордерах модуль делится на 12 частей, а в ионическом и коринфском – на 18. Эти части называются партами и обозначаются буквой П, или Пар. Стержни колонн всех ордеров – круглые. При вычерчивании ордер строится либо в одном  модуле (рисунок 2.4, а), либо в одной высоте (рисунок 2.4, б).

а)                                                                         б)

 

Рисунок 2.4 – Схемы ордеров по да Виньола:

а – в одном модуле; б – в одной высоте

Построение энтазиса колонн

Энтазис колонны − утолщение ствола колонны в средней его части, создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

Максимум утолщения приходился на нижнюю часть ствола (приблизительно 1/3 общей высоты). Таким образом, нижняя треть колонны делалась цилиндрической без утонения, и только начиная с 1/3 высоты, колонна кверху утоняется по плавной параболической кривой, касательной к вертикальной линии очертания нижней трети колонны (рисунок 2.5). При построении ордера в массах энтазис строится упрощенно. Нижняя треть колонны имеет форму цилиндра. Далее часть в 2/3 колонны имеет форму усеченного конуса. Строится под линейку без применения лекала.

Энтазис является частным случаем курватуры. Курватура устраняет оптические искажения, возникающие при рассмотрении объектов на расстоянии в ракурсе. Например, в Парфеноне афинского акрополя (447−423 гг. до н. э., арх. Иктин и Калликрат) имеется незначительный подъем в середине всех горизонтальных линий (ступеней стереобата, частей антаблемента), наклон осей колонн к стенам храма, утолщение угловых колонн, уменьшение крайних угловых интерколумниев, наклон в наружную сторону тимпанов фронтонов.

Практически вычерчивание энтазиса производится различными способами. Приведем один из простейших. На высоте 1/3 колонны вычерчивается полукруг. От верхней грани колонны до пересечения с полукругом проводят прямую. Дугу, заключенную между вертикалями верхней и нижней граней колонны, делят на произвольное число одинаковых частей. На такое же число делят часть колонны, расположенную выше. Пересечение спроецированных точек деления позволяет получить плавную кривую с помощью лекала.

 

 

 


Рисунок 2.5 – Построения энтазиса колонны

Построение каннелюр

Колонны дорического, ионического, коринфского ордеров.

Для построения каннелюр необходимо выполнить следующие шаги:

1) описать полуокружность AB и разделить ее на равные части (10–12), проводя радиусы через полученные точки;

2) радиусом, равным половине одной из частей, из центров в точках 1, 2, 3, 4 и т. д. описать дуги до пересечения с полуокружностью AB;

3) по полученным точкам нанести чертеж каннелюр (рисунок 2.6).

В сложных ордерах (ионическом и коринфском) необходимо предусмотреть ширину дорожек между каннелюрами, равную 1 парте.

а)                                                                   б)

 

Рисунок 2.6 – Построение каннелюр ордеров:

а – дорического; б – ионического, коринфского, композитного

Сопряжение частей ордера

При построении ордеров необходимо строго следить за правильностью сопряжений их частей: базы колонны с пьедесталом, колонны с архитравом и архитрава с фризом (рисунок 2.7).

 

     
а)
 
б)

     
в)


Рисунок 2.7 – Сопряжения основных частей ордеров:

а – сопряжение архитрава с колонной; б – сопряжение фриза с архитравом; в – сопряжение базы колонны с пьедесталом

Существенное значение при этих сопряжениях имеет правило несвешиваемости. Оно заключается в том, что отвесы выступающих опорных частей не должны внизу встречать пустоту. В приведенных сопряжениях выполнение этого правила обеспечивается тем, что выше- и нижележащие опорные элементы лежат в одной вертикальной плоскости. Благодаря правилу несвешиваемости обеспечивается равновесие и устойчивость ордерных форм как конструктивной системы.

 

КЛАССИФИКАЯ ОРДЕРОВ

Наиболее последовательно на протяжении многих веков развивались классические архитектурные формы Древней Греции, которые еще в VI в. до н. э. обрели четкую художественную систему сочетания архитектурно-конструктивных деталей, называемую ордером. В античный период в Греции сложились три ордера, которые признаны классическими: дорический, ионический и коринфский, названные по наименованию областей, где они создавались. Основная конструктивная схема всех ордеров – стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки (архитрава). В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны − несущая конструкция, а архитрав − несомая. Но единая конструктивная схема никак не ограничивала художественной свободы архитектора. Именно в художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров.

В архитектуре Античности различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный – в Древнем Риме. Эти ордера отличались друг от друга не только формами отдельных элементов и деталей, но и стилистическими особенностями. Пропорции отдельных элементов, их сочетания придавали индивидуальность каждому из ордеров.

Тосканский ордер наиболее простой по формам и тяжелый по пропорциям, имеет гладкую колонну и несложный антаблемент.

Дорический ордер довольно редко применялся в римской архитектуре. Существуют две разновидности ордера: с зубчиками и модульонами. Фриз состоит из чередующихся пластических элементов – триглифы и метопы. Колонны с каннелюрами.

Ионический ордер обладает более легкими пропорциями. Ствол колонны разработан каннелюрами с дорожками. Наиболее характерная часть ордера − капитель с волютообразными завитками. Капитель сбоку имеет иной вид, чем с фасада. Боковые валики, образованные завитками волют, называются «балюстры». В этом ордере карниз развит за счет усложнения поддерживающей части, в которой кроме каблучка и четвертного вала имеется пояс зубчиков (лентикулей).

Коринфский – наиболее стройный по пропорциям. Колонны либо гладкие, либо с каннелюрами. Капитель скульптурного характера и имеет два ряда стилизованных листьев «аканта». Структура карниза, как в ионическом ордере, с модульонами под слезниковой плитой. На плафоне в промежутках между ними находятся углубления – кессоны.

Композитный – сочетание ионического и коринфского ордеров.

Наибольшее распространение получили дорический и ионический ордера. Примеры этих ордеров мы можем увидеть в храмах афинского Акрополя (приложение А): дорический − Парфенон и Пропилеи; ионический − храмы Ники Аптерос, Эрехтейон, Пропилеи (V в. до н. э.).

Тосканский ордер

Родиной тосканского ордера является Этрурия (современная провинция Тоскана в Северной Италии). Здесь он сложился в VI–IV вв. до н. э. По свидетельству Витрувия, колонна тосканского ордера характеризуется гладким, резко сужающимся кверху стволом на грубой круглой базе. Ствол завершается «распластанным» эхином и высокой абакой, которые своей суммарной высотой «нередко превосходили верхний диаметр ствола колонны».

Тосканский ордер – наиболее простой по своим формам и деталям и наиболее тяжелый по пропорциям, имеет гладкую колонну и несложный антаблемент (рисунок 3.1).

Высота антаблемента 3 12 или 4 23 M, верхний диаметр колонны равняется 4/5 от нижнего.

Высота колонны равняется 7 диаметрам нижнего основания, или 14 модулям (радиус нижнего основания колонны). Внизу колонна имеет базу, а наверху − капитель. Капитель высотой в один модуль состоит из трех частей одинаковой высоты: шейки, четвертного вала с полочкой, абака. Абак заканчивается наверху небольшим профилем − полочкой с переходом к ней посредством выкружки.

Антаблемент состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Архитрав представляет собой гладкий камень высотой в один модуль, оканчивающийся наверху крупной полочкой.

Вся высота тосканского ордера равна 17 1/2 M.

 

 

Рисунок 3.1 – Тосканский ордер

Дорический ордер

Дорический ордер, как и тосканский, относится к разряду простых ордеров и является олицетворением «мужского тела».

Дорический ордер представляет наибольший интерес по строгости и закономерности своего строения. Этот вид ордера довольно редко применялся в римской архитектуре. Он существует в двух разновидностях: дорический ордер с зубчиками и с модульонами – в зависимости от характера поддерживающей части карниза и отдельных деталей капители (рисунок 3.2 и 3.3).

Диаметр низа колонны составляет 1/8 часть высоты; стержень колонны гладкий или имеет ряд продольных выемок (каннелюр); по всей окружности дорической колонны располагаются 20 каннелюр.

Особенностью дорического ордера является фриз, разработанный своеобразными пластическими элементами – триглифами, включая и угловые части, которые помещались по осям колонн на выступающей части карниза, где размещаются модульоны.

Он имеет тесно поставленные колонны и крупный антаблемент.

Фриз антаблемента содержит в себе своего рода опорные части в виде массивных каменных блоков, обработанных с лицевой стороны вертикальными врезами. На этих блоках, получивших название триглифы, лежат карнизные плиты. Угловой триглиф обработан врезами с двух лицевых сторон. Триглифы поставлены на архитрав таким образом, что их лицевая вертикальная плоскость совпадает с вертикальной плоскостью архитрава. Расположение триглифов во фризе строго ритмично: они поставлены по осям колонн и по осям интервалов между колоннами. Лишь в углах здания связь с осью колонны нарушается: триглиф с оси крайней колонны смещается на самый угол фриза, что естественно для опорного элемента. Несмотря на указанное смещение, строго метрический порядок триглифов сохраняется благодаря уменьшению крайних интервалов между колоннами.

Плиты, заполняющие интервал между триглифами, называются метопами (от греч. «мета» – между и «опа» – гнезда для брусьев и обрешетки). Обычно это была прямоугольная или близкая к квадрату каменная или керамическая плита, заполняющая неглубокие впадины, декорируемые рельефом либо росписью.

Рисунок 3.2 – Дорический ордер с модульонами

 

                                              Рисунок 3.3 – Дорический ордер с зубчиками

Вполне вероятна гипотеза о происхождении триглифов и метоп во фризе дорического ордера от ранней деревянной конструкции, в которой первоначально зарождались элементы ордера. По этой гипотезе, впервые высказанной Витрувием, триглифы – это торцы балок, положенных с архитрава на стену целлы. Эти торцы балок в деревянном прототипе дорического ордера использовались как опоры для карниза и концов стропил.

В пользу этого предположения говорят и выработанные, строго соблюдающиеся пропорции триглифа. Отношение ширины к высоте в них близко к отношению 3:5 (золотому сечению), что приближается к наивыгоднейшему сечению бруса, работающего на изгиб. Древние строители опытным путем пришли к этому сечению балки.

В каменной конструкции антаблемента триглиф перестал быть торцом балки, но продолжал оставаться опорным элементом во фризе. Есть свидетельства, что в древнейших постройках промежутки между триглифами не заполнялись плитами, а были открытыми проемами. Колонны дорического ордера не имеют базы и непосредственно опираются на стилобат (верхнюю ступень основания). При мощных пропорциях колонн и значительных размерах нижнего диаметра это усиливает ощущение силы и устойчивости. В дорическом ордере из белого мрамора был выполнен главный греческий храм – Парфенон (V в. до н. э.). Его отличают величие, строгость, простота и вместе с тем пластичность форм, мастерски выполненных из мрамора, гармония пропорций, мужественный и жизнеутверждающий характер архитектуры.

Ионический ордер

Структура ионического ордера имеет иной характер (рисунок 3.4). Понять ее нам тоже помогает деревянный прототип ионического ордера. Конструкция перекрытия из небольших брусьев объясняет расчлененный характер форм антаблемента. Архитрав состоит как бы из нескольких брусьев, положенных друг на друга. Небольшое нависание брусьев друг над другом образует так называемые фасции. Потолочное перекрытие портика сделано из мелких, часто расположенных брусьев, выступающие концы которых служат консолями для карниза; они называются зубчиками.

 

 

Рисунок 3.4 – Ионический ордер

Фриз, возникший в ионическом ордере, лишь в каменной конструкции представляет собой сплошную стенку без триглифов и метоп, на которую ложатся плиты карниза, балки и плиты перекрытия. Следствием этого является бо́льшая, чем в дорическом ордере, свобода в расстановке колонн и отсутствие необходимости сужать крайние интервалы между колоннами.

Изменение характера тектоники сопровождается изменением пропорций ионического ордера. Пропорции как бы облегчаются: высота антаблемента по отношению к высоте колонны делается меньше, чем в дорическом ордере, колонны тоньше и расставлены они шире, балка архитрава делается относительно ýже и ниже. Детали ордера богато украшаются резным орнаментом и скульптурным рельефом (фризом), что делает их еще более изящными и легкими. В ионическом ордере колонна имеет базу, покоящуюся на стилобате. База делает колонну более стройной и пластичной. В качестве примера ионического ордера можно привести ордер храма Эрехтейона. Ионический ордер отличается живописным, нарядным и праздничным характером декора. Очень часто этот ордер сравнивают с женским силуэтом.

Ионический ордер обладает более легкими пропорциями, диаметр его колонн составляет 1/9 часть высоты. Ствол колонны разработан 24 каннелюрами, между которыми оставлены узкие промежутки – дорожки, принадлежащие основному стержню колонны.

Наиболее характерной частью ионического ордера является капитель с ее волютообразными завитками, построение приведено на рисунке 3.5.

 

 

Рисунок 3.5 – Построение волюты ионической капители

Построение ионической волюты :

- найти центр глазка волюты – точку О, которая лежит на линии стыка ствола и капители между четвертным валом и валиком; расстояние от оси колонны до него – 1 модуль (18 парт), расстояние от верха канала волюты (или от основания каблука) – 9 парт;

- в центре глазка построить вертикальную и горизонтальную оси, начертить окружность глазка диаметром 2 парты. Последовательно соединив концы осей на окружности, получим вписанный в глазок квадрат;

- из центра глазка О опустить на стороны квадрата перпендикуляры (апофемы), основания апофем на сторонах квадрата обозначить числами 1, 2, 3 и 4 против часовой стрелки;

- отрезки О–1, О–2, О–3 и О–4 разделить на три равные части, ближайшие к точкам 1–4 засечки последовательно обозначить цифрами 5, 6, 7 и 8, а ближайшие к центру О – цифрами 9, 10, 11 и 12;

- установить ножку циркуля в точку 1 и радиусом в 9 парт провести из точки 1΄ (начало волюты) четверть окружности до пересечения с горизонтальной осью глазка (точкой 2΄); при этом расстояние О–2΄ будет равняться 8 партам;

- установить ножку циркуля в точку 2 и радиусом в 8 парт провести из точки 2΄ дугу в четверть окружности до пересечения с вертикальной осью глазка (точка 3΄); расстояние О–3΄ при этом будет равняться 7 партам;

- последовательно, устанавливая ножку циркуля в точки 3–12, завершаем внешнюю линию спирали волюты на окружности глазка.

Внутреннюю линию спирали проводим следующим образом:

1)  делим отрезок 1–5 на три равные части;

2)  в точку, ближайшую к точке 1 (назовем её условно 1а), устанавливаем ножку циркуля – отсюда начнётся построение;

3)  от точки 1΄ откладываем вниз отрезок 1΄–1΄΄, равный 1 парте, точка 1΄΄ – начало внутренней линии спирали;

4)  соединив циркулем точки 1 и 1΄΄, проводим четверть дуги до пересечения с горизонтальной осью глазка (точка 2΄΄).

Дальнейшие построения совершаются аналогично. Хороший результат получается лишь при очень точном и аккуратном черчении.

Капитель ионического ордера отличается от всех других тем, что сбоку имеет иной характер, чем с фасада; завитки валют образуют по бокам капители два валика − балюстры.

Разновидности ионической капители: угловая и диагональная. Фасадными сторонами капители угловой колонны служат не противоположные, а смежные ее грани, причем одна валюта, угловая, делается общей для обеих граней и направлена по биссектрисе угла антаблемента.

В диагональной капители все валюты расположены по биссектрисам всех четырёх углов; при этом капитель рисуется одинаково со всех сторон.

В ионическом ордере карниз развит за счет поддерживающей части, в которой кроме каблучка и четвертого вала имеется пояс зубчиков.

Коринфский ордер

Позднее в античной Греции сложился коринфский ордер. Долгое время коринфская капитель употреблялась в сочетании со всеми другими элементами ионического ордера, но потом она получила свое развитие, и ордер стал называться коринфским (рисунок 3.5). В римскую эпоху коринфский ордер получил особую трактовку и антаблемент.

Структурными частями коринфской капители являются абак сложной формы и капитель, в состав декора которой вошел растительный орнамент в виде стилизованных листьев южного растения аканта, а также большие и малые волюты.

Многие исследователи ордерной системы наделяли ордера следующими качественными характеристиками: дорический ордер – простота, твердость, сила; ионический ордер – нежность и грациозность; коринфский ордер – красота и величие.

Коринфский ордер – наиболее пластически разработанный и стройный по пропорциям; диаметр его колонны составляет 1/10 часть высоты, утонение – 1/6 часть. В римской архитектуре этот ордер применяется для самых больших храмов.

Стержни колонны либо оставались гладкими, либо имели каннелюры (24 каннелюры); капитель ордера – диагонального типа, благодаря чему имеет одинаковый вид со всех четырёх сторон. Капитель имеет скульптурный характер и несет два ряда стилизованных листьев аканта.

Все обломы карниза, не исключая даже слезника, часто бывают орнаментированы порезками, но в общих чертах структура карниза такая же, как в ионическом ордере, с включением нового элемента – модульонов в виде кронштейнов под слезниковой плитой; в промежутках между модульонами находятся углубления – кессоны.

 

 

Рисунок 3.5 – Коринфский ордер

Композитный ордер

Сложный ордер, созданный римлянами, является сочетанием ионического и коринфского ордеров, поэтому его называют еще составным, или композитным, ордером (рисунок 3.6). Его капитель представляет сочетание ионического и коринфского ордеров; остальные детали скомпонованы по образцу коринфского и также богато орнаментированы.

Этот ордер нашел себе применение в триумфальных арках и в крупных общественных сооружениях римлян; пропорции его те же, что и в коринфском ордере.

 

 

Рисунок 3.6 – Композитный ордер

ПОНЯТИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛОМА

Художественные композиции архитектурных деталей ордеров слагаются из различных сочетаний простейших элементов декора с геометрической формой профиля (контура поперечного сечения), называемых обломами (рисунок 4.1).

Обломы ордеров по геометрическим признакам разделяются:

1) на прямолинейные – полочка, полка, пояс, плинт;

2) криволинейные простые – валик, вал (торус), четвертной вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная);

3) криволинейные сложные (имеющие две кривизны, чаще всего направленные в разные стороны) – гусёк (прямой и обратный), каблучок (прямой и обратный), скоция (элемент, представляющий собой выгнутость различной кривизны и встречающийся в базах колонн ионического и коринфского ордера).

Облом принято называть прямым, если он расширяется кверху, обратным – если он расширяется книзу.

 

 

                        Пояс

           Полочка

    Плинт

Астрагал

 

                                     Вал

           прямой

  обратный

 

                    Четвертной вал

 

                                  прямая

  обратная

    прямой

обратный

                                               Выкружка

                    Гусек

 

                                  прямой

        обратный

           Скоция

                     Каблучок

 

                     

 

Рисунок 4.1 – Построение архитектурных обломов

Сложные обломы получаются из сочетания простых обломов. Из различных комбинаций обломов проектируют необходимые тяги, которые потом вытягивают при помощи специально изготовленных шаблонов.

В деталях ордеров обломы выполняют различные композиционные функции:

1) поддерживающие;

2) поддерживаемые, или венчающие;

3) связующие;

4) разделяющие.

Каблук и четвертной вал, имеющие сильные, упругие очертания, чаще применяются как поддерживающие формы, гусёк с его облегчающимися снизу вверх формами является завершающим элементом, выкружка несет в себе функцию связующего элемента.

Обломы располагаются по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), по кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии.

Различие ордерных систем определяют в основном пропорции, ритм и художественное оформление конструктивных членений, а также архитектурных форм и деталей.

Для художественного оформления архитектурных деталей используют рельеф, иногда сочетаемый с цветом. Обычно обломы украшались живописным орнаментом в дорическом ордере и рельефным – в ионическом. Так, дорический киматий украшался обычно простым лиственным орнаментом: гусёк – орнаментом, состоящим из мотивов лотоса и пальметты; каблучок – сердечкообразными листочками с язычками или стрелками между ними; четвертной вал, обращенный выпуклостью книзу, и другие выпуклые профили – иониками; астрагал – бусами (рисунок 4.2). В том случае, когда профили украшались орнаментами, последние всегда соответствовали очертанию профиля и положению его в общей композиции.

 

 

Рисунок 4.2 – Прорисовки, характерные для архитектурных обломов, и лист аканта

Наиболее распространенный рельеф – порезки, выполняемые на обломах резьбой по камню или формовкой из гипса и других материалов (рисунок 4.3). Черты отличия в построении и художественной проработке деталей проистекают из различий в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), которые проявляются в деталировке колонн и антаблементов.

 

                                                               б) а)                   а) б)                                                                                                                                       

 

Рисунок 4.3 – Профили античных порезок (слева греческие, справа римские):

а –обломы; б –порезки:

1 – палочка; 2 – валик; 3 – полка; 4 – пояс; 5 – выкружка; 6 – скоция; 7 – четвертной вал;

8 – гусек; 9 – каблучок; 10 – зубчики; 11 – полувал; 12 – волна; 13 – бусы;

14 – ложечки (каннелюры); 15 – ионики; 16 – пальметки;

17 – аканты; 18 – листочки; 19 – каннелюры; 20 – плетенка; 21 – венок


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 1001; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!