Журналистское мастерство Олега Рукавицына



Олег Рукавицын – один из знаковых фотографов Оренбурга и редактор отдела фото газеты «Оренбуржье». Родился 2 августа 1972 года. Пришёл в фотожурналистику через свои стихи, чтобы «поэтические образы воплощались в фотографии». Ему хотелось иллюстрировать то, что сочинил. Через литобъединение он принёс свои стихи в «Комсомольское племя» (старейшая областная молодёжная газета) в 1985 году. В редакции увидел старые чёрно-белые работы Владимира Соколова («брак, валявшийся в холле редакции») и пришёл в восторг, после чего захотел учиться у него. Три дня Олегу Рукавицыну приходилось вылавливать Владимира Соколова, а когда, наконец, поймал, тот сразу отправил на первый фоторепортаж. Который показал хороший результат, и первые кадры начинающего фотожурналиста вышли в газете. Уже через две недели учитель Олега Руковицына ушёл в отпуск, и молодой фотокорреспондент начал работать в областной молодёжной газете на летних каникулах с восьмого на девятый класс. 

После этого Олег Рукавицын постоянно учился заочно у ведущих фотожурналистов страны и у Соколова, в том числе. Учась и работая, обращал внимание на наполненность кадра и смыслы. 5 лет проработал в федеральной «Комсомольской правде», снимал президентов, звёзд, теракты и конфликты. По возвращению в Оренбург, сотрудничал с информационным агентством РИА-Новости. Как объясняет сам Олег: «Это и была школа. Но там интенсивность и яркость была высокой». И вовсе уверяет, что он не сильно учился: «…скорее превносил что-то своё, следуя правилам композиции, когда это позволяла ситуация, и выходя за них, когда скучно».

Прежде чем говорить о журналистском мастерстве Олега Рукавицына, следует понять, как он определяет свою работу, значение фотографа и ряд других аспектов. В своём интервью для РИА56.ру Олег отличает настоящего фотографа от любителей, у которых оказалась камера в руках:

«Не всякий человек с камерой — фотограф. Соответственно, карточку нужно не нажимать, а выжимать… А «нажимальщиков» полно… Среди этих ребят есть люди, которые на самом деле к чему-то стремятся. Но такая непозволительная вседозволенность и «демократичность», без постоянной учёбы, ведет к деградации профессии».

После чего делает акцент на том, что в его понимании фотожурналист – это, прежде всего работник редакции, который выполняет порученные ему задания, но форма выполнения и реализации задания может и должна выбираться самим фотографом.

 На сайте газеты «Оренбуржья» за 18 декабря 2020 года в рубрике «Фотоперекрёсток» Олег Рукавицын представляет своё небольшое «размышление» под названием «Слёзы звёзд». (Олег Рукавицын «Слёзы звёзд» - Газета «Оренбуржье».  - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://orenburzhie.ru/fotoperiodismo/slyozy-zvyozd/ ). Статья о том, как на сегодняшний день люди стали радоваться мелочам, а именно красотой окружающей нас природы. Вот он, «художник», сидя в своей «мастерсткой ещё не тронутым белым днём», наблюдает из окна за прохожими, которые торопятся по своим делам, но останавливаются всего на миг, чтобы запечатлеть снежные «лапы» елей с помощью своих мобильников. А вокруг данной зарисовки то самое видение уже профессионального художника. Тут замёрзшие листья, пробивающееся солнце сквозь снежные ветки ели. Все фото обыграны фокусом и бликами естественного света (лучами утреннего солнца). Это и есть мелочи, к которым автор призывает читателей радоваться.

Из всех представленных фото, выделяется один репортажный снимок (Приложение 13). Смотря на него, зритель сам не понимая того, начинает «следить» за девушкой вместе с фоторепортёром. То, как она достаёт свой смартфон и запечатлевает красоты морозного дня.  «Девушка, спешащая на работу через парк, вскинула голову, улыбнулась белоснежной берёзе и щёлкнула на мобильник. Где-то у себя в мастерской грустно улыбнулся художник» (Олег Рукавицын «Слёзы звёзд» - Газета «Оренбуржье».  - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://orenburzhie.ru/fotoperiodismo/slyozy-zvyozd/ ).

Подобные кадры Олег Рукавицын использует как иллюстрацию к собственному настроению, мыслям. А таких фото у него много. Есть просто уходящие в туман силуэты, скорбное радостное лицо старика или же просто «грустная» походка бабушки в дореволюционном подвале (Приложение 14). Кадр с идущей бабушкой Олег Рукавицын подписал так: «Иногда старые дореволюционные двери лучше не открывать. Особенно в подвале». (Олег Рукавицын «Человеку нужен дом» - Газета «Оренбуржье».   - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://orenburzhie.ru/fotoperiodismo/cheloveku-nuzhen-dom/). В статье поднимает проблемы старых домов, походящие на разбитые коммуналки. Данный кадр хорошо вписывается в данную тему. Здесь видно всё: старушка выходящая из темноты разваливающего подвала, проржавевшие трубы, стены, ненужный хлам. Одним словом – ужас. И в этом кошмаре, подмечает Олег Рукавицын в тексте, он не хотел бы жить. «Человеку нужен дом…но, по моему скромному мнению, в нём не должны витать сквозняки купечества, революций и гражданской войны…»

Ещё один репортажный снимок из серии «Человеку нужен дом» называется «Прощание» (Приложение 15). Прощание, судя по всему со старым домом, где история наших городов имеет обыкновение сыпаться штукатуркой на головы людей живущих под дырявыми крышами. Автор отражает ту жизнь, которая продолжает существовать сейчас квартирно-коммунальной системой. Казалось бы, 21 век. Мир постоянно меняется во всей красе, но никто не вспоминает про старые квартирки, которые вот-вот обрушатся на головы людей, нуждающихся в своём тёплом и красивом доме. На данном кадре два человека обнимаются, глядя на тот самый прожитый множество десятков лет, на котором присутствуют пожелтевшие стены, старая синяя деревянная входная дверь, заржавевшие почтовые ящики, небольшой шкафчик, которым подпёрли перила… и единственное новое пластиковое окно…

«…чаще всего я снимаю не радость, я снимаю печаль. Печальных съёмков в моей жизни достаточно. Настоящих, смертельных, по большому счёту. Просто печальных людей. Умерших людей. Людей скорбящих. Много гробов, большое количество трупов, война», - отметил в своём интервью Олег Рукавицын. Стоит заметить, это достаточно негативно сказывается на человеке в психологическом плане. Поскольку все увиденные и снявшиеся моменты, остаются в душе, голове и сердце. Всё это оседает в человеке, и накладывает на него отпечаток. «Когда ты стоишь, снимаешь людей, выходящих из морга, которые опознали жертв теракта — своих близких, и к тебе подбегает человек и проклинает тебя, разумеется, это негативно сказывается на твоей психике. Ну, а что делать? Работать-то надо. Редакция дала задание: надо снимать. И ты снимаешь. Потом нервничаешь, руки дрожат, со всеми вытекающими» - рассказывал Олег корреспонденту РИА56. Несомненно, это и есть причина его пессимистически глубоких работ (Олег Рукавицын: «Фотография – та же поэзия и та же живопись». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria56.ru/posts/6757757747575.htm)

Поэтому фотографии на тему войны у Рукавицына получаются достаточно профессионально и легко. Поскольку с таким в своей жизни уже сталкивался. Например, фоторепортаж с выставки вооружения и военной техники, а также непосредственно хода учений на полигоне «Донгуз» Оренбургской области (Приложение 16). (Олег Рукавицын: «Центр-2019»: Владимир Путин прибыл на полигон «Донгуз» в Оренбургской области» - Газета «Оренбуржье».  - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://orenburzhie.ru/policy/centr-2019-vladimir-putin-pribyl-na-poligon-donguz-v-orenburgskoj-oblasti/ ) Глядя на фото, трудно верится в то, что это на самом деле проходят обычные учения. Создаётся впечатление, что это кадр из военного фильма, где каждый герой после приземления на землю с вертолёта Ми-8, бежит чётко по индивидуальному маршруту (плану). Огромный восторг вызывает цветовая гамма, серо-синее дымное небо, тёмно-зелёный вертолёт, маленькие солдатики, бегущие по выгоревшей жёлто-зелёной траве в сторону огненной полосы, которая служит самой страшной деталью этого фото. Или сам процесс «спускания» военных на землю, цель каждого из которых спасти страну, сохранить жизнь миллионов людей и свою в том числе (Приложение 17). Контраст между небом и землёй, между серым небом и тёмно-зелёным вертолётом. Дым, на данном фото символизируется, как некая сила, что помогает вертолёту держаться в воздухе. Поскольку эти элементы находятся строго по центру снимка.

Учитывая то, что Олег Рукавицын снимает в основном интуитивно, то есть, не продумывая детали будущей съёмки, результаты получаются профессиональные и нескучные. Например, взять те же снимки с фоторепортажа военных учений, что анализировались выше. «Чем больше ждёшь от съёмки, тем хуже она получается» - признался фоторепортёр в своём интервью (Олег Рукавицын: «Фотография – та же поэзия и та же живопись». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria56.ru/posts/6757757747575.htm ).

Репортажные фото Олега Рукавицына в чёрно-белой обработке – особые. Фотография открывает публикацию фотожурналиста «Дембельский альбом» (Приложение 18). Статья написана ко дню защитника Отечества. Репортажный снимок, где молодые парни-срочники «курят в сторонке», что-то обсуждают. Из-за решёток чувствуется олицетворение закрытого пространства, из которого не выбраться, пока не пройдут проверки на прочность, скорее, не тела, а души, длинною в два года срочной службы. В данном случае, на снимке показано те доверительные отношения между солдатами, которое нашли среди чужих людей, с которыми можно делиться почти всем. Несмотря на ЧБ обработку, снимок полон жизни: развеивающийся дым от сигарет, выражение лица одно из парня, будто рассказывает увлекательную историю, внимательно слушающий напротив напарник.

Сам фотограф в статье проходит по своим увлекательным воспоминаниям службы, то, как делал в армии почти каждому срочнику тот самый «Дембелевский альбом», как немцы приносили подарки солдатам и многое другое. Для Олега Рукавицына армия – это работа. Работа с дисциплиной, подчинением и ежесекундным контролем (Олег Рукавицын: «Дембельский альбом» - Газета «Оренбуржье». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://orenburzhie.ru/fotoperiodismo/dembelskij-albom/ ).

Главное в работах Олега Рукавицына – детали. Их нужно замечать, в них если не всё, то многое. Например, снимок ребёнка на 1 сентября (Приложение 19). Заплаканная первоклассница стоит и смотрит куда-то вдаль, будто ей очень страшно и она не знает, что её ждёт дальше. Есть правило от частного маленького личного к общему, к событию. Это как раз пример того, что маленькая деталь может очеловечить большой праздник.

Репортажное фото «День неизвестного солдата. И холод» (Приложение 20). Грамотно построен сам снимок. Олег Рукавицын использует автофокус на парне, который стоял ближе, захватывая на втором плане ещё одного солдата. Главные детали солдата в фокусе, бросающиеся на глаза: покрытые инеем ресницы солдата, красное замёрзшее ухо и медицинская маска – дают понять зрителю о том, как нелегко стоять смирно на морозе часами и караулить вечный огонь. Так и хочется взять и согреть.

Олег Рукавицын отметил в своём интервью, что никогда не просит разрешения сделать снимок у людей, за исключением детей. Если вдруг родители против, чтобы фотожурналист запечатлел их детей на свою камеру, то такие фото сразу удаляются из памяти фотоаппарата. Для него главное – не потерять момент. Если он будет заранее предупреждать человека, что хочет его сфотографировать, будет постановка. Для репортажа это неприемлемо. А если поймал момент – то можно считать это лучшим результатом съёмки.

Олег Рукавицын – профессиональный фотожурналист, который прошёл многое на своём творческом пути. Это глубоко мыслящий, образованный человек. Для него люди и их чувства стоят на первом месте. И он любит говорить о своих переживаниях через спецпроект «Фотоперекрёсток» в газете «Оренбуржье». Признанный фоторепортёр, который всегда найдёт свою картину даже на заорганизованном мероприятии. Уровень его фотомастерства виден, потому, как его кадры в любой обработке (цветной или ЧБ) выглядят профессионально и оправдано.

Таким образом, каждый представленный нами фоторепортёр мастерски, профессионально и по-своему подходят к репортажной съёмке. У Владимира Вяткина это кадры с военных действий, спорт, где присутствует большая скорость людей в кадре. Фоторепортёр РИА «Новости» любит придавать картинку «движения» с помощью коротко выдержки на фотоаппарате. Вяткин яркий поклонник музыки. И предпочитает годами заниматься съёмкам уникальных людей, чтобы лучше узнать их состояния, чувства, психологию. Олег Рукавицын предпочитает не знакомиться с людьми, которых фотографирует. Для него главное – поймать лучший момент. Будь это стоящий солдат на карауле, девочка со стекающей слезой на щеке или девушка, фотографирующая на мобильник снежные деревья.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Работа Мэттью Брэди

 

Приложение 2. Работа Якоба Рииса

Приложение 3. Работа Доротея Ланж

Приложение 4. Фото Бенджамина Лови, сделанное на Iphone

 

Приложение 5. В. Вяткин. Афганистан 1980-е. Из серии «Слепая революция»

Приложение 6. В. Вяткин. Чеченская война, 1990-е

Приложение 7. В. Вяткин из серии «Слепая революция»

Приложение 8. В. Вяткин. «Девушки, рыбы и птицы»

 

Приложение 9. В. Вяткин из серии «Юношеские игры с мужским характером»

Приложение 10. В. Вяткин из серии «Юношеские игры с мужским характером»

Приложение 11. В. Вяткин. «Во время суда над Чикатило»

Приложение 12. В. Вяткин из серии «Дирижёры. Властители музыкальных сфер»

Приложение 13. Олег Рукавицын. Из серии «Слёзы звёзд»

Приложение 14. Олег Рукавицын. «Иногда старые дореволюционные двери лучше не открывать. Особенно в подвале»

Приложение 15. Олег Рукавицын. «Прощание»

Приложение 16. Олег Рукавицын. Фото из серии военных учений на полигоне «Донгуз»

Приложение 17. Олег Рукавицын. Фото из серии военных учений на полигоне «Донгуз»

Приложение 18. Олег Рукавицын «Дембелевский альбом»

Приложение 19. Олег Рукавицын «Слеза ребёнка»

Приложение 20. Олег Рукавицын «Один день неизвестного солдата. И холод»


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!