Основные принципы работы фоторепортёра



Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Филологический факультет

Кафедра литературы, журналистики и методики преподавания литературы

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЖУРНАЛИСТСКОЕ МАСТЕРСТВО

«ЖАНР РЕПОРТАЖНОЙ ФОТОГРАФИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ»

 

Направление подготовки: 42.03.02 Журналистика

Профиль подготовки: Общий

Форма обучения: очная

 

  Выполнил (а) обучающийся: Трубникова Евгения Алексеевна 4 курс, группа ОБЖ-41
  Руководитель: Скибина О.М., доктор филологических наук, профессор, кафедры литературы, журналистики и МПЛ
    ______________ ________   (оценка)                       (подпись)
     «___» _________2020 г

 

 

Оренбург, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Специфика репортажной фотографии в журналистике

1.1 Репортажная фотография: история и современное состояние

1.2 Основные принципы работы фоторепортёра

ГЛАВА 2. Мастерство фоторепортёров федерального и регионального уровня

2.1 Журналистское мастерство Владимира Вяткина (РИА «Новости»)

2.2  Журналистское мастерство Олега Рукавицына (газета «Оренбуржье»)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Роль фотографа в редакции периодического издания также велика, как и любого другого сотрудника. Сегодня далеко не вся аудитория готова читать газету или журнал, в котором не будет каких-либо иллюстраций. Большую роль фотография играет в общественно-политических изданиях («Аргументы и Факты», «Российская газета»). Она выполняет множество функций. Нередко профессионально выполненное изображение заменяет целый пласт текста, а то и весь материал. Особенно часто это проявляется в таком журналистском жанре, как репортаж. Фоторепортаж представляет события зрителю не посредством слов и интонаций, а при помощи изображения, зрительного восприятия образов. Другими словами – это рассказ о каком-либо событии в фотографиях.

Журналистика — это самое мощное средство передачи информации, его воздействие на аудиторию направлено на изменение мировоззрения, что активно использовалось и используется сейчас. И чем дальше, тем больше журналистика получает распространение в современных социальных условиях.

Актуальность нашего исследования обусловлена тенденцией возвращения в газеты, журналы и другие средства массовой коммуникации фоторепортажей, сделанных профессиональными фотожурналистами.

Объектом данного исследования является репортажная фотография в журналистике.

Предметом исследования является журналистское мастерство Владимира Вяткина  и Олега Рукавицына

Целью нашей курсовой работы является исследование журналистского мастерства Владимира Вяткина и Олега Рукавицына.

Задачи, при помощи которых мы достигнем цели:

1) изучить историю репортажной фотографии и её современное состояние;

2) рассмотреть основные принципы работы фоторепортёра;

3) исследовать мастерство Владимира Вяткина в качестве федерального фоторепортёра.

4) исследовать мастерство Олега Рукавицына в качестве регионального фоторепортёра;

Методами исследования в нашей курсовой работе стали: изучение и анализ специальной литературы, анализ просмотренных фоторабот Владимира Вяткина и Олега Рукавицына, а также сравнение и описание их журналистского мастерства.

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений; выполнена на … страницах.

 

ГЛАВА 1. Специфика репортажной фотографии в журналистике

Репортажная фотография: история и современное состояние

Снимок – это техническое изобретение. Его развитие связано с достижением технического прогресса. Чем более усовершенствованным является фотоаппарат, тем шире возможности фотографа.

Если углубиться в историю возникновения фотографии, то первые дагерротипы представляли собой большие ящики. (Л.А. Ашкиназе Мир Лема – словарь и путеводитель [Электронный ресурс] Электронная библиотека Rulit URL : http :// rulit . me / books / mir - lema - slovar - i - putevoditel - read -60783-49. html ) Снимок получался в результате утомительных часовых позирований. Качество всецело зависело от освещения объекта. Данная процедура была доступна далеко не многим, так как имела высокую стоимость. Именно поэтому фотография в начале своего существования являлась предметом, скорее, эстетического искусства. На снимках изображались либо члены знатных семей, либо композиции.

Современная фотожурналистика и использование репортажной фотосъемки в прессе ведут отсчет своей истории примерно от 1880-х годов, когда в газетах в качестве иллюстраций появились первые фотографии. Внедрение миниатюрных камер, в первую очередь, знаменитой камеры Лейка («Leica» — сокращение от «Leitzsche Camera») в 1925 году, имело далеко идущие последствия для фотожурналистики и предложило массовому читателю новую «точку зрения».

Включение фотографии в сферу журналистики и выполнение возложенных на нее в печати функций обусловливаются и возросшим культурным уровнем аудитории. Читатель постепенно приобрел способность видеть в конкретной фиксации объекта, осуществляемой с помощью фотографии, информацию более глубокую, нежели представление о материальной «данности» объектов в реальной действительности, увидел в фотографии отражение смысла явления или даже целой группы явлений и фактов (Коулман, А.Д. Документальная фотография, фотожурналистика и пресс-фотография сегодня. Вопросы и ответы [Электронный ресурс] / А.Д. Коулман. Интернет-портал «Photographer.ru». 2003. 4 мая. URL: http://www.photographer.ru/cult/theory/383.htm).

Фотожурналистика формировала наше восприятие мира и отношение к происходящему еще с середины XIX века. С того времени технологии постоянно меняли эту сферу, они развивались, делая фотографию всем доступной. Это, в свою очередь, дало каждому из нас возможность отображать события, происходящие рядом с нами ( Мандрика, Ю.Л. Фотография в прессе: вопросы истории, теории и практики / Ю.Л. Мандрика. Свердловск – Тюмень: Свиток, 1989. 176 с.).

Репортажная фотография — дитя фотожурналистики. Это снимки, которые информируют нас, вдохновляют и меняют наш взгляд на события.

Роджер Фентон был одним из первых фотографов, начавших снимать Крымскую войну. Этот военный фотограф запечатлел все последствия и ужасы военных действий. Его работы публиковались, чтобы показать общественности жестокую действительность военного конфликта. Гражданская война в США тоже была хорошо задокументирована. Фотограф Мэттью Брэди получил разрешение выезжать на поля сражений и фотографировать войска перед атакой (Приложение 1).

Во второй половине XIX века фотожурналистика расширилась и на другие сферы жизни. Фотографии катастроф и освещение военных действий может и послужили ее началом, но такие фотографы, как Джон Томсон и Адольф Смит придали ей поистине новый смысл. Вместе Томсон и Смит запустили проект по документированию быта жителей Лондона. Таким образом, в жанре появился элемент повествования.

В начале 1900-х был значительно ускорился процесс печати. Полутоновая растровая печать и изобретение вспышки фактически вывели эту область на новые высоты. В 1970-х Якоб Риис запечатлел жизнь эмигрантов в трущобах, и его работы послужили толчком для социальных реформ. Его работа действительно показала, насколько влиятельной может быть роль фотографа, и продемонстрировала, что фотожурналистика способна давать начало огромным социальным изменениям (Приложение 2).

Период с 1930-х по 1970-е годы считается Золотым веком журналистики. То было время, когда технологии позволили легко доносить фотографию в массы, а те, в свою очередь, с огромным интересом встречали этот жанр фотографии. Крупные новостные агентства, вроде LIFE, нанимали фотокорреспондентов и поощряли публикацию фоторепортажей ( Мандрика, Ю.Л. Фотография в прессе: вопросы истории, теории и практики / Ю.Л. Мандрика. Свердловск – Тюмень: Свиток, 1989. 176 с.)

Именно в этот период появились такие выдающиеся фотографы, как Маргарет Бурк-Уайт и Доротея Ланж, навсегда вошедшие в историю фотографии и фотожурналистики. Тогда родилось и фотоагентство Magnum Photos, задокументировавшее самые величайшие события века (Приложение 3).

С тех пор, как мы вошли в цифровую эпоху, фотожурналы утратили былую популярность, однако фотожурналистика остается такой же актуальной и влиятельной, как и прежде. На раннем этапе развития фотожурналистики фотографии принимались и печатались как есть, а сегодня они легко поддаются всевозможной обработке. Это поставило перед нами серьезную проблему достоверности, ведь любую фотографию можно существенно изменить.

Огромное влияние на фотожурналистику оказывают и социальные сети. В поиске фотоиллюстраций СМИ могут рассчитывать на социальные сети и получить качественные фотографии из любой точки земного шара.

Издания часто работают с фрилансерами, а социальные сети обеспечивают им быстрый и удобный доступ к снимкам. Если задуматься, то сегодня наши телефоны снабжены фотокамерами, которые обеспечивают невероятное качество фотосъемки. Один профессиональный фотограф, обладатель большого количества международных премий, победитель конкурсов по фотожурналистике по имени Бенджамин Лови стал известен своими фоторепортажами, снятыми на обычный iPhone. Его мобильная фотография в 2012 году попала на обложку журнала TIME (Приложение 4). (Статья «Медленная фотожурналистика». Финансирование проектов при помощи краудфандинга [Электронный ресурс] / Анисимов И.В. // «Вестник московского университета. URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2020/4/medlennaya-fotozhurnalistika-finansirovanie-proektov-pri-pomoshchi-kraudfandinga/).

Новая репортажная фотография — это тема, которая должна представлять интерес для каждого фотографа. Она показывает жизнь как есть — используя все доступные инструменты — и помогает людям получить представление о том, что сейчас происходит в мире.

Современная репортажная фотография может помочь научиться подмечать детали повседневной жизни, которые часто остаются незамеченными. Не всегда можно сделать глянцевые снимки или использовать лучшее оборудование для съемки идеальных фотографий. На самом деле, идеальные фотографии вокруг вас — в самой действительности, которой просто нужно особое освещение. В этом жанре нет ограничений, достаточно лишь наметанного глаза и интереса к окружающему миру.

Основные принципы работы фоторепортёра

Фоторепортаж - это своего рода связный рассказ, где выразительными средствами являются мастерство фотографа и качество камеры. Фоторепортаж уже давно стал самостоятельным жанром фотографии, со своими задачами и стилевыми особенностями.

Есть у слова «репортаж» и второе значение - это метод съёмки события без вмешательства в его естественное течение.

Данный жанр не предполагает скрупулёзного исследования явлений жизни, анализа происходящего. Это серия снимков, сделанных в ходе какого-либо события, когда фотограф ограничен временем и сценарием происходящего. Репортажный метод съёмки исключает режиссирование.

Фоторепортёр, если ему поручено запечатлеть событие, происходящее внезапно, в очень короткий промежуток времени, должен носить фотоаппарат наготове. Это даёт возможность в нужный момент с любой точки мгновенно сделать первый снимок. Затем, если действие повторится, фотограф может оказаться в подходящих условиях для съёмки и технически улучшить следующий кадр.

Когда фоторепортёр не может передвигаться по месту действия (например, при съёмке демонстраций, парадов), фокусировку объектива на резкость он производит по объекту, мимо которого должны пройти люди.

При такой съёмке диафрагму устанавливают с учетом необходимой глубины резкости, а скорость затвора - с учётом условий освещения и скорости движения людей.

Круг тем для репортажа достаточно широк. Смена мест при путешествии, события, которые при этом происходят,- отличная основа для репортажа. Поскольку действие разворачивается на фоне красивой природы и старинной архитектуры, данная тема практически неисчерпаема для наблюдательного человека. Любой репортаж - это реальный отрезок жизни, показ событий через призму восприятия фотографа. Поэтому материал должен сниматься по определенной схеме: начало (завязка) событий, их развитие, некая кульминация и финал. Очень похоже на сценарий небольшого фильма.

Необходимо знать законы композиции, правила построения кадра и систему деления репортажа на фрагменты и кадры. Первое: в съемке должны присутствовать все «крупности», то есть общие планы или панорамы, средние, крупные и очень крупные планы (детали и фрагменты). Второе: каждый, даже очень небольшой, репортаж обязан иметь четко выраженную тему. Нельзя снимать без определённой системы, всё подряд, что попадается на глаза и кажется интересным. Авторская мысль в репортаже должна быть предельно ясна. Если эти условия не выполняются, снимки будут скучными (Никитин, В.В. «Хорошая фотография – критерии оценки. История вопроса». [Электронный ресурс] / В.В. Никитин // Интернет-портал «Photographer.ru». 2011. 20 января. URL: http://www.photographer.ru/cult/theory/4616.htm).

Фоторепортаж – это отражение понимания фиксируемых событий самим автором, а расставляемые акценты и концентрация внимания формируют в нейтральном повествовании собственную систему образов и контекстов. Это материал для определенной аудитории, изложенный на понятном ей языке. Талантливо снятая «хроника» часто содержит все особенности художественной фотографии, сохраняя при этом информационную сжатость и лаконичность, передавая одним или несколькими изображениями всю необходимую информацию.

В композиции большую роль играют второй и третий планы, которые могут быть либо активными, то есть подыгрывают смысловой основе, либо пассивными, как, например, откровенно смотрящий в объектив человек. В репортажной съемке следует избегать моментов, когда кто-то целенаправленно хочет попасть в объектив. Это так называемые уши фотографа, то есть если кто-то из персонажей смотрит в объектив аппарата, то это сразу выдает присутствие фотографа. Камера в таких репортажных сюжетах должна быть невидимой для всех. И чем удачнее «спрячется» фотограф, тем лучше получится снимок (Маслов А.С. (б) Разработка профессиональных стандартов в области фотожурналистики: проблемы и пути решения // Коммуникация в современном мире. Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации»: в 2 ч. 10−11 мая 2013 г. Воронеж, 2013. Ч. I. С. 41−43.).

Художественную значимость фоторепортажей переоценить сложно – они, как ни какой другой жанр, наиболее точно и достоверно способны отразить целую эпоху, опираясь на мгновения, попавшие в кадр. Однако подобные работы – это не только воплощение таланта художника, но и демонстрация виртуозного владения фототехникой и приёмами съёмки. Естественно, требования к аппаратуре в этом случае достаточно высоки и специфичны, но выразить их в двух словах несложно – фотоаппарат не должен накладывать никаких ограничений на возможности съёмки.

Репортажная камера обязана делать хорошие снимки в условиях сложной освещенности. Недостаточность света, излишняя его интенсивность, наличие в кадре «засвеченных» объектов наряду с глубокими тенями или невозможность применять дополнительное освещение (в случае запрета использования вспышки) – это обычные условия для съёмки репортажей, и аппарат должен быть рассчитан на работу в них. У профессионального фотографа возможностей сделать фотографии при подобном освещении, используя плёночный аппарат, достаточно много. Снимать в таких условиях позволяет большой набор сменной оптики, широкий диапазон пленок разной чувствительности и возможность отработки сложной экспозиции, присущая современным профессиональным камерам. При переходе на цифровую технологию фотограф получает ряд преимуществ: оперативность, выгоду за счет экономии на расходных материалах, удобство хранения и структурирования цифровых снимков и т.д. Всё это важно для фоторепортёра, когда счёт идёт на секунды, а число кадров измеряется сотнями. Ограничения напрямую зависят от используемой в каждом конкретном аппарате светочувствительной матрицы (Маслов А.С. Профессиональные и этические стандарты в фотожурналистике: практика применения // Вестн. ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. 2010. № 1. С. 157−166.).

Для репортажной съёмки было бы неплохо обзавестись «цифровиком», в котором уже заложена функция непрерывной съёмки. Для оперативной работы необходимы также дальномер, быстро работающий затвор, возможность использования сменных объективов. Не удастся обойтись и без стандартного набора светофильтров, электронной фотовспышки, легкого штатива и фотоэлектрического экспонометра.

Если фотограф хочет затеряться в толпе, то для этого надо иметь не громоздкие предметы аппаратуры, которые не привлекали бы особого внимания. Фоторепортёр должен уметь вжиться в ту ситуацию, которую хочет запечатлеть, и остаться при этом незамеченным. Очень сложно оставаться невидимым с фотоаппаратом в толпе, для этого требуется определенный профессиональный опыт. Как бы тони было, многие известные фотографы советуют работать скрытой камерой даже при съемке близких, потому что человек, который не позирует, выглядит более естественно, непринужденно и интересно.

Таким образом, фотожурналистика остается такой же актуальной и влиятельной, как и прежде. На раннем этапе развития фотожурналистики фотографии принимались и печатались как есть, а сегодня они легко поддаются всевозможной обработке. Современная репортажная фотография помогает подмечать детали повседневной жизни, которые часто остаются незамеченными. В этом жанре нет ограничений, достаточно лишь наметанного глаза и интереса к окружающему миру.

 

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!