К новой идентичности: будущность предпринимательства



Все сказанное выше требует по-новому поставить вопрос о личной идентичности и, если так можно выразиться, стратегии ее реализации. С единичностью в последние столетия были большие проблемы. Когда-то буржуазия вышла на историческую сцену под лозунгами личной свободы и индивидуальной идентичности. Между тем характер деятельности предпринимателей никак не позволял им утвердить себя в качестве неповторимой или даже реально существующей личности: служение Мамоне, этому всеобщему эквиваленту ценностей, начисто стирает с человека печать индивидуальности, превращая в близкого «субъекта» отношений.

Чтобы обрести идентичность, капиталист должен отвлечься от реального жизненного мира, превратить его в мертвый «материал» и выстроить заново согласно предписаниям отвлеченной рациональности. Он реализует свой жизненный идеал ценой утраты реальной идентичности. Его выдрессированный логикой, очерствевший рассудок не умеет жить настоящим, открываясь Другому и, следовательно, обречен быть несчастным. Он может только мелочно и меланхолически подсматривать или надзирать за жизнью, оценивая вещи с точки зрения их технической полезности и вообще относясь к вещам чисто потребительски, то есть разрушая их. А скромные радости буржуа от коллекционирования зажигалок и туристический вояжей до походов в казино и ночные бары – слабое утешение для души, наделенной потребностью и жизненной правде.

Индустриальная цивилизация так и не нашла способа преодолеть это довольно-таки болезненное противоречие своего уклада. Но легко видеть, что нужно сделать для возрождения чувства подлинности своего существования: требуется перейти от абстрактной идентичности, устанавливаемой рефлексией, к идентичности, обретаемой в общении и, шире, непосредственном восприятии мира. Возможность такого перехода уже подсказана попытками современной феноменологии осмыслить «жизненный мир» конкретного человека. Но в широком социальном контексте новый взгляд на идентичность, есть также и назревшая необходимость, обусловленная самим характером техники в современной информационной цивилизации: электронная технология придает первостепенное значение непосредственному присутствию образа, его материальности.

Этот образ виртуален, причем творится он чисто технической операцией: непрерывным чередованием присутствия и отсутствия (единицы нуля) вплоть до взаимного замещения того и другого. Другими словами, мир информатики создается (абсолютной) скоростью света и потому являет собой не что иное, как образ непрерывного ускользания, рассеивания силы. Между тем именно такова природа восприятия, которая всегда эффективно предлагает выход из себя, «забегание» в другое и в этом смысле – саморассеивание, или, как говаривал Розанов, «распускание себя». Восприятие и есть тот режим существования, в котором осуществляется упомянутый выше круговорот мирового События.

Современная философия и «глубинная психология» все решительнее призывают вернуться, или спуститься, к первичному моменту нашего существования как присутствия в мире, к недостижимой для рефлектирующего сознания чуткости телесной интуиции, к тому, что Спиноза называл «разумом тела»: мой глаз закрывается перед угрожающим ему предметом прежде, чем я могу подумать об этом.

Мы способны «выйти в мир» и опознать это инстинктивное сознание в той мере, в какой освобождаемся от диктата умозрения. Во встрече сознания с миром исчезает оппозиция субъекта и объекта, выражения сущности. В ней чистая явленность жеста неотделима от бездонной глубины жизненного опыта. Глубины бездонной потому, что в акте взаимного проницания себя и мира постигается (еще неясно, кем и как) «одно тело» всего сущего, которое есть не субстанция или идея, а только пустота самоотсутствия, бесконечно малый взор внутри соотносительности, который и дает возможным подлинное событие как преображение и собирание мира. В этом мгновении образ встречается с бытием. Тем самым полностью восстанавливается в своих правах жизнь психики, в которой образ есть единственная реальность. И мы узнаем, что нет ничего более фантастического, более баснословного, чем глубочайшая правда жизни.

Природа новой, одновременно прото- и мета-личностной идентичности хорошо согласуется с характером предпринимательской деятельности, которая, как известно, требует ясного и живого ума, кипучей энергии, уверенности в себе, твердой воли, умения действовать на опережение. Но главное – таланта новатора и недюжинной смелости, ведь предприниматель должен быть готов идти на риск и обязан видеть дальше окружающих. Одним словом, обаяние талантливого предпринимателя проистекает из его способности жить реальностью духовной жизни, быть верным природе сознания, а значит – быть внутренне свободным.

Как ни странно, эра информатики с ее масс – культурой и навязчивыми, заведомо обманчивыми, «картинками» жизни выводит наружу, выставляет напоказ то «подполье» (благодатное) души, те сокровенные «семена явлений», которые прежде были доступны только сознанию, искушенному в деле духовного просветления. Просматриваемый смысл современной истории, возможно, в том и состоит, что «смелый новый» виртуальный мир сближает общение с жизнью, даже помимо воли его создателей приучает пользоваться духовной просветленностью.

Не удивителен в таком случае всевозрастающий интерес современного человека к разного рода «психотренингам». Этот интерес как раз и помогает заново открыть ценность этноса, другими словами – ценность нравственно значимой жизни вне норм рациональной этики. Ибо «распустить» хватку разума, «оставить» себя – значит предоставить всему свободу творческих превращений и пребывать, как отмечал еще Хайдеггер, в состоянии «близости» (мы можем сказать: у-местности) со всем, что есть в мире.

Примечательно, что идентичности «пользователей» (не пользователей ли самой природы сознания?) в появившихся ныне «сетевых» сообществах сопутствует анонимность: это идентичность, обнаруживаемая в самом общении, преемственность истины как таковой. Подобная идентичность выковывает определенный личностный тип, соответствующий корпоративной личности с ее уникальной духовной «атмосферой» и коммуникативной средой. Общение в своем пределе переходит в чистую сообщительность. Секрет жизненности корпорации лежит по ту сторону и технических приемов, и «человеческого фактора». Мы уже можем предвидеть время, когда общество будет искать себе опору не в «разумном эгоизме», диктуемом индивидуальном сознанием, а, скорее, в «неразумном альтруизме», который укоренен одновременно в инстинктивных основах жизни и высших проявлениях человеческой духовности.

Икп Гу Вше

Профессор Тамкангского университета (Тайвань), профессор кафедры культурологи корпоративного предпринимательства.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!