Чудо с хлебами и рыбами или Чудесный улов
Христос изображен анфас, его руки раскинуты, в одной хлебы, в другой – рыбы, дары он передает своим последователям; их фигуры изображены в четверть и пол-оборота, но лица обращены к зрителям. Глаза всех изображенных увеличены и устремлены прямо на зрителей. Все образы представлены в рамках схематизированного, но земного пейзажа – они реально стоят на цветущей зеленой поверхности земли, правее и левее этой группы холмы и зеленые деревья и кустарники. Фон мозаики мягкий, смешанный, неяркий зеленовато-коричневатый с золотыми вкраплениями. В полном соответствии с каноном, симметрично по обе стороны от Христа изображены две пары братьев, которых Он призвал на озере: Иаков с Иоанном и Петр с Андреем (поэтому иногда эту мозаику называют «Чудесный улов»). Призванные в белых с голубым одеждах – цвета символизирующие духовную чистоту, святость, отрешенность от мирского; хлеба и рыбы они принимают покровенными руками, как Святые дары, которыми Христос причащает и благословляет апостолов.
Поклонение волхвов – это волхвы, друзья, хотя мне тоже не верится
Самое большое количество мозаик сохранилось в церкви Сан-Витале, Равенна, Италия, построенной императором Юстинианом в VI веке. Это была придворная императорская церковь, этим объясняется многообразие тем сюжетов и фонов, на которых они изображены. Причем, есть некоторая интересная особенность: сюжеты на зеленых, сине-голубых и редких белых фонах – чисто христианские, а цвета фонов – относятся к поздней античности. В целом зеленый фон преобладает, а золотой фон связан в основном с мозаиками алтаря.
|
|
базилика Сан-Витале, общий вид, фасад, интерьер центрального нефа и апсиды
базилика Сан-Витале, интерьер трансепта и свода ленточная мозаика на столбах и арках
Две мозаики на боковых стенах алтаря – две процессии. Одну возглавляет император Юстиниан, другую – императрица Феодора. Все фигуры одинаковы по росту, императоров выделяют пурпурные одежды, короны и нимбы. В изображении лиц императорской четы и епископа Максимилиана угадывается стремление художника передать портретное сходство, но застывшие позы, отрешенное выражение лиц, очертания фигур скрытые складками мантий лишают образы индивидуальности – это идеальные образы идеальных правителей, а не реальные люди. Но мозаика точно передает дух ромейского церемониала, официальную парадность, возведенную в ранг сверхземного.
император Юстиниан со свитой, мозаика императрица Феодора, со свитой, мозаика
У всех изображенных слишком большие, неподвижные глаза, а нимбы вокруг голов Юстиниана и Феодоры возводят этих живых людей, хотя и наделенных сакральной властью, в ранг святых. Именно эта традиция стала одной из причин возникновения иконоборчества. По мнению их современников, далеко не все императоры, императрицы и патриархи церкви были достойны столь высокого ранга, особенно при жизни.
|
|
В нижнем ярусе Юстиниан и Феодора в сопровождении свиты, преподносящие дары храму. Эта мозаика интересна тем, что указывает на явные различия в отношении православной ромейской церкви императору и императрице. Хотя их головы покрыты нимбами, но над головами Феодоры и стоящего между ней и Юстинианом патриарха – зеленая сень, а зеленый цвет – символ незавершенности духовного развития, большей «человечности».
Юстиниан и Феодора
На уровне второго яруса, в люнете, расположенном на трех арках находится очень интересная мозаика – комбинаторная или комбинированная. Ее содержание включает два основных сюжета, которые тесно связанны между собой. Между собой их связывает Троица. Последовательное их «прочтение» напоминает верующим о важных библейских событиях Ветхого Завета.
Гостеприимство и Жертвоприношение Авраама, мозаика
Скульптура
|
|
Очень мало скульптурных произведений было создано в византийский период. Тем не менее, скульптура использовалась в меньших масштабах в некоторых значительных небольших творениях эпохи.
Например, раньше он лепил небольшие художественные рельефы из таких материалов, как слоновая кость. Это в основном использовалось для украшения обложек книг, коробок с реликвиями и других подобных работ меньшего масштаба.
В то время как не было никаких значительных крупномасштабных скульптур (мозаика была предпочтительна для архитектурного украшения), более богатые люди Византии действительно просили создание скульптурных элементов.
Это произошло больше всего в Константинополе, столице империи. Там, в высшем обществе, были маленькие золотые произведения с некоторыми орнаментами для вышивания. Скульптурные произведения большего масштаба существовали на этом этапе истории человечества, но не в основном в византийский художественный период.
Резные фигурки из слоновой кости, которые чаще всего использовались для создания, были диптихами и триптихами с религиозной темой, представляющими библейские события, такие как распятие Христа..
Самостоятельная работа.
|
|
1. Римская мозаика создавалась, в отличие от византийской, для удовлетворения человеческих эстетических и утилитарных запросов членов высшего общества. А Византийская? Заполнить таблицу
Отличительные черты и особенности мозаичного искусства
№ | Частные и общие черты | Римская | Византийская |
1 | Задачи и области применения | ||
2 | Основные материалы | ||
3 | Особенности рисунка панно |
2. Технология изготовления византийской мозаики.
Византийская мозаика характеризуется художественным мастерством высокого уровня. В основе ее изготовление лежит штучный элемент. При правильном подборе цветов и форм всех элементов и фрагментов на выходе, у мастера-мозаиста получался художественный шедевр.
Распространенные формы штучных элементов:
1.
2.
3.
4.
5.
Основные этапы технологии изготовления мозаик:
1. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!